Анализ продвижения инфопродуктов в сфере здорового образа жизни
Шадрин В.Г.1, Горбачев Д.А.1, Дмитриева Н.В.1
1 Кемеровский государственный университет
Ключевые слова:
рынок инфопродуктов, здоровый образ жизни, каналы продвижения, социальные сети, монетизацияJEL-классификация: I12, M31, M37

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Введение
Тенденции повсеместного распространения интернета, а также пандемия ковида, активизировавшая переход в онлайн-сферу многих видов взаимодействия между людьми, ускорили темпы роста онлайн-образования и развитие рынка инфопродуктов. По данным исследований компаний «Нетология» и «Data Insight» расходы граждан России от 18 до 64 лет на дополнительное онлайн-образование в 2021 г. составили 226 млрд руб. и впервые превысили траты на очное обучение по этому направлению - 214 млрд руб. [8]. Рынок инфопродуктов показывает высокие темпы роста и по ряду других причин - низкие барьеры входа, слабое государственное регулирование, быстрая оборачиваемость и высокая рентабельность [5]. При этом рынок остаётся перспективным, так как средняя доля «знаниеемких» отраслей в структуре ВВП стран G7 на текущий момент составляет 30%, а в России данный показатель находится в районе 11% [7], что позволяет говорить о высокой степени актуальности исследования как рынка инфопродуктов в целом, так и его отдельных сегментов.
Несмотря на активное распространение инфопродуктов данный рынок до сих пор остаётся слабоизученным, отдельные шаги в этом направлении предприняты Е.О. Амиевой, А.С. Байрамуковой, К.П. Выставкиной, Б.Ж. Тагаровым, А.Н. Хоминок и А.М. Щебетковым [1, 2, 13, 14, 16, 19]. Обзор вышеуказанных источников позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день отсутствует единое общепринятое определение понятия «инфопродукт», нет чёткой классификации, не выделены специфические особенности данного рынка, в том числе и особенности продвижения, что обуславливает определённую степень новизны исследования.
В предыдущих работах авторов данного исследования на основании обобщения и синтеза существующей информации дано следующее определение: инфопродукт – это информационный товар, содержащий в себе очень хорошо структурированную и востребованную у конкретной целевой аудитории информацию, ценные знания, умения и навыки, упакованный в удобную для потенциальных клиентов форму и помогающий решить одну или несколько задач покупателя [5]. Также авторами ранее была предпринята попытка классификации инфопродуктов и изучены и выделены их следующие типы: конспект, запись мероприятия, шаблон, чек-лист, инструкция, майндмэп (диаграмма связей), закрытый канал в социальной сети, рабочая тетрадь, гайд, инфографика, методическое пособие, статья, воркшоп, игра, аудит (независимая оценка чего-либо), веб-сайт, мембершип (сайт с платным доступом), книга, аудиокнига, подкаст, семинар, вебинар, автовебинар, видеоурок, мастер-класс, марафон, интенсив, обучающий курс, коучинг, мастер-группа, тренинг, мастермайд [6].
Следующим логическим шагом научного исследования рынка инфопродуктов с нашей точки зрения становится разработка подходов и методов анализа рынка, учитывающего его специфику. В качестве экспериментального поля выбрано продвижение инфопродуктов в сфере здорового образа жизни (ЗОЖ) по причине их широкой распространенности, массового характера и растущего интереса к этому направлению, отраженного в работах Н.В. Мылтусовой, Д.И. Самосюка, Е.Е. Тарандо, М.А. Сердюковой [9, 12, 15] и в статистических данных [10]. Попытка подобного исследования была предпринята Д. А. Рубан, А. А. Мининой, Н. А. Плетневой, но работа указанных авторов ограничивается исследованием отдельно взятой цифровой платформы [11]. Также С.Г. Божук и Н.А. Плетнёва исследовали специфику цифрового пути потребителей на рынке инфопродуктов для здорового образа жизни в большей степени сосредоточившись на сегментировании потребителей и особенностях их поведения [3]. Процессы продвижения инфопродуктов в сфере ЗОЖ до сих пор остаются малоизученными. Поскольку рынок инфопродуктов функционирует в онлайн-среде, для проведения анализа был использован ряд инструментов, предложенных Д.А. Шевченко для оценки коммуникаций бренда в социальных сетях [17, 18].
