Экономико-математическое моделирование процесса депозитарного обслуживания

Еркович Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (51), Март 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Еркович Е.А. Экономико-математическое моделирование процесса депозитарного обслуживания // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 3. – С. 55-58.

Аннотация:
Эффективность функционирования системы депозитарного обслуживания клиентов зависит от детальной проработки всех сторон ее деятельности. Одним из наиболее важных аспектов при этом является создание экономико-математической модели, которая позволит значительно облегчить разработку и практическое использование данной системы. Разработанные на ее основе оптимизационные модели предоставляют возможность в процессе принятия решений опираться на формализованный математический инструментарий, практически исключающий погрешности, связанные с человеческим фактором. Базой для разработки модели являются результаты анализа накопленной информации.

Ключевые слова: принятие решений, депозитарное обслуживание, экономико-математическое моделирование

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Эффективность функционирования системы депозитарного обслуживания клиентов зависит от детальной проработки всех сторон ее деятельности. Одним из наиболее важных аспектов при этом является создание экономико-математической модели, которая позволит значительно облегчить разработку и практическое использование данной системы. Разработанные на ее основе оптимизационные модели предоставляют возможность в процессе принятия решений опираться на формализованный математический инструментарий, практически исключающий погрешности, связанные с человеческим фактором. Базой для разработки модели являются результаты анализа накопленной информации.

Организациями, оказывающими депозитарные услуги, являются банковские учреждения или некредитные организации. Они предоставляются только на платной основе, причем размер оплаты такого рода услуг является доходом организации за прием на себя возможных рисков, связанных с проведением данных операций. Оплата осуществляется клиентом ежемесячно, ежегодно или по мере совершения операций.

Основной целью депозитарного обслуживания является привлечение клиентов, расширение сферы предоставляемых услуг и получение прибыли. Процесс депозитарного обслуживания может быть представлен в виде множества локальных составляющих (процессов), описываемых математическими формулами.

Прибыль по депозитарному обслуживанию клиентов до уплаты налогов можно представить в виде следующей зависимости:

r n

ПОД = åДk - åРj , (1)

k=1 j=1

где ПОД ‑ прибыль от оказанных услуг;

Д – доход от осуществления операции;

Р - расход на осуществление операции;

r - количество совершенных операций;

n - количество счетов депо клиентов.

Для эффективной организации депозитарного обслуживания определяющее значение имеют объемы и сроки оказываемых услуг по учету и хранению ценных бумаг. Анализ структуры существующих депозитарных тарифов показал, что рассматриваемые услуги могут зависеть от рыночной оценки стоимости находящихся на хранении ценных бумаг. Можно выделить два типа оплаты депозитарных услуг: плата взимается по фиксированному тарифу или с учетом переменной составляющей. Кроме того, большое значение имеют издержки, понесенные организацией. Наиболее высокие из них возникают, как правило, в результате депонирования ценных бумаг физических лиц, что обусловлено недостаточно длительными сроками депонирования ценных бумаг и малыми объемами, а также большим количеством совершаемых операций.

Все выше перечисленное оказывает значительное влияние на увеличение издержек организации по привлечению клиентов и обслуживанию счетов депо (т.е. счетов, предназначенных для учета ценных бумаг у депозитария). С другой стороны, остатки ценных бумаг на счетах депо юридических лиц в подавляющем большинстве случаев в несколько раз больше остатков по счетам депо физических лиц.

Пользование депозитарными услугами являются для клиентов, как правило, одной стороной их взаимодействия с организацией. Наряду с этим клиенты заинтересованы в ряде услуг, оказываемых организацией для удовлетворения потребностей, возникающих в процессе осуществления финансовой, экономической и производственной деятельности хозяйствующего субъекта: совершение операций на рынке ценных бумаг, а если организация является банком, то и иных предоставляемых банком услуг.

Вознаграждение за предоставление услуг клиентам доход (Д).

