Концепция «зеленого» вуза: основные положения и перспективы развития

Островкин Д.Л., Симонова В.О.
The green university concept: main provisions and development prospects - View in English
Об авторах:

Островкин Д.Л.1, Симонова В.О.1
1 Уральский государственный лесотехнический университет

 Скачать PDF

Аннотация:
В статье рассматриваются теоретические аспекты внедрения «зеленых» технологий в деятельность высших учебных заведений для достижения устойчивого развития общества и рынка. Авторы считают, что «зеленый» вуз может стать лидером в борьбе за потребителя и финансирование, а также предлагают минимальный набор изменений, которые могут быть внедрены для достижения этой цели, что нашло отражение в выделении основных характеристик для «зеленого» университета. В заключении представлены основные функции и перспективы реализации стратегии «зеленого» вуза для российских высших учебных заведений.

Ключевые слова:

устойчивое развитие, зеленый университет, зеленый вуз, образование, студенты

JEL-классификация: Q01, I23, I25, I26

Цитировать публикацию:
Островкин Д.Л., Симонова В.О. Концепция «зеленого» вуза: основные положения и перспективы развития // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 10. – С. 3879-3892. – doi: 10.18334/ce.17.10.119187

Ostrovkin, D.L., & Simonova, V.O. (2023) The green university concept: main provisions and development prospects. Kreativnaya ekonomika, 17(10), 3879-3892. doi: 10.18334/ce.17.10.119187 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Введение. Эпоха стремительного развития демографических и экономических процессов ведет к необратимым последствиям, увеличивая экологический кризис. В стремлении за удовлетворением собственных потребностей, человек, в свою очередь, наносит огромный ущерб окружающей среде.

В конце XX века высшие учебные заведения начали активно заниматься проблемой устойчивого развития, хотя идея изменения принципов и механизмов человеческой деятельности возникла еще в середине XX века. В 1972 г. на Стокгольмской Конференции ООН по проблемам окружающей среды было заявлено о необходимости включения мер по решению экологических проблем и охране окружающей среды в правительственные программы. Эта конференция стала стимулом для исследования окружающей среды на национальном и международном уровнях, а также повлияла на формирование правовых норм и инициатив в этой области, способствуя развитию международного сотрудничества по защите окружающей среды [1].

Дополнительно, в 1983 году при ООН была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР) под руководством Г.Х. Брутланд. В 1987 г. был опубликован отчет МКОСР под названием «Наше общее будущее» [2]. В этом документе был задан вопрос о возможности перехода человечества к «устойчивому развитию» – способности человечества удовлетворять свои потребности, не ставя под угрозу будущие поколения их

Впоследствии, на второй конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая прошла в 1992 го. в Рио-де-Жанейро, тема устойчивого развития снова обсуждалась. Одним из принятых на конференции документов стал план основных действий в целях глобального устойчивого развития, который получил название «Повестка дня на XXI век» [3].

На современном этапе развития общества экологические проблемы, которые были озвучены в 1970 – 1990-е гг. не только не утратили свою актуальность, но и усилились. В связи с этим, по нашему мнению, высшие учебные заведения должны иметь важную роль в формировании экологической культуры. Они являются культурными и образовательными центрами, которые непосредственно взаимодействуют с молодым поколением и оказывают формирующее воздействие на становление личности молодого человека. Высшее учебное заведение взаимодействует с людьми в момент проектирования их личностной траектории профессионального развития, передавая и закрепляя образовательные ценности, идеи и приоритеты, как на уровне социума, так и на уровне отдельной личности. Согласно данным Росстата, на начало 2022 – 2023 учебного года в России числилось более 4,1 млн. студентов. [4].

Важность образования для будущего устойчивого развития человечества была подчеркнута на Восьмой Конференция министров охраны окружающей среды «Окружающая среда для Европы» (Батуми, Грузия, 2016 г.), где в числе прочих присутствовали представители из Российской Федерации. Итогом работы стал Проект Батумского заявления министров по образованию в интересах устойчивого развития [5], было указано на ключевую роль учебных заведений в реализации стратегий устойчивого развития стран, их перехода на принципы зеленой экономики. Для достижения этой цели, к 2030 г. странам-участницам необходимо провести обучение педагогов всех уровней образования по экологической проблематике, обеспечить знаниями и навыками, которые требуются для перехода к устойчивому развитию.

