Стратегия управления человеческими ресурсами как инструмент повышения внутриорганизационной мобильности работников

Исмайлова Т.Ю.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Россия, Липецк

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 2 (Февраль 2023)

Цитировать:
Исмайлова Т.Ю. Стратегия управления человеческими ресурсами как инструмент повышения внутриорганизационной мобильности работников // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 2. – С. 557-578. – doi: 10.18334/ce.17.2.117100.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50369201

Аннотация:
В настоящей статье, на основании исследования трудов зарубежных и отечественных ученых в области стратегического управления компаний и развития человеческих ресурсов, а также многолетней апробации на крупных предприятиях Липецкой области в рамках реализации общей стратегии развития в период с 2012 по 2022 гг., автор предлагает компилированную структуру стратегии по управлению человеческими ресурсами организации, а также рассматривает вариант ее функционирования как инструмента повышения внутриорганизационной мобильности на примере, продовольственной компании «Лимак». Данный опыт будет полезен менеджменту компаний, специалистам в области стратегического управления, специалистам в области управления человеческими ресурсами. В заключении статьи, приводится авторское определение стратегии управления человеческими ресурсами с точки зрения подхода, рассматривающего стратегию как инструмент повышения внутриорганизационной мобильности работников.

Ключевые слова: мобильность работников, внутриорганизационная мобильность, стратегия управления человеческими ресурсами, структура стратегии управления человеческими ресурсами

JEL-классификация: E24, J24, O15

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Целью данной статьи является компиляция и популяризация продуктивных методик в области стратегического развития человеческих ресурсов компаний как инструмента повышения внутриорганизационной мобильности.

Исследованиями вопросов стратегического развития и развития человеческих ресурсов занимались такие специалисты как Вишнякова М.В. [2], Грачев С.А. [3], Котлер Ф. [4], Мазин А.Л. [5], Масалова Ю.А. [6], и целый ряд иных авторов, приведенных в библиографическом списке [1 - 13].

Современный мир бизнеса предъявляет высокие требования к деятельности компаний, к их качеству и ответной реакции на изменения предпочтений клиентов. Главным игроком на рынке становятся компании, которые обладают высокой чувствительностью к изменениям внешней среды и способностью мгновенно адаптироваться к этим изменениям. Актуальным становится поиск источника, который будет поддерживать компанию в сложных условиях перемен и станет опорой. На наш взгляд, таким источником являются сотрудники компании.

Сотрудники обладают способностью формировать, накапливать и создавать новые знания, а также обладают внутриорганизационной пластичностью. Важным становиться для управления компании определить вектор развития своих сотрудников и обеспечить их информационной и технологической поддержкой в вопросе развития и лояльности компании.

В точке, когда сотрудники получают необходимые инструменты и информацию для развития компании и собственного развития в ней и когда, компания определяет стратегические цели и берет курс на развитие компании с помощью развития своих сотрудников возникает эффект под названием внутриорганизационная мобильность. Она представляет собой способность и готовность, как к смене, так и к совмещению должностей, отличающихся содержанием работ, к изменению специализации, к перемещению в границах компании. В таких условиях внутренняя скорость развития компании может позволить набрать достаточную скорость для адаптации к изменениям, происходящих в бизнес-среде.

Компаниям необходимо обладать базовым инструментом, который сможет решить поставленные задачи для нее самой и для сотрудников. Таким инструментом становится стратегия. Но если акцент делается на персонале, то стратегия носит кадровый оттенок и инструментом становится стратегия по управлению человеческими ресурсами (стратегия УЧР). Она может быть как самостоятельной кадровой стратегией, так и частью бизнес-стратегии, что носит системный характер для компании.

Функциональным преимуществом обладания данной стратегией для компании становится:

- наличие четкого вектора развития персонала;

- повышение лояльности за счет информированности сотрудников и понимания ими видения компании;

- экономия времени на планирование мероприятий, повышающих лояльность сотрудников к компании и их развитие, что в свою очередь ведет к повышению внутриорганизационной мобильности работников (ВМР).

