Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»2 / 2004

Процессно-ориентированное управление и его эффективность

Кандрашина Елена Александровна, канд. экон. наук, доцент Самарский институт (филиал) Российского торгово-экономического университета, Россия

Гребнев Евгений Тихонович, докт. экон. наук, профессор Московская государственная академия приборостроения и информатики, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 69

Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 12/2003)
В общем случае показатели качества продукта выбираются экспертами. Для промышленного оборудования, например, такими показателями могут быть: долговечность в годах, ремонтопригодность в баллах, мощность в л.с., удобство управления в баллах и др. Для потребительских продуктов, скажем, для сигарет, – это аромат, содержание никотина и смол, наличие фильтра и др. Подробно алгоритм расчета показателей конкурентоспособности продукта (КС), общего уровня потребительского эффекта с учетом различных его показателей (К) и цены потребления или владения, включающей в себя цену покупки продукта и стоимость его эксплуатации и утилизации (Р) приведен в работе.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Кандрашина Е.А., Гребнев Е.Т. Процессно-ориентированное управление и его эффективность // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 2. – С. 42-46.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Продолжение. Начало в № 12/2003

В общем случае показатели качества продукта выбираются экспертами. Для промышленного оборудования, например, такими показателями могут быть: долговечность в годах, ремонтопригодность в баллах, мощность в л.с., удобство управления в баллах и др. Для потребительских продуктов, скажем, для сигарет, ‑ это  аромат, содержание никотина и смол, наличие фильтра и др. Подробно алгоритм расчета показателей конкурентоспособности продукта (КС), общего уровня потребительского эффекта с учетом различных его показателей (К) и цены потребления или владения, включающей в себя цену покупки продукта и стоимость его эксплуатации и утилизации (Р) приведен в работе [1].

В результате любой конкретной инновации стратегического характера цена Р продукта и его качество К могут изменяться. В общем случае таких вариантов расчета показателей эффективности может быть четыре:

Первый вариант. Продукт еще только будет поставляться фирмой на рынок и внедряемая инновация направлена на улучшение его прежнего качества К1 без изменения его прежней цены Р1, т.е. здесь

Р1 = Р2 и К1< К2,

где       Р1 и К1 - цена продукта и его качество до инновации,

Р2 и К2 -  те же показатели, но после инновации (прогнозные значения).

Второй вариант. В результате инновации прежнее качество К продукта возрастет, а цена – снизится, т.е. 

К1< К2 и Р1> Р2.

Третий вариант. В результате инноваций стратегического характера качество продукта фирмы возрастет  одновременно с повышением его цены, т.е.

К1 < К2 и Р1 < Р2.

Четвертый вариант. Предполагает, что качество продукта снижается одновременно со снижением цены, т.е.

К1 > К2 и Р1 > Р2.

В результате различных действий фирмы, связанных с формированием стратегической программы и ориентацией или переориентацией на определенную КС (как отношение качество/цена), при внедрении инноваций по каждому варианту могут возникнуть несколько вариантов расчета эффективности этих инноваций или, точнее, эффективности инвестиций в эти инновации.

В первом варианте возможны три случая:

1.1. Себестоимость С не изменилась, также как и норма прибыли N, т.е.  С1 = С2, N1 = N2. В этом случае удельная прибыль фирмы-продуцента или продавца не может измениться, так как цена и себестоимость не изменились, в отличие от валовой прибыли, которая может возрасти лишь за счет увеличения объема продаж V, т.е. здесь  V2 > V1 и экономия Э1 рассчитывается по формуле:

 

Э1 = ( V2V1)• N1                  ( 2 ) [1]

1.2.  Себестоимость С возросла, а норма прибыли N снизилась, т.е. С1 <   С2 и  N1  > N2

Здесь прибыль Э2  фирмы может увеличиться только за счет роста объема продаж V и только при условии, что

 

N2·V2   >   N1·V1                    ( 3 )

Экономия  Э2 рассчитывается по формуле:

Э2  =  N2·V2  -  N1·V1             ( 4 )

1.3. Cебестоимость  снизилась, а норма прибыли – возросла, т.е. С1 > С2  и  N1< N2. В этом случае прибыль Э3 фирмы увеличивается за счет  роста нормы прибыли даже при сохранении прежнего объема продаж и это увеличение можно рассчитать по формуле:

 

Э3 = (N2 N1)·  V1                   ( 5 )

Если же при этом еще и объем продаж возрастет с V1 до V2, то это увеличение прибыли будет рассчитываться по формуле (4). Если же объем продаж снизится, т.е. V1 > V2, то рост прибыли можно будет зафиксировать только при условии (3), а экономия Э3 будет рассчитываться по той же самой формуле (4).

