Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»2 / 2000

Предпринимательство и инновации: проблемы интеллектуальной собственности на рынке нововведений

Чулок Александр Ильич, д. т. н., профессор университета Российской Академии образования, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 1-2000).
В результате инновационной деятельности, связанной с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР), происходит создание и реализация на рынке нововведений, разработчики которых приобретают на них авторские и смежные с ними права. При этом возникает такое юридическое понятие, как интеллектуальная собственность
Цитировать публикацию:
Чулок А.И. Предпринимательство и инновации: проблемы интеллектуальной собственности на рынке нововведений // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 2. – С. 58-65.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В результате инновационной деятельности, связанной с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР), происходит создание и реализация на рынке нововведений, разработчики  которых приобретают на них авторские и смежные с ними права. При этом возникает такое юридическое  понятие, как  интеллектуальная собственность [1 - 3].

Как отмечается в работе [4], интеллектуальная собственность является широким понятием, объединяющим, наряду с правами изобретателей, авторские права писателей, композиторов, артистов, представителей других творческих профессий. В условиях рыночной экономики инновационный  процесс  создания и реализации новых произведений этих  творческих групп  также приобретает характер предпринимательской деятельности, в результате которой возникает интеллектуальная  собственность.

Данное понятие предусмотрено  международной Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности в 1967 г. Интеллектуальная  собственность - это исключительное право физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности  и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции или выполняемых работ. Прежде,  чем обсуждать  правовые вопросы защиты интеллектуальной собственности, рассмотрим характеристики  объектов, определяющих само понятие интеллектуальной собственности.

К объектам интеллектуальной собственности относятся: патент, авторское свидетельство, авторское право (copyright),  изобретение, “ноу-хау”, промышленный образец, товарный знак, программа для ЭВМ, топология интегральных микросхем (ИМС),  фирменные наименования,  лицензия и др.  Рассмотрим  более детально и дадим определения  данным объектам интеллектуальной собственности:

1. Патент (от лат. patents- свидетельство, грамота)- документ, удостоверяющий приоритет и авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на их использование в течение срока действия патента. Различают национальные и региональные патенты.

   Патенты служат важным источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых необходимо для инновационного менеджера. Дело в том, что фирмы за рубежом патентуют только те идеи, которые имеют практическую значимость, поэтому, выявляя направления, в которых число патентов-аналогов растет быстрее, удается тем самым установить направленность деятельности ведущих фирм в развитии производственного потенциала.

Одним из важных показателей качества инноваций является их экспортная конкурентоспособность, определяемая по формуле:

где    Эк- экспортная конкурентоспособность,

Nзз- число заявок на патенты на данную инновацию, поданых за рубежом;

 Nз.в- число заявок на патенты на данную инновацию, поданных внутри страны.

В России выдача патентов и официальные публикации о них осуществляется Роспатентом. Для получения патента необходима подача заявки, которая содержит сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, сведения об объеме и сроках охраны и т.п.

2. Авторские свидетельства. Это второй после патента правовой документ об изобретениях. Выдача авторских свидетельств была предусмотрена законодательством ряда стран в системе СЭВ в доперестроечный период. Требования к изобретению в случае получения на него авторского свидетельства были те же, что при получении патента. Разница заключалась в том, что изобретение, защищенное патентом, могло использоваться только патентовладельцем, а в случае защиты его авторским свидетельством исключительным правом на его использование обладало государство. Положение самого изобретателя было одинаковым: в любом варианте защиты его изобретение (патент или авторское свидетельство) закон предусматривал справедливое вознаграждение автору со стороны организации, которая использовала данное изобретение. В настоящее время в государствах, которые образовались на территории бывшего СССР, в соответствии с новым  законодательством изобретения охраняются только на основе патентов.

3. Авторское право (copyright). Распространятся на произведения науки, литературы искусства, которые являются результатом творческой деятельности, независимо от значения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Объектами авторского права выступают:

·     литературные произведения, научно-технические, в том числе топология интегральных микросхем, учебные и публицистические произведения, программы для ЭВМ, базы данных, речи, лекции, доклады и т.д.;

·     драматические, музыкальные произведения с текстом и без него;

·     аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы и программы, слайды, диафильмы и т.д.);

·     произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические  рассказы и другие произведения изобразительного искусства;

·     произведения декоративно- прикладного и сценографического искусства;

·     произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

·     фотографические произведения, и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

·     географические, геологические и другие карты, эскизы, пластические произведения, относящиеся к географии и т.д.;

·     другие произведения.

