Анализ продвижения инфопродуктов в сфере здорового образа жизни

Шадрин В.Г.1, Горбачев Д.А.1, Дмитриева Н.В.1
1 Кемеровский государственный университет, Россия, Кемерово

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 3 (Март 2023)

Цитировать:
Шадрин В.Г., Горбачев Д.А., Дмитриева Н.В. Анализ продвижения инфопродуктов в сфере здорового образа жизни // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 3. – С. 1061-1080. – doi: 10.18334/ce.17.3.117312.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53760075
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Авторами рассмотрено и конкретизировано понятие инфопродукта, выделены основные типы инфопродуктов. Предложен подход к анализу данного рынка и определены основные характеристики для мониторинга его участников (суммарная аудитория, каналы продвижения, сегмент, типы инфопродуктов, освещаемые темы, активность, монетизированные продукты, дополнительные источники доходов). На основании предложенного подхода проведен мониторинг продвижения ста проектов в сфере здорового образа жизни, представленных на сайтах и в социальных сетях. Выявлены новые типы инфопродуктов и дополнена их классификация. Определена специфика продвижения инфопродуктов в сфере здорового образа жизни и основные подходы к ведению блогов. По результатам мониторинга сформулированы рекомендации для разработчиков инфопродуктов в сфере здорового образа жизни

Ключевые слова: рынок инфопродуктов, здоровый образ жизни, каналы продвижения, социальные сети, монетизация

JEL-классификация: I12, M31, M37

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Тенденции повсеместного распространения интернета, а также пандемия ковида, активизировавшая переход в онлайн-сферу многих видов взаимодействия между людьми, ускорили темпы роста онлайн-образования и развитие рынка инфопродуктов. По данным исследований компаний «Нетология» и «Data Insight» расходы граждан России от 18 до 64 лет на дополнительное онлайн-образование в 2021 г. составили 226 млрд руб. и впервые превысили траты на очное обучение по этому направлению - 214 млрд руб. [8]. Рынок инфопродуктов показывает высокие темпы роста и по ряду других причин - низкие барьеры входа, слабое государственное регулирование, быстрая оборачиваемость и высокая рентабельность [5]. При этом рынок остаётся перспективным, так как средняя доля «знаниеемких» отраслей в структуре ВВП стран G7 на текущий момент составляет 30%, а в России данный показатель находится в районе 11% [7], что позволяет говорить о высокой степени актуальности исследования как рынка инфопродуктов в целом, так и его отдельных сегментов.

Несмотря на активное распространение инфопродуктов данный рынок до сих пор остаётся слабоизученным, отдельные шаги в этом направлении предприняты Е.О. Амиевой, А.С. Байрамуковой, К.П. Выставкиной, Б.Ж. Тагаровым, А.Н. Хоминок и А.М. Щебетковым [1, 2, 13, 14, 16, 19]. Обзор вышеуказанных источников позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день отсутствует единое общепринятое определение понятия «инфопродукт», нет чёткой классификации, не выделены специфические особенности данного рынка, в том числе и особенности продвижения, что обуславливает определённую степень новизны исследования.

В предыдущих работах авторов данного исследования на основании обобщения и синтеза существующей информации дано следующее определение: инфопродукт – это информационный товар, содержащий в себе очень хорошо структурированную и востребованную у конкретной целевой аудитории информацию, ценные знания, умения и навыки, упакованный в удобную для потенциальных клиентов форму и помогающий решить одну или несколько задач покупателя [5]. Также авторами ранее была предпринята попытка классификации инфопродуктов и изучены и выделены их следующие типы: конспект, запись мероприятия, шаблон, чек-лист, инструкция, майндмэп (диаграмма связей), закрытый канал в социальной сети, рабочая тетрадь, гайд, инфографика, методическое пособие, статья, воркшоп, игра, аудит (независимая оценка чего-либо), веб-сайт, мембершип (сайт с платным доступом), книга, аудиокнига, подкаст, семинар, вебинар, автовебинар, видеоурок, мастер-класс, марафон, интенсив, обучающий курс, коучинг, мастер-группа, тренинг, мастермайд [6].

