Размышления о качестве государственных образовательных стандартов

Титов В.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (49), Январь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Титов В.И. Размышления о качестве государственных образовательных стандартов // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 1. – С. 107-109.

Аннотация:
Большая роль в подготовке специалистов в высших учебных заведениях отводится качеству разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Ключевые слова: высшее образование, качество образовательных услуг, образовательные стандарты

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Большая роль в подготовке специалистов в высших учебных заведениях отводится качеству разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

В законе Российской Федерации «Об образовании» пересмотрена концепция развития отечественной системы высшего образования. Высшие учебные заведения освобождены от идеологической и административной регламентации и оценки, приобрели реальную самостоятельность, все необходимые возможности для полноценной реализации академических свобод – свободу преподавания, свободу исследования и свободу обучения.

На первый взгляд, заложенная концепция заслуживает уважения, но время показало, что принцип «берите столько самостоятельности, сколько сможете унести» в жизни не работает. Сегодня мы видим, в каком состоянии находится наше народное хозяйство... Не хотелось бы, чтобы это произошло и с образованием. А тенденции такие, к сожалению, просматриваются.

Целевой задачей в образовании является подготовка высококвалифицированного специалиста. Эта идея и должна быть заложена в Государственных образовательных стандартах (ГОС) высшего профессионального образования.

В указанных стандартах представлен весь учебный процесс подготовки специалистов. К сожалению, как показал опрос, большинство студентов (99,9 %) никогда не видели «своего» стандарта. На мой взгляд, деканат обязан доводить до каждого студента содержание стандарта по выбранной им специальности, разъяснять его роль и содержание. В этом вижу первые шаги по подготовке грамотных специалистов, а у студентов ‑ умение правильно пользоваться законодательными актами.

Из подавляющего большинства действующих стандартов по различным специальностям видно, что их разработчики, как правило, не знакомы с производством и его нуждами. Поэтому при разработке новых или корректировке действующих стандартов Министерство образования РФ, на мой взгляд, в первую очередь должно решить: для каких заказчиков учебные заведения готовят специалистов. И только после этого можно приступать к разработке (или корректировке) стандартов.

Как и любое научное исследование, разработку стандартов следует начинать со сбора исходной информации. В любом документе (особенно в ГОСе) должна быть заложена идея. Если ее нет – нет и документа. То есть невозможно получить то, ради чего осуществляется разработка столь ответственного нормативного акта.

Стремление Министерства образования вписаться в мировое культурно-образовательное пространство похвально, но нужно в первую очередь думать о нуждах нашего государства, о нашей культуре, о нашем сознании.

В предисловии любого Государственного образовательного стандарта написано, что они в первую очередь адресованы ректорам, проректорам, деканам факультетов, заведующим кафедрами, профессорам и преподавателям, а также сотрудникам учебных отделов и частей, но разработчики «забыли» написать, что они также, а точнее прежде всего, предназначены для студентов.

Хочу особо подчеркнуть, что в первую очередь стандарты нужны студентам, так как они не имеют никакого представления о том, что им должны преподавать, что они должны знать в результате изучения дисциплин, включенных в ГОС по выбранной профессии (если, конечно, мы хотим подготовить высококвалифицированного специалиста для народного хозяйства).

Выше было отмечено, что стандарты предназначены для профессоров и преподавателей, но как показывает практика, к сожалению, большинство из них никогда этих стандартов не видели и уже многие годы преподают студентам либо по старым программам, либо то, что знают. Необходимо обеспечить стандартами каждого преподавателя и обязательно сделать это под расписку, подтверждающую, что все ознакомлены с их содержанием. Только тогда можно надеяться, что что-то сдвинется в этом направлении.

Изучив и проанализировав ГОСы по экономическим специальностям, я пришел к выводу, что эти стандарты разработаны с большими неточностями и даже ошибками.

Во-первых, основным предметом, на мой взгляд, для всех стандартов по экономическим специальностям должен быть предмет «Экономика предприятия», так как все специалисты будут работать на том или ином предприятии, а значит, все они должны работать на экономику предприятия. Содержание этого предмета должно быть для всех специальностей одно.

Во-вторых, существующие примерные программы дисциплин не соответствуют стандартам.

В-третьих, содержания дисциплин в стандартах между собой не увязаны.

В-четвертых, состав дисциплин не отвечает видам профессиональной деятельности.

В-пятых, необходимо каждую специализацию согласовывать с видами профессиональной деятельности.

В-шестых, в стандартах необходимо указать типовые темы дипломных работ (проектов), так как на практике в большинстве случаев они не отвечают специальностям, закрепленным в ГОСах.

На уровне правительства необходимо также решить вопрос об обязательности приема студентов для прохождения производственно-профессиональной и преддипломной практик на действующие российские предприятия, независимо от того, кому они (предприятия) принадлежат.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:24:08