Инвестиционные стратегии и ранжирование портфеля инвестиционных проектов для туристской отрасли (на примере Ростовской области)

Солод Т.В.
Investment strategies and portfolio ranking for the tourism industry (the Rostov region case study) - View in English
Об авторах:

Солод Т.В.1
1 Ростовский государственный университет путей сообщения

 Скачать PDF

Аннотация:
В условиях необходимости обеспечения стабильности развития национальной экономики своевременными становятся вопросы стратегического планирования развития регионов страны и выработки стратегий их развития. В силу недостаточности выработки инвестиционных стратегий регионов по одному шаблону, учитывающему несколько сценариев развития и федеральные тренды, поскольку в России достаточно высокая дифференциация между регионами как по экономическому, так и географическому, социальному, политическому, демографическому и прочим признакам, в статье рассматриваются альтернативные подходы к формированию инвестиционной стратегии региона. На наш взгляд, каждый регион должен прорабатывать и внедрять инвестиционную стратегию, подстроенную под его индивидуальные особенности, особенно в отрасли туризма, что по итогу должно повысить эффективность инвестиционных проектов. В рамках данной статьи затрагиваются вопросы ранжирования инвестиционных проектов и систематизации инвестиционных стратегий регионального развития с последующей рекомендацией наиболее на наш взгляд актуальной для Ростовской области в сфере туризма, что будет представлять интерес как для властей региона, туристских предприятий и потенциальных инвесторов.

Ключевые слова:

инвестиционная стратегия, инвестиционный портфель, проект, туризм, Ростовская область, государственное управление

JEL-классификация: Z31, Z32, L83

Цитировать публикацию:
Солод Т.В. Инвестиционные стратегии и ранжирование портфеля инвестиционных проектов для туристской отрасли (на примере Ростовской области) // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 11. – С. 4347-4362. – doi: 10.18334/ce.16.11.116448

Solod, T.V. (2022) Investment strategies and portfolio ranking for the tourism industry (the Rostov region case study). Creative Economy, 16(11), 4347-4362. doi: 10.18334/ce.16.11.116448 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Введение

В ситуации неопределенности развития сопровождаемой закрытием многих международных рынков, для регионов страны как никогда ранее становятся актуальными вопросы развития своих отраслей. В данном аспекте, на первый план выходит проблемы разработки инвестиционной стратегии и выстраивания приоритетности реализуемых инвестиционных проектов. Для туристской отрасли региона это особенно значимо, поскольку к реализации предлагается большое число проектов, и требуется хорошо отлаженная система отбора и реальных критериев оценки приоритетности реализации. Вопросы инвестиционного стратегирования были рассмотрены на основе трудов авторов Грязнова В.А. [4, с. 25 – 28], Звягина А.А. [7, с. 540 – 550], Кружалина В.И. [9, с. 136 – 149], Полятыкина Е.В. [13, с. 286 – 296] и пр. Процедура ранжирования инвестиционных проектов изучалась на примере исследований Гордиенко С.В. [2, с. 411 – 424], Евсеевой М.В. [5, с. 165 – 171], Егорова Е.М. [6, с. 74 - 75], Лапшиной В.А. [11, с. 62 – 69] и др.

Авторская гипотеза исследования заключается в том, что привлечение инвестиций в регион должно основываться на проработанной и внедренной стратегии, сопровождаемой эффективно функционирующим механизмом ранжирования инвестиционных проектов.

В данном исследование мы ставим целью на основе рассмотрения существующих инвестиционных стратегий сформировать наиболее своевременную для туристской отрасли Ростовской области, с последующим предложением подходов к ранжированию инвестиционных проектов. Новизна исследования заключается в формировании перечня подходов к ранжированию инвестиционных проектов, что до сих пор не отражено в полном объеме ни в одном нормативно-правовом документе; в попытке выработки типологии инвестиционных стратегий развития региона.

При написании статьи были использованы методы: общенаучные – анализ и синтез научной литературы, современного творчества ученых в области инвестиционного стратегирования; формально-логические – метод обобщения и типологии; эмпирические – сравнение результатов научной деятельности ученых.