Следующим логическим шагом научного исследования рынка инфопродуктов с нашей точки зрения становится разработка подходов и методов анализа рынка, учитывающего его специфику. В качестве экспериментального поля выбрано продвижение инфопродуктов в сфере здорового образа жизни (ЗОЖ) по причине их широкой распространенности, массового характера и растущего интереса к этому направлению, отраженного в работах Н.В. Мылтусовой, Д.И. Самосюка, Е.Е. Тарандо, М.А. Сердюковой [9, 12, 15] и в статистических данных [10]. Попытка подобного исследования была предпринята Д. А. Рубан, А. А. Мининой, Н. А. Плетневой, но работа указанных авторов ограничивается исследованием отдельно взятой цифровой платформы [11]. Также С.Г. Божук и Н.А. Плетнёва исследовали специфику цифрового пути потребителей на рынке инфопродуктов для здорового образа жизни в большей степени сосредоточившись на сегментировании потребителей и особенностях их поведения [3]. Процессы продвижения инфопродуктов в сфере ЗОЖ до сих пор остаются малоизученными. Поскольку рынок инфопродуктов функционирует в онлайн-среде, для проведения анализа был использован ряд инструментов, предложенных Д.А. Шевченко для оценки коммуникаций бренда в социальных сетях [17, 18].

Цель работы – провести мониторинг информационных продуктов в сегменте здорового образа жизни для выявления специфики продвижения инфопродуктов в данной сфере.

Научная новизна данного исследования заключается в выявлении и систематизации характеристик для анализа специфики продвижения информационных продуктов. В качестве авторской гипотезы выдвигается то, что ключевыми инструментами продвижения инфопродуктов являются инструменты персонального брендинга с опорой на конкретную личность, а самым популярным сегментом в данной сфере является сегмент фитнеса. Методологией для проведения исследования являлся анализ и мониторинг рынка информационных продуктов в сфере здорового образа жизни, а также сайтов и социальных сетей авторов/проектов в сфере здорового образа жизни.

Основная часть

Для оценки продвижения инфопродуктов в сфере ЗОЖ был предложен перечень характеристик, позволяющих провести комплексный мониторинг и максимально полно и подробно проанализировать деятельность авторов/проектов по реализации и продвижению инфопродуктов в сфере ЗОЖ, описание характеристик представлено в таблице 1.

Таблица 1

Описание характеристик мониторинга рынка инфопродуктов

ХАРАКТЕРИСТИКА
ОПИСАНИЕ
Суммарная аудитория
Представляет собой суммарный охват аудитории определённого автора/проекта, высчитываемый путём сложения подписчиков всех аккаунтов в социальных сетях и блогах и позволяет определить степень популярности каждого участника данного рынка. При определении суммарной аудитории не учитываются посетители сайта, так как эта информация не находится в открытом доступе.
Каналы продвижения
Отражает какие конкретные виды сайтов и социальных сетей использую авторы/проекты для продвижения своих инфопродуктов и даёт возможность определить популярность тех или иных каналов.
Сегмент
Определяет к какому из сегментов сферы ЗОЖ относится автор/проект и сделать вывод от степени популярности каждого сегмента. Для целей анализа авторами выделены шесть сегментов сферы ЗОЖ - фитнес, питание, здоровье, психология, гигиена и микс (одновременная работа в нескольких из перечисленных сегментов).
Освещаемые темы
Характеризует специфику контента каждого автора/блога
Активность
Характеризует регулярность размещения информации – «несколько раз в день», «ежедневно», «несколько раз в неделю», «раз в неделю», «несколько раз в месяц», «раз в месяц», «не ведется в данное время».
Типы инфопродуктов
Отражает какие из выделенных авторами ранее типов инфопродуктов [Г] используются данным автором/проектом и позволяет определить степень популярности отдельных типов.
Монетизированные инфопродукты
Отражает те типы и конкретные примеры инфопродуктов, которые автор/проект использует для заработка
Дополнительные источники доходов
Отражает иные, не связанные с инфопродуктами, способы заработка авторами/проектами, например продажа товаров или рекламных услуг.
Источник: составлено авторами

Используя данные характеристики, в октябре-декабре 2022 года авторы провели анализ продвижения инфопродуктов, проанализировав деятельность ста популярных авторов/проектов в сфере ЗОЖ в русскоязычном сегменте интернета. В таблице 2 представлена выдержка из результатов мониторинга – отражены характеристики наиболее популярных и наименее популярных авторов/проектов.

