Конфигурация функциональных зон встречной торговли

Киппер И.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (62), Февраль 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Киппер И.Л. Конфигурация функциональных зон встречной торговли // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 2. – С. 101-105.

Аннотация:
Проблемы организации встречной торговли в последние годы достаточно редко выносятся на страницы российской экономической литературы. Причина подобного феномена на первый взгляд не только является объективной, но и лежит на поверхности.

Ключевые слова: торговля, бартерные сделки, дефицит валюты

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Проблемы организации встречной торговли в последние годы достаточно редко выносятся на страницы российской экономической литературы. Причина подобного феномена на первый взгляд не только является объективной, но и лежит на поверхности. Вполне очевидно, что главным его лейтмотивом служит следующее обстоятельство...

Бартер (одно из направлений встречной торговли) перестал доминировать в отечественной практике товарного обмена. Здесь следует констатировать, что если доля реализации товара по бартеру в 1996-1998 годах в РФ в среднем по промышленности несколько превышала 50%, то сегодня она снизилась, преодолев, по разным оценкам, отметку в 15%.

Существуют все основания полагать, что утрата научного интереса к отмеченным выше проблемам является преждевременной. Чтобы аргументировать свою позицию, необходимо напомнить некоторые вопросы эволюции бартерных отношений в РФ и осветить их с позиции современных тенденций развития отечественной и мировой экономики. Однако переход к ним нуждается в предварительном рассмотрении типологии форм встречной торговли, что диктуется необходимостью априори расширить границы видения проблем, свойственных такой торговле на практике.

Встречная торговля соотносится с коммерческой практикой, при которой продажа увязывается с закупкой товаров (услуг), либо, наоборот, закупка товаров обусловливается продажей при полном или частичном отказе от использования механизма финансового урегулирования сделок. Обращение к ней стимулируется, главным образом, сложившейся в мировой экономике финансовой платежной ситуацией, которая характеризуется дефицитом иностранной валюты в целом ряде стран. Наряду с этим необходимо учитывать, по крайней мере, еще четыре фактора:

‑ завышение курса местной валюты, ввиду чего искусственно завышенные импортные цены должны компенсироваться высокими экспортными ценами;

‑ необходимость сокрытия реальных экспортных цен в условиях ограничения международной конкуренции картельными соглашениями;

‑ возможность использования встречной торговли как средства содействия маркетингу, т.е. содействия активному продвижению национальных товаров на мировых рынках;

‑ снижение рисков для недостаточно платежеспособных стран, возникающих при погашении внешней задолженности.

Помимо приведенных выше, в основе встречной торговли могут лежать факторы, имеющие более частный характер, связанные со спецификой конкретных товаров, стран и регионов. Эти факторы в конечном итоге определяют динамику и сферу операций по встречной торговле. Ее доля в международном товарообороте сегодня значительна ( примерно 30-40%), вследствие чего типология ее форм во многом определяется следующими видами внешнеторговых сделок:

- бартерные сделки;

- торговые компенсационные сделки (когда партнеры обмениваются товарной продукцией, учитывая их конкретную денежную стоимость, а взаиморасчеты осуществляют путем зачета взаимных требований);

- промышленные компенсационные сделки или компенсационные соглашения (предусматривают продажу поставщиком машин и оборудования, технологий и т.п. в обмен на встречные поставки сырья и полуфабрикатов, выпускаемых на поставленном оборудовании.);

- поставка на компенсацию (характерная при импорте крупных промышленных объектов, когда покупатель, изучив их комплектацию, предлагает заменить отдельные компоненты или комплектующие узлы и т.п. на отечественные в целях уменьшения стоимости этих объектов);

- компенсационный лизинг;

- выкуп устаревшей техники или устаревших модификаций продукции производственно-технического назначения;

- обратные закупки (когда поставщик обязуется закупить продукты конечной переработки поставленной им покупателю продукции);

- взаимные или встречные закупки (когда продавец поставляет покупателю товар на обычных коммерческих условиях и одновременно берет на себя обязательство закупить у него встречный товар в размере определенного процента от суммы основного контракта);

- авансовые закупки (когда выручка экспортера зачисляется на специальный счет в банке импортера, затем после накопления на нем соответствующей суммы импортер производит свой товар);

- операции на давальческом сырье или толлинговые сделки;

- приграничная торговля товарами народного потребления.