1 Выработка инвестиционной стратегии региона для туристской отрасли

Поступательное развитие сферы инвестиционного проектирования невозможно без четко сформулированной и проработанной инвестиционной стратегии, при этом обязательно адаптированной к естественным и приобретенным преимуществам региона. Стратегия своего рода искусство планирования развития региона с учетом долгосрочных целей. Инвестиционную стратегию можно рассматривать как генеральный план инвестиционной деятельности (проектирования), опора на который может привести к достижению инвестиционных целей и положительному экономическому эффекту. [8] В рамках данного исследования, будем рассматривать инвестиционную стратегию как концепцию развития инвестиционной деятельности региона.

Анализ научной литературы позволил сформировать комплекс инвестиционных стратегий регионального развития (табл. 1).

Таблица 1

Типология инвестиционных стратегий регионального развития

№ п/п
Наименование инвестиционной стратегии
Сущность
1
Стратегия создания новых предприятий и отраслей
Развитие региона за счет реализации инвестиционных проектов направленных на создание новых производств. Использование вероятно в том случае если регион достиг определенной стабильности и уже сформировал «точки роста».
2
Стратегия производственной диверсификации
Регион отходит от специализации, стремится максимально разнообразить отраслевую структуру производственной сферы.
3
Стратегия непроизводственной диверсификации
Нет приоритета в сфере реализации инвестиционных проектов.
4
Стратегия исключения
Из списка рекомендованных к реализации инвестиционных проектов исключает нерентабельные или устаревшие спецификации (направления).
5
Стратегия экспансии
Перенос части производств в другие регионы (страны) в рамках реализации инвестиционных проектов (часто применяется для минимизации издержек).
Источник: Составлено автором по [14]

Типология инвестиционных стратегий недостаточно исследованная проблематика, большинство авторов рассматривают инвестиционную стратегию как «документ», а не как стратегию поведения. В рамках данного исследования сделана попытка закрепить типологию стратегий исходя из критерия – «по направлению поведения». В основу типологии закладываем классическую типологию генеральных стратегий предприятий с адаптацией их сущности под нужды инвестиционного развития региона (табл. 2).

Таблица 2

Типология инвестиционных стратегий по критерию – направление поведения

№ п/п
Наименование стратегии
Сущность
1
Инвестиционный рост
Регион ориентирован на развитие, рост и увеличение экономического дохода. В рамках данной стратегии регион стремится реализовать как можно большее количество инвестиционных проектов, создает максимально благоприятные условия для прихода инвестиций.
2
Инвестиционная стабильность
Регион берет «паузу» в инвестиционном развитии, это может быть вызвано обоснованным решением или кризисными проявлениями на рынке. Суть стратегии состоит в реализации лишь тех инвестиционных проектов, которые направлены на поддержание и сохранение достигнутых ранее результатов. Это своего рода «консервация» региональной инвестиционной деятельности для сохранения и закрепления результатов.
3
Инвестиционный разворот
Регион старается отойти от старой модели развития, и переориентируется на новые отрасли. Происходит постепенный отказ от поддержки «классических» для региона проектов. Например, регион начинает переход от модели сырьевого экспортера к модели «национальные центры туризма», соответственно прекращается поддержка инновационных проектов в рамках первой модели, и максимально поддерживаются проекты второй модели. В России начали применять некоторые регионы при внедрении первой Стратегии развития страны и установлении приоритетных отраслей.
Источник: Составлено автором по [8]

На наш взгляд типология инвестиционных стратегий, предложенная в таблице 2 должна быть заложена в основу разработки документа Стратегии для Ростовской области. Ведь только понимание глобальных ориентиров может помочь грамотно сформировать путь развития для туристской отрасли.

Одним из основных направлений в формировании инвестиционной стратегии для туристской отрасли является проведение мероприятий по ее конкретизации за счет углубленного анализа имеющихся возможностей. Для того, чтобы произвести более точную выборку инвестиционной стратегии региона, определим модель его развития. Так, наиболее часто применяемые модели развития регионов России приведены на рисунке 1.

