Доверительное управление имуществом лесопарковых структур как фактор повышения их предпринимательской привлекательности

Алимусаев Г.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (52), Апрель 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Алимусаев Г.М. Доверительное управление имуществом лесопарковых структур как фактор повышения их предпринимательской привлекательности // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 4. – С. 103-106.

Аннотация:
Анализ зарубежной и отечественной хозяйственной практики свидетельствует о реальных и весьма значительных возможностях повышения устойчивости лесопарковых структур и привлечения в них дополнительных инвестиций на основе развития трастовых отношений[1] с учетом эффективного использования механизма доверительного управления имуществом.

Ключевые слова: лесопарковые организации, доверительное управление, трасты

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Анализ зарубежной и отечественной хозяйственной практики свидетельствует о реальных и весьма значительных возможностях повышения устойчивости лесопарковых структур и привлечения в них дополнительных инвестиций на основе развития трастовых отношений [1] с учетом эффективного использования механизма доверительного управления имуществом.

Вследствие сложившегося в последние годы социально-экономического положения, у местных властей систематически не хватает средств на содержание лесопарков. Соответственно, и у региональной власти возникают сложности, связанные с эффективной реализацией своих полномочий в этой сфере. Современные реалии показывают, что бюджетами всех уровней сегодня осуществляется в основном лишь частичное финансирование текущих расходов лесопарков. Вместе с тем, многие регионы России фактически уже переживают экологический кризис, близкий к катастрофе, который может иметь очень серьезные социальные последствия.

Анализ экспертных оценок и реальной практики свидетельствует, что существующее положение многих организаций госсектора и невысокая эффективность управления ими связаны, мягко говоря, с недостаточной заинтересованностью собственников в лице органов госуправления. Таким образом, решение проблем организации внебюджетного инвестирования в лесопарковую сферу не может и не должно более откладываться.

Разумеется, существенную роль в повышении рыночной устойчивости лесопарковых организаций может сыграть рациональная диверсификация их работ, в частности, улучшение использования собственного ресурсного потенциала, включая, например, реализацию отходов лесоустройства. Но вряд ли стал бы оправданным отказ от других эффективных организационно-экономических решений, в том числе и от развития трастовых отношений.

Мнение о том, что для страны и ее лесов будет лучше, если значительная их часть окажется в руках арендаторов с последующей передачей лесов в доверительное управление под четким государственным контролем, разделяют и высокопоставленные отечественные эксперты [1]. Эта позиция может быть аргументирована ссылкой на положение в лесном хозяйстве Финляндии, где в собственности различных компаний и частных лесовладельцев находится около 70 % лесных земель [2].

Безусловно, в ходе развития механизма доверительного управления имуществом лесопарковых структур необходимо помнить предостережение К.Ф. Тюрмера об опасности передачи леса «в руки людей, для которых … дальнейшее существование (ресурсов, т.е. леса ‑ Г.А.) безразлично и главная задача которых - взять временно много денег» [3, с. 23]. Вместе с тем, переход от преимущественно административных к экономическим методам регулирования и поддержки деятельности лесопарковых структур путем развития косвенных (трастовых) рычагов воздействия с сохранением оправданного уровня контроля за результатами хозяйствования будет способствовать:

а) притоку инвестиций;

б) принятию новых управленческих решений;

в) повышению качества лесохозяйственных работ и росту эффективности их выполнения;

г) сокращению издержек.

Произойдет, в частности, снижение бюджетной нагрузки, а местные власти избавятся от ряда специфических и трудновыполнимых функций управления финансово-хозяйственной деятельностью лесопарков.

Исходя из собственного опыта, автор считает возможной и целесообразной передачу в доверительное управление целого ряда объектов и направлений лесопаркового хозяйства. К ним могут быть отнесены:

‑ участки, пригодные для проведения спортивных мероприятий (пейнтбол и т.д.), не ухудшающих экологическую ситуацию;

‑ участки, на которых возможен допустимый сбор ягод, грибов, лекарственных растений (чаги и пр.);

‑ прудовые хозяйства, используемые для коммерческого рыболовства;

‑ переработка отходов лесоустройства и т.д.

На практике развитие механизма доверительного управления имуществом хозяйствующих субъектов сдерживается рядом факторов.

Существенной проблемой в настоящее время является разработка новой законодательной и нормативно-правовой базы, реформирующей сложившиеся подходы к функционированию лесопарковых структур. По нашему мнению, сегодня очень важным является улучшение системы долговременного взаимодействия и оперативного регулирования отношений между субъектами РФ, муниципальными образованиями, лесопарковыми организациями. Совершенствование правового обеспечения этих отношений является важнейшей предпосылкой повышения эффективности управления лесопарковым хозяйством.

Региональные органы управления, формируя сеть своих структур, в том числе лесопарковых, регулируют деятельность различных субъектов, имеющих вполне определенные хозяйственно-финансовые и социально-правовые отношения. С учетом недостатка государственных средств на проведение остро необходимых лесоустроительных работ, региональные органы власти могут решить эту проблему лишь за счет привлечения в внебюджетных ресурсов. Причем для этого имеются серьезные предпосылки, поскольку лесопарковые объекты представляют немалый интерес для инвесторов.

Однако ввиду слабости юридической проработки договоров в области управления государственным имуществом, отсутствия четкого разграничения прав, обязанностей и ответственности всех участников процесса управления рассматриваемыми объектами, сегодняшний собственник лесопарков не может эффективно контролировать их состояние. По нашему мнению, для обеспечения интересов как существующих собственников лесопарковых зон, так и возможных инвесторов, для повышения устойчивости и скорейшей адаптации всех структур к новой социально-экономической среде необходимо, прежде всего, совершенствовать нормативно-правовую базу доверительного управления имуществом лесопарков.

Уточнение системы договорных отношений при управлении имуществом лесопарков, четко и рационально разграничивающих права, обязанности и ответственность сторон, должно базироваться на оптимизации механизма распределения доходов от использования лесопарковых объектов. В случае нахождения рациональных решений в выигрыше окажется вся система эколого-экономического обеспечения населенных пунктов и прилегающих территорий. С учетом собственного опыта и анализа существующей практики автор считает, что в условиях новой социально-экономической среды лесопарковые структуры должны обладать более высокой степенью хозяйственной самостоятельности.

Окончание следует


Источники:

1. "Лес – в частную собственность?» Интервью с председателем Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам и природопользованию А.С. Беляковым // Природно-ресурсные ведомости, 2002. № 6.
2. Шутов И. Лицом к лесной промышленности, спиной к лесному хозяйству: разрушительная позиция власти // Вопросы экономики, 2002. № 10. - С. 114-120.
3.Рубцов М.В. Современное значение лесохозяйственной практики К.Ф. Тюрмера // Лесное хозяйство, 1999. № 4. - С. 21-24.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:01:11