Цель работы – провести мониторинг информационных продуктов в сегменте здорового образа жизни для выявления специфики продвижения инфопродуктов в данной сфере.
Научная новизна данного исследования заключается в выявлении и систематизации характеристик для анализа специфики продвижения информационных продуктов. В качестве авторской гипотезы выдвигается то, что ключевыми инструментами продвижения инфопродуктов являются инструменты персонального брендинга с опорой на конкретную личность, а самым популярным сегментом в данной сфере является сегмент фитнеса. Методологией для проведения исследования являлся анализ и мониторинг рынка информационных продуктов в сфере здорового образа жизни, а также сайтов и социальных сетей авторов/проектов в сфере здорового образа жизни.
Основная часть
Для оценки продвижения инфопродуктов в сфере ЗОЖ был предложен перечень характеристик, позволяющих провести комплексный мониторинг и максимально полно и подробно проанализировать деятельность авторов/проектов по реализации и продвижению инфопродуктов в сфере ЗОЖ, описание характеристик представлено в таблице 1.
Таблица 1
Описание характеристик мониторинга рынка инфопродуктов
ХАРАКТЕРИСТИКА
|
ОПИСАНИЕ
|
Суммарная аудитория
|
Представляет собой суммарный охват
аудитории определённого автора/проекта, высчитываемый путём сложения
подписчиков всех аккаунтов в социальных сетях и блогах и позволяет определить
степень популярности каждого участника данного рынка. При определении
суммарной аудитории не учитываются посетители сайта, так как эта информация
не находится в открытом доступе.
|
Каналы
продвижения
|
Отражает какие конкретные виды сайтов
и социальных сетей использую авторы/проекты для продвижения своих
инфопродуктов и даёт возможность определить популярность тех или иных
каналов.
|
Сегмент
|
Определяет к какому из сегментов сферы
ЗОЖ относится автор/проект и сделать вывод от степени популярности каждого
сегмента. Для целей анализа авторами выделены шесть сегментов сферы ЗОЖ - фитнес,
питание, здоровье, психология, гигиена и микс (одновременная работа в
нескольких из перечисленных сегментов).
|
Освещаемые
темы
|
Характеризует специфику контента
каждого автора/блога
|
Активность
|
Характеризует регулярность размещения
информации – «несколько раз в день», «ежедневно», «несколько раз в неделю»,
«раз в неделю», «несколько раз в месяц», «раз в месяц», «не ведется в данное
время».
|
Типы
инфопродуктов
|
Отражает какие из выделенных авторами
ранее типов инфопродуктов [Г] используются данным автором/проектом и
позволяет определить степень популярности отдельных типов.
|
Монетизированные
инфопродукты
|
Отражает те типы и конкретные примеры инфопродуктов,
которые автор/проект использует для заработка
|
Дополнительные источники доходов
|
Отражает иные, не связанные с
инфопродуктами, способы заработка авторами/проектами, например продажа
товаров или рекламных услуг.
|
Используя данные характеристики, в октябре-декабре 2022 года авторы провели анализ продвижения инфопродуктов, проанализировав деятельность ста популярных авторов/проектов в сфере ЗОЖ в русскоязычном сегменте интернета. В таблице 2 представлена выдержка из результатов мониторинга – отражены характеристики наиболее популярных и наименее популярных авторов/проектов.
Таблица 2 – Результаты мониторинга сайтов и социальных сетей авторов/проектов в сфере здорового образа жизни ЗОЖ
№
|
Автор/
проект
|
Суммарная
аудитория
ауд-я |
Сегмент
|
Освещаемые
темы
|
Каналы
продвижения продв-я
|
Активность
|
Типы
инфопродуктов
|
Монетизир.
Монетизированные инфопродукты |
Доп.
Дополнительные источники доходов |
1.