Таблица 2 – Результаты мониторинга сайтов и социальных сетей авторов/проектов в сфере здорового образа жизни ЗОЖ


Автор/ проект
Суммарная аудитория
ауд-я
Сегмент
Освещаемые темы
Каналы продвижения продв-я
Активность
Типы инфопродуктов
Монетизир.
Монетизированные инфопродукты
Доп.
Дополнительные источники доходов
1. 61
Джен Селтер
16500 тыс.
Фитнес
Фитнес
Рецепты
Образ жизни («lifestyle»)
Snapchat
Тик-Ток
Instagram*
Сайт
Ежедневно
Прямые эфиры
Видеоуроки
Обучающие программы
Закрытая группа
Программы в проекте «Fitplan» (9) - 16 долларов в месяц
Интернет-магазин женской одежды и устройства Lumen для определения метаболизма на ладони
2. 60
Кайла Итсинес
15600 тыс.
Фитнес
Тренировки
Стиль жизни Пропаганда своего мобильного приложения
Тик-Ток
Instagram*
YouTube Сайт
Ежедневно
Несколько раз в месяц
Видеоуроки
Прямые эфиры
Мобильное приложение
Мобильное приложение – 16 долларов в месяц

3. 23
Валерия Чекалина
12200 тыс.
Фитнес
Тренировки
Рецепты
Свой опыт и достижения
Образ жизни
Телеграм
Instagram*
Вконтакте
YouTube
Лендинг
Сайт
Ежедневно
Марафоны
Курсы
Инфографика
Прямые эфиры
Видеоуроки
Обучающие программы
Чек-листы
Марафон «Идеальное тело» - 4000 руб
Мобильное приложение «LERCHEK»
Интернет-магазин косметики
4. 75
Елизавета Громова
7200 тыс.
Здоровье
Красота
Образ жизни
Собственная студия
Телеграм
Instagram*
Вконтакте
Таплинк
Ежедневно
Прямые эфиры
Видеоуроки
Презентации
Гайды
Гайд – 350 руб
Студия красоты (186 услуг)
5. 10
Настя Созоник
7100 тыс.
Фитнес
Образ жизни Достижение целей Тренировки
Похудение
Фитнес
Результаты участниц марафона
Instagram*
Вконтакте
Сайт с услугами
Ежедневно
Статьи
Марафон
Видеоуроки
Гайды
Чек-листы
Видеообзоры
Проект «Охудительная перезагрузка»
· пакет ЛАЙТ - 2699 руб
· пакет ПОЛНАЯ- 3999 руб
· пакет VIP - 12799 руб

6. 96
Карина Оксукпаева
5900 тыс.
Фитнес
Образ жизни
Юмор
Похудение Тренировки. Пропаганда своего проекта
Instagram*
Тик-Ток Сайт проекта
Ежедневно
Марафоны
Прямые эфиры
Чек-листы
Закрытые чаты
Видеоуроки
Индивид-е программы
Марафон «Топим жир» - 2612 руб

