Цифровая трансформация телеиндустрии: тенденции и контексты

Фомина А.Н.1
1 Филиал ФГУП ВГТРК «Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Брянск"»

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 11 (Ноябрь 2022)

Цитировать:
Фомина А.Н. Цифровая трансформация телеиндустрии: тенденции и контексты // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 11. – С. 4363-4380. – doi: 10.18334/ce.16.11.116422.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50051441
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Современный этап развития телеиндустрии связан с цифровой революцией. В статье анализируется актуальное состояние цифровой трансформации телеиндустрии, как одной из самых высокотехнологичных и креативных сегментов экономики. Инновационные технологические возможности приводят к революционным изменениям в телеиндустрии, к её новым организационным формам, к созданию цифровых медиаплатформ, новых моделей и форматов цифрового телевидения, к формированию единой цифровой информационной среды, в которой создаются новые формы телепроизводства, разнообразные способы доставки контента, предоставляются новые возможности для его приёма и потребления. Автором выявлены и охарактеризованы перспективные направления и технологические возможности применения инновационных технологий в телеиндустрии, обобщены и систематизированы инновационные модели и форматы цифрового телевидения. Результаты исследования могут представлять интерес для представителей научного сообщества, специалистов бизнес-сферы, деятельность и интересы которых имеют непосредственное отношение к развитию сферы телеиндустрии

Ключевые слова: телеиндустрия, инновации, цифровые технологии, модели цифрового телевидения

JEL-классификация: Z19, O31, O32, O33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Цифровая трансформация затронула все аспекты экономической и социальной жизни. Сквозные цифровые технологии стали фундаментом, на котором создаётся инновационная модель экономики и ИТ-индустрии. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что влияние цифровых технологий на экономику и общество является беспрецедентным. Мы видим, как во всём мире происходит массовый переход к использованию новейших технологий в производстве, развивается его автоматизация, создаются креативные индустрии, инновационные компании и рынки. Всё большей популярностью у населения пользуются смарт-устройства и различные интеллектуальные системы. Эксперты ИТ-индустрии отмечают, что ключевая роль в цифровой трансформации экономики и общества принадлежит ключевым цифровым технологиям.

По прогнозам аналитиков, цифровые технологии, такие как искусственный интеллект (ИИ), Интернет вещей (IoT), виртуальная и дополненная реальность (AR, VR), 3D-видео, облачные вычисления и др. в ближайшее время перейдут к новому этапу развития. К тому же стремительно развивающиеся мобильные сети 5G придают дополнительное ускорение распространению цифровых технологий. Благодаря сетям 5G и их интеграции с новейшими технологиями дальнейшее развитие получат цифровая трансформация всех сфер экономики, эффективность оказания цифровых услуг населению. Очевидно, что намечается развитие глобальной индустрии, основанной на сквозных технологиях цифровой экономики [23].

По мнению экспертно-аналитического сообщества наиболее активно цифровая трансформация происходит в медиасистемах, в том числе и в её наиболее креативном сегменте – телеиндустрии. Под креативными индустриями учёные понимают «совокупность индустрий в структуре современной экономики, где одним из главных производственных ресурсов выступает творчество работника» [3]. Медиаисследователи констатируют, что сквозные цифровые технологии ускоряют революционные изменения в цифровой медиаиндустрии, которая превращается в «цифровизированное индустриальное и культурное пространство» [6]. Цифровизация («дигитализация») телеиндустрии характеризуется комплексным внедрением ключевых технологий цифровой экономики и их интеграцией. В настоящее время в стране создана инновационная цифровая система, которая охватила все сегменты цифровой инфраструктуры телеиндустрии — интернет, операторов связи, кабель, электронные кинотеатры, ОТТ-сервисы и др. Благодаря технологическим инновациям сформировалось пять сред цифрового вещания: эфир, кабель, спутник, IPTV и Интернет (ОТТ). По мнению экспертов телеиндустрии, развитие цифровых технологий способствует появлению новых видов и форматов телевидения, расширению его функциональных возможностей и улучшению качественных характеристик (телевидение высокой чёткости; ТВЧ; НD; HDTV (High Definition Television), телевидение сверхвысокой (ультравысокой) чёткости (ТСВЧ), трёхмерное телевидение (3D), видеоинформационные системы (ВИС), гибридное телевидение (HbbTV, Hybrid Broadcast Broadband Television)). Очевидно, что главными трендами цифровой трансформации телевидения становятся его многоформатность, многоплатформенность, мультиэкранность, интерактивность, высокое качество изображения, объёмный телевизионный звук.

Исследованию цифровой трансформации медиаиндустрии с различных позиций (экономических, социологических, технологических, культурологических, антропологических