61
|
Джен
Селтер
|
16500
тыс.
|
Фитнес
|
Фитнес
Рецепты Образ жизни («lifestyle») |
Snapchat
Тик-Ток Instagram* Сайт |
Ежедневно
|
Прямые
эфиры
Видеоуроки Обучающие программы Закрытая группа |
Программы
в проекте «Fitplan» (9) - 16
долларов в месяц
|
Интернет-магазин
женской одежды и устройства Lumen для определения метаболизма на ладони
|
2.
60
|
Кайла
Итсинес
|
15600
тыс.
|
Фитнес
|
Тренировки
Стиль жизни Пропаганда своего мобильного приложения |
Тик-Ток
Instagram* YouTube Сайт |
Ежедневно
Несколько раз в месяц |
Видеоуроки
Прямые эфиры Мобильное приложение |
Мобильное
приложение – 16 долларов в месяц
|
–
|
3.
23
|
Валерия
Чекалина
|
12200
тыс.
|
Фитнес
|
Тренировки
Рецепты Свой опыт и достижения Образ жизни |
Телеграм
Instagram* Вконтакте YouTube Лендинг Сайт |
Ежедневно
|
Марафоны
Курсы Инфографика Прямые эфиры Видеоуроки Обучающие программы Чек-листы |
Марафон
«Идеальное тело» - 4000 руб
Мобильное приложение «LERCHEK» |
Интернет-магазин
косметики
|
4.
75
|
Елизавета
Громова
|
7200
тыс.
|
Здоровье
|
Красота
Образ жизни Собственная студия |
Телеграм
Instagram* Вконтакте Таплинк |
Ежедневно
|
Прямые
эфиры
Видеоуроки Презентации Гайды |
Гайд
– 350 руб
|
Студия
красоты (186 услуг)
|
5.
10
|
Настя
Созоник
|
7100
тыс.
|
Фитнес
|
Образ
жизни Достижение целей Тренировки
Похудение Фитнес Результаты участниц марафона |
Instagram*
Вконтакте Сайт с услугами |
Ежедневно
|
Статьи
Марафон Видеоуроки Гайды Чек-листы Видеообзоры |
Проект
«Охудительная перезагрузка»
· пакет ЛАЙТ - 2699 руб · пакет ПОЛНАЯ- 3999 руб · пакет VIP - 12799 руб |
–
|
6.
96
|
Карина
Оксукпаева
|
5900
тыс.
|
Фитнес
|
Образ
жизни
Юмор Похудение Тренировки. Пропаганда своего проекта |
Instagram*
Тик-Ток Сайт проекта |
Ежедневно
|
Марафоны
Прямые эфиры Чек-листы Закрытые чаты Видеоуроки Индивид-е программы |
Марафон
«Топим жир» - 2612 руб
|
–
|
7.
18
|
Игорь
Войтенко
|
5200
тыс.
|
Фитнес
|
Достижение
целей Программы тренировок Образ жизни Ответы на вопросы
|
YouTube
Дзен Вконтакте Тик-Ток Instagram* Телеграм |
Раз
в месяц
Несколько раз в неделю |
Статьи
Видеоуроки Чек-листы Марафоны Коучинг Программы |
Мобильное
приложение «NEXT»
· Программа «Дом» -1990 руб · Программа «Гантели» 1990 руб · Программа «Зал» 1990 руб |
Интернет-магазин
спортивной одежды и аксессуаров
|
8.
84
|
Екатерина
Бибишева
|
5000
тыс.
|
Здоровье
|
Повышение
качества сексуальных отношений
|
VK
Телеграм Instagram* Таплинк Сайт |
Ежедневно
|
Видеоуроки
Гайды Книги Чат-боты Инструкции Курсы Чек-листы Консультации Статьи Подкаст Рабочая тетрадь Сборники Закрытые чаты Вебинары |
Курсы
–
7990 руб. Отдельные модули курсов - 1900 за каждый модуль |
Интернет-магазин
аксессуаров для интимной жизни
|
9.