ВМР представляет собой способность и готовность, как к смене, так и к совмещению должностей, отличающихся содержанием работ, к изменению специализации, к перемещению в границах одной организации.

Материалы и методы

В процессе авторского исследования использовались, общенаучные методы, такие как диалектический и системный, что позволило обеспечить формирование логических выводов и рекомендаций.

Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, информационно-аналитические данные предприятий Липецкой области, отчетная документация.

Результаты исследования

Итак, многолетний научный поиск и практический анализ, помогли обнаружить корреляцию между стратегией развития компании и повышением мобильности человеческих ресурсов компании, а также выявить лучшие практики, которые оказывали положительное влияние на повышение качества человеческих ресурсов компании. Изученный опыт мы скомпилировали в структуру стратегии. Предлагаем следующие составляющие, апробированные в реальном секторе экономики Липецкой области в рамках реализации общих стратегий развития в период с 2012 по 2022 гг. на предприятиях продовольственного типа «ЛИМАК», акционерного общества «РБТ», автотранспортного предприятия МУП «Липецкий пассажирский транспорт», Администрации г. Липецка и предприятиях розничной торговли:

1. Паспорт стратегии.

2. Резюме (преамбула) стратегии.

3. Анализ деятельности исследуемого объекта (стратегическая цель предприятия, миссия).

4. Схема организационной структуры предприятия и ее описание (достоинства и недостатки действующей системы управления).

5. Анализ конкурентов (описание их деятельности, анализ финансово-экономических показателей).

6. Определение конкурентной способности составление матрицы КФУ (определение конкурентной способности на основе КФУ).

7. Дерево целей стратегии.

8. Матрица ответственных.

9. Календарный план.

10. Стратегическая карта.

11. Система сбалансированных показателей.

12. Матрица ресурсообеспеченности (бюджетирование стратегии, оценка общего бюджета предприятия на возможность выделения 1-2 % на реализацию кадровой стратегии) распределение бюджета согласно календарному плану).

13. Оценка рисков (составляется карта рисков).

14. Мониторинг и система контроля за реализацией стратегического плана.

Паспорт стратегии является первоначальной частью документа и представляет собой систематизированную информацию об основных разделах стратегии. Может быть представлен в виде таблицы, как представлено у нас на примере (см. табл.1).

Таблица 1. Паспорт стратегии АО ПК «Лимак»

Название пункта
Содержание
1
2
Наименование стратегии
Стратегия управления человеческими ресурсами АО ПК «Лимак»
Дата и номер НПА
12.10.2022.г. №346/23
Разработчики
Группа консультантов:
- Комиссарова Т.А.;
- Коростелев И.А.;
- Курицына З.В.;
- Таравков А.Б.
Системно-кадровые проблемы, решаемые стратегией
1. Обучение и развитие персонала.
2. Ограниченность соискателей на рынке труда.
3. Сложность линейно-функциональной структуры.
Цели
1. Анализ системы управления человеческими ресурсами (УЧР) по управлению аналитической функцией.
2. Анализ системы оплаты труда (оптимизация по полученным данным).
3. Изучение и оптимизация программ по обучению сотрудников.
4. Разработка мероприятий по увеличению вовлеченности сотрудников.
Целевые индикаторы
- Увеличение прибыли;
- рост доли доходов от новых клиентов;
- рост производительности труда;
- сокращение времени выполненных заказов.
Миссия компании
«Производство высококачественных продуктов питания, полезных для здоровья и доступных по цене»
Задачи
1. Увеличение количества клиентов.
2. Сокращение издержек.
3. Сохранение клиентской базы и привлечение новых клиентов.
4. Оптимизация оплаты труда.
5. Контроль за качеством выполнения работ.
6. Оптимизация условий рабочих мест.
7. Оптимизация кадрового состава.
8. Оптимизация бизнес-процессов.
9. Повышение квалификации сотрудников.
10. Введение программы по вовлечению сотрудников.
Перечень основных мероприятий
1. Разработка маркетинговой стратегии.
2. Сокращение издержек производственных ресурсов.
3. Замена/модернизация/ремонт технического оборудования.
4. Поддержание стандартов товаров продукции.
5. Проведения маркетинговых исследований.
6. Оптимизация ценовой политики компании.
7. Анализ средней зарплаты по региону.
8. Оптимизация работы отдела контроля качества.
9. Оптимизация и усовершенствование внутренних бизнес-процессов.
10. Усиление сотрудничества с учебными заведениями.
Окончание табл. 1

