Функциональный ресурс логистики в организации государственных закупок инвестиционных товаров

Афанасьев М.В., Щербаков В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (61), Январь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Афанасьев М.В., Щербаков В.В. Функциональный ресурс логистики в организации государственных закупок инвестиционных товаров // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 1. – С. 9-14.

Аннотация:
Инициаторами постановки решения государственных задач и обоснования необходимости их решения программными методами выступают как органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, так и юридические, и физические лица. При этом федеральные программы решают проблемы только общенационального уровня.

Ключевые слова: инвестиционные проекты, государственные целевые программы, государственные закупки

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Продолжение. Начало в № 11, 12 /2004

Инициаторами постановки решения государственных задач и обоснования необхо­димости их решения программными методами выступают как органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, так и юридические, и физические лица. При этом федеральные программы решают проблемы только общенационального уровня.

В соответствии с основными положениями теории государственного макроэкономического регулирования в перечень приоритетных проблем, подлежащих программной проработке, включаются:

‑ социальное развитие страны, в том числе повышение ее экологической безопасности;

‑ поддержка эффективных и свертывание бесперспектив­ных и устаревших производств;

‑ развитие инфраструктуры, необходимой для структурных преобразований;

‑ эффективное использование ресурсов и сохранение ценного научно-технического потенциала;

‑ сбалансированность производства и платежеспособного спроса;

‑ диверсификация экспортного потенциала.

Отбор общенациональных проблем для решения на федеральном уровне осуществляется по следующим основным критериям:

‑ значимость для крупных структурных изменений и повы­шения эффективности экономики, отдельных ее отраслей и регионов, социальной сферы, обеспечения экологиче­ской безопасности;

‑ невозможность комплексного их решения в приемлемые сроки с использованием рыночного механизма и необхо­димость государственной поддержки;

‑ новизна и высокая эффективность технических, организа­ционных и иных мероприятий, необходимых для широко­масштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений;

‑ взаимоувязанность программных мероприятий.

При обосновании выбора и решения проблем руководствуются целями социально-экономического раз­вития, прогнозами общегосударственных потребностей и финан­совых ресурсов, результатами анализа экономического, социаль­ного и экологического состояния страны, внешнеполитически­ми условиями. Перечень целевых программ формируется в непосредственной связи с разработкой бюджета на очередной год.

В одном ряду с федеральными программами находятся программы субъектов федерации и других административно-территориальных единиц, не имеющих такого статуса, ‑ все они разграничиваются по масштабу реализации и составу исполнителей. В отличие от федеральных программ, являющихся общесистемными, программы административно-территориальных единиц могут быть причислены к категории локальных программ, учитывая, что они соотносятся с общесистемными программами по принципу соотношения системы и ее подсистем.

По совокупности характеристик (масштаб реализации, характер доминирующей цели и влияние на развитие национальной экономики, содержательная направленность, характер разрешаемых проблемных ситуаций, характер организационно-технологических связей между программными мероприятиями и исполнителями и др.) федеральные и региональные программы упорядочиваются по классам:

- общегосударственные программы, направленные на достижение крупных социально-экономических целей, охватывающие одновременно различные области производственной и непроизводственной деятельности, связанные с решением общественных, природно-экологических, международных проблем;

- функциональные многоотраслевые программы, ориентированные на решение крупной проблемы, связанные с развитием группы отраслей или осуществлением важнейшей межотраслевой функции;

- крупномасштабные региональные программы, цель которых состоит в пре­­образовании крупного региона на основе освоения и комплексного исполь­­зования природных ресурсов, ускоренного развития ведущей отрасли эко­номики в регионе, его хозяйственного развития за счет особо важного объекта;

- межотраслевые и межрегиональные программы целевого развития, которые могут быть направлены на решение узловой проблемы одной отрасли (региона), возможное лишь за счет осуществления комплекса крупных взаимосвязанных мероприятий многих отраслей, на ликвидацию диспропорций и узких мест, имеющих общенациональное значение; на ускорение научно-технического и социально-культурного прогресса в определенной сфере;

- объектно-ориентированные организационные и строительные программы, имеющих целью формирование хозяйственных систем на основе нового строительства, реконструкции, а также реорганизации действующих объектов на более высоком научно-техническом и экономическом уровне.