Авторское право на  произведение, созданное совместным трудом двух и более лиц (соавторство), принадлежит всем, независимо от того, образует ли такое произведение целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Авторское право обозначает право на данное произведение, на изготовление и распространение его копий  либо самим автором, либо с разрешения последнего, а также право автора пресекать любые искажения своего произведения и получать в течение всей жизни и 50 лет после смерти доход, который приносит его произведение.

4. Изобретение- новое и обладающие существенными отличиями техническое решение задачи, дающее положительный эффект. Охраняется законом, если имеет изобретательский уровень, применяется в различных областях промышленности народного хозяйства. Объектами изобретения являются: устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение ранее известных устройств, способов, вещества, штамма по новому назначению.

5. Know-how - полностью или частично конфиденциальные знания технического, организационно -административного, финансового, экономического, управленческого характера, которые не являются общеизвестными и практически  применимы в производственной и хозяйственной деятельности. К “ноу-хау” относятся знания и опыт, не имеющие правовой охраны, в том числе :

·     отчеты о НИОКР;

·     научно-техническая, опытно -конструкционная и технологическая документация;

·     способы и приемы, без знания которых невозможно выпустить продукцию, включая ее проектирование, расчеты, строительство и изготовление каких-либо объектов и изделий;

·     знания и опыт административного, финансового и экономического характера;

·     составы или рецептура материалов, веществ, сплавов, штаммов, методы и способы лечения  заболеваний, поиска и добычи полезных ископаемых;

·     отчеты о патентных исследованиях, содержащие анализ тенденций развития и обоснование перспективных направлений, анализ технического уровня, анализ патентно-лицензионной деятельности ведущих фирм, а также построение информационно-математической модели перспективного объекта техники с расчетом ТЭО и перспективного технического уровня, сведения о патентоспособности и патентной чистоте объекта;

·     маркетинговые исследования, социально-экономические концепции и прогнозы, прочее.

Выявление “ноу-хау” должно происходить на всех стадиях инновационного процесса, включая разработку заводских методик, инструкций по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту, безопасности этих работ, технической и иной документации, и т.д.  В основу выделения и выявления “ноу-хау” подложены критерии XXII сессии Европейской экономической комиссии (Женева, 1969г.): конфиденциальный характер, научно- технические знания и опыт, ценность, возможность практического применения, правовая защищенность на национальном и международном уровне.

6. Промышленный образец- художественное или художественно -конструкционное решение, определяющие внешний вид продукции или услуги. При наличие перечисленных условий имеет правовую защиту. Относится к сфере дизайна (или страйлинга) и характеризуется новизной, оригинальностью. Декоративная сторона изделия может быть выражена в форме, структуре или цвете, причем изделие должно быть обязательно воспроизведено промышленными средствами. В этом случае оно охраняется законом о промышленной собственности. Если же изделие существует в единичном экземпляре и не воспроизводится промышленным способом, то охраняется законом об авторском праве. Промышленные образцы защищены против неправомочного использования или имитации свидетельством о регистрации либо патентом на промышленный образец (в отличие от патента на изображение). Срок такой защиты колеблется от 5 до 15 лет.

7. Товарный знак (trade mark). Согласно существующему в  РФ Закону “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров”, товарный знак и знак обслуживания (в дальнейшем- товарный знак)- это элемент, способствующий отличию товаров и услуг одних юридических лиц или граждан от  однородных товаров и услуг (в дальнейшем- товары) от других юридических лиц или граждан. Товарные знаки могут быть: словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете и цветовом сочетании. Товарные знаки указывают, кто несет ответственность за качество предлагаемых потребителю товаров. Функции товарных знаков:

·     указать потребителю на качество товара (услуги);

·     идентифицировать свой товар (услугу);

·     идентифицировать владельца товара;

·     выделить данный товар (услугу) среди однородных ему.

Правовая защищенность товарного знака как вида собственности обеспечена:

а) путем доказательства акта регистрации;

б) предоставлением права запрета на использование товарных знаков другими лицами без разрешения официальных владельцев.

Если товарный знак связан с предоставлением услуг, то это знак обслуживания и используется он отелями, ресторанами, турбюро, прачечными, авиакомпаниями, агентствами по прокату и т.д.         

   8. Программа для ЭВМ- объективная форма предоставления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата (включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ и порождаемые ею аудиовизуальные изображения).