1
2
Ожидаемый конечный результат
- Повышение эффективности организационной структуры компании, работы всех отделов, внутренней коммуникации сотрудников.
- Оптимальная система оплаты труда, оптимизированные кадровые издержки.
- Действующая эффективная программа обучения сотрудников, повышение эффективности работы сотрудников.
- Проведение мероприятий по вовлеченности сотрудников (повышение мотивации сотрудников и вовлеченности).
Система организации контроля за исполнением
1. Общий контроль реализации стратегии возлагается на руководство организации, заместителя/заместителей руководителя организации.
2. Контроль за выполнением пунктов стратегии возлагается на руководителей отделов, отвечающих за работу следующих отделов:
- отдел кадров;
- подбор/обучение персонала;
- бухгалтерский отдел.
3. Данные о проделанной работе необходимо предоставить не позднее недели после завершения сроков реализации пункта стратегии.

Итак, паспорт дает нам представление о стратегической цели компании, задачах, которые решаются в процессе реализации стратегии, перечне мероприятий, реализуемых в рамках стратегии и контрольных мероприятиях.

Далее по структуре предлагается провести анализ деятельности предприятия, чтобы иметь полное представление о внутренней и внешней среде.

Аналитический инструмент для проведения диагностики узких мест компании, в частности управления человеческими ресурсами, определяется исходя из предпочтений, удобства и специфики сбора и обработки необходимой информации. Это могут быть: исследование через действие, системный подход: проблемные вопросы, анализ поля сил, анализ изменений, анализ U-процесса, SWOT и PEST - анализы и пр.

В нашем примере, мы применяли в анализе такой инструмент как SWOT-анализ, поскольку наша задача состояла в изучении сильных и слабых сторон в кадровой политики компании и поиске угроз и возможностей для развития персонала. SWOT-анализ в качестве инструмента анализа позволяет определить благоприятные возможности, которые дают реальные шансы на успешное развитие, а также потенциальные внешние угрозы, препятствующие этому.

Но, прежде чем перейдем к анализу, немного опишем деятельность компании. [8] АО ПК «Лимак» – акционерное общество продовольственная компания «Лимак». Основная деятельность компании – Производство хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения, а также еще 49 видов деятельности. И так, функциональная направленность компании ясна и переходим к анализу ее деятельности.

Первым аналитическим инструментом мы использовали SWOT-анализ для получения системной картины об управлении и по кадровому вопросу компании. В табл. 2 представлена матрица анализа внутренней и внешней среды.

SWOT-анализ также используется в целях выявления наличия у предприятии внутренних сильных сторон, на основе которых может быть выработана наилучшая стратегия, достижение целей которой обеспечит рост и укрепление позиций компании.