7. 18
Игорь Войтенко
5200 тыс.
Фитнес
Достижение целей Программы тренировок Образ жизни Ответы на вопросы
YouTube
Дзен
Вконтакте
Тик-Ток Instagram* Телеграм
Раз в месяц
Несколько раз в неделю
Статьи
Видеоуроки
Чек-листы
Марафоны
Коучинг
Программы
Мобильное приложение «NEXT»
· Программа «Дом» -1990 руб
· Программа «Гантели» 1990 руб
· Программа «Зал» 1990 руб
Интернет-магазин спортивной одежды и аксессуаров
8. 84
Екатерина Бибишева
5000 тыс.
Здоровье
Повышение качества сексуальных отношений
VK
Телеграм
Instagram*
Таплинк
Сайт
Ежедневно
Видеоуроки
Гайды
Книги
Чат-боты
Инструкции
Курсы
Чек-листы
Консультации
Статьи
Подкаст
Рабочая тетрадь
Сборники
Закрытые чаты
Вебинары
Курсы –
7990 руб.
Отдельные модули курсов - 1900 за каждый модуль
Интернет-магазин аксессуаров для интимной жизни
9. 44
Тоня Сальникова
4000 тыс.
Питание
Образ жизни Дневник беременности
Правильное питание
Здоровье
Instagram*
Телеграм
Тик-Ток
Вконтакте
Сайт
Несколько раз в неделю
Видеоуроки
Вебинары
Прямые эфиры
Чек-листы
Курсы
Книги
Марафоны
Сборники
Книга «Тонкая штучка.
Рецепты для легкой жизни» - 1100 руб
Курс «Легкий старт» – 690 руб

10. 21
TGYM
3400 тыс.
Фитнес
Тренировки
Питание
YouTube
VK
Телеграм Instagram*
Раз в месяц
Ежедневно
Инфографика
Марафоны
Видеоуроки
Прямые эфиры
Курсы
Книги
Марафон похудения TGYM
· Gold – 24 доллара
· Silver – 12 долларов











96.
Инна Ванюшина
11,4 тыс.
Фитнес
Тренировки Питание
Вконтакте
Таплинк
Сайт с блогом Instagram*
Раз в месяц
Ежедневно
Чек-листы
Видеоуроки
Сборники
Книги
Курсы
Списки
Игра
Консультации
Статьи
Онлайн книга "ПолноЦЕННое питание InSHINE " – 1000 руб
Психологическая фитнес-игра "псиХудейка" – 399 руб
Консультации (4 вида) – 1000 до 3000 руб
Курсы (6) – от 1500 до 3500 руб

97.
JuliaFit
9,8 тыс.
Питание
Похудение
Таплинк
Телеграм
Дзен
Instagram*
Несколько раз в месяц
Чек-листы
Статьи
Книги
Сборники
Статьи
Коучинг
Общее меня на 21 день – 990 руб
Книга «Курс на стройность» - 1500 руб
Летнее меню – 888 руб
Индивидуальное меню – 4000 руб
Индивидуальное ведение – 5000 руб
Меню- конструктор и просчет индивидуального КБЖУ
98.
Максим Ярошенко
9 тыс.
Фитнес
Размышления о жизни
Работа над фигурой
Отцовство Пропаганда своих продуктов и проектов
Instagram* Сайт
Ежедневно
Чек-листы
Книги
Трекеры
Статьи
Гайды
Воркбуки
Инфографика
Книга «Ешь будто тебя никто не видит» и фуд-трекер по 350 гр.
Авторский фитнес-проект «Рывок» - от 2200 до 6000 гр в месяц

99.
Иван Севостьянов
4 тыс.
Фитнес
Спорт
Бизнес-идеи. Путешествия
Питание Жизненные наблюдения
Instagram*
Сайт проекта
Не ведет
Марафоны
Закрытые группы
Марафон «Мои 6 кубиков» с длительностью – зависит от лишнего веса%
· Тариф «Самостоятельный» - 19000 руб
· Тариф «С обратной связью» - 49000 руб

100.
Мария Омелюсик
4 тыс.
Фитнес
Любовь к себе
Похудение Мотивация и поддержка
Пропаганда своих проектов
Вконтакте
Ежедневно
Метод. пособия
Видеоуроки
Программы
Чек-листы
Марафоны
Меню для похудения – 500 руб
Детокс-марафон – 650 руб
Марафон стройности – 650 руб

* Социальные сети, деятельность которых запрещена на территории РФ

Источник: составлено авторами по результатам мониторинга

Суммарная аудитория проанализированных аккаунтов составила более 139 964 тыс. чел. (в данном случае речь идёт о показателе охвата, когда один и тот же человек может быть посчитан несколько раз, если он подписан на несколько аккаунтов).