   9. Топология интегральных микросхем (ИМС) - зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. Предназначена для выполнения функций электронной микросхемы. Правовая защита касается только монолитных схем, т.е. оригинальной технологии, которая создана в результате творческой деятельности автора и неизвестной разработчикам и изготовителям на дату создания ИМС непосредственно в полупроводниковой пластине.  К ИМС, получаемой на пленочной или гибридной основе, правовая защита не относится.

10. Фирменные наименования характеризуют репутацию и положение предприятия в целом. Служат для его распознавания и выделения из числа других, а также полезным источником информации для потребителя. Охрана фирменных наименований предусмотрена законодательством большинства стран. Но правовые режимы в отношении их резко отличаются, так как определяются положениями гражданского и торгового права. Во  многих странах выделены различные системы регистрации фирменных наименований.

11. Лицензия- правовой документ, дающий:

а) разрешения на использование другими физическими или юридическими лицами изобретений, технологий, технических знаний, производственно го опыта и т.д.

б) разрешение, выдаваемыми государственными органами на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. 

Лицензия является формой контроля со стороны государства за внешнеторговой деятельностью организаций (фирм), рациональным использованием экспортных ресурсов и сбалансированностью импорта. Существуют следующие виды лицензий:

·     лицензия возвратная- правовой документ по использования объектов нематериальных активов;   

·     лицензия исключительная- правовой документ по использованию объектов нематериальных активов  в оговоренных переделах. Чаще всего эти пределы устанавливаются оп срокам и территории действия данной лицензии. Основное отличие исключительной лицензии состоит в том, что лицензиар (продавец лицензии) не может пользоваться правами сам или переуступать их третьему лицу в оговоренных пределах.

·     лицензия неисключительная (простая) - то есть права лицензиара, которое разрешает лицензиату (покупателю лицензии) использовать предмет договора в пределах территорий, оговоренных соглашением, сохраняя за лицензиаром право самостоятельно пользоваться им на данной территории и на определенный срок, а также продавать лицензии на аналогичных условиях третьим лицам.  

·     лицензия перекрестная- правовой документ по взаимному предоставлению патентных прав различным  патентодателям;

·     лицензия полная - правовой документ, по которому лицензиар предоставляет лицензиату все права по использованию объектов нематериальных активов (на срок действия лицензионного договора). Если срок действия лицензионного договора превышает срок действия патента или равен ему, то такие лицензионные договоры на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки по своему технико-экономическому смыслу равноценны продаже патента. Между тем при продаже патента право собственности на предмет договора переходит к покупателю, а при продаже полной и других видов лицензий это право к лицензиату не переходит. Собственником предмета договора остается лицензиар, хотя он и передает право использования лицензии в полном объеме лицензиату (но только на новый срок действия лицензии);

·     лицензия принудительная- правовой документ, который выдается по решению компетентной инстанции в обязательном порядке при наличии определенном законом обстоятельств (неиспользование объекта промышленной собственности, недостаточное использование, общественная потребность в широком использовании изобретения) в случае невозможности достигнуть согласия с обладателем собственности на патент.

·     сублицензия- правовой документ, в соответствии с которым собственник изобретений, технологических знаний, опыта, секретов производства и т.д. передает своему контрагенту право на использование (в оговоренных пределах)  этих объектов интеллектуальной деятельности. В лицензионном соглашении определяется вид лицензии характер и объем прав на использование объекта лицензии, производственная сфера, территориальные границы, способы передачи технологии.

·     лицензионное соглашение патентное- правовой документ, объектом которого являются научно- технические достижения, защищенные патентами или другими охранными документами. Разновидностью патентных лицензионных соглашений являются принудительные лицензионные соглашения,  т.е. разрешение на право использования запатентованного объекта с выплатой вознаграждения патентовладельцу. Принудительные лицензионные соглашения выдаются без согласия патентовладельца по специальному решению соответствующих органов, определяемых законодательством.

·     лицензионное соглашение беспатентное - правовой документ, объектом которого являются научно-технические достижения, не имеющие правовой охраны в стране лицензиата и в странах, указанных в лицензионном договоре.

Наибольшее распространение на рынке нововведений в процессах передачи интеллектуальной собственности получили лицензии на право использования патента, изобретения или “ноу-хау”. Эти лицензии предоставляют покупателю право использования изобретения на условиях, предусмотренных лицензионным соглашением. В нем предусматривается срок, на который предоставлена лицензия, размер и порядок платежей за лицензию, взаимоотношения между лицензиаром и лицензиатом по поводу предоставления права пользования изобретением, техническим новшеством третьим лицам.

