Приоритеты государственного регулирования в открытой экономике

Барт Т.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (63), Март 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Барт Т.В. Приоритеты государственного регулирования в открытой экономике // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 3. – С. 3-6.

Аннотация:
На протяжении всей своей истории человечество многократно пыталось установить справедливые принципы распределительных отношений и правового порядка в государственном и социальном устройстве. Это нашло отражение в традициях и гражданских устоях современного общества, которые в наши дни опираются на идеалы свободы и законодательно установленные демократические ценности.

Ключевые слова: государственное управление, законодательство, макросистема организации, открытая экономика

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



На протяжении всей своей истории человечество многократно пыталось установить справедливые принципы распределительных отношений и правового порядка в государственном и социальном устройстве. Это нашло отражение в традициях и гражданских устоях современного общества, которые в наши дни опираются на идеалы свободы и законодательно установленные демократические ценности.

Основной задачей цивилизованного государственного управления является поддержание в обществе конституционного порядка, при котором сохраняются признанные справедливыми принципы распределения материальных благ и создаются условия безопасной реализации индивидуальных прав и свобод. Декларация демократических ценностей и принципов справедливости, прежде всего, предполагает законное право каждого человека на защиту от посягательств на жизнь и индивидуальную свободу личности. Обязанностью демократического государства является создание и обеспечение в обществе внутреннего порядка, при котором право на жизнь и свободу личности надежно защищено и объявляется высшим и безукоснительным приоритетом.

Конструкция системы общественного порядка в демократическом обществе не может оставаться абстрактной идеологией, не обеспеченной реальным механизмом реализации основных функций законного права и контроля его исполнения. Поддержание системы контроля и порядка возлагается непосредственно на аппарат управления государством как его главная функциональная обязанность. Однако недостаточно возложить прямые обязанности на государство и сразу получить в обществе эффективную систему безопасности и порядка, которая при этом будет удовлетворять базовым демократическим принципам и свободам. Очевидно, что эффективность системы управления напрямую зависит от уровня методологической и научно-технической оснащенности. Поэтому задача организации безопасности и порядка в обществе требует постоянного развития и совершенствования методов и технологий контроля и регулирования информационных систем, отвечающих единым законам управления, которые реально существуют в природе и обществе.

Макросистемная организация любого политически независимого государства в теории управления рассматривается в качестве важнейшего функционального элемента в современной технократической структуре глобальной формации международного сообщества. Применение системного подхода в политологии, политической экономии и макроэкономике позволяет исследовать, структурировать и упорядочивать огромные неформализуемые области информационных связей и отношений, характеризующихся большой степенью неустойчивости и неравновесностью внутренних состояний.

Изучаемая в рамках методологии энергометрического и системного похода политическая, управленческая и организационная структура государства представляет целостность социально-экономических связей многоуровневого межэтнического и общенационального объединения. На каждом уровне сложной государственной иерархии существуют определенные принципы порядка и внутренней организации, согласно которым сохраняется целостность системы и обеспечивается равновесное состояние национального объединения.

Функциональное назначение управляющей подсистемы в структуре государственной организации заключается в исполнении, регулировании и контроле законности любых гражданских актов и отношений, возникающих в обществе, а также разрешении противоречий, связанных с обеспечением жизнедеятельности и безопасности. Внутреннее строение и механизм работы функциональной подсистемы управления необходимо рассматривать с точки зрения информационного и коммуникационного обеспечения политической вертикали власти и порядка в государстве и обществе.

В условиях необходимости сохранения органической целостности и единства страны, а также укрепления единой системы порядка в хаосе межнациональных отношений к управлению предъявляются повышенные требования в плане национальной безопасности, обеспечения жизнедеятельности, социальной и экономической устойчивости. Управление государством с точки зрения информационного метода рассматривается, прежде всего, как система различных по уровню и значимости процесса регулирования социально-экономических и политико-административных задач. Любое решение локальной задачи является элементом процессного регулирования, построенной по принципу коммуникационной последовательности и связанной в систему в соответствующем информационном порядке. Точно также любая система задач регулирования всегда предполагает определенный принцип оценки и выбора оптимальных управленческих решений, удовлетворяющих критериям заданных требований, условий и параметров.

Если рассматривать объект регулирования как развивающуюся систему, способную изменять свое состояние в определенных пределах устойчивости и противопоставлять внешнему воздействию энтропии собственный внутренний потенциал, то согласно существующим закономерностям естественной природы, наиболее значимым критерием оптимальности управленческих решений становится их способность приводить систему к более высокому уровню безопасного, стабильного и предсказуемого состояния устойчивости.

Таким образом, в энергометрическом подходе условия безопасности и стабильности системы как организма напрямую связываются с эффективностью регулирования и оптимальностью управленческих решений, обеспечивающих необходимое состояние устойчивости. Достижение состояния стабильности, в этой связи, выдвигается как заданная цель программного управления, которая достигается путем постановки задач регулирования и поиска все более совершенных методов их решения.

Система решения поставленной задачи управления предполагает определенную последовательность операций обработки информации, технологию которой представляет новое или известное ключевое решение. В результате «информационного производства» решения задачи на выходе процессной обработки создается модель регулируемой устойчивости, удовлетворяющая поставленной цели оптимального управления и критериям эффективности.

В процессе производства управленческой информации цели и задачи процессного регулирования ориентированы на поиск новых нестандартных методов и решения задач, обеспечивающих выживаемость системы в постоянно меняющейся агрессивной среде. Поскольку главным условием выживаемости такой системы является ее способность адаптации к новым угрозам, возникает необходимость постоянного совершенствования внутренних регулирующих функций, отвечающих за производство информации и накопление потенциала. Жизнеспособная система вырабатывает мгновенные реакции на малейшее изменение окружающей среды, прогнозирует потенциальный ход развития событий и принимает адекватные решения по изменению собственного состояния.

Действующая по принципу реакций организма жизнеспособная система государства вырабатывает нестандартные управленческие решения, позволяющие регулировать внутренний баланс устойчивости с учетом потенциальных изменений внешнего воздействия. При этом за счет накопления знаний о научно-технических методах и средствах управления увеличивается потенциал и самой государственной системы.


Страница обновлена: 19.04.2024 в 04:12:48