44
|
Тоня
Сальникова
|
4000
тыс.
|
Питание
|
Образ
жизни Дневник беременности
Правильное питание Здоровье |
Instagram*
Телеграм Тик-Ток Вконтакте Сайт |
Несколько
раз в неделю
|
Видеоуроки
Вебинары Прямые эфиры Чек-листы Курсы Книги Марафоны Сборники |
Книга
«Тонкая штучка.
Рецепты для легкой жизни» - 1100 руб Курс «Легкий старт» – 690 руб |
–
|
10.
21
|
TGYM
|
3400
тыс.
|
Фитнес
|
Тренировки
Питание |
YouTube
VK Телеграм Instagram* |
Раз
в месяц
Ежедневно |
Инфографика
Марафоны Видеоуроки Прямые эфиры Курсы Книги |
Марафон
похудения TGYM
· Gold – 24 доллара · Silver – 12 долларов |
–
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
96.
|
Инна
Ванюшина
|
11,4
тыс.
|
Фитнес
|
Тренировки
Питание
|
Вконтакте
Таплинк Сайт с блогом Instagram* |
Раз
в месяц
Ежедневно |
Чек-листы
Видеоуроки Сборники Книги Курсы Списки Игра Консультации Статьи |
Онлайн
книга "ПолноЦЕННое питание InSHINE " – 1000 руб
Психологическая фитнес-игра "псиХудейка" – 399 руб Консультации (4 вида) – 1000 до 3000 руб Курсы (6) – от 1500 до 3500 руб |
–
|
97.
|
JuliaFit
|
9,8
тыс.
|
Питание
|
Похудение
|
Таплинк
Телеграм Дзен Instagram* |
Несколько
раз в месяц
|
Чек-листы
Статьи Книги Сборники Статьи Коучинг |
Общее
меня на 21 день – 990 руб
Книга «Курс на стройность» - 1500 руб Летнее меню – 888 руб Индивидуальное меню – 4000 руб Индивидуальное ведение – 5000 руб |
Меню-
конструктор и просчет индивидуального КБЖУ
|
98.
|
Максим
Ярошенко
|
9
тыс.
|
Фитнес
|
Размышления
о жизни
Работа над фигурой Отцовство Пропаганда своих продуктов и проектов |
Instagram* Сайт
|
Ежедневно
|
Чек-листы
Книги Трекеры Статьи Гайды Воркбуки Инфографика |
Книга
«Ешь будто тебя никто не видит» и фуд-трекер по 350 гр.
Авторский фитнес-проект «Рывок» - от 2200 до 6000 гр в месяц |
–
|
99.
|
Иван Севостьянов
|
4
тыс.
|
Фитнес
|
Спорт
Бизнес-идеи. Путешествия Питание Жизненные наблюдения |
Instagram*
Сайт проекта |
Не
ведет
|
Марафоны
Закрытые группы |
Марафон
«Мои 6 кубиков» с длительностью – зависит от лишнего веса%
· Тариф «Самостоятельный» - 19000 руб · Тариф «С обратной связью» - 49000 руб |
–
|
100.
|
Мария Омелюсик
|
4
тыс.
|
Фитнес
|
Любовь
к себе
Похудение Мотивация и поддержка Пропаганда своих проектов |
Вконтакте
|
Ежедневно
|
Метод.
пособия
Видеоуроки Программы Чек-листы Марафоны |
Меню
для похудения – 500 руб
Детокс-марафон – 650 руб Марафон стройности – 650 руб |
–
|
Источник: составлено авторами по результатам мониторинга
Суммарная аудитория проанализированных аккаунтов составила более 139 964 тыс. чел. (в данном случае речь идёт о показателе охвата, когда один и тот же человек может быть посчитан несколько раз, если он подписан на несколько аккаунтов).
По итогам мониторинга можно выделить два формата представления разработчиков и продавцов инфопродуктов в сфере ЗОЖ:
- 87% это конкретные личности (физические лица), которые являются авторами инфопродуктов, развивают свой личный бренд и становятся главным лицом своих проектов (их продукты ассоциируются с ними, инфопродукт = человек);
- 13% это проекты, которые продвигаются в интернете именно под названием проекта, не опираясь на какого-то конкретного человека, как правило за проект отвечает команда (продукты проекта ассоциируются с проектом, инфопродукт = проект).