При этом важно, чтобы эко-культура поддерживала экологическое поведение, а не оставалась в пассивном состоянии, а образовательные учреждения перестраивали свою деятельность в рамках принципов устойчивого роста, т.е. реализующих стратегии развития «зеленых» университетов.

На данный момент в исследовательской литературе ряд авторов сформулировали терминологическое понятие «зеленого вуза». Одним из первых авторов, который ввел данный термин, была С. Крейтон [6]. В своей работе «Зеленые вузы: образование для устойчивого развития» (Greening the Ivory Tower: Improving the Environmental Track Record of Universities) она предложил определение зеленого вуза как университета, который стремится к устойчивому развитию, интегрируя принципы устойчивости во все аспекты своей деятельности, включая управление, образование и исследования.

Другие авторы, С. Фиси., А. Ромолини., Е. Гори и М. Контри, в своей работе «Путь к устойчивому зеленому университету: пример Флорентийского университета» (The path toward a sustainable green university: The case of the University of Florence) [7] также определяет зеленый вуз как учебное заведение, которое интегрирует принципы устойчивого развития в свои операции и образовательные программы.

Исследователи Ю. Хан и Джон Чи-Кин Ли в своей статье «Зеленые университеты» в Китае: концепции и действия («Green Universities» in China: Concepts and Actions") [8] подчеркивают важность университетов как моделей для общества в целом и отмечают, что зеленые вузы должны быть лидерами в области устойчивости, внедряя инновационные технологии и практики.

Также стоит отметить работу Йи-Синь Цай, Шен Чжун Оу, Суан-Хунг Чен и Цзянь-Чэнь Чиу «Ключевые стратегии устойчивого и энергосберегающего развития для зеленых университетов» (Key strategies of sustainable and energy-saving development for green universities) [9], где авторы предлагают практические рекомендации для университетов по внедрению и продвижению устойчивого развития.

Все эти работы подчеркивают важность роли университетов в устойчивом развитии и предлагают различные подходы и стратегии для достижения этой цели.

Российские исследователи также активно изучают концепцию зеленого вуза и вносят свой вклад в развитие этой области. Например, в работе «Устойчивое развитие университетов: мировые и российские практики» [10] исследуется опыт зарубежных зеленых университетов и предлагаются рекомендации для российских вузов по внедрению принципов устойчивого развития.

В работе «Устойчивое развитие университетов: на пути к «зеленой» экономике», выполненной А. Хододченко, автор анализирует разработку образовательных программ с учетом компетенций устойчивого развития. Переход к «зеленой» экономике, по мнению исследователя, должен привлечь работодателей и специалистов в этой области, а университеты должны играть важную роль в формировании ключевых компетенций и внедрении экологических инициатив. Вместе с этим, университеты имеют возможности вовлечения молодежи в принципы устойчивого развития, т.к. реализация «зеленой» экономики требует формирования экологической культуры, включая студентов.

Представляет интерес работа Т. Колпаковой и А. Беломестнова «Перспективы реализации стратегии «Зеленый вуз» в региональных университетах РФ (на примере забайкальского государственного университета)» [12]. В ней авторы исследуют текущее состояние зеленых вузов в России и предлагают рекомендации для их дальнейшего развития.

Однако, по нашему мнению, наиболее полно данное понятие рассматривается в следующем определении – «Зеленый университет» как высшее учебное заведение, которое проводит мероприятия, направленные на защиту окружающей среды: уменьшает количество выбросов углекислого газа, раздельно собирает отходы, экономит воду и электроэнергию, развивает экологическую инфраструктуру, проводит образовательные программы и формирует экологически чистые привычки и модели поведения людей в обществе [13].

Однако несмотря на то, что исследователи рассмотрели теоретические проблемы формирования «зеленых» университетов, остается не изученным аспект, связанный с выделением критериев для данной категории. В связи с этим, научная новизна исследования состоит в том, что авторы впервые в научной литературе предприняли попытку определить минимальный набор характеристик для образовательной организации, претендующей на статус «зеленого». Вместе с тем, авторами была сформулирована исследовательская цель, которая заключается в разработке и выделении критериальных положений для «зеленого» вуза, ввиду недостаточной разработки темы.