Во всех трех случаях конкурентоспособность КС продукции фирмы возрастет, т.е. КС1 будет  меньше КC2.

Во втором  варианте возможны пять случаев:

2.1.                               Cебестоимость сохраняется, а норма прибыли  снижается, т.е. С1 = С2 и  N1 > N2.

2.2.Себестоимость растет, а норма прибыли  снижается, т.е. С1C2 и N1 > N2.

2.3. Себестоимость снижается, а норма прибыли  не меняется, т.е. С1 > С2 и  N1 = N2.

2.4. Себестоимость  и норма прибыли снижаются, т.е. С1 > С2 и  N1 > N2.

2.5. Себестоимость снижается, а норма прибыли возрастает, т.е. С1 > С2 и  N1 < N2.

В случаях  2.1, 2.2 и 2.4 значения прибыли фирмы могут повышаться только за счет  роста объема продаж и будут рассчитываться по формуле  (4)  с учетом понижающего эффекта нормы прибыли, т.е. условия (3).

В случае 2.3 прибыль фирмы образуется только за счет роста объема продаж и рассчитывается по формуле (2).

В случае 2.5 при увеличении нормы N прибыль фирмы будет увеличиваться как за  счет  роста объема продаж, так и за счет роста нормы прибыли. В этом случае экономия рассчитывается по формуле (4). Если же роста объема продаж не будет, то используется формула (5).

В случае одновременного снижения себестоимости и объема продаж получение прибыли не безусловно, и для расчета экономии используется формула (4) и ограничение (3).

Второй вариант нововведений в профилирующей деятельности фирмы позволяет достичь высокого уровня конкурентоспособности, однако, известно, что наиболее часто улучшение качества сопровождается ростом издержек. Такое соотношение  учитывается в третьем варианте расчета эффективности от инноваций при разработке стратегической программы предприятия. Здесь достаточно рассмотреть четыре случая:

3.1 Cебестоимость сохраняется при росте нормы прибыли, т.е. С1 = С2 и N1 < N2. Значение прибыли фирмы определяется по формуле (4).

3.2. Cебестоимость растет, а норма прибыли не изменяется, т.е. С1 < С2 и N1 = N2. Прибыль фирмы увеличивается лишь с ростом объема продаж, и ее величина определяется по формуле (2).

3.3. Cебестоимость растет, а норма прибыли уменьшается, т.е. С1 < C2N1 > N2.

Прибыль фирмы может расти также лишь за счет увеличения объема продаж, и ее величина определяется по формуле (4) с учетом  выполнения условия (3).

3.4. Cебестоимость растет, так же как и норма прибыли, т.е. С1 < C2, N1 < N2. В этом случае прибыль фирмы может увеличиваться не только за счет роста нормы N, но и за счет роста объема продаж. Величина экономии  определяется по формуле (4) и без учета ограничения (3).

Выгодность для фирмы-изготовителя или продавца перечисленных четырех случаев снижается от случая  3.1  к случаю  3.4, но продукт, в принципе, может стать конкурентоспособным.

В последнем четвертом варианте расчета эффективности также  возможны несколько случаев:

4.1. Себестоимость сохраняется, норма прибыли снижается, т.е. С1  = С2 и  N1 > N2

Прибыль фирмы может расти только за  счет роста объема продаж, ее расчет ведется по формуле (4) с учетом условия (3).

4.2. Себестоимость растет, норма прибыли  снижается, т.е. С1 <C2, N1 > N2. Прибыль фирмы определяется аналогично случаю 4.1.

4.3. Себестоимость снижается при сохранении нормы прибыли, т.е. C1 > C2

N1 = N2. Прибыль фирмы может повышаться только за счет роста объема продаж, она рассчитывается по формуле (2).