Таблица 2. SWOT-анализ АО ПК «Лимак»

Внутренняя среда
Сильные стороны
Слабые стороны
- установленный интерес потребителей к продукции;
- известность бренда;
- длительное существование на рынке;
- лояльность постоянных потребителей.
- сложность линейно-функциональной структуры;
- сложность во внутренней коммуникации;
- нехватка квалифицированных сотрудников, особенно в узких областях;
- отсутствие вовлеченности персонала.
Внешняя среда
Возможности
Угрозы
- повышение эффективности существующей коммуникации;
- оптимизация линейно-функциональной структуры (пересмотр штатного расписания);
- сотрудничество с учебными заведениями (повышение квалификации персонала, обучение, возможность прохождения практики и т.д.).
- ограниченность профессиональных соискателей на рынке труда;
- высокая конкуренция;
- отсутствие мотивации персонала (отказ от повышения квалификации, дополнительного обучения и т.д.).
Источник: составлено автором.

А также рассматриваются слабые стороны предприятия, которые необходимо исправить, чтобы превратить их в сильные стороны. В результате, предприятие создает условия для избегания или ослабления угроз, максимально используя благоприятные возможности.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о слабости в системе управления человеческими ресурсами, в них и имеются угрозы. Но у предприятия существуют серьезные сильные стороны и возможности, за счет которых имеется потенциал по устранению слабых сторон и снижению влияния угроз.

На основании экспертной оценки (в состав экспертной группы по АО ПК «Лимак» вошло двадцать человек, включены исполнители научно-исследовательской работы, члены рабочей группы и консультанты) проведена оценка ключевых факторов успеха (КФУ) и рисков. Результаты представлены в табл. 3, 4.

Таблица 3. Матрица конкурентоспособности (КФУ)

Максимальный вес показателя
5
Конкурент
Наибольший возможный балл
50

Фактор
Вес
1
2
3
4
1.
Качество продукции
5
0
0
0
0
2.
Разработка новых продуктов
3
0
0
+
0
3.
Информационная поддержка
4
0
0
+
0
4.
Репутация
4
+
+
+
0
5.
Реклама
3
0
+
0
0
6.
Цена
4
+
+
4
+
7.
Местоположение
2
-
-
0
+
8.
Финансовая стабильность
5
+
+
+
-
9.
Ассортимент
4
0
0
0
+
10.
Эффективность продаж
4
+
+
+
0
Всего
38
15
18
24
5
76%
30%
36%
48%
10%
Источник: составлено автором по материалам экспертных групп.

«+» – у конкурента лучше;

«0» – у конкурента и предприятия одинаково;

«-» – у конкурента хуже.

Вес показателя: от 1 до 5, где 1 – незначительно, 5 – значительно.

Таблица 4. Стратегическая карта рисков


Источник/наименование риска
Доля прибыли под угрозой (в %)
Вероятность
(в %)
Предполагаемые сроки (квартал)
Изменение вероятности риска
1
2
3
4
1.
Финансовые риски

Снижение прибыли
15-20
15




¯
Увеличение издержек
25
30




¯
Риск невыполнения обязательств поставщиками
10
5




¯­
Снижение качества продукции
15
10




¯
2.
Кредитный риск

Отказ в предоставлении кредита
15
10




¯
Невозможность осуществления платежа
15
5




¯
3.
Юридический риск

Санкционное влияние
15
15




­
Судебные процессы
10
2




¯
Банкротство предприятия
100
0,5




¯
4.
Клиентские риски

Снижение числа новых клиентов
10
10




¯­
Потеря лояльности действующих клиентов
20
5




¯
Уход действующих клиентов
25
10




¯
5.
Кадровые риски

Уход персонала
30
20-25




¯­
Нехватка людей при подборе персонала
30
20-25




­
6.
Технические риски

Поломка оборудования






¯­
Задержка поставки нового оборудования






­
Неисправность нового оборудования






¯­
Источник: составлено автором.

Символами в таблице отмечены:

¯ - снижение влияния риска;

­ - возрастающее влияние риска;

¯­ - равное влияние (может наступить, а может нет).

48% занимает ООО «КДВ Яшкино» и является основным конкурентов АО ПК «Лимак». На втором месте ОАО ТД «Липецкрегион» (36%), на третьем – ООО «Хлебокомбинат» (30%), домашние кондитеры (10%).