Результаты исследования. В свете международной практики становится все более очевидным, что образовательная система осознает необходимость перехода к устойчивому развитию и активно разрабатывает соответствующие стратегии. В России наблюдается такая же тенденция. В рамках Национального проекта «Экология» [14] была поставлена задача по повышению уровня эффективного потребления, что возможно достричь через вовлечения молодежи в культуру экологии.

Проблемы экологической направленности в России начали обсуждаться сравнительно недавно. Так, в Российской Федерации в 1994 году вышел Указ Президента России «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», где устойчивое развитие получило официальное признание [15]. Немного позднее, в 1996 г. Указом Президента России была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой было указано о необходимости осуществления в РФ последовательного перехода к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач сохранения благоприятной окружающей среды [16].

На сегодняшний день, в рамках принятой парадигмы по экологическому просвещению (Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об охране окружающей среды»), проводятся первые шаги по формированию «зеленых» вузов России, их брендированию и выделению таких университетов в особую категорию.

Программа "Зеленые вузы России" была запущена в 2016 году с целью формирования экологического мышления в университетском сообществе и внедрения конкретных экологических практик на базе университетов. Она ориентирована на студентов, преподавателей и сотрудников администрации вузов. В рамках программы проводятся обучающие мероприятия и прикладные проекты, направленные на формирование экологических компетенций у студентов и реализацию "зеленых" практик в вузах, таких как раздельный сбор отходов, водосбережение, энергоэффективность, озеленение территории и ответственные закупки. Программа также осуществляет обучение преподавателей и сотрудников администрации вузов, развивает всероссийское экосообщество университетов, содействует в реализации "зеленых" практик, создает методические материалы, организует стажировки и трудоустройство выпускников программы, а также включает студентов в международные обменные программы и сотрудничество с другими странами. Вся деятельность программы направлена на просвещение университетского сообщества, внедрение "зеленого" администрирования и включение образовательных учреждений в систему непрерывного экологического воспитания и образования молодежи. Программа "Зеленые вузы России" является единым методическим и консультационным центром для высших учебных заведений России [17].

Кроме того, создана «Ассоциация зеленых вузов России» – площадка для создания условий развития клубов университетов, волонтёрских отрядов и центров, студенческих команд, действующих в сфере экологического добровольчества. На сегодняшний день Ассоциация объединяет 214 университетские команды (волонтёрские движения/ студенческие клубы и отряды) из 65 регионов Российской Федерации [18].

Вступление в Ассоциацию носит заявительный характер и принимается на основе Соглашения о сотрудничестве между администраций университета и экологической общественной организацией. Таким образом, зачастую не понятно, обладает ли университет необходимым набором характеристик, характерным для «зеленого» вуза?

В связи с этим, авторы, совершив анализ в области стратегий «зеленых» вузов сформулировали исследовательский термин и основные отличительные черты, которыми должен обладать университет, чтобы иметь возможность именоваться «зеленым».

По нашему мнению, университет, который активно занимается экологической и устойчивой деятельностью, включая применение зеленых технологий, энергоэффективностью, управлением отходами и ресурсами, а также обучением студентов и сотрудников устойчивому развитию и экологической ответственности называется «зеленым».

При изучении деятельности ряда университетов, которые могут быть классифицированы как «зеленые», например, исследовательский университет Вагенина в Нидерландах, университет Ноттингем Трент в Великобритании, университет прикладных наук Трира в Германии [19] и т.п., можно отметить, что университеты, как правило, имеют свою собственную территорию, где расположены все необходимые объекты, такие как учебные корпуса, лаборатории и студенческий кампус. Благодаря этому, университеты могут свободно внедрять стратегии устойчивого развития, включая строительство и реконструкцию зданий с учетом экологических стандартов зеленого строительства, независимо от городской инфраструктуры. Однако, возможности российских вузов для независимого развития инфраструктуры ограничены. В рамках этого ограничения, авторами предлагается минимальный набор характеристик для «зеленого» образовательного учреждения и получения этого статуса.