По итогам мониторинга можно выделить два формата представления разработчиков и продавцов инфопродуктов в сфере ЗОЖ:

- 87% это конкретные личности (физические лица), которые являются авторами инфопродуктов, развивают свой личный бренд и становятся главным лицом своих проектов (их продукты ассоциируются с ними, инфопродукт = человек);

- 13% это проекты, которые продвигаются в интернете именно под названием проекта, не опираясь на какого-то конкретного человека, как правило за проект отвечает команда (продукты проекта ассоциируются с проектом, инфопродукт = проект).

Продвижение инфопродукта в формате проекта дает преимущество, связанное возможностью лёгкой передачи проекта другому владельцу без потери аудитории. (особенно если он изначально задумывался как стартап), в формате проекта снижена зависимость от конкретных людей. Но, как показал мониторинг, авторы-проекты в среднем имеют в три раза меньше охват аудитории, чем авторы-личности. И это ожидаемо – потребители склонны доверять больше конкретным людям, а не обезличенным проектам.

Авторы инфопродуктов в сфере ЗОЖ распределены по сегментам в зависимости от преобладающей тематики публикаций – фитнес, питание, здоровье, психология, гигиена и микс (нет явного преобладания одной темы), в процентном соотношении распределение выглядит следующим образом (рисунок 1):

Рисунок 1 – Распределение по сегментам авторов инфопродуктов сферы ЗОЖ, %

Источник: составлено авторами по результатам мониторинга

Результаты мониторинга показывают, что в сфере ЗОЖ преобладает сегмент фитнеса, в нём работают и лидер, и аутсайдер по охвату аудитории – Джен Селтер (16,5 млн, проект «FitPlan») и Мария Омелюк (4 тыс., марафоны).

Проводя анализ каналов продвижения и распределения, которые использую авторы, можно сделать следующие выводы:

- самыми популярными каналами продвижения и продаж инфопродуктов в сфере ЗОЖ являются сайт – 96%, Instagram – 81% , Вконтакте – 75%, Телеграм – 53% и YouTube – 49%;

- самыми редкими каналами продвижения у авторов в сфере ЗОЖ стали Твиттер (2%), Rutube (2%), Pinterest (1%), Tenchat (1%), Snapchat (1%), Facebook (1%).

- среди авторов, которые используют сайт для продвижения своих проектов и услуг, в 15% случаев на сайте есть блог;

- анализ количества каналов продвижения, используемых одним автором, показал, что в 23% случаев – это 4 канала, в 22% - 5, в 20% - 3, в 15% - 2, в 12% - 6, в 4% - 1, в 3% - 7 и в 1% – это 9 каналов.

Анализируя регулярность продвижения, можно сделать вывод о том, что лишь 5% авторов инфопродуктов сферы ЗОЖ сейчас не ведут свои аккаунты и не продвигают свои проекты, возможно в связи с новостной повесткой в мире, но при этом продолжают продажу своих инфопродуктов. Остальные же авторы занимаются развитием своего личного бренда, продвигают свои инфопродукты и выпускают контент в 84% случаев ежедневно, в 8% - минимум раз в неделю, в 3% - минимум раз в месяц.

Анализ контента показал, что авторы используют три подхода к ведению аккаунтов:

1. Трансляция повседневной жизни («lifestyle») + пропаганда своих проектов и инфопродуктов + полезная информация по теме блога;

2. Отзывы клиентов + полезная информация по теме блога + публикации на сопутствующие темы;

3. Трансляция повседневной жизни («lifestyle») + отзывы клиентов + пропаганда своих проектов и инфопродуктовю

Первый подход используют в большинстве случаев авторы-личности, у которых чаще всего один проект, либо перечень услуг и продуктов меняется часто, а также авторы с небольшой суммарной аудиторией. Второй подход характерен для проектов, за которыми не стоит автор-личность. К третьему подходу прибегают авторы с высокой степенью популярности и многочисленной аудиторией, не часто обновляющие свои проекты и инфопродукты.

