Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»2 / 2005

Аналитико-трансакционные работы в управлении государственными материальными резервами

Храмешкин Н И, канд. экон. наук, соискатель ученой степени доктора экономических наук, СПбГУЭФ, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 87

Аннотация:
В условиях конкуренции и часто меняющейся рыночной ситуации определяющее значение приобретает трансакционная деятельность. На первый взгляд, она носит узкий характер, поскольку направлена на совершение деловой сделки-трансакции, что равносильно установлению хозяйственных связей между субъектами экономической системы. Однако, тщательная проработка трансакционных операций обеспечивает оптимальное функционирование логистических процессов – потоков и запасов. Поэтому трансакционную деятельность следует рассматривать в широком смысле как необходимое условие эффективной работы в любой сфере менеджмента. Трансакционный подход необходимо использовать и в управлении государственными материальными резервами.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Храмешкин Н.И. Аналитико-трансакционные работы в управлении государственными материальными резервами // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 2. – С. 106-109.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В условиях конкуренции и часто меняющейся рыночной ситуации определяющее значение приобретает трансакционная деятельность. На первый взгляд, она носит узкий характер, поскольку направлена на совершение деловой сделки-трансакции, что равносильно установлению хозяйственных связей между субъектами экономической системы. Однако, тщательная проработка трансакционных операций обеспечивает оптимальное функционирование логистических процессов – потоков и запасов. Поэтому трансакционную деятельность следует рассматривать в широком смысле как необходимое условие эффективной работы в любой сфере менеджмента. Трансакционный подход необходимо использовать и в управлении государственными материальными резервами.

Практическая необходимсть госрезервов очевидна. Концептуально они отображаются в модели межотраслевого баланса, согласно которой произведенная продукция каждой отрасли распределяется на производственные нужды в виде межотраслевых поставок и на конечное потребление. Последнее, в свою очередь, подразделяется на три составляющие: личное потребление, экспорт и государственный резерв. Следовательно, госрезерв может рассматриваться и как интегрированный потребитель, и как оптовый покупатель на рынке материальных ресурсов. В связи с этим возникает проблема рационального использования финансовых средств, ассигнуемых бюджетом на закупку материальных ресурсов для нужд госрезерва. Решение данной проблемы должно осуществляться с помощью системы трансакционных операций.

Закупки материальных ресурсов для создания и восполнения госрезерва могут осуществляться двумя способами: а) с помощью специальных торгов (тендеров); б) путем непосредственных контактов с предприятиями-поставщиками. И в том и в другом случае должно соблюдаться требование оптимизации закупок, что является предметом трансакционной деятельности.

Для выполнения государственных закупок должны быть реализованы следующие трансакционные операции:

- определена номенклатура необходимых материальных ресурсов для нужд госрезерва в соответствии с его назначением и структурой;

- рассчитаны потребности в материальных ресурсах по номенклатурным группам на основе действующих или проектируемых норм и нормативов;

- обоснованы дислокации материальных запасов в составе госрезерва;

-  изучены конъюнктуры рынка закупок;

- проведен ценовой анализ и сформированы цены закупок на соответствующие материальные ресурсы;

- рассчитаны денежные средства на закупку материальных ресурсов с учетом цен закупки при имеющихся бюджетных ограничениях;

- выявлены реальные и потенциальные поставщики;

- разработаны условия закупок, включая качество продукции и режим выполнения поставок;

- сформированы системы критериев для оптимизации выбора поставщиков;

- разработан регламент проведения торгов (тендеров);

- отобраны предприятия для участия в торгах (тендерах);

- организовано проведение деловых переговоров и заключение коммерческих сделок по поставкам продукции для нужд госрезерва.

Как следует из приведенного перечня, все трансакционные операции выполняются на основе информации (преимущественно аналитической). Поэтому трансакционная деятельностъ включает в себя комплекс аналитических работ. Выполнение такого рода операций в целом базируется на анализе рынков соответствующих материальных ресурсов. Кроме того, необходимо анализировать расходование запасов из госрезерва за определенный период, включая контроль сроков «пролёживания» материальных ресурсов с целью их «разбронирования» и дальнейшей реализации на рынках средств производства и предметов потребления.

Для управления запасами в госрезерве целесообразно использовать АВС-анализ, когда объектом исследования становятся номенклатура и стоимость запасов.

Группу «А» составят запасы ограниченной номенклатуры (порядка 5-10 % от общего количества позиций), на долю которых приходится основная стоимость хранимого запаса на данный момент (75-85 %). Группу «С» образуют материальные ресурсы весьма широкой номенклатуры (до 80 %), но в сумме относительно невысокой стоимости (до 10 %). Группа «В» занимает промежуточное положение.

Исходя из такой классификации запасов в госрезерве материальные ресурсы группы «А» управляются в рамках специфицированной номенклатуры с помощью непрерывной системы контроля их состояния. Для групп «В» и «С» предусматривается групповая номенклатура с разной степенью укрупнения по соответствующим номенклатурным группам с дискретным контролем состояния. Кроме того, на основании распределения материальных ресурсов по группам «А», «В» и «С» производится деление складских помещений на зоны соответственно этому распределению.

Особое место в трансакционной деятельности занимает анализ, так называемой, «поставкоспособности» каждого реального и потенциального предприятия-поставщика. Информационной базой такого анализа являются данные об уже выполненных поставках не только для нужд госрезерва, но и другим предприятиям-потребителям.  «Поставкоспособность» исследуется и оценивается с помощью известного в логистике XYZ-анализа, согласно которому все предприятия-поставщики подразделяются на три группы – X, Y, Z. В общем виде с помощью XYZ-анализа оценивается качество и уровень параметров функционирования логистической системы товародвижения, в частности, «поставкоспособность».

К группе «Х» относятся предприятия-поставщики с безупречным качеством поставок, что выражается в полном и точном соблюдении всех условий договорных обязательств. Группу «Y» составляют предприятия приемлемого уровня «поставкоспособности», но требуется определенная корректировка организации поставок, что вполне может быть достигнуто в процессе выполнения поставок. И, наконец, группа «Z» включает в себя предприятия неприемлемого качества «поставкоспособности».

По-существу, параметры группы «Х» образуют, так называемый, бенчмаркинг логистической системы, т.е. идеальную модель или эталон, к которому следует стремиться при организации материальных потоков, в том числе и при осуществлении закупок материальных ресурсов для нужд госрезерва. Иными словами, бенчмаркинг есть цель трансакционной деятельности.

Указанный вид деятельности порождает соответствующие затраты – трансакционные издержки. Такие издержки относятся к группе имплицитных (скрытных), но в то же время полезны, и как таковые являются объектом управления. Последнее означает, что не следует добиваться огульного сокращения трансакционных издержек – наоборот, они могут быть увеличены до определенного нормативного уровня, поскольку возрастание величины трансакционных издержек вполне покрывается достигаемым эффектом. Следовательно, эффективность трансакционной деятельности в сфере государственного резерва должна оцениваться не столько экономией денежных средств, сколько достигаемым максимумом полезности закупаемых материальных ресурсов для нужд госрезерва при имеющихся финансовых ассигнованиях.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241