Рисунок 1. Модели развития российских регионов

Источник: Составлено автором по [6]

На наш взгляд, Ростовская область явно относится к регионам инфраструктурно-логистическим центрам, учитывая естественные и приобретенные преимущества. Считаем, целесообразным развиваться в этом направлении, оказывать поддержку инвестиционным проектам, способствующим этому. Стоит отметить, что в последнее время довольно большие усилия направлены на инновационное развитие региона и становление туристской отрасли в нем. Что говорит о стремлении региона к диверсификации, а это неотъемлемая черта инвестиционной стратегии «роста». Так, с целью развития туристской отрасли в рамках модели «инфраструктурно-логистический центр», наиболее приемлемо в первую очередь направить инвестиции на строительство крупных транспортных узлов и крупных гостиничных предприятий, принадлежащих российским операторам. Учитывая транзитную особенность региона, это направление может хорошо сказаться на развития туризма.

Отметим также вероятные типы инвестиционных стратегий по выходу на мировые рынки (рис. 2).

Рисунок 2. Типы инвестиционных стратегий по выходу на мировые рынки

Источник: Составлено автором по [9]

На наш взгляд применение стратегий, указанных на рисунке 2 должны учитываться в рамках проработки основных ориентиров инвестиционной деятельности в туристской отрасли.

Изученное раннее позволяет говорить, что регион опирается на инвестиционную стратегию роста. Но, на наш взгляд в современных условиях целесообразно переориентироваться на инвестиционную стратегию стабильности и направить усилия на укрепление достигнутых результатов. Данный вывод носит рекомендательный характер.

Как только ситуация во внутренней и внешней среде региона и страны стабилизируется возможен возврат к стратегии роста. На рисунке 3 представлено авторское видение основных моментов инвестиционной стратегии роста в туризме, требующих обязательного учета.

Рисунок 3. Рекомендуемые атрибуты инвестиционной стратегии роста для туристской отрасли

Источник: Составлено автором по [13]

Отдельного внимания заслуживает система предоставления гарантий инвесторам. Так, например, возможно использование опыта ряда европейских государств в сфере использования критериев отбора инвестиционных проектов для оказания поддержки со стороны региональных властей опираясь на вероятный уровень риска и предполагаемую экономическую эффективность. Внедрение такого опыта позволит нивелировать риски бюджетных потерь.

Интересен опыт Германии в области совместной гарантийной поддержки инвестиционных проектов со стороны федерального и региональных бюджетов. Формы такого взаимодействия бюджетов могут быть различными, но в любом случае имеет смысл привлекать региональные бюджеты к участию в гарантийной поддержке проектов, реализуемых на соответствующей территории. Что также можно рассматривать как рекомендацию для Ростовской области.

Возможно заимствование опыта КНР и ее «политики направлений», в рамках которой правительство страны использует механизм адресного направления инвестиций; стимулирует талантливую молодежь к работе в экономически отсталых зонах страны; поощряет помощь со стороны развитых территорий страны менее развитым. Для Ростовской области это могло бы стать решением в развитии отстающих территорий.

Принятая регионом инвестиционная стратегия в сфере туризма должна учитывать долгосрочные цели развития, но подвергаться пересмотру и, если необходимо модифицироваться исходя из конкретных условий во внутренней и внешней среде, с последующем пересмотром реализуемых или готовящихся к реализации инвестиционных проектов. Формирование инвестиционной стратегии невозможно без процедуры прогнозирования в отношении как развития региона в целом, так и отдельных отраслей. И конечно же инвестиционная стратегия должна учитывать естественные преимущества региона. В частности, в процессе исследования было установлено, что регион придерживается инвестиционной стратегии роста, но было рекомендовано в условиях кризисной ситуации перейти к стратегии стабильности.

2 Ранжирование портфеля инвестиционных проектов региона для туристской отрасли

Ранжирование инвестиционных проектов занимает первое место в блоках решений инвестиционного характера и предполагает их расстановку по масштабу и значимости для региональной экономики. Чаще всего ранжирование применяется в двух основных случаях, приведенных на рисунке 4.

