Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»2 / 2005

Малое предпринимательство и аутсорсинг

Шишков А, аспирант, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 24

Аннотация:
В настоящее время одним из основных направлений развития промышленности России является увеличение сети малых предприятий и использование аутсорсинга как современной модели предпринимательской деятельности, обеспечивающей предприятию дополнительное конкурентное преимущество.
Цитировать публикацию:
Шишков А. Малое предпринимательство и аутсорсинг // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 2. – С. 110-114.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В настоящее время одним из основных направлений развития промышленности России является увеличение сети малых предприятий и использование аутсорсинга как современной модели предпринимательской деятельности, обеспечивающей предприятию дополнительное конкурентное преимущество.

Аутсорсинг – элемент стратегии компании, при котором компания передает сторонней организации (как правило, малому предприятию) частично или целиком функцию производства продукции. При использовании аутсорсинга на начальном этапе крупные предприятия, прежде всего, избавляются от вспомогательных и обслуживающих бизнес-процессов (ремонта и сервисного обслуживания оборудования, уборки и т.д.). Затем освобождаются от ряда производственных бизнес-процессов, в целях высвобождения части ресурсов и концентрации их на участках основной деятельности предприятия. Разукрупнение может идти либо с образованием на базе крупной организации малых предприятий – аутсорсеров, основной задачей которых становится обслуживание этой организации, либо крупное предприятие приобретает необходимые услуги на стороне ‑ у малых предприятий-аутсорсеров.

Малые предприятия, принимая на себя очередной «обязательный» заказ, сотрудничают с другими крупными предприятиями. Это позволяет им увеличивать объем производимых товаров или услуг, что, соответственно, уменьшает размер постоянных издержек на единицу продукции. В результате, деятельность такого малого предприятия становится экономически выгодной, а стоимость производимого им товара или услуги снижается. В то же время, крупные предприятия, исключая из производственной цепочки ряд бизнес-процессов и передавая их малым предприятиям, имеют возможность сконцентрировать усилия на основной деятельности, упростить структуру управления, сократить объем расходов. Это позволяет эффективно решать существующие проблемы на крупных предприятиях, которые связаны с «усталостью» производства, ограниченностью ресурсов, а также невозможностью самому обеспечить конкурентоспособное качество и стоимость продукции.

Выделим пять основных причин перехода к использованию аутсорсинга:

1. Периодическое выполнение работ: ремонтные и сервисные работы, техническое обслуживание зданий и оборудования. Возможность избавиться от чрезмерных накладных расходов является основным мотивом перехода на аутсерсинг периодически выполняемых работ.

2. Изготовление простейших заготовок. Передача внутренних (не основных) процессов может существенно сократить расходы.

3. Операции или процессы, требующие специального оборудования.

4. Подстраховка на случай поломки оборудования. Предприятия, имеющие свои производственные мощности, могут использовать аутсорсинг, если собственное оборудование сильно изношено, и в случае его поломки можно переключиться на производство на стороне.

5. Аутсорсинг как бизнес-модель. Некоторые компании используют аутсорсинг, изначально определив, что производство будут осуществлять сторонние организации.

Однако прежде чем крупному предприятию принимать решение об использовании системы аутсорсинга, необходимо решить:

‑ каким образом должна быть оформлена передача бизнес-процессов и производственных ресурсов предприятия, чтобы, с одной стороны, максимально учесть интересы предприятия, а с другой стороны, обеспечить необходимую эффективность производственной компании в целом;

‑ каковы альтернативы использования ресурсов внутри самого предприятия;

‑ какие бизнес-процессы и ресурсы производственного профиля являются недостаточно эффективными, и каким образом определить те из них, которые могут быть предоставлены в пользование.

И только после решения этих вопросов предприятие может переходить к использованию аутсорсинга.

Сейчас аутсорсинг, несмотря на свое быстрое развитие, еще не очень распространен. Компании боятся потерять контроль, избегают доверять посторонним коммерческие тайны, многие из них не склонны к переменам. Кроме того, лишь немногие знакомы с принципами аутсорсинга. Однако считается, что аутсорсинг постепенно станет обычным делом для крупных компаний. Будет появляться все больше поставщиков услуг, которые будут либо занимать небольшие ниши, либо ориентироваться на самый широкий круг задач.

Необходимым условием аутсорсинга являются тесные, доверительные взаимоотношения заказчика и поставщика услуг. Это необходимо для обеспечения надлежащего выполнения аутсорсерами переданных заказчиком функций в установленные сроки. Аутсорсер должен быть допущен к необходимой информации заказчика и, наоборот, заказчик должен быть допущен к информации о работе аутсорсера. Это и приводит к необходимости тесной интеграции и росту доверия между заказчиком и аутсорсером.

Как показывает практика промышленно развитых стран, создание прибыльного, специализированного эффективного производства невозможно без малого предпринимательства и развития аутсорсинга.  

Малое предпринимательство выполняет важные экономические функции, такие как:

‑ функция работодателя;

‑ насыщения регионального рынка товарами и услугами;

‑ катализатора научно-технического прогресса (венчурные предприятия);

‑ функции малого предприятия как агента рыночных отношений, включая кооперацию и конкуренцию;

‑ налогоплательщика финансовых средств в местные и региональные бюджеты и т.д.

К концу 2004 года количество малых предприятий в России заметно увеличилось и составило 950 тыс., а количество занятых на них – около 8,3 млн. человек, что составляет 17% всех наемных работников. Наметившаяся в 2004 году положительная динамика (рост числа занятых на малых предприятиях составил 3%, объем производства товаров и услуг по сравнению с 2003 годом увеличился на 33%) во многом обусловлена осуществлением в 2003-2004 годах государственной политики по следующим направлениям:

‑ упрощению и ускорению процедуры регистрации юридических лиц с использованием принципа «одного окна» в течение 5 рабочих дней;

‑ введению трехлетнего моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении вновь созданных малых предприятий;

‑ установлению единых правил по всей территории Российской Федерации по специальным налоговым режимам (упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход).

Хотя правительство Российской Федерации постоянно осуществляет различные меры поддержки, обеспечить качественную динамику роста общего числа субъектов малого предпринимательства и увеличения их вклада в экономику страны пока в полной мере не удается.

Все это связано с тем, что в России все еще существуют факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства, а именно:

‑ нестабильность общеэкономических и правовых условий работы, частые и не всегда оправданные изменения в законодательной базе;

‑ трудности получения необходимых помещений, кредитов, инвестиций, информации и т.п.;

‑ высокие кредитные ставки, ненадежность банков и других финансовых институтов;

‑ низкий уровень деловой и правовой культуры у большинства предпринимателей;

‑ несовершенство механизма государственного регулирования малого предпринимательства.

Таким образом, решение этих проблем и государственная поддержка, направленная на развитие малого предпринимательства, будут положительно сказываться и на эффективности его взаимодействия с крупными производствами, для которых аутсерсинг является инструментом, позволяющим оптимизировать производственную систему, исходя из компромисса между издержками, ценой и качеством продукции и/или услуг компании.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241