Каждая из целевых программ установленной классификационной группировки интерпретируется как инвестиционная в той мере, в какой она решает проблемы развития социально-экономической системы и предполагает осуществление инвестиций в форме капитальных вложений. Инвестиционная атрибутивность целевой программы прослеживается из ее содержания, где помимо прочей информации:

1) наименование, период реализации; органы управления, утвердившие (одобрившие) программу, дата утверждения; ос­новные цели, задачи и мероприятия, направленные на полное или частичное решение проблемы; этапы и механизм реализа­ции программы;

2) перечень и стоимость проводимых научно-исследо­вательских, проектно-конструкторских и технологических разра­боток;

3) развитие производства по выпуску программной продук­ции; доля импортзаменяющей продукции в общем объеме про­изводства;

4) оценка эффективности, а также социально-экономичес­ких и экологических последствий реализации программы;

5) организация управления программой и контроля за ходом ее выполнения, - представляются данные о капитальных вложениях и источниках их финансирования.

Традиционно в качестве источников инвестиций целевых программ рассматриваются денежные средства. Однако обоснования методических приемов составления программной и ресурсно-целевой матриц доказывают, что финансирование программных мероприятий может быть осуществлено в форме товарных инвестиций, посредством финансирования производства инвестиционных товаров с использованием механизма государственных закупок. Обычная схема финансирования в данном случае трансформируется через направление финансовых потоков в сферу производства этих товаров с последующим их распределением среди исполнителей программы. При этом должен действовать принцип конкурсных торгов за право получения денежных средств из финансовых источников в одном случае, и получения инвестиционных товаров ‑ в другом.

При таком подходе программная и ресурсно-целевая матрицы могут быть использованы в качестве аналитико-информационных средств программно-целевого метода государственной логистики, формирующих процедуры реализации государственного заказа.

Вопросы ресурсного обеспечения потребности должны прорабатываться в рамках ресурсно-целевой матрицы, в том числе путем формирования ресурсных программ и ресурсопроизводящих программ. При этом показатели ресурсных и ресурсопроизводящих программ должны интерпретироваться как государственный заказ на производство и поставку инвестиционных товаров, подлежащий размещению среди поставщиков (производителей) на конкурсной основе. Исчисленный изначально в натуральном выражении, он должен быть подкреплен расчетами денежных потребностей на реализацию, что и определит объемы финансирования ресурсного обеспечения целевой программы.

В рамках предложенной схемы финансирования целевой программы через товарные инвестиции предполагается использование бюджетных и внебюджетных источников средств ‑ государственных Банков развития и Бюджета развития, работающих на принципах возвратного финансирования.

Наше мнение основано на том, что в течение определенного времени государствен­ная банковская система должна компенсировать отсутствие эффективно работающего рыночного механизма внутри- и межотраслевого перелива капитала. Это сочетание достигается соответствующей двухуровневой конструкцией системы государственных институтов, которая могла бы состоять:

а) из Российского Банка развития, выполняющего задачу привлечения инвестиций для реализации приоритетных направлений социально-экономической политики государства;

б) специализированных отраслевых и функциональных Банков раз­вития, обеспечивающих поддержание необходимого уровня инвестицион­ной активности в соответствующих отраслях российской экономики.

Средства Бюджета развития могут быть привлечены вследствие того, что по закону он является инвестиционным институтом и предназначен для кредитования инвестирования и гарантийобеспечения инвестиционных проектов. При этом претендент – участник конкурса на получение финансирования ‑ имеет право выбора среди следующих двух форм государственной финансовой поддержки инвестиционных проектов:

а) выделения средств Бюджета развития Российской Федерации на возвратной и платной основе для финансирования расходов по осуществлению инвестиционного проекта;

б) предоставления государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ с последующей их реализацией на рынке ценных бумаг и внесением выручки от реализации в доход Бюджета развития Российской Федерации.

Согласованность решения о привлечении средств Бюджета развития с общими принципами государственной логистики просматривается в том, что в рамках первой схемы финансирования действует правило «связанного кредитования», в соответствии с которым государство не пере­водит заемщику бюджетные деньги, а оплачивает товары и услуги, требуе­мые для реализации проекта на условиях тендера среди поставщиков.

В обеспечение описанных процедур предложено использовать процессуальные модели, построенные с применением методов динамических балансовых расчетов, модифицированных с учетом факторов неопределенности и риска в целях оптимизации распределения инвестиционных ресурсов по отраслям экономики. Они предназначены для того, чтобы обосновывать круг потенциальных участников конкурсных торгов.

Окончание следует


Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:52:37