Рисунок 4. Основные ситуации для проведения процедуры ранжирования проектов

Источник: Составлено автором по [7]

Ранжирование инвестиционных проектов представляется весьма актуальным процессом, особенно в ситуациях ограниченности финансовых средств или спадов экономического развития региональных или национальных экономических систем, что в принципе часто проявляется в синтезе. Для того, чтобы ранжирование достигало положительных результатов необходимо разработать и внедрить сетку единых показателей и критериев для отбора проектов.

Универсальных инструментов для ранжирования инвестиционных проектов не существует, при их оценке необходимо исходить из конкретной ситуации в которой предполагается их реализации, и кроме того учитывать характеристики проекта. Единственное, регион может опираться как на количественные методы ранжирования, так и качественные. В ходе написания статьи были сформированы варианты приоритетных подходов в ранжировании инвестиционных проектов для туристской отрасли, реализуемых в Ростовской области. [4]

Первый вариант – в разрезе рекомендованных государством приоритетных видов туризма для развития, которые закреплены в федеральной целевой программе. Предлагаем отдавать приоритет инвестиционным проектам, затрагивающим эти сферы.

Второй – исходя из географического и социально-экономического положения, а также естественных преимуществ области. В зависимости от текущей социально-экономической ситуации, состояния конъюнктуры регионального рынка и его участников, можно отметить что инвестиционные проекты в Ростовской области могут быть реализованы по направлениям, указанным на рисунке 5.

Рисунок 5. Рекомендуемые направления инвестиционных проектов для Ростовской области

Источник: Составлено автором по [11]

Считаем, что в Ростовской области необходимо отталкиваться от реализации инвестиционных проектов в одной (максимум трех) сфере, т.е. первично сформировать «точки роста» региональной экономики. Например, Китай первично на стадии роста (начало 2000-х годов) взял за основу развития реализацию инвестиционных проектов в сфере транспорта, и связал между собой все регионы страны всеми возможными воздушными и наземными путями, но все это было сделано за 10 лет. На наш взгляд, Ростовской области стоит учесть этот подход в выборке инвестиционных проектов для реализации, опираясь на ее выгодное географическое положение, статус транзитного региона и приоритеты, установленные властями страны.

Стоит оговорить целесообразность гарантии тесного сотрудничества региональных органов власти задействованных в управлении инвестиционными проектами. В данном аспекте актуально использование программно-целевого подхода, который позволит решить проблемы организации проектно-инвестиционной деятельности на территории региона. Основные функции программно-целевого подхода обозначены на рисунке 6.

Рисунок 6. Функции программно-целевого подхода при управлении инвестиционными проектами

Источник: Составлено автором по [12]

Третий вариант – по финансовым показателям проекта. До старта реализации проекта реально произвести расчет рентабельности, окупаемости и чистого дисконтированного дохода, именно на основе сравнения данных показателей предлагаем производить выбор проектов до момента старта их реализации. В последствии, после старта проекта, на каждом этапе жизненного цикла стоит производить его переоценку. Кроме того, по мере развития проекта будет появляться все больше финансовых показателей, что значительно расширить возможности для оценки по финансовым критериям.

Можно применить подход «управление портфелем инвестиционных проектов». Портфельный подход предполагает систематизацию проектов по схожим характеристикам, в частности чаще всего выбирают – рисковость, доходность и сроки реализации, но существуют и многокритериальные модели (Модель Бадри-Девиса, Модель Радулеску и пр.). [5] Этот подход значительно упростит вопросы с поиском менеджеров проектов.

Заключение

Инвестиционное стратегирование развития туристской отрасли в регионах должно строится на принципах устойчивости и пересмотра. Проведенное исследование позволило нам предположить, что в основу документа Стратегия инвестиционного развития должны быть заложены ориентиры, что позволило предложить закрепить типологию инвестиционных стратегий по направлению поведения – рост, стабильность и разворот; также было установлено, что в основу инвестиционного развития региона заложена стратегия роста (были предложены ее атрибуты), но в современных условиях предложено переориентироваться на стратегию стабильности.

