Методика проведения обследования и моделирования бизнес-процессов предприятия

Чичкина В.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (53), Май 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Чичкина В.Д. Методика проведения обследования и моделирования бизнес-процессов предприятия // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 5. – С. 54-55.

Аннотация:
Обеспечение конкурентоспособности и существования российских компаний в современных экономических условиях невозможно без пересмотра принципов их функционирования. Необходима реализация мероприятий по реинжинирингу компании в соответствии с новыми условиями и задачами, т.е. кардинальное изменение технологии функционирования компании.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятий, реинжиниринг, моделирование бизнес-процессов

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Обеспечение конкурентоспособности и существования российских компаний в современных экономических условиях невозможно без пересмотра принципов их функционирования. Необходима реализация мероприятий по реинжинирингу компании в соответствии с новыми условиями и задачами, т.е. кардинальное изменение технологии функционирования компании.

В качестве основополагающего принципа перестройки организации наиболее целесообразно выбрать «ориентацию на клиента». При этом следует обеспечить создание и использование менеджерами компании таких инструментов и методик, которые позволили бы им управлять степенью неопределенности с целью достижения максимально возможного экономического результата функционирования компании. Таким образом, можно сформулировать основную цель проведения реинжиниринга [1] предприятия в современных условиях: повышение способности предприятия действовать в условиях неопределенности (без снижения ее степени) и достигать поставленных целей (миссии компании). Или, другими словами, на предприятиях необходимо создавать и поддерживать требуемую степень гибкости управления. Но при этом не следует забывать и об экономической дилемме: а) каковы затраты на достижение необходимой гибкости; и б) каковы выгоды от ее присутствия.

Для любой компании, находящейся в конкретно обусловленной ситуации, всегда имеется свой предел гибкости управления, превышать который экономически нецелесообразно. Его пороговая величина зависит как от специфики отрасли и компании, так и от особенностей технологии функционирования предприятия, изменение которой возможно в результате реализации мероприятий по реинжинирингу предприятия.

Осуществление реинжиниринга невозможно без изучения имеющихся бизнес-процессов. Основная цель любого из них – преобразование входных ресурсов, необходимых для реализации процесса, в выходные, т.е. в готовую продукцию. Все это не происходит само по себе, а реализуется конкретным исполнителем или группой исполнителей. И делается это ради тех, кто потребляют продукты деятельности предприятия, то есть являются его клиентами.

Основной «начинкой» каждого бизнес-процесса является совокупность подпроцессов, работ и операций, которые осуществляются с помощью вполне определенного механизма.

Существуют первичные и вторичные входы и выходы процесса.

Первичные входы обеспечивают начало процесса, вторичные возникают на составляющих его подпроцессах.

Первичные выходы – это плановый выпуск основного продукта. Вторичными выходами являются побочные продукты, не являющиеся главной целью бизнес-процессов.

Общий алгоритм проведения работ по реинженирингу предприятия должен включать в себя решение следующих задач:

1. Установление целей реинжениринга.

2. Уточнение миссии и целей компании, выделение ключевых факторов успеха.

3. Анализ бизнеса и его среды (с целью выбора первоочередных объектов для изменений, если изменения не затрагивают организацию в целом). Построение модели «как есть».

4. Проектирование новых бизнес-процессов (построение процессов в соответствии с целями, миссией и ключевыми факторами успеха). Построение модели «как должно быть».

5. Составление проекта изменений (перечень мероприятий с указанием этапов выполнения работ, сроков, бюджетного финансирования и ответственных).

6. Реализация проекта (внедрение изменений).

7. Контроль и оценка результатов на всех этапах выполнения реинжиниринга.

Для того, чтобы разработать универсальную методику проведения реинжиниринговых мероприятий, необходимо провести классификацию бизнес-процессов типового предприятия. Можно выделить несколько способов классификации.

1. По уровню иерархии:

а) базовые бизнес-процессы ‑ бизнес-процессы первого уровня (композиция которых возможна лишь на уровне «бизнеса компании в целом»);

б) подпроцессы (функции) ‑ бизнес-процессы, которые могут быть подвергнуты оперативной композиции.

Этот способ применяется при построении различных моделей бизнес-процессов (в частности, при проведении уточнения и декомпозиции модели).

2. По вкладу в создание основной стоимости:

а) основные ‑ бизнес-процессы, в рамках которых создается добавленная стоимость (конечная или промежуточная) для продукта, входящего в бизнес-портфель компании;

б) вспомогательные ‑ бизнес-процессы, поддерживающие основную деятельность компании и направленные на сохранение ее как единого организма.

Этот способ классификации важен при выделении бизнес-процессов, которые предполагается подвергнуть реинжинирингу, а также для определения особенностей осуществления его (реинжиниринга) функций.


Страница обновлена: 01.02.2024 в 08:41:05