Авторами сферы ЗОЖ были использованы следующие типы инфопродуктов: видеоуроки, прямые эфиры (трансляции), курсы (спецкурсы, мини-курсы), статьи, программы (обучающие, индивидуальные, тематические), марафоны (спринты), чек-листы, книги (электронные, печатные, интерактивные), инфографика, вебинары, гайды (аудио и текст), коучинг, консультации, методические пособия, мобильные приложения, интенсивы, мембершипы, лекции (видео и текст), подкасты, мастермайды, тесты, видеобзоры, воркбуки (рабочие тетради, дневники, трекеры), закрытые ресурсы (клубы, каналы, тимчаты), челленджи, шпаргалки (схемы, шаблоны, конспекты), практикумы, обучающие модули, системы, видеозаписи с мероприятий, протоколы (зафиксированный разбор ситуаций, кейсы), тренинги (спецтреннинги), списки рекомендаций, игры, презентации, мастер-классы, коуч-сессии, чат-боты, гиды (путеводители), инструкции, сборники, журналы, виджеты, семинары.

Часть перечисленных типов инфопродуктов была зафиксирована авторами в предшествующих следованиях [6], но по итогам мониторинга данный перечень можно расширить. В таблице 2 представлен список новых типов инфопродуктов, выявленных в ходе мониторинга.

Таблица 2 – Список новых типов инфопродуктов, выявленных в ходе мониторинга

Тип инфопродукта
Краткая характеристика
Консультация
Совет, состоящий из практической информации, даваемой экспертом по какому-либо вопросу
Мобильное приложение
Форма обучения, хранения, сбора, интерактивной передачи и генерации полезной информации
Тест
Информация, заложенная в формат стандартизированного задания с вопросами и вариантами ответов
Обзор
Сжатое сообщение, включающее систематизированную информацию о ряде объединённых общей темой явлений
Челлендж
Формат усвоения информации через выполнение сложной задачи с обязательным приходом к финишу
Шпаргалка
Концентрированное представление наиболее ценной информация, вид, форма, содержание и условия использования которой отличаются в зависимости от ситуации
Практикум
Форма овладением информации через практическое и самостоятельное выполнение нескольких задач
Обучающий модуль
Самостоятельная часть готовой образовательной программы
Система
Разбор множество связанных между собой элементов определенного вопроса
Список рекомендаций
Совокупность предложений и указаний, которая помогает внедрить наиболее эффективную информацию о методах и формах работы для решения какой-либо проблемы
Презентация
Демонстративный материал собранной информации
Коуч-сессия
Решение с специалистом одного конкретного запроса
Чат-бот
Программа-собеседник, которая в рамках потребности пользователя, предоставляет актуальную информацию
Гид
Справочник или путеводитель, выдающий объясняющую и сопровождающую информацию в рамках конкретного контекста
Сборник
Собрание на одном носителе информации нескольких источников
Журнал
Периодическое издание, которое имеет постоянную рубрикацию и содержит информацию по разным вопросам
Виджет
Небольшое приложение в сети интернет, которое визуализирует определённую информацию
Источник: составлено авторами по результатам мониторинга

Таким образом, в совокупности с выявленными ранее типами инфопродуктов, на сегодняшний день можно говорить о наличии 49-ти типов инфопродуктов.

Частота использования авторами сферы ЗОЖ определенных типов инфопродуктов отражена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Частота использования авторами сферы ЗОЖ определенных типов инфопродуктов

Источник: составлено авторами по результатам мониторинга

По результатам мониторинга можно сделать вывод о том, что наиболее распространены инфопродукты, содержащие видеоконтент, причём популярность видеоуроков гораздо выше всего остального, так как в отличие от прямых эфиров они требуют однократных усилий по созданию, но при этом дают возможности многократных продаж. Типы инфопродуктов, не отраженные на рисунке 3 используются авторами менее, чем в 10% случаев.

Важным наблюдением является то, что один автор/проект реализует несколько инфопродуктво одновременно. Более 8 типов инфопродуктов предлагают 13% авторов, от 5 до 8 типов – 50% авторов, и менее 5 типов инфопродуктов применяют 37% авторов.