В общем случае данный вид доходов складывается из вознаграждения, взимаемого от оказания услуг клиентам в виде тарифа фиксированного размера и зависящего от рыночной стоимости хранящихся ценных бумаг.

n m

Д=å Ki *TПi *Y + å BjTVi *Y, (2)

i=1 j=1

где Кi ‑ суммарное количество i–х услуг;

i–тариф за оказание i–й услуги, взимаемый в фиксированном размере;

TVj–тариф за оказание j–й услуги, взимаемый в виде тарифа, зависящего от количества хранящихся ценных бумаг, рыночной стоимости ценных бумаг. В частности стоимость услуг за хранение ценных бумаг включает в себя затраты депозитария по хранению ценных бумаг в вышестоящих депозитариях;

Bj–суммарный объем j–х услуг;

Y- курс Банка России, устанавливаемый на день выставления счета по оказанной услуге;

i, j–количество видов оказанных услуг.

Стоимость услуг за хранение ценных бумаг за месяц рассчитывается по формуле:

TVj =∑Qt(1-t)/t*Pср*k, (3)

где: Qt - количество ценных бумаг на счете депо на конец дня t;

t ‑ количество календарных дней в месяце;

Pср - средняя цена ценной бумаги за месяц, рассчитываемая как среднее арифметическое рыночных цен на каждый рабочий день данного месяца, предоставляемых организатором торгов.

Порядок расчета рыночной цены определен распоряжением ФКЦБ №1087-р от 05 октября 1998г. «Об утверждении порядка расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг, допущенных к обращению на фондовой бирже или через организатора торговли на рынке ценных бумаг, и установлении предельной границы колебаний рыночной цены».

k- коэффициент (процентная ставка) согласно депозитарным тарифам.

Расход (Р) представляет собой затраты организации на разработку, внедрение и оказание услуг клиентам, то есть себестоимость услуги. В зависимости от способа включения в себестоимость затраты организации подразделяются на прямые и косвенные.

Под прямыми затратами понимаются расходы, непосредственно связанные с оказанием самой услуги (совершение депозитарной операции). Существует определенная зависимость, заключающаяся в том, что стоимость одной операции уменьшается, при увеличении подобного рода однородных операций.

Под косвенными затратами понимаются расходы, связанные с организацией и управлением процессом оказания услуг, относящиеся к деятельности организации в целом, которые не могут быть непосредственно отнесены на себестоимость конкретной услуги и включаются в ее себестоимость с помощью специальных методов.

i

Р =å(ЗПq + ЗКq)*Кq, (4)

q=1

где ЗП–прямые затраты на оказание q–ой услуги;

ЗК– косвенные затраты на оказание q–ой услуги;

K–количество оказанных q–ых услуг;

i–количество видов услуг.

Как видно из приведенных зависимостей, прибыль организации от оказания услуг клиенту представляет собой разницу между вознаграждением (Д) за оказанные услуги и всеми затратами на их оказание (Р).

Установка тарифов на оказание услуг может быть осуществлен в виде вилки значений, а конкретный размер тарифа для клиента ‑ на основе достижения баланса, учитывающего взаимные интересы. Вместе с тем необходимо отметить, что размеры тарифов не всегда выше, а в ряде случаев даже ниже себестоимости услуги. Это обусловлено целями и задачами, стоящими перед организацией на рынке, проводимой политикой ценообразования, корпоративной культурой и традициями, а также законодательными ограничениями, налагаемыми на оказываемый вид деятельности. Исходя из этого, плата за услуги может:

а) полностью покрывать издержки;

б) частично покрывать издержки;

в) превышать издержки;

г) не взиматься, т. е. услуга оказывается на бесплатной основе;

д) не покрывать издержки.

В случае непокрытия издержек за счет депозитарных тарифов, издержки должны быть покрыты из другого источника. А именно: за счет предоставления услуг по иным видам деятельности (в частности брокерской). В настоящее время существует распространенный подход к целенаправленному снижению депозитарных тарифов и учету их при возмещении расходов за счет осуществления организацией иных видов деятельности. То есть депозитарная деятельность может быть сопутствующим, а не основным видом деятельности. При построении же оптимизационной модели должны учитываться приведенные в данной статье ограничения, налагаемые на размеры тарифов.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:05:54