Эффективность функционирования сетевых организаций как формы управления розничной торговлей потребительской кооперации

Карлина Е.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (51), Март 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Карлина Е.П. Эффективность функционирования сетевых организаций как формы управления розничной торговлей потребительской кооперации // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 3. – С. 74-79.

Аннотация:
Любая организационно-управленческая форма (в том числе предприятий розничной торговли потребительской кооперации) имеет соответствующее внутреннее строение (структуру). Это определяет выбор способа организации элементов производственно-хозяйственной системы, совокупности их устойчивых связей и отношений между ними. Взаимоотношения между элементами системы могут быть выстроены вертикально и горизонтально. Преобладание того или иного вида управленческих связей обуславливает как выбранный тип организационной структуры, так и способность системы быстро реагировать на изменения во внешней среде.

Ключевые слова: эффективность производственно-хозяйственной деятельности, сетевая организация



Любая организационно-управленческая форма (в том числе предприятий розничной торговли потребительской кооперации) имеет соответствующее внутреннее строение (структуру). Это определяет выбор способа организации элементов производственно-хозяйственной системы, совокупности их устойчивых связей и отношений между ними. Взаимоотношения между элементами системы могут быть выстроены вертикально и горизонтально. Преобладание того или иного вида управленческих связей обуславливает как выбранный тип организационной структуры, так и способность системы быстро реагировать на изменения во внешней среде.

Расширение кооперационных связей между конкурентами, поставщиками и потребителями, прогресс информационных технологий, автоматизация производства и управления изменили традиционные представления о границах компаний, разрушили их замкнутость и сделали малоэффективными те из них, которые основывались на структурах, обеспечивающих это качество (иерархических, механистических, бюрократических). Сильно иерархизированные организационные структуры уступают место сетевым системам, которые отражают связи между элементами внутренней и внешней среды предприятий. Следовательно, формируется устойчивая потребность в развитии новых организационно-управленческих форм, в основе которых лежат интеграционные процессы в компаниях, их объединение с помощью глобальных информационных систем.

Получившая широкое развитие, начиная с 60-х годов, теория сетевой организации, является, по сути, конкретизацией давних идей А. Богданова, рассматривавшего организацию как сеть процессов производства, а структуру - как особый пространственно-временной образ (паттерн) произведенных составляющих, то есть уже тогда употреблялось понятие «сетевая структура».

Современные представления о сетевой организации определяют ее как совокупность предприятий или специализированных единиц, координируемых рыночными механизмами, которая характеризуется устойчивыми и относительно замкнутыми связями между постоянными партнерами. Вследствие ограниченности собственных ресурсов автономные члены сети для достижения общих целей постоянно прибегают к политике коллективного самоограничения.

Сетевая организация одинаково применима как в качестве модели внутриорганизационного сотрудничества между потенциальными подразделениями-партнерами, так и между компаниями и группами компаний. В экономике наиболее известными являются две модели сетевой организации бизнес-процессов:

а) компания-сеть (деловая сеть);

б) сеть-компания (внутрифирменная сетеобразная структура).

В качестве различия между этими двумя моделями выступают: признак собственности, целеполагание, наличие функциональной специализации.

Компания-сеть представляет собой создание вокруг крупной фирмы-ядра сети имущественно независимых партнеров с относительно узкой функциональной специализацией, являющихся либо ее поставщиками, либо ее дистрибьюторами, которые имеют свои собственные цели развития.

Создание сети-компании предполагает объединение равноправных партнеров в рамках одного имущественного комплекса. При этом большинство партнеров являются юридически самостоятельными лицами, не только объединенными одной целью, но и взаимодействующими в едином пространстве потоков (поддерживающие устойчивость друг друга в хозяйственном плане).

Подобное «содружество» элементов сети, действующее часто в пределах одного региона или в рамках одного вида деятельности, повышает конкурентоспособность организации за счет преобладания интерактивности [*] внутрисистемных хозяйственных связей над внешними, стимулирует инновационный и коммерческий процессы, упрощает управленческие задачи мелких и средних предприятий - членов сети. Внутренние сети обычно создаются для получения конкурентных преимуществ без чрезмерного привлечения внешних подрядчиков.

Выбор модели сетизации зависит от специфики реализации бизнес-процессов (инсорсинговый, аутсорсинговый или смешанный типы), особенностей среды функционирования и внешней среды, а также от существующих тенденций в развитии современных организационных форм ведения бизнеса.

Первая модель сетизации наиболее распространена в материальной сфере при производстве различных видов товаров, где успех в конкурентной борьбе между предприятиями-производителями связывается не с аккумулированием ресурсов и контролем, а с производством меньшего количества товаров более высокого качества при меньших затратах.

