Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»3 / 2000

Американская модель совершенствования налоговой службы

Гардаш Светлана Валерьевна, Институт США и Канады РАН, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
Каждый налогоплательщик США (физическое лицо, семья или коммерческая компания) самостоятельно заполняют налоговую декларацию установленной формы. В начале они указывают полную сумму полученных за год доходов, а, затем с учетом различных налоговых льгот, Заполненная налоговая декларация вместе с банковским платёжным чеком на эту суммы отправляется по почте в местное или федеральное налоговое ведомство.
Цитировать публикацию:
Гардаш С.В. Американская модель совершенствования налоговой службы // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 3. – С. 74-79.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Каждый налогоплательщик США (физическое лицо, семья или коммерческая компания) самостоятельно заполняют налоговую декларацию установленной формы. В начале они указывают полную сумму полученных за год доходов, а, затем с учетом различных налоговых льгот, сами или с помощью налоговых консультантов рассчитывают подлежащую выплате сумму. Заполненная налоговая декларация вместе с банковским платежным чеком на эту сумму направляется по почте в местное или федеральное налоговое ведомство.

Полученные налоговые декларации периодически подвергаются выборочной частичной (полной) проверке или налоговому аудиту (tax examination process), основную роль в проведении которого играет федеральная Служба Внутренних Доходов (СВД).

СВД США (Internal Revenue Service – IRS) была создана почти 140 лет назад в 1862 г. и с тех пор является крупнейшим подразделением Министерства финансов США (U.S. Department of the Treasury).

Она совмещает роли федеральной налоговой службы и налоговой полиции. Отвечает за сбор всех федеральных налогов, за исключением акцизных сборов на алкоголь, табачные изделия, огнестрельное оружие и взрывчатые вещества. Собирает основную часть налоговых поступлений через индивидуальные подоходные налоги и налоги на прибыль корпораций. Контролирует акцизы, имущественный налог, налоги на дарения и социальное обеспечение.

Организационная структура СВД включает центральный налоговый комиссариат в городе Вашингтон (округа Колумбия), 7 крупных региональных управлений и 62 местных налоговых округа, охватывающих все территорию США.

Центральный комиссариат отвечает за выработку и реализацию налоговых программ в рамках действующей национальной налоговой политики, а также руководит региональными управлениями. Непосредственную ответственность за сбор бюджетных налоговых поступлений несет персонал местных налоговых округов, который контролирует объем проводимых налогоплательщиками отчислений, выявляет факты нарушений налогового законодательства и ведет всю текущую работу с населением. В подчинении центрального налогового комиссариата находятся 10 специализированных сервисных центров обработки налоговых данных, которые получают всю отчетную документацию, поступающую из региональных округов, проверяют ее достоверность и хранят обширные компьютерные базы данных налоговых сборов по всем зарегистрированным налогоплательщикам страны.

Считается, что полной и доскональной налоговой проверке по всем своим платежам в течение жизни подвергается каждый американец. Результаты всех налоговых платежей и проверок записываются в специальные электронные и традиционные документальные досье, которые составляются поголовно на всех налогоплательщиков, являются практически неуничтожимыми вследствие многократного дублирования, охватывают весь период их жизни и сохраняются в течение длительного времени после смерти физических лиц или расформирования предприятий.

На основе таких досье по специальным запросам в случае необходимости могут составляться кредитные выписки (credit history records), которые являются важнейшими документами, подтверждающими финансовую благонадежность физических или юридических лиц, и проверяются всеми банковскими и кредитными учреждениями в установленных законом случаях.

Любое уклонение от уплаты налогов считается тяжким преступлением и неукоснительно жестко карается в судебном порядке строгими мерами наказаний вплоть до полной конфискации имущества и многолетнего тюремного заключения при отягчающих обстоятельствах. Немаловажным фактором является тесное сотрудничество СВД и Федерального бюро расследования США (ФБР), в местные отделения которого в установленном законом обязательном порядке, в частности, направляется информация о любых банковских переводах и единовременных выплатах наличными, превышающих 10 тыс. долл.

Во всех спорных случаях налогоплательщик вначале обязан полностью уплатить все установленные ранее налоговые сборы, включая штрафы, и лишь потом представить документальные доказательства возможности дополнительных скидок, по которым в случае подтверждения его правоты может выплачиваться последующая компенсация.

С целью ведения налоговых судебных процессов в стране действует специальный центральный налоговый суд (U.S. Tax Court) и его местные отделения. До недавних пор бремя юридического доказательства возможных налоговых ошибок и нарушений лежало полностью на налогоплательщиках. В этих условиях все американские семьи, не говоря уже о предпринимателях, ведут тщательный учет всех своих платежных счетов и любых других документов, подтверждающих финансовые поступления и любые, даже самые незначительные повседневные расходы и платежи.