Продвижение инфопродукта в формате проекта дает преимущество, связанное возможностью лёгкой передачи проекта другому владельцу без потери аудитории. (особенно если он изначально задумывался как стартап), в формате проекта снижена зависимость от конкретных людей. Но, как показал мониторинг, авторы-проекты в среднем имеют в три раза меньше охват аудитории, чем авторы-личности. И это ожидаемо – потребители склонны доверять больше конкретным людям, а не обезличенным проектам.
Авторы инфопродуктов в сфере ЗОЖ распределены по сегментам в зависимости от преобладающей тематики публикаций – фитнес, питание, здоровье, психология, гигиена и микс (нет явного преобладания одной темы), в процентном соотношении распределение выглядит следующим образом (рисунок 1):
Рисунок 1 – Распределение по сегментам авторов инфопродуктов сферы ЗОЖ, %
Источник: составлено авторами по результатам мониторинга
Результаты мониторинга показывают, что в сфере ЗОЖ преобладает сегмент фитнеса, в нём работают и лидер, и аутсайдер по охвату аудитории – Джен Селтер (16,5 млн, проект «FitPlan») и Мария Омелюк (4 тыс., марафоны).
Проводя анализ каналов продвижения и распределения, которые использую авторы, можно сделать следующие выводы:
- самыми популярными каналами продвижения и продаж инфопродуктов в сфере ЗОЖ являются сайт – 96%, Instagram – 81% , Вконтакте – 75%, Телеграм – 53% и YouTube – 49%;
- самыми редкими каналами продвижения у авторов в сфере ЗОЖ стали Твиттер (2%), Rutube (2%), Pinterest (1%), Tenchat (1%), Snapchat (1%), Facebook (1%).
- среди авторов, которые используют сайт для продвижения своих проектов и услуг, в 15% случаев на сайте есть блог;
- анализ количества каналов продвижения, используемых одним автором, показал, что в 23% случаев – это 4 канала, в 22% - 5, в 20% - 3, в 15% - 2, в 12% - 6, в 4% - 1, в 3% - 7 и в 1% – это 9 каналов.
Анализируя регулярность продвижения, можно сделать вывод о том, что лишь 5% авторов инфопродуктов сферы ЗОЖ сейчас не ведут свои аккаунты и не продвигают свои проекты, возможно в связи с новостной повесткой в мире, но при этом продолжают продажу своих инфопродуктов. Остальные же авторы занимаются развитием своего личного бренда, продвигают свои инфопродукты и выпускают контент в 84% случаев ежедневно, в 8% - минимум раз в неделю, в 3% - минимум раз в месяц.
Анализ контента показал, что авторы используют три подхода к ведению аккаунтов:
1. Трансляция повседневной жизни («lifestyle») + пропаганда своих проектов и инфопродуктов + полезная информация по теме блога;
2. Отзывы клиентов + полезная информация по теме блога + публикации на сопутствующие темы;
3. Трансляция повседневной жизни («lifestyle») + отзывы клиентов + пропаганда своих проектов и инфопродуктовю
Первый подход используют в большинстве случаев авторы-личности, у которых чаще всего один проект, либо перечень услуг и продуктов меняется часто, а также авторы с небольшой суммарной аудиторией. Второй подход характерен для проектов, за которыми не стоит автор-личность. К третьему подходу прибегают авторы с высокой степенью популярности и многочисленной аудиторией, не часто обновляющие свои проекты и инфопродукты.