4.4. Себестоимость снижается при уменьшении нормы прибыли, т.е. C1 > C2,

N1 > N2. Прибыль фирмы рассчитывается по формуле (4) с учетом условия (3) и может увеличиваться только за счет роста объема продаж.

4.5. Себестоимость снижается при росте нормы прибыли, т.е. C1 > C2, N1 < N2. Прибыль фирмы может образовываться за счет двух факторов: роста объема продаж и роста нормы прибыли и рассчитывается по формуле (4) без учета условия (3).

Есть еще один случай, когда качество продукта фирмы снижается, а цена повышается, т.е. когда К1 > K2, P1 < P2. В этом случае продукция фирмы может остаться конкурентоспособной только при значительном  превышении ее КС, рассчитываемой по формуле (1), по сравнению со среднерыночной. Скажем, новый продукт продавался по стратегии  широкого проникновения, а с появлением конкурентов фирма стала использовать стратегию снятия сливок. Однако такой вариант, скорее всего, возможен только теоретически.

 

Эффективность оперативного процессно-ориентированного управления

Стратегическая программа предприятия задает его основные цели и условия их достижения, связанные с выпуском продукции заданного качества и спросом на эту продукцию, с преобразованиями маркетинговой, логистической, кадровой, инновационной и инвестиционной служб, обеспечивающих определенную мобилизацию и достижение необходимого потенциала  конкурентоспособности.

В отличие от стратегической программы действий предприятия, которая означает всего лишь потенциальную возможность выполнять какие-то конкретные заказы, оперативная деятельность фирмы обычно направлена на устранение или уменьшение отклонений в повседневной работе от базовых процессов, запрограмированных стратегическим процессно-ориентированным управлением. При этом ключевыми оценочными параметрами являются базовые затраты на процесс, затраты на соответствие и потери  вследствие несоответствия в разрезе конкретных процессов или видов деятельности. Более подробно эти вопросы рассмотрены в работе  [ 2  ].

 

Методика сравнительной экономической эффективности капиталовложений

Методика ранее широко использовалась для расчета эффективности инвестиционных проектов [ 3 ].   В нее входил расчет следующих показателей: срока Т окупаемости в годах, коэффициента Е сравнительной эффективности как величины, обратной Т, приведенных затрат, годового экономического эффекта Эг и коэффициента приведения  a.

При этом срок окупаемости определял период времени, в течение которого затраты на дополнительные капиталовложения окупаются за счет снижения себестоимости продукции, вызванного этими капиталовложениями. Чем меньше срок окупаемости, тем эффективнее вариант инвестирования.

 Коэффициент Е показывал величину экономии от сни­жения себестоимости выпускаемой продукции, приходящейся на 1 рубль дополнительных капиталовложений. Кроме того, именно этот показатель подлежал нормированию со стороны государства и являлся, таким образом, средством регулиро­вания меры экономической эффективности капитальных затрат по народному хозяйству, отраслям, отдельным хозяйственным мероп­риятиям и проектам. При этом нормативный коэффициент Ен сравнительной эффективности капиталовложений выступал, с одной стороны, самостоятельным экономическим показателем, а с другой стороны ‑ базовой величиной для исчисления показателей эффективности капиталовложений в ходе многовариантного и разновременного инвестиционного анализа.

Однако экономические преобразования в России, осуществленные за последнее десятилетие, привели к изменениям принципов инвестирования. Эти изменения связаны с перенесением центра тяжести инвестиционной активности с государства на частных инвесторов, а также с введением в действие механизма возвратности и платности инвестиционных источников и погашения инвестиционных кредитов за счет денежных поступлений от реализации продукции, работ, услуг, произведенных в результате освоения проекта.

В условиях рыночной экономики степень неопределенности экономического поведения хозяйствующих субъектов существенно выше по сравнению с централизованно планируемой экономикой. Поэтому для отечественных аналитиков новый смысл и практическое значение приобретают методы перспективного анализа, когда нужно принимать управленческие решения, моделируя возможные ситуации, в том числе и с использованием вероятностных оценок, и делая выбор из нескольких альтернативных вариантов. Особо важное значение подобные методы имеют при составлении бюджетов капиталовложений и анализе отдельных инвестиционных проектов.

Окончание следует


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241