Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»3 / 2005

Женщины в бизнесе

Игнатенко Ольга Михайловна, г. Рубцовск, Алтайский край, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 74

Аннотация:
На протяжении многих лет считалось, что главное место в бизнесе занимают исключительно мужчины. Однако в 80-е годы ХХ века женский бизнес стал мощной экономической силой в странах Западной Европы и США. Это связано с тем, что научно-технический прогресс и переход к постиндустриальному обществу вызвали структурную перестройку экономики и быстрое развитие сферы услуг. Малые предприятия на рынке услуг создавались женщинами: небольшие закусочные, ремесленные мастерские, мини-магазины...

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Игнатенко О.М. Женщины в бизнесе // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 3. – С. 107-110.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


На протяжении многих лет считалось, что главное место в бизнесе занимают исключительно мужчины. Однако в 80-е годы ХХ века женский бизнес стал мощной экономической силой в странах Западной Европы и США. Это связано с тем, что научно-технический прогресс и переход к постиндустриальному обществу вызвали структурную перестройку экономики и быстрое развитие сферы услуг. Малые предприятия на рынке услуг создавались женщинами: небольшие закусочные, ремесленные мастерские, мини-магазины...

Обществу пришлось признать, что успехи женщин-предпринимателей в малом бизнесе значительнее и весомее. Этому способствует их коммуникабельность, интерес к людям, заботливость, меньшая амбициозность и другие черты женского характера. Однако путь женщин в бизнес не был легок и прост. Женщинам не хватало знаний, поддержки со стороны государственных органов.

Сегодня женщина-предприниматель в странах Западной Европы являясь равноправным партнером, ощущает постоянную поддержку со стороны государства. В некоторых странах, например, в ФРГ, разрабатываются специальные программы государственной помощи начинающим бизнесменам.

В США 30% объектов малого бизнеса находится в руках женщин. До 1970 г. на долю женского бизнеса приходилось 5% предприятий, в настоящее время – более 30%, в том числе 50% предприятий розничной торговли. Женщина-бизнесмен в американской экономике сегодня играет значительную роль, которая заключается во влиянии на структурную перестройку экономики, сокращению безработицы, на стабильность общества. В Англии женщины составляют 40% рабочей силы, однако, им принадлежит 10% постов менеджеров. В 1970 г. в Лондонской школе бизнеса одна женщина приходилась на 97 выпускников-мужчин, через шесть лет это соотношение составило 1:6. В 1985 г. во всех формах предпринимательской деятельности доля женщин составила 25%. Во Франции 54,7% рабочей силы составляют женщины, на административно-управленческих должностях – 5,4% [3].

Деловая женщина России – явление одновременно и привычное, и новое. Женщины дореволюционной России заявляли о себе на складывающемся рынке, многие из них  добивались успеха, не уступая первенства конкурентам – деловым мужчинам. По-видимому, сказывались такие национальные черты женщины, как самоотверженность, пренебрежение риском.

1917 год изменил рыночное понимание дела. В связи с реальным участием человека в общественном производстве «дело» стало трактоваться как деятельность. Таким образом, «деловыми» стали считаться те из женщин, кто наравне с мужчинами работали на поле, в цеху, лаборатории. Они совместили роли хранительницы семейного очага и непосредственного участника процесса создания общественного продукта.

Научно-технический прогресс повлек за собой профессионализацию производства. Деловые мужчины и женщины спешили приобрести высший образовательный статус – диплом об окончании вуза, а впоследствии и научную степень. Последняя тенденция не только сблизила шансы мужчин и женщин, но и дала известный приоритет женщинам. Годы перестройки вернули понятию «дела» рыночный, предпринимательский оттенок.

В обывательский обиход прочно вошло английское слово «бизнес», многозначное, но имеющее очень интересные этимологические оттенки: торговое предприятие, выгодная сделка, игра. Таким образом, социальная группа «деловых женщин» по своему составу шире, чем группа «женщины бизнеса». В ее структуре наиболее значимыми выступают группы женщин-профессионалов и женщин ‑ государственных служащих, каждая из которых имеет свои особенности, личностный типаж [1].

Группа «женщин бизнеса» находится в стадии становления, которая нуждается в систематическом мониторинге, требует специальных исследовательских проектов. По данным социологического исследования, 22,0% ведения успешного бизнеса принадлежит женщинам. Связано это с несколькими причинами.

Во-первых, существуют объективные факторы, препятствующие достижению успеха в бизнесе, к числу которых респонденты отнесли. Это ‑ замужество (99,1%), наличие детей (52,3%), предвзятое отношение мужчин (24,5%), недостаток образования (20,3%), скромность (40,2%).

Во-вторых, существуют также и факторы, стимулирующие женщин к занятию лидирующих позиций в сфере бизнеса. К ним респонденты отнесли: целеустремленность (33,3%), красота (22,2%), образование (22,2%), упорство (22,2%), гибкость ума (18,5%), обаятельность (14,1%), деловая «хватка» (11,2%), усидчивость (7,4%), коммуникабельность (7,4%), предприимчивость (7,4%). Не менее существенны собранность, ответственность, аккуратность, выгодные связи, хитрость и женская логика

Несмотря на сложившийся стереотип о неспособности женщин наравне с мужчинами организовать свое дело, а также о превосходстве мужчин, можно доказать его несостоятельность.

Во-первых, женщина и мужчина отличаются друг о друга по строению головного мозга: у женщин относительный вес мозолистого тела – пучка волокон, который связывает левое и правое полушарие – больше, чем у мужчин. Это обеспечивает лучший обмен информацией между полушариями. Помимо этого женскому уму интуиции присущи операции индуктивного плана: следствие от частного к общему, от деталей и отдельных признаков – к их целостному охвату. У мужчин интеллектуальные операции совершаются от общего к частному. Мышление мужчин более абстрактное и символическое, а у женщин – конкретное и образное. У женщин более развит эмоциональный и вербальный интеллект, способности восприятия, а у мужчин – зрительно-пространственный интеллект и технические способности [2].

Во-вторых, женщинам проще сделать карьеру в бизнесе, поскольку для продвижения в данной области необходимо быть заметным, и женщины в этом смысле имеют больше возможностей: элегантная одежда, эмоциональность.

В-третьих, профессиональное развитие женщины имеет более сложный и противоречивый характер и отличное от мужчины, для которого профессиональная деятельность является не только ведущей, но часто единственной сферой самореализации. Выполнение женщиной высокопрофессиональной функции способствует появлению новообразований в психике.

Другими причинами, объясняющими возможность достижения успеха женщинами в бизнесе можно считать наличие у них способности управлять собой, разумных личных ценностей, четкого осознания личных целей, стремления к постоянному личностному росту, нестандартного решения проблем, изобретательности и способности к инновациям, способности влиять на окружающих.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Мифология женской карьеры.// Управление персоналом.2003. №3 – с.
2. Яновская Ю. Индивидуальный стиль деятельности// Управление персоналом. 2003. № 6. – с.57-59.
3. www.bkg.ru/cgi-bin/new_detail.pl?id=6898&nm=1