Табл. 1. Минимальный набор положений для «зеленого» вуза

Положения
Характеристика
Экологические программы и курсы
«Зеленый» вуз должен предлагать широкий выбор экологических программ и курсов, которые обучают студентов охране окружающей среды, устойчивому развитию, экологическим проблемам и решениям.
Энергоэффективность и использование возобновляемых источников энергии
«Зеленый» вуз должен активно стремиться к энергоэффективности, использованию возобновляемых источников энергии (например, солнечной или ветровой энергии) и сокращению выбросов парниковых газов.
Управление отходами
«Зеленый» вуз должен иметь систему управления отходами, которая включает в себя раздельный сбор и переработку отходов, а также минимизацию использования одноразовых материалов.
Экологические исследования
«Зеленый» вуз должен проводить активные экологические исследования, направленные на изучение проблем окружающей среды и разработку инновационных решений для их решения
Зеленые и устойчивые здания
«Зеленый» вуз должен стремиться к использованию зеленых и устойчивых строительных материалов, технологий при строительстве и обновлении своих зданий.
Социальное вовлечение
«Зеленый» вуз должен активно вовлекать студентов, преподавателей и персонал в экологические инициативы, организацию мероприятий и акций, направленных на охрану окружающей среды.
Партнерство с местными сообществами
«Зеленый» вуз должен устанавливать партнерские отношения с местными сообществами, организациями и предприятиями для совместной работы над экологическими проблемами и поощрения устойчивого развития.
Источник: составлено авторами.

Это только некоторые из характеристик, которые могут быть включены в концепцию «зеленого» вуза. Конкретные характеристики могут различаться в зависимости от страны, региона и индивидуальных целей, а также возможностей каждого вуза.

Российские вузы активно занимаются научно-исследовательской, просветительской и воспитательной деятельностью. Однако, ограниченные возможности для независимого развития инфраструктуры ограничивают практическое применение экологических технологий. В рамках этого ограничения, вузы могут внедрять небольшие изменения, такие как организацию стоянок для велосипедов, раздельный сбор мусора и установку технологий для энергоэффективности.

Заключение. Развитие концепции зеленого вуза может стать одним из ключевых направлений деятельности вузов, что позволит им стать лидерами в реализации стратегии устойчивого развития. Однако, при рассмотрении вклада университетов в стратегию устойчивого развития можно выделить следующие направления развития концепции "зеленого" университета:

1. Увеличение числа «зеленых» вузов: с ростом осознания экологических проблем и потребности в устойчивом развитии, можно ожидать увеличения числа вузов, которые будут стремиться стать зелеными. Это может привести к распространению и популяризации концепции.

2. Развитие конкретных критериев и стандартов: дальнейшие исследования и разработка конкретных критериев для оценки зеленых вузов могут помочь установить стандарты и руководство для вузов, желающих стать зелеными. Это позволит сравнивать и оценивать усилия разных вузов и обеспечит прозрачность и достоверность процесса.

3. Внедрение экологического образования: зеленые вузы могут играть важную роль в формировании экологически ответственных граждан. Внедрение экологического образования в учебные программы и создание экологических инфраструктур на территории вуза может помочь студентам получить знания и навыки, необходимые для решения экологических проблем.

4. Повышение общественного сознания: зеленые вузы могут служить примером и вдохновением для других учебных заведений и организаций. Они могут помочь повысить общественное сознание о важности экологической устойчивости и способствовать изменению отношения к окружающей среде.

5. Внедрение инноваций: зеленые вузы могут стимулировать развитие и внедрение новых технологий и практик в области экологической устойчивости. Они могут служить площадкой для тестирования и показа новых решений, которые могут быть применены и в других сферах жизни.