Исходя из таблицы, мы видим, что компании необходимо взять во внимание разработку новой нестандартной продукции, например, сезонных товаров или же товаров, приуроченных к праздникам, и пересмотреть логистику магазинов.

Риски предприятия в большей степени связаны с рыночными, кредитными и рисками ликвидности, к которым можно отнести категории рисков, которые представлены в виде стратегической карты рисков.

Вероятность наступления некоторых рисков крайне мала (такие как невыплата кредита, банкротство предприятия), но не учесть их возможное влияние тоже было бы не верно.

Как видно из стратегической карты рисков, вероятность наступления некоторых рисков сохраняется постоянно (невыполнение обязательств поставщиками, снижение качества работы, клиентские риски, технические риски).

По структуре стратегии управления человеческими ресурсами предлагается проанализировать тип организационной структуры управления и саму систему управления персоналом, действующую в компании.

После проведенного анализа, следует выстроить дерево целей, которое станет флагманом в разработке стратегии УЧР компании, а также построения стратегической карты и системы сбалансированных показателей (ССП).

И так, на рис. 1 представлен фрагмент дерева целей АО ПК «Лимак».

Рисунок 1. Фрагмент дерева целей для АО ПК «Лимак»

Источник: составлено автором.

Разработка стратегии управления человеческими ресурсами (УЧР) компании в качестве основной концептуальной идеи включает установление главной цели, его предназначения, стратегического статуса в будущем.

Мы видим, что имеются четыре стратегических блока, которые детализируются и включают подцели и подзадачи по реализации ряда мероприятий в рамках всей стратегии управления человеческими ресурсами (ЧР) компании.

Следующим шагом в стратегии является определение ответственных за указанные мероприятия в дерево целей и определение календарного планирования. Мы комбинировали такие инструменты как матрица ответственности и календарное планирование, бюджетирование в единую матрицу для упрощения использования данных. Фрагмент комбинированной матрицы представлен в табл. 5.

Таблица 5. Фрагмент комбинированной матрицы ответственности и ресурсообеспеченности

Цели
Исполнители
Срок исполнения (в неделях)
Февраль
…..
Июль
A
B
C
D
1
2
3
4
..
..
..
..
..
27
28
29
30
1.

О















1.1.

О















1.2.

О















2.


О














2.1.


О














2.2.

О















2.3.


О














2.4.


И
И













3.
О
















3.1.
О
















3.3.
О
















4.

О















4.1.

О















4.2.

О















4.3.

О















4.4.
И
И

И














– время, отведенное на выполнение данного пункта стратегии

– отчетная дата по выполнению пункта стратегии
Источник: составлено автором.

Представленная таблица составлена с применением нескольких управленческих инструментов. Одним из них стала матрица ответственности, которая обеспечивает описание и согласование структуры ответственности за выполнение работ. Она предоставляет формат для назначения подразделениям ответственности за реализацию каждого из элементов проекта, с указанием роли каждого из подразделений в выполнении той или иной работы. Роли в примере указывают вид участия подразделения в работе: A, B, C, D - исполнители: О - Ответственный исполнитель, И — Исполнитель и пр.

В добавок применялось календарное планирование, совмещенное с гистограммой расходов по проекту.

После определения сроков реализации и стоимости каждого этапа работ по реализации стратегии управления человеческими ресурсами применяются управленческие инструменты – стратегическая карта (рис. 2) и система сбалансированных показателей (табл. 5).

Рисунок 2. Стратегическая карта компании

Источник: составлено автором.