Намного более сложной и трудоемкой является налоговая отчетность в корпоративном секторе. Ежегодная финансовая отчетность любой американской корпорации представляет собой несколько толстых томов в сотни страниц, составлением которых скрупулезно занимаются либо крупные отделы собственного бухгалтерского учета, либо привлекаемые на контрактной основе специализированные юридические и консалтинговые фирмы.

Если налогоплательщик не осуществляет налоговые выплаты в срок, то вступает в силу процесс налогового изъятия (tax collection process).

На первом этапе СВД высылает ему счет на недостающую сумму, а также перечень его прав и обязанностей по уплате налогов, установленных законом. Если налогоплательщик признает свою задолженность и представит в СВД документальные обоснования уважительных причин неуплаты, ему могут быть предоставлены различные возможности конкретных компромиссных платежных решений (payment solutions): ежемесячные частичные выплаты, отсрочки по оплате, снижение налоговых выплат.

По каждому случаю компромиссного налогового решения проводится полная налоговая аудиторская проверка для выявления сознательного преступного сокрытия доходов. Если налогоплательщик не реагирует на счета и извещения, а также уклоняется от встреч с агента­ми СВД дома и на работе для согласования компромиссных платежных реше­ний, его слу­чай переводится в разряд правонарушений. В таких ситуациях СВД имеет право выписать и передать к исполнению в банк должника ордер на право долгового удержания (“filling a lien” – реализация законного права истца оставить у себя собственность, принадлежащую ответчику, в качестве удовлетворения долговых претензий носителя такого права в отношении владельца собственности). А также провести конфискацию и продажу движимого и недвижимого имущества. На практике, ввиду частых компромиссных решений, такие случаи бывают достаточно редко. Например, в 1996 г. из зарегистрированных в США 6,6 млн. случаев сознательной неуплаты налогов, имущественной конфискацией и распродажей завершилось только 0,2%.

Важнейшей функцией СВД является осуществление процесса налогового аудита. Решения о начале такого процесса в отношение конкретного юридического или физического лица принимаются с помощью ряда специальных методов выборочного контроля. К их числу относятся следующие:

  • Компьютерное рейтинговое сканирование. Большинство поступающих в СВД документов по налоговым выплатам проверяется с помощью специальной компьютерной программы “DIF” (Discriminant Function System – “система дискриминантных функций”), которая проводит численный контроль параметров всех налоговых деклараций физических лиц и отдельных корпораций. В зависимости от величины вычисленных суммарных отклонений от средних статистических показателей по аналогичным группам налогоплательщиков программа присваивает просмотренным документам контрольные баллы. Обнаруженная величина такого балла выше установленного критического значения позволяет выделить наиболее подозри­тельные налоговые декларации из общего списка, для последующего детального рассмотрения налоговыми контролерами.
  • Ежегодный полный налоговый аудит крупных корпораций. В рамках программы “CEP” (Coordinated Examination Program – “программа координированной проверки”) СВД составляет и периодически обновляет списки крупных корпораций, налоговый аудит которых проводится ежегодно.
  • Выявление фактических несовпадений данных отчетных документов. Ряд отчетных форм налоговых деклараций специально предусматривают обеспечение возможности проведения перекрестных проверок одних и тех же контрольных параметров из разных источников. Основанием для проведения налогового аудита может стать, например, явное несовпадение декларируемых индивидуальных доходов с данными работодателей по выплаченной заработной плате или коммерческих банков о величине действующих учетных ставок.
  • Взаимосвязанные финансовые операции. Налоговому аудиту подвергаются все деловые партнеры, осуществлявшие любые связанные между собой виды переводных финансовых операций – переводы денежных средств, банковских документов, ценных бумаг, если в отношении одного из них ранее были выявлены основания для налоговой проверки.
  • Местные программы выборочного контроля. Служащие местных отделений СВД могут проводить собственные выборочные проверки по своим планам контроля за финансами конкретных лиц, предприятий или сегментов местного рынка, в отношении которых уже имелись прецеденты доказанного уклонения от уплаты налогов.

В случае несогласия налогоплательщика с результатами налогового аудита он ставится в известность о том, что имеет право в месячный срок направить апелляцию в СВД.

Если апелляция не поступает, СВД оформляет иск о налоговом взыскании и предоставляет нарушителю еще 90 дней для возможного обжалования указанного решения в налоговом суде (U.S. Tax Court). При этом ни окружной апелляционный суд (Circuit Court of Appeals), ни обычные окружные суды (District Courts) не принимают к рассмотрению налоговые апелляции до полной уплаты первоначально установленной суммы налоговых выплат СВД и получения обоснованных отказных решений о компенсации как от СВД, так и из налогового суда.

Понимая, что налоговые службы будут более эффективно работать, если найдут в лице налогоплательщиков не “врагов”, а своих деловых клиентов, законодатели США в конце столетия приступили к реформированию Службы Внутренних Доходов. Об этом мы расскажем в следующем номере журнала.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241