Вместе с этим, в дальнейшей проработке нуждается и сама научная проблематика исследуемой темы, так как на сегодняшний день отсутствую конкретные примеры вузов, подтверждающих эффективность и успешность внедрения «зеленой» концепции. Однако не смотря на этом, отметим, что увеличение числа «зеленых» вузов, безусловно, способствует формированию экологически ответственных граждан, развивает экологическую культуру молодого поколения.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Цверианашвили И.А. Стокгольмская конференция 1972 г. и ее роль в становлении международного экологического сотрудничества // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2016. – № 1. – c. 89-94.
2. Создание независимой международной комиссии по охране окружающей среды. Hozuyut.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://hozuyut.ru/otxody/sozdanie-nezavisimoj-mezhdunarodnoj-komissii-po-oxrane-okruzhayushhej-sredy.html (дата обращения: 21.06.2023).
3. Повестка дня на XXI век. Un.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml (дата обращения: 21.06.2023).
4. Сколько в России школьников, студентов и преподавателей. Mayaksbor.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mayaksbor.ru/news/obrazovanie/skolko_v_rossii_shkolnikov_studentov_i_prepodavateley/ (дата обращения: 17.07.2023).
5. Восьмая Конференция министров «Окружающая среда для Европы». Unece.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/documents/2016/ece/ece.batumi.conf.2016.11.r.pdf (дата обращения: 19.06.2023).
6. Creighton S.H. Greening the Ivory Tower: Improving the Environmental Track Record of Universities, Colleges, and Other Institutions. - USA: MIT Press, 1998. – 358 p.
7. Silvia Fissi, Alberto Romolini, Elena Gori, Marco Contri The path toward a sustainable green university: The case of the University of Florence // Journal of Cleaner Production. – 2021. – p. 123655. – doi: 10.1016/j.jclepro.2020.123655.
8. Yu Huang, John Chi-Kin Lee “Green Universities” in China: Concepts and Ac-tions // Sustainable Development. – 2014. – p. 175-192. – doi: 10.1007/978-94-017-8866-3_9.
9. Yi-Xin Cai, Sheng-Jung Ou, Hsuan-Hung Chen, Chien-Chen Chiu Key strategies of sustainable and energy-saving development for green universities // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. – 2019. – № 1. – p. 012018. – doi: 10.1088/1755-1315/291/1/012018.
10. Гаврильева Т.Н., Сугимото А., Масахико Ф., Яманако Р., Павлов Г.Н., Кириллин Д.А. Устойчивое развитие университетов: мировые и российские практики // Высшее образование в России. – 2018. – № 7. – c. 52-65. – doi: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-52-65.
11. Ходоченко А.В. Устойчивое развитие университетов: на пути к «зеленой» экономике // От экологического образования к экологии будущего: Сборник материалов и докладов VI Всероссийской научно-практической конференции по экологическому образованию. Москва, 2020. – c. 2019-2026.
12. Колпакова Т.В., Беломестнова А.А. Перспективы реализации стратегии «Зеленый вуз» в региональных университетах РФ (на примере забайкальского государственного университета // Архитектура многополярного мира в XXI веке: экология, экономика, геополитика, культура и образование: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Биробиджан, 2022. – c. 242-249.
13. Ануфриев В.П., Али Б.Э., Ануфриева Е.И. Зеленые университеты- модель зеленой экономики регионов // Российские регионы в фокусе перемен. Екатеринбург, 2020. – c. 470-473.
14. Паспорт национального проекта «Экология». Mnr.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mnr.gov.ru/docs/np_ecology/passport_ecology.pdf?ysclid=lj5yfy3gvr843119794 (дата обращения: 21.06.2023).
15. Указ Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 04.02.1994 № 236. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/5422 (дата обращения: 21.06.2023).
16. Указ Президента Российской Федерации «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.1996 № 440. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9120/print (дата обращения: 21.06.2023).
17. Программа «Зеленые вузы России» на 2021–2026 годы. Ecamir.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ecamir.ru/upload/medialibrary/5e3/03gawihqv0b752qc2u2kgygzzs0h0r4h.pdf (дата обращения: 17.07.2023).
18. Зеленые вузы РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://зеленыевузы.рф/#slide2 (дата обращения: 17.07.2023).
19. UI GreenMetric 2022: самые экологически устойчивые университеты мира. Education.forbes.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://education.forbes.ru/tpost/307pu7t3r1-ui-greenmetric-2022-samie-ekologicheski (дата обращения: 18.08.2023).