К вопросу оценки экономической эффективности маркетинговых инвестиционных проектов

Савченко М.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (64), Апрель 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Савченко М.В. К вопросу оценки экономической эффективности маркетинговых инвестиционных проектов // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 4. – С. 50-54.

Аннотация:
Для обоснования инвестиционных программ, в том числе маркетинговых проектов, необходимо владеть: а) финансовыми показателями и рыночными характеристиками деятельности предприятия, б) данными о работе службы маркетинга и сбыта, в) оценочными показатели доходов и расходов по инвестиционному проекту и т.д. А также характеристиками внешней среды, экономической и политической информацией о валютном курсе, налогах, уровне инфляции, процентных ставках и др., сведениями об используемых технологиях, ресурсах, связях с поставщиками и др.

Ключевые слова: маркетинг, инвестиционные проекты, экономическая эффективность



Окончание. Начало в № 3/2005

Для обоснования инвестиционных программ, в том числе маркетинговых проектов, необходимо владеть: а) финансовыми показателями и рыночными характеристиками деятельности предприятия, б) данными о работе службы маркетинга и сбыта, в) оценочными показатели доходов и расходов по инвестиционному проекту и т.д. А также характеристиками внешней среды, экономической и политической информацией о валютном курсе, налогах, уровне инфляции, процентных ставках и др., сведениями об используемых технологиях, ресурсах, связях с поставщиками и др.

В процессе технико-экономического обоснования инвестиционного проекта придерживаются следующих принципов:

‑ осуществлять моделирование экономических и денежных потоков;

‑ проводить обоснование с рассмотрением всех этапов жизненного цикла проекта;

‑ в расчетах учитывать фактор времени и инфляцию;

‑ учитывать факторы неопределенности и риска при реализации проекта;

‑ приводить варианты к сопоставимому виду;

‑ осуществлять балансирование денежных поступлений и выплат;

‑ оценивать последствия от осуществления вариантов деятельности фирмы с внедрением проекта и без внедрения проекта;

‑ предусматривать интересы участников проекта и учитывать затраты в смежных отраслях;

‑ учитывать возможный ущерб от замораживания инвестиций и т.д.

Инвестиции - денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, иное имущество, а также имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательства в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Различают три источника финансирования инвестиций:

  • Собственные средства предприятий.
  • Заемные и привлеченные внебюджетные источники (кредиты, фонды, оборудование, %).
  • Заемные и привлеченные бюджетные источники финансирования инвестиционной деятельности.
  • Схема расчета параметров маркетингового инвестиционного проекта может включать следующие этапы:

    I. Определение маркетинговых мероприятий в системе маркетинг-микса:

    П1 - товарная политика;

    П2 - ценовая политика;

    П3 - коммуникативная политика;

    П4 - сбытовая (распределительная) политика.

    II. Формирование экономических и денежных потоков по каждому про­екту.

    III. Оценка инвестиций по каждому проекту (или получение данных от менеджера).

    IV. Оценка NVR-чистой современной (текущей) стоимости (het present Value).

    V. Оценка сроков окупаемости проектов - Ток.

    VI. Оценка рентабельности проектов - PI (profit of Investments).

    VII. Оценка внутренней нормы доходов (возврата) - IRR (internal rate of return).

    VIII. Сравнение результатов и выбор наилучшего варианта инвестиций.

    Рассмотрим подходы к определению критериев, используемых для оценки эффективности инвестиционных проектов. Расчет чистой приведенной стоимости основан на сопоставлении величины, полученной инвестиции с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений в течение периода ее использования. Показатель чистой приведенной стоимости отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала фирмы или того подразделения, где внедряется проект. Выбор оптимального проекта осуществления проекта производят по критерию максимума среднегодового эффекта, т.е. ЧДД → max [1, 2, 3].

    Чистая приведенная стоимость (ЧПС), чистый дисконтированный доход (ЧДД) находится из выражения (Net Present Value, NPV):

    Внутренняя норма возврата (доходность, прибыль) ВНВ, (internal rate of return) — это показатель ставки дисконта, при которой величина приведенных результатов равняется приведенным затратам. ВНВ показывает под какую предельную ставку кредита можно реализовать проект, связанный с организацией маркетинговой деятельности.

    ВНВ находится из решения уравнения: где Э – эффект;

    С – затраты.

    Инвестиции оправданы, когда отношение выгоды больше единицы или больше нормативной величины, устанавливаемой инвестором.

    Срок окупаемости (возврата) - Токуп находится из решения уравнения:

    т.е. Токуп определяется временем, при котором NPV=0.

    Срок окупаемости показывает минимальное число лет, в течение которого полученные инвестиции (капитал) будут возмещены доходом от их использования.

    Так как большинство показателей, используемых при обосновании инвестиционного проекта имеют вероятностный, а не редко и неопределенный характер, то для повышения объективности экономической оценки проекта отдельные показатели проекта рассчитывают с учетом вероятности их значений.

    Риск рассматривается при этом как величина возможных потерь предприятием части активов, недополучения прибыли, ущербов от недоиспользования выделенных инвестиций.

    Определить риск, например, при вероятностном характере получения дохода, можно двумя методами:

    - как меры отклонения заданных вариантов дохода от ожидаемой величины дохода E (R);

    - как меры отклонения ожидаемой величины чистой приведенной стоимости (NPV).

    При заданных вероятностях получения дохода средняя ожидаемая величина дохода в будущем может оцениваться по формуле:где Rm – доход по каждому m-варианту;

    Pm – вероятность получения дохода по m-варианту;

    n – число вариантов.

    Тогда риск как мера отклонения заданных вариантов дохода от ожидаемой величины дохода E (R) определиться из выражения:

    где r – норма дисконта.

    Второй метод предполагает расчет ожидаемой величины чистой приведенной стоимости, NPV.где NPVm – чистая приведенная стоимость по m-варианту.

    В этом случае сначала дисконтируют доходы с учетом вероятности:

    NPVm = Rm / (1+r) – I,

    где I – размер инвестиций, величина которого одинакова по каждому варианту.

    ТогдаОтсюда ожидаемая величина Е (NPV), будет равна:где Pnm – вероятность исхода m получения доходов в году n.

    Относительный риск определяется из выражения:При необходимости определяют интервалы возможного изменения NPV в будущем и строят график распределения плотности риска проекта.

    Учет вероятности можно осуществить также заданием возможных уровней будущих объемов производства или изменением цены единицы продукции в течение расчетного периода.


    Источники:

    1. Анышин В.М. Инвестиционный анализ: Учеб. практ. пособие. -2-е изд. испр. - М.: Дело, 2002.
    2. Багиев Г.Л., Жданов И.А. Маркетинг взаимодействия: Интеграция. Координация. Контроллинг и аудит.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
    3. Методика (основные положения) определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений М.: Экономика, 1977.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:28:23