Стратегическая карта представляет собой абстракцию бизнеса и его стратегии. Главное назначение стратегической карты – визуализировать стратегию организации заданным способом. В свою очередь, визуализация улучшает обсуждение и реализацию стратегии. [4]

Таблица 5. Система сбалансированных показателей стратегии УЧР

Перспектива
Стратегическая цель
Показатели
Значения
Рекомендации
Финансы
1. Рост прибыли
Прибыли
Положительное значения
Разработка маркетинговой стратегии
Сокращение производственных ресурсов
Замена/модернизация технического оборудования
Ф.1. Увеличение количества клиентов

Ф.2. Сокращение издержек
Клиенты
2. Увеличение количества
клиентов
Прибыль
100% от текущей прибыли клиентской базы
Создание и развитие системы обратной связи
Проведение анкетирования, социальных опросов
Поддержание стандартов товаров продукции (ГОСТ)
К.1. Сохранение клиентской базы
К.2. Привлечение клиентов

Рост доли доходов от новых клиентов

1-2% рост прибыли
Проведения маркетинговых исследований
Разработка рекламной компании
Создание и развитие программы лояльности
К.3. Повышение лояльности клиентов
Удовлетворенность клиентов
100% удовлетворенности
Процессы
П.1. Оптимизация оплаты труда
Средняя зарплата в регионе
30%
Разработка новой продукции
Оптимизация ценовой политики
Анализ средней зарплаты по региону
Оптимизация работы дивизиона контроля качества
Оптимизация эргономики
Замена/ремонт оборудования
Оптимизация внутренних коммуникационных процессов
П.2. Контроль за качеством выполнения работ
Выполнение технических стандартов
100%
П.3. Оптимизация условий рабочих мест
Производительность труда
20-30%
П.4. Оптимизация кадрового состава
П.5. Оптимизация рабочих процессов









Окончание табл. 5
Развитие
Р.1. Повышение квалификации сотрудников


Сотрудничество с учебными заведениями, в т.ч. с ВУЗами и колледжами
Проведение семинаров, тренингов
Изучение методов вовлеченности сотрудников
Анализ внутренних коммуникаций, исключения из штатного расписания неэффективных должностей, введение новых при необходимости
Р.2. Введение системы KPI
Производительность труда
20-30%
Р.3. Введение программы по вовлечению сотрудников
Р.4. Пересмотр штатного расписания
Сокращение времени выполнения запросов
5-15%
Источник: составлено автором.

Сбалансированная система показателей — это система стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору оптимально подобранных показателей, отражающих все аспекты деятельности организации, как финансовые, так и нефинансовые. [4]

Заключительным этапом в разработке стратегии УЧР является мониторинг. Мониторинг проводится с целью контроля за реализацией и поддержания постоянной актуальности при реализации стратегических задач.

Полный мониторинг реализации стратегии проводится каждые 3 года. Мониторинг отдельных разделов осуществляется по мере необходимости.

С учетом результатов мониторинга принимаются решения о распределении ресурсов и корректировке целей и задач стратегии.

При появлении в ходе реализации стратегического плана новых перспективных направлений развития, стратегия корректируется или переформулируется.

В ходе мониторинга реализации стратегии решаются следующие задачи:

– стимулирование реализации стратегии в целом и в отдельных направлениях;

– оценка степени достижения главной цели и подцелей, для принятия решений о распределении ресурсов на достижение целей или об их корректировке;

– оценка степени реализации мероприятий, по отдельным направлениям для уточнения и корректировки стратегии.

Мониторинг реализации стратегии управления человеческими ресурсами включает в себя следующие составные части:

1. Мониторинг внешней среды развития компании (проводит совет директоров компании). Осуществляется изучение ситуации в отрасли и выявляется роль компании на действующем рынке.

2. Мониторинг внутренних ресурсов. Необходимо исследовать использование внутренних ресурсов в реализации стратегии, выявить неиспользованные резервы.

3. Мониторинг общих результатов реализации стратегии, степени продвижения по выбранным стратегическим целям. Необходимо провести анализ статистики и отобранных контрольных показателей.