Авторами сферы ЗОЖ были использованы следующие типы инфопродуктов: видеоуроки, прямые эфиры (трансляции), курсы (спецкурсы, мини-курсы), статьи, программы (обучающие, индивидуальные, тематические), марафоны (спринты), чек-листы, книги (электронные, печатные, интерактивные), инфографика, вебинары, гайды (аудио и текст), коучинг, консультации, методические пособия, мобильные приложения, интенсивы, мембершипы, лекции (видео и текст), подкасты, мастермайды, тесты, видеобзоры, воркбуки (рабочие тетради, дневники, трекеры), закрытые ресурсы (клубы, каналы, тимчаты), челленджи, шпаргалки (схемы, шаблоны, конспекты), практикумы, обучающие модули, системы, видеозаписи с мероприятий, протоколы (зафиксированный разбор ситуаций, кейсы), тренинги (спецтреннинги), списки рекомендаций, игры, презентации, мастер-классы, коуч-сессии, чат-боты, гиды (путеводители), инструкции, сборники, журналы, виджеты, семинары.
Часть перечисленных типов инфопродуктов была зафиксирована авторами в предшествующих следованиях [6], но по итогам мониторинга данный перечень можно расширить. В таблице 2 представлен список новых типов инфопродуктов, выявленных в ходе мониторинга.
Таблица 2 – Список новых типов инфопродуктов, выявленных в ходе мониторинга
Тип инфопродукта
|
Краткая характеристика
|
Консультация
|
Совет, состоящий из практической
информации, даваемой экспертом по какому-либо вопросу
|
Мобильное приложение
|
Форма обучения, хранения, сбора,
интерактивной передачи и генерации полезной информации
|
Тест
|
Информация, заложенная в формат
стандартизированного задания с вопросами и вариантами ответов
|
Обзор
|
Сжатое сообщение, включающее
систематизированную информацию о ряде объединённых общей темой явлений
|
Челлендж
|
Формат усвоения информации через
выполнение сложной задачи с обязательным приходом к финишу
|
Шпаргалка
|
Концентрированное представление наиболее
ценной информация, вид, форма, содержание и условия использования которой
отличаются в зависимости от ситуации
|
Практикум
|
Форма овладением информации через
практическое и самостоятельное выполнение нескольких задач
|
Обучающий модуль
|
Самостоятельная часть готовой
образовательной программы
|
Система
|
Разбор множество связанных между собой
элементов определенного вопроса
|
Список рекомендаций
|
Совокупность предложений и указаний,
которая помогает внедрить наиболее эффективную информацию о методах и формах
работы для решения какой-либо проблемы
|
Презентация
|
Демонстративный материал собранной
информации
|
Коуч-сессия
|
Решение с специалистом одного
конкретного запроса
|
Чат-бот
|
Программа-собеседник, которая в рамках
потребности пользователя, предоставляет актуальную информацию
|
Гид
|
Справочник или путеводитель, выдающий
объясняющую и сопровождающую информацию в рамках конкретного контекста
|
Сборник
|
Собрание на одном носителе информации
нескольких источников
|
Журнал
|
Периодическое издание, которое имеет
постоянную рубрикацию и содержит информацию по разным вопросам
|
Виджет
|
Небольшое приложение в сети интернет,
которое визуализирует определённую информацию
|
Таким образом, в совокупности с выявленными ранее типами инфопродуктов, на сегодняшний день можно говорить о наличии 49-ти типов инфопродуктов.
Частота использования авторами сферы ЗОЖ определенных типов инфопродуктов отражена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Частота использования авторами сферы ЗОЖ определенных типов инфопродуктов
Источник: составлено авторами по результатам мониторинга
По результатам мониторинга можно сделать вывод о том, что наиболее распространены инфопродукты, содержащие видеоконтент, причём популярность видеоуроков гораздо выше всего остального, так как в отличие от прямых эфиров они требуют однократных усилий по созданию, но при этом дают возможности многократных продаж. Типы инфопродуктов, не отраженные на рисунке 3 используются авторами менее, чем в 10% случаев.
Важным наблюдением является то, что один автор/проект реализует несколько инфопродуктво одновременно. Более 8 типов инфопродуктов предлагают 13% авторов, от 5 до 8 типов – 50% авторов, и менее 5 типов инфопродуктов применяют 37% авторов.