Приведенный перечень сделок не является исчерпывающим (существуют также рамочные соглашения и т.п.) и не претендует на точное отражение их иерархии. Однако один аспект здесь не вызывает никаких научных сомнений. Это тот факт, что центральное место во всем диапазоне форм встречной торговли занимает бартер.

В экономических словарях «бартер» традиционно определяется как форма натурального обмена. Однако сегодня все большую популярность среди специалистов завоевывает другое его определение, согласно которому бартер - это вид обмена какими–либо правами собственности на товары (услуги или выполнение работ), когда взаимная передача таких прав является необходимой частью обмена независимо от того, оплачивается она деньгами или нет.

Бартер имеет ряд специфических черт, обособляющих его в числе прочих форм встречной торговли. Характерными его особенностями считаются:

1) разовый характер бартерной сделки;

2) участие в бартерной сделке чаще всего двух сторон;

3) оформление сделки одним контрактом;

4) относительно короткий, в сравнении с другими формами встречной торговли, срок исполнения сделки (один или два года).

Заключение международных бартер­ных сделок часто преследует следующие цели:

1) смягчение проблемы инвалютного финансирования импорта;

2) упрощение порядка расчетов;

3) расширение возможности внедрения на рынок страны-контрагента;

4) дополнительная возможность получения импортного оборудования в обмен на товар, реализация которого затруднена на обычных коммерческих условиях.

Преимущества и недостатки подобных сделок с точки зрения интересов отдельных предприятий и государства в целом различаются. Следует отметить, что в последнем случае стороннему наблюдателю отделить экономические интересы от политических не всегда представляется возможным. В первом случае, как уже упоминалось выше, бартер обычно выступает для поставщиков инструментарием международного маркетинга, который на практике приобретает черты рекогносцировки национальных рынков перед началом коммерческих продаж. Однако некоторые поставщики обращаются к бартеру и как к способу снижения торгового риска, концептуальным стержнем которого служит модель «заложника». В основе этой модели, как известно, лежит следующая закономерность. Отношения взаимной надежности покупателя и поставщика усиливаются, когда товарный обмен между ними приводит к осуществлению обеими сторонами инвестиций в их специализированные активы, т.е. когда контрактные отношения между ними выводятся за рамки их естественных границ. Кроме того, обращение ряда поставщиков к бартеру диктуется необходимостью преодоления нетарифных барьеров или ограничений. В этом случае взаимный характер поставок может оказаться решающим фактором в продвижении экспортных товаров.

Согласно экономической теории не существует правдоподобных выгод от непрерывного товарообмена между сторонами. Если же он носит краткосрочный характер, то обращение к нему само по себе является случайным, например, в результате непредвиденного рассогласования спроса и предложения, а значит, и допустимым явлением. Причиной этого рассогласования в соответствии с теорией дефицита является «рыночное трение», возникающее, в том числе, из-за ошибок поставщика в прогнозировании спроса и неинформированности потребителей. Государственная политика, таким образом, может допускать использование преимуществ бартерных отношений до тех пор, пока они не становятся повседневной практикой и, тем самым, начинают препятствовать развитию национальной экономики. В пользу этого положения свидетельствует, в частности, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), согласно которому считается, что бартер не соответствует принципам недискриминации и многосторонности торгового обмена. Другим доводом в его пользу служит то обстоятельство, что бартер часто используют развивающиеся государства. Здесь уместно отметить, что независимо от уровня развития экономики какой-либо страны, национальная бартерная активность в период кризиса или регрессии возрастает.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:49:27