Установлено что существует довольно большое число методик ранжирования инвестиционных проектов, для Ростовской области рекомендовали – ранжирование по стратегическим отраслям, ранжирование исходя из географического и социально-экономического развития региона, ранжирование по финансовым показателям проекта, и портфельный подход. поддержание благоприятного инвестиционного климата в регионе, что будет способствовать росту инвестиционных проектов по составу и объему капитализации, а более глобально усилит инвестиционную активность региона. Для этого государственные органы региона должны следить за состоянием экономической, политической, социальной, демографической сферы и пр. Внедрение, официальное закрепление принципов ранжирования инвестиционных проектов должно стать для федеральных и региональных органов приоритетом в ближайшем будущем. Только применение грамотных подходов к ранжированию инвестиционных проектов может привести к устойчивому развитию туристской отрасли.

При разработке и принятии к реализации инвестиционных проектов необходимо учитывать комплексное социально-экономическое развитие региона, для обеспечения равномерного развития всех видов предпринимательской деятельности на его территории. Чем большее количество предприятий будет задействовано в реализации инвестиционных проектов, тем больше будет полученная ими прибыль, которая в последствии будет включена в формирование ВВП.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Гомилевская Г.А., Тарасов В.С., Евсюков М.В. Нейронная сеть как инструмент оценки удовлетворенности туристов (с применением базы данных отзывов пользователей о туристских услугах и объектах из открытых источников) // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 5. – c. 1659-1672. – doi: 10.18334/epp.12.5.114679.
2. Гордиенко С.В. Инновации в технологиях управления туристских технологических платформ // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – c. 411-424. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114178.
3. Гордиенко С.В. Пользовательский контент как элемент алгоритма формирования и функционирования туристских технологических платформ // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1541-1554. – doi: 10.18334/vinec.12.3.115116.
4. Грязнов С.А. Как оценивать инвестиционные проекты // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 2-1(72). – c. 54-56. – doi: 10.24412/2411-0450-2021-2-1-54-56.
5. Евсеева М.В. Управление портфелем проектов и программ: современные требования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2019. – № 2. – c. 165-171. – doi: 10.18500/1994-2540-2019-19-2-165-171.
6. Егорова Е.М., Шабанов Ш.Э. Эффективность инвестиционного проекта // Научный журнал. – 2017. – № 9. – c. 74-75.
7. Звягин А.А., Красноженова Г.Ф., Иванов А.М. Инновационная экономика регионов: развитие индустрии гостеприимства посредством разработки модели экономически эффективного туристско-рекреационного кластера // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 3. – c. 535-554. – doi: 10.18334/epp.11.3.111646.
8. Костин К.Б., Березовская А.А. Трансфер цифровых технологий в международной туристской индустрии // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 661-678. – doi: 10.18334/epp.12.2.114204.
9. Кружалин В.И., Меньшикова Т.Н., Кружалин К.В. Стратегическое планирование как основа устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации // Географический вестник. – 2022. – № 1(60). – c. 136-149. – doi: 10.17072/2079-7877-2022-1-136-149.
10. Лапин А.Е., Вуйко М.Б. Модели регионального развития в Российской Федерации и инвестиционные стратегии // Регионология. – 2019. – № 1(106). – c. 10-29. – doi: 10.15507/2413-1407.106.027.201901.010-029.
11. Лапшина В.Э., Сегаев И.Н. Стратегии принятия решения по инвестиционным проектам // Вестник науки и образования. – 2019. – № 10-2(64). – c. 62-64.
12. Матюнин Л.В. Инвестиционные проекты: содержание, структура // Вестник университета. – 215. – № 9. – c. 88-91.
13. Полятыкина Е.В. Инвестиционная стратегия и ее роль в развитии региона // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2017. – № 1(19). – c. 286-296.
14. Солод Т.В. Сценарии развития мировой туристской индустрии в условиях глобальной нестабильности // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1011-1024. – doi: 10.18334/eo.10.4.111324.
15. Ушакова Е.О. Роль стратегического мастер-планирования в развитии туризма и рекреации в Новосибирской области // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2022. – № 5. – c. 151-157. – doi: 10.33764/2618-981X-2022-5-151-157.