Анализируя возможности монетизации можно сказать, что чаще всего авторы сферы ЗОЖ предлагают к продаже следующие типы инфопродуктов: курсы, программы, марафоны, мастер-классы, подписки на закрытые ресурсы, книги, сборники, консультации, гайды и игры. Стоимость инфопродуктов зависит от ценовой стратегии, которую использует автор, при этом не выявлено связи цены с числом подписчиков. Из результатов мониторинга также следует, что 18% авторов (чаще с аудиторией более миллиона человек) зарабатывают на чём-то ещё помимо инфопродуктов: интернет-магазины – 11%, бизнес офлайн в сфере услуг (салон красоты, фитнес-зал и т.п.) – 4%, другие виды бизнеса – 3%.
Выводы
Относительно новый рынок инфопродуктов демонстрирует высокие темпы роста и требует новых подходов к изучению его специфики, в том числе специфики продвижения. Авторами предложен подход к анализу продвижения на рынке инфопродуктов, который может быть использован для любого сегмента рынка и предполагает оценку таких характеристик как суммарная аудитория, каналы продвижения, сегмент, типы инфопродуктов, освещаемые темы, активность, монетизированные продукты, дополнительные источники доходов.
Предложенный подход апробирован на примере рынка инфопродуктов в сфере ЗОЖ, на его основе проведён мониторинг ста актуальных проектов, в ходе выявлена специфика продвижения инфопродуктов в данной сфере. Подавляющее большинство инфопродуктов в сфере ЗОЖ (87%) продвигаются с помощью инструментов персонального брендинга и связаны с конкретными личностями, только 13% не имеют персонализации и продвигаются в формате обезличенных проектов. Самым популярным сегментом данной сфере является сегмент фитнеса (60% авторов), на втором месте с большим отрывом от других сегментов находится сегмент здорового питания (22% авторов).
Большое значение для успеха на рынке инфопродуктов имеет регулярность продвижения – 84% авторов сферы ЗОЖ размещают информацию ежедневно. Помимо прямой пропаганды своих проектов и инфопродуктов авторы при формировании контента активно используют трансляцию своего повседневного образа жизни и отзывы существующих клиентов. В ходе мониторинга было выявлено 17 новых типов инфопродуктов, которые дополнили ранее созданный перечень, таким образом на данный момент можно говорить о существовании 49-ти типов инфопродуктов, из которых в сфере ЗОЖ чаще всего используются видеоуроки и прямые эфиры. Авторов, имеющих аудиторию более миллиона человек, отличает два фактора: активное введение более 4 каналов продвижения и использование не менее 5 типов инфопродуктов. Чаще всего предлагаются к продаже такие инфопродукты как курсы, программы, марафоны, мастер-классы, подписки на закрытые ресурсы, книги, сборники, консультации, гайды и игры, кроме того 18% авторов/проектов предлагают своей аудитории и другие товары и услуги.
Полученная информация может быть полезна для повышения эффективности маркетинговой деятельности участников рынка инфопродуктов сферы ЗОЖ, а описанный подход к мониторингу возможно реализовать для любой другой сферы.

Издание научных монографий от 15 т.р.!
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
2. Байрамукова, А. С. Рынок информационных продуктов и услуг: особенности формирования, структура // Пространство экономики. 2008. №2-3, С. 65-68.
3. Божук, С. Г. Специфика цифрового пути потребителя на рынке информационных продуктов для здорового образа жизни / С. Г. Божук, Н. А. Плетнева // Актуальные проблемы экономики в условиях глобальных вызовов : Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Белгород, 16–19 марта 2021 года. Том Часть 1. – Белгород: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Белгородский университет кооперации, экономики и права», 2021. – С. 15-20.
4. Выставкина, К. П. Проблема инфобизнеса в России / К. П. Выставкина // XXXV Международные Плехановские чтения : сборник статей участников : в 4 т., Москва, 22–24 марта 2022 года / ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова». – Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2022. – С. 15-20.
5. Горбачев, Д. А. Проблема современной терминологии в сфере определения инфопродуктов / Д. А. Горбачев, Н. В. Дмитриева // Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием : Материалы Национальной c международным участием научно-практической конференции, Тюмень, 26 ноября 2021 года / Отв. редактор В.В. Пленкина. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2022. – С. 64-67.