Ускоренное распространение новых технологий заставляет предприятия-производители сосредотачивать усилия на основных бизнес-процессах, передавая подрядчикам те операции, которые они могут выполнить и быстрее, и эффективнее. В результате образуется сеть (совокупность) предприятий. Благодаря ограниченному кругу операций и высокопрофессиональному их выполнению уменьшаются потребности в планировании и координации, и предприятия становятся способными ускорять производство новых товаров и услуг с тем, чтобы выдерживать темпы изменений современного рынка. Следовательно, данная модель сетизации наиболее эффективна в тех сферах деятельности, где скорость бизнеса является главным конкурентным преимуществом.

Создание внутрифирменных сетевых структур осуществляется в том случае, когда возникает необходимость в аккумулировании ресурсов с целью снижения затрат в будущем. Типичной данная ситуация является для сферы услуг, в частности, торговли. Концентрация денежных и товарных потоков, управление их движением из одного центра позволяет устанавливать длительные хозяйственные связи с поставщиками товаров, снижать издержки обращения. Отличительными признаками торговой сетеобразной структуры являются:

‑ ориентация на определенный тип потребителя или группу товаров, унифицирующая товарную номенклатуру;

‑ создание формализованной организационной структуры, функциональное назначение которой заключается в обеспечении организационного взаимодействия в сети (управление ресурсами, поставками товаров, маркетинг, реклама и т.д.).

В соответствии с решаемыми задачами торговые сети могут иметь различную организационную структуру и различные формы взаимодействия между ее структурными подразделениями, обусловленные распределением властных полномочий и степенью автономности элементов сети. В зависимости от делегирования властных полномочий различают сети с жесткой централизацией функций и децентрализованные сети.

Торговая сеть, в которой вся полнота власти сосредоточена в одной точке ‑ центре управления, называется централизованной. В этом случае взаимодействие с внешним окружением и контроль за элементами сети осуществляет центр управления. Структура такой сети является вертикальной, а элементы полностью зависимыми от центра управления. Сетям с жесткой централизацией свойственны:

1) консолидированный заказ поставщику;

2) поставка товара в магазины через распределительные центры;

3) ввод новой товарной номенклатуры только в центральном офисе;

4) единая система ценообразования.

В той мере, в какой властные полномочия распределяются между элементами сети, имеет место децентрализация структуры торговой сети. Степень децентрализации зависит от уровня автономности элементов сети: если элементы сети осуществляют свою деятельность на принципах самоокупаемости и участвуют в доходах, следовательно, им предоставлено право принимать основную часть затрагивающих их деятельность решений (организация закупок, маркетинг, мерчендайзинг и т.д.).

Взаимодействие между элементами сети основано на договорных отношениях, то есть носит рыночный характер. Центр управления имеет право только перераспределения прибыли в соответствии с общими целями и задачами компании. Полуавтономность элементов сети характеризуется правом самостоятельно принимать решения по ограниченному кругу вопросов, при этом центр управления оставляет за собой право распоряжения финансовыми ресурсами и контроля за их деятельностью.

При формировании торговой сети того или иного типа необходимо учитывать соотношение затрат на внешние связи и затрат, обусловленных организационным построением. Поскольку в централизованных сетях потоки информации сконцентрированы в головном офисе и основные решения принимаются там же, постольку трансакционные издержки здесь минимальны. Расширение самостоятельности элементов сети приводит к увеличению количества связей и, соответственно, к росту трансакционных издержек, но позволяет быстрее реагировать на изменения потребительских предпочтений.

Современные рынки являются динамичными образованиями, появление новых операторов на которых обуславливает видоизменение деловых стратегий уже существующих агентов. Наиболее характерна данная ситуация для потребительского рынка, связанного с деятельностью розничных торговых сетей. Возрастающая конкуренция со стороны западных транснациональных операторов заставляет российские торговые сети искать новые направления увеличения рыночного сегмента в виде продвижения в регионы, претендуя на те сегменты потребительского рынка, которые занимают местные операторы.

Создание интегрированных торговых структур, способных конкурировать с «пришельцами», требует значительных инвестиционных вложений, наличия интенсивных покупательских потоков, достаточной платежеспособности населения. В связи с этим, регионы со значительной долей сельского населения и, соответственно, сельских поселений не являются для крупных торговых сетей объектом деловых стратегий.

В то же время принципы сетевой организации бизнес-процессов в торговле уже рассматриваются местными операторами потребительских рынков в качестве метода борьбы с конкурентами. Одним из главных операторов, например, потребительского рынка Астраханской области в сельской местности выступают предприятия розничной торговли потребительской кооперации.

Важной особенностью современного этапа экономического развития России остается высокая социальная значимость системы потребительской кооперации в удовлетворении потребностей в товарах сельского населения. Во многих случаях она остается в ближайшей перспективе единственной структурой по обеспечению сельского населения товарами, поскольку сельские населенные пункты, особенно отдаленные, не входят в сферу коммерческих интересов предпринимателей. В этой связи, одним из интересов государства остается удовлетворение потребностей всего сельского населения, в том числе некооперированного, за счет системы потребительской кооперации.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:02:51