Расчеты за право пользования изобретением осуществляются обычно в одной из двух форм: роялти и паушальный платеж.

Роялти - (от англ. royalty - авторский гонорар) - периодические отчисления от стоимости продукции, произведенной по лицензии, продавцу данной лицензии. Конкретная ставка роялти фиксируется в лицензионном соглашении и выплачивается лицензиару покупателем лицензии через определенные промежутки времени на протяжении периода действия соглашения. Как правило, ставки роялти определяются в процентах к себестоимости продукции, произведенной и реализованной с использованием лицензий. На практике необходимость исчисления роялти возникает также при стоимостной оценке технологии, передаваемой в качестве паевого взноса в уставные фонды предприятий.

Роялти осуществляется в течение срока действия договора в размере определенного процента от прибыли лицензиата. При определении роялти следует решить вопрос о размере процента отчислений (ставка роялти) и о том, с чего должны взиматься эти отчисления. В качестве базы роялти могут быть взяты: экономический эффект, прибыль, объем реализации в денежном выражении. Прибыль, в качестве базы роялти, используется реже, так как величина прибыли зависит от ряда изменяющихся факторов: это и ценовая политика, и неудачная рекламная кампания, а также каналы сбыта и товарный знак.

На ставку роялти влияют многие факторы, как экономические ( степень монополизации рынка данного товара, для производства которого приобретается технология; уровень коммерческого риска и т. д.), так и технологические (степень конкуренции со стороны альтернативных технологий).

На ставку роялти влияет и вид лицензионного договора. Наиболее дорогой является полная лицензия, наиболее дешевая ставка -  для простой лицензии. Влияют и сроки: чем больше срок, тем меньше процент отчислений. Возможность контролировать выпуск продукции также влияет на ставку роялти. В случаях, когда контроль затруднен, ставку роялти повышают.

В современных условиях наиболее часто применяются ставки роялти в интервале 3 - 5% от годовой стоимости чистых продаж ( за вычетом косвенных налогов, сборов и пошлин).

В лицензионном договоре может быть предусмотрен паушальный платеж.

Паушальный платеж - это единовременное вознаграждение за право пользования предметом лицензионного соглашения до того, как будет получен экономический эффект.

Паушальный платеж представляет собой фактическую цену лицензии. Вознаграждение в виде такого платежа выплачивается не периодически, как при роялти, а один раз. В отдельных случаях паушальный платеж может осуществляться вразбивку, в зависимости от выполнения этапов соглашения. Выплата первой части паушального платежа производится в согласованные сроки после подписания договора и составляет 10 - 25% от общей суммы. Выплата остальных частей паушального платежа может быть соотнесена с определенными датами: предоставлением документации, оказанием технической помощи, выпуском в свет первой партии программного продукта. Часто паушальные платежи применяются в случаях, когда нельзя проконтролировать объем выпущенной  по лицензии продукции  или покупателем является неизвестная на рынке  фирма и есть сомнения, удастся ли ей наладить выпуск продукции по лицензии. Паушальный платеж практикуется  при передаче сопутствующих лицензий вместе с поставками технологического оборудования, при продаже лицензий малоизвестной фирме, нежелании лицензиара допустить контроль над производством продукции или при возможных осложнениях в процессе перевода прибыли.

Как правило, отчисления в форме роялти более выгодны лицензиату, а паушальный платеж - лицензиару.

На практике к лицензионным относят большинство соглашений о предоставлении права использования вышеперечисленных объектов интеллектуальной собственности.

Суть этих соглашений, независимо от того, охраняется ли предмет соглашения патентным или авторским правом или законодательством об обеспечении конфиденциальности, заключается в следующем: обладатель исключительных прав на объект интеллектуальной собственности предоставляет это право для использования третьим лицам.

В заключение необходимо отметить, что при заключении лицензионных договоров с партнерами целесообразно пользоваться услугами специализированных консультационных и юридических фирм, которые имеют  необходимый опыт работы на рынке нововведений  и  правовой защиты  интеллектуальной собственности.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в РФ. М., 1999.
2. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 327 с.
3. Интеллектуальная собственность. Основные материалы в 2-х ч. Новосибирск, 1993.
4. Дагаев А. А. Фактор НТП в современной рыночной экономике. М., 1994.