6. Горбачев, Д.А. Проблемы классификации инфопродуктов / Д. А. Горбачев // Актуальные проблемы и перспективы развития инновационной экономики и управления : сборник научных статей, Калининград, 28 апреля 2022 года. – Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2022. С. 15-19.
7. Дмитриев, Н. Д. Роль интеллектуального капитала в построении новых экономических отношений / Н. Д. Дмитриев // Проблемы и перспективы устойчивого развития промышленности в XXI веке: от теории к практике : Материалы студенческой конференции, Санкт-Петербург, 22 апреля 2021 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, 2021. – С. 39-41.
8. Игнатьев, Д. Россияне впервые потратили на онлайн-образование больше, чем на офлайн [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/media/articles/2022/06/01/924747-rossiyane-onlain-obrazovanie?ysclid=ldo6p4z2yv557646858 (дата обращения 01.02.2023)
9. Мылтусова, Н. В. ЗОЖ как глобальный тренд XXI века и анализ потребительской корзины россиян с точки зрения здорового образа жизни / Н. В. Мылтусова // Современный специалист-профессионал: теория и практика : Материалы 13-ой международной научной конференции студентов и магистрантов, Барнаул, 22–24 апреля 2021 года / Под общей редакцией В.А. Ивановой, Ю.М. Ильиных. – Барнаул: Индивидуальный предприниматель Колмогоров Игорь Александрович, 2021. – С. 17-21.
10. Росстат впервые назвал число ведущих здоровый образ жизни россиян [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/08/11/2019/5dc (дата обращения: 01.02.2023).
11. Рубан, Д. А. Исследование рынка информационных продуктов для здорового образа жизни / Д. А. Рубан, А. А. Минина, Н. А. Плетнева // Неделя науки СПбПУ : Материалы научной конференции с международным участием. Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. В 3-х частях, Санкт-Петербург, 18–23 ноября 2019 года. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2019. – С. 381-383.
12. Самосюк, Д. И. Здоровый образ жизни как бизнес / Д. И. Самосюк // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2017. – № 2(7). – С. 101-104.
13. Тагаров Б.Ж. Особенности глобального рынка информационных товаров / Б.Ж. Тагаров // Российское предпринимательство. - 2018. - Т. 19. - № 5. - С. 1425-1436.
14. Тагаров Б.Ж. Факторы развития рынка фриланса в информационной экономике / Б.Ж. Тагаров // Креативная экономика. - 2018. - Т. 12. - № 10. - С. 1703-1714.
15. Тарандо, Е. Е. Статистическая оценка образа жизни россиян и меры государства по его оздоровлению / Е. Е. Тарандо, М. А. Сердюкова // Управление городом: теория и практика. – 2022. – № 4(46). – С. 10-17.
16. Хоминок А.Н. Инфобизнес: виды инфопродуктов : [статья] - Текст: непосредственный // Актуальные проблемы развития финансового сектора: сборник научных трудов, Тамбов, 22 ноября 2017 года – Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2017. С. 744-753.
17. Шевченко, Д. А. Оценка коммуникаций бренда в социальных сетях: методика профессора Д.А. Шевченко / Д. А. Шевченко // Практический маркетинг. – 2022. – № 3(300). – С. 9-13.
18. Шевченко, Д. А. Цифровой маркетинг / Д. А. Шевченко. – Москва : ООО «Директ-Медиа», 2022. – 185 с.
19. Щебетков, А. М. Тенденции развития рынка информационных продуктов и услуг / А. М. Щебетков, М. Ю. Лебедева // Устойчивое развитие науки и образования. – 2019. – № 11. – С. 111-114
Shadrin, V.G., Gorbachev, D.A., & Dmitrieva, N.V. (2023) Analyzing the promotion of infoproducts in the field of healthy lifestyle. Kreativnaya ekonomika, 17(3), 1061-1080. doi: 10.18334/ce.17.3.117312 (in Russian)