Анализируя возможности монетизации можно сказать, что чаще всего авторы сферы ЗОЖ предлагают к продаже следующие типы инфопродуктов: курсы, программы, марафоны, мастер-классы, подписки на закрытые ресурсы, книги, сборники, консультации, гайды и игры. Стоимость инфопродуктов зависит от ценовой стратегии, которую использует автор, при этом не выявлено связи цены с числом подписчиков. Из результатов мониторинга также следует, что 18% авторов (чаще с аудиторией более миллиона человек) зарабатывают на чём-то ещё помимо инфопродуктов: интернет-магазины – 11%, бизнес офлайн в сфере услуг (салон красоты, фитнес-зал и т.п.) – 4%, другие виды бизнеса – 3%.

Выводы

Относительно новый рынок инфопродуктов демонстрирует высокие темпы роста и требует новых подходов к изучению его специфики, в том числе специфики продвижения. Авторами предложен подход к анализу продвижения на рынке инфопродуктов, который может быть использован для любого сегмента рынка и предполагает оценку таких характеристик как суммарная аудитория, каналы продвижения, сегмент, типы инфопродуктов, освещаемые темы, активность, монетизированные продукты, дополнительные источники доходов.

Предложенный подход апробирован на примере рынка инфопродуктов в сфере ЗОЖ, на его основе проведён мониторинг ста актуальных проектов, в ходе выявлена специфика продвижения инфопродуктов в данной сфере. Подавляющее большинство инфопродуктов в сфере ЗОЖ (87%) продвигаются с помощью инструментов персонального брендинга и связаны с конкретными личностями, только 13% не имеют персонализации и продвигаются в формате обезличенных проектов. Самым популярным сегментом данной сфере является сегмент фитнеса (60% авторов), на втором месте с большим отрывом от других сегментов находится сегмент здорового питания (22% авторов).

Большое значение для успеха на рынке инфопродуктов имеет регулярность продвижения – 84% авторов сферы ЗОЖ размещают информацию ежедневно. Помимо прямой пропаганды своих проектов и инфопродуктов авторы при формировании контента активно используют трансляцию своего повседневного образа жизни и отзывы существующих клиентов. В ходе мониторинга было выявлено 17 новых типов инфопродуктов, которые дополнили ранее созданный перечень, таким образом на данный момент можно говорить о существовании 49-ти типов инфопродуктов, из которых в сфере ЗОЖ чаще всего используются видеоуроки и прямые эфиры. Авторов, имеющих аудиторию более миллиона человек, отличает два фактора: активное введение более 4 каналов продвижения и использование не менее 5 типов инфопродуктов. Чаще всего предлагаются к продаже такие инфопродукты как курсы, программы, марафоны, мастер-классы, подписки на закрытые ресурсы, книги, сборники, консультации, гайды и игры, кроме того 18% авторов/проектов предлагают своей аудитории и другие товары и услуги.

Полученная информация может быть полезна для повышения эффективности маркетинговой деятельности участников рынка инфопродуктов сферы ЗОЖ, а описанный подход к мониторингу возможно реализовать для любой другой сферы.


Источники:

1. Амиева, Е. О. Ограничения и перспективы развития рынка инфобизнеса / Е. О. Амиева // Проблемы социально-экономической устойчивости региона : Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции, Пенза, 25–26 января 2022 года / Под редакцией Г.А. Резник. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. – С. 11-13.
2. Байрамукова, А. С. Рынок информационных продуктов и услуг: особенности формирования, структура // Пространство экономики. 2008. №2-3, С. 65-68.
3. Божук, С. Г. Специфика цифрового пути потребителя на рынке информационных продуктов для здорового образа жизни / С. Г. Божук, Н. А. Плетнева // Актуальные проблемы экономики в условиях глобальных вызовов : Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Белгород, 16–19 марта 2021 года. Том Часть 1. – Белгород: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Белгородский университет кооперации, экономики и права», 2021. – С. 15-20.
4. Выставкина, К. П. Проблема инфобизнеса в России / К. П. Выставкина // XXXV Международные Плехановские чтения : сборник статей участников : в 4 т., Москва, 22–24 марта 2022 года / ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова». – Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2022. – С. 15-20.
5. Горбачев, Д. А. Проблема современной терминологии в сфере определения инфопродуктов / Д. А. Горбачев, Н. В. Дмитриева // Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием : Материалы Национальной c международным участием научно-практической конференции, Тюмень, 26 ноября 2021 года / Отв. редактор В.В. Пленкина. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2022. – С. 64-67.
6. Горбачев, Д.А. Проблемы классификации инфопродуктов / Д. А. Горбачев // Актуальные проблемы и перспективы развития инновационной экономики и управления : сборник научных статей, Калининград, 28 апреля 2022 года. – Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2022. С. 15-19.
7. Дмитриев, Н. Д. Роль интеллектуального капитала в построении новых экономических отношений / Н. Д. Дмитриев // Проблемы и перспективы устойчивого развития промышленности в XXI веке: от теории к практике : Материалы студенческой конференции, Санкт-Петербург, 22 апреля 2021 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, 2021. – С. 39-41.
8. Игнатьев, Д. Россияне впервые потратили на онлайн-образование больше, чем на офлайн [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/media/articles/2022/06/01/924747-rossiyane-onlain-obrazovanie?ysclid=ldo6p4z2yv557646858 (дата обращения 01.02.2023)
9. Мылтусова, Н. В. ЗОЖ как глобальный тренд XXI века и анализ потребительской корзины россиян с точки зрения здорового образа жизни / Н. В. Мылтусова // Современный специалист-профессионал: теория и практика : Материалы 13-ой международной научной конференции студентов и магистрантов, Барнаул, 22–24 апреля 2021 года / Под общей редакцией В.А. Ивановой, Ю.М. Ильиных. – Барнаул: Индивидуальный предприниматель Колмогоров Игорь Александрович, 2021. – С. 17-21.
10. Росстат впервые назвал число ведущих здоровый образ жизни россиян [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/08/11/2019/5dc (дата обращения: 01.02.2023).
11. Рубан, Д. А. Исследование рынка информационных продуктов для здорового образа жизни / Д. А. Рубан, А. А. Минина, Н. А. Плетнева // Неделя науки СПбПУ : Материалы научной конференции с международным участием. Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. В 3-х частях, Санкт-Петербург, 18–23 ноября 2019 года. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2019. – С. 381-383.
12. Самосюк, Д. И. Здоровый образ жизни как бизнес / Д. И. Самосюк // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2017. – № 2(7). – С. 101-104.
13. Тагаров Б.Ж. Особенности глобального рынка информационных товаров / Б.Ж. Тагаров // Российское предпринимательство. - 2018. - Т. 19. - № 5. - С. 1425-1436. 
14. Тагаров Б.Ж. Факторы развития рынка фриланса в информационной экономике / Б.Ж. Тагаров // Креативная экономика. - 2018. - Т. 12. - № 10. - С. 1703-1714.
15. Тарандо, Е. Е. Статистическая оценка образа жизни россиян и меры государства по его оздоровлению / Е. Е. Тарандо, М. А. Сердюкова // Управление городом: теория и практика. – 2022. – № 4(46). – С. 10-17.
16. Хоминок А.Н. Инфобизнес: виды инфопродуктов : [статья] - Текст: непосредственный // Актуальные проблемы развития финансового сектора: сборник научных трудов, Тамбов, 22 ноября 2017 года – Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2017. С. 744-753.
17. Шевченко, Д. А. Оценка коммуникаций бренда в социальных сетях: методика профессора Д.А. Шевченко / Д. А. Шевченко // Практический маркетинг. – 2022. – № 3(300). – С. 9-13.
18. Шевченко, Д. А. Цифровой маркетинг / Д. А. Шевченко. – Москва : ООО «Директ-Медиа», 2022. – 185 с.
19. Щебетков, А. М. Тенденции развития рынка информационных продуктов и услуг / А. М. Щебетков, М. Ю. Лебедева // Устойчивое развитие науки и образования. – 2019. – № 11. – С. 111-114

Страница обновлена: 21.12.2023 в 19:11:17