Выводы и заключение

Внутриорганизационная мобильность трудовых ресурсов зависит от множества факторов и условий, создаваемых внутри компании и конечно самого работника. Однако, одним из актуальных инструментов включающий: программы развития сотрудников компании; программы обучения сотрудников; планирование создания и использования кадрового резерва; политику стимулирования и мотивации работников; ротацию кадров и прочее является стратегия развития компании и/или стратегия управления человеческими ресурсами.

Но, одной из главных проблем в практике стратегического управления человеческими ресурсами является отсутствие системного подхода и единой методики разработки стратегии управления человеческими ресурсами, что предполагает дальнейшую исследовательскую деятельность в данной области. Тем не менее в работе автором предложена компилированная структура, состоящая из наиболее продуктивных аналитических инструментов, методов распределения времени, финансовых ресурсов и построения оценок эффективности результатов, а также диагностики ключевых показателей. Предлагаемые инструменты и методы представлены фрагментарно, графическим и табличным способом представления информации.

Таким образом, для повышения внутриорганизационной мобильности в компании необходимо наличие стратегии управления человеческими ресурсами, что подтверждает значимость, проводимых исследований и разработок подобных стратегий в период с 2012 по 2022 гг. на предприятиях Липецкой области. А понимание самой стратегии управления человеческими ресурсами определяется автором как системное применение ряда аналитических инструментов и методов повышения результативности и эффективности компании за счет увеличения скорости адаптации работников компании к изменениям, а также создание благоприятных условий по формированию, развитию и использованию человеческих ресурсов.


Источники:

1. Williams L.D. Concepts of Digital Economy and Industry 4.0 in Intelligent and information systems // International Journal. – 2021. – № 2. – p. 122–129.
2. Вишнякова М.В. Мифы и правда о KPI. - М.: ЛЕТОПИСЬ, 2017. – 280 c.
3. Грачев С.А. Разработка инструментария оценки результативности функционирования человеческого капитала в инновационной экономике региона // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 763-770. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40835.
4. Котлер Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы. / Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2012. – 143 c.
5. Мазин А.Л., Троицкая А.А. Потенциал трудовой мобильности как компонент человеческого капитала работника // Экономика труда. – 2020. – № 4. – c. 321-336. – doi: 10.18334/et.7.4.100959.
6. Масалова Ю.А. Формирование требуемого качества человеческих ресурсов в условиях цифровизации экономики // Экономика труда. – 2020. – № 12. – c. 1149-1164. – doi: 10.18334/et.7.12.111439.
7. Минаев Н.Н., Жарова Е.А. Подходы к разработке моделей управления человеческим капиталом России на основе методики межрегионального баланса // Экономика труда. – 2022. – № 4. – c. 795-810. – doi: 10.18334/et.9.4.114579.
8. Официальный сайт компании АО ПК «Лимак». [Электронный ресурс]. URL: https://www.limak.ru/ (дата обращения: 25.01.2023).
9. Официальный сайт компании по проектированию организаций Business Studio. [Электронный ресурс]. URL: https://www.businessstudio.ru/articles (дата обращения: 25.01.2023).
10. Россия 2025: от кадров к талантам. Исследование Boston Consulting Group и Сбербанка России. 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf (дата обращения: 20.12.2022).
11. Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80agfn0bfhc4j.xn--80aacoonefzg3am8b1fsb.xn--p1ai/about/L30%20Strategy%201.6%20220513-01%20full%20TNR%20%201.pdf (дата обращения: 17.10.2022).
12. Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Александров И.Н., Попазова О.А. Развитие человеческого капитала в условиях перехода общества к новому технологическому укладу // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1557-1572. – doi: 10.18334/vinec.11.4.114013.
13. Трачук А.В., Линдер Н.В. Влияние технологий индустрии 4.0 на повышение производительности и трансформацию инновационного поведения промышленных компаний // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2020. – № 2(11). – c. 132–149.

Страница обновлена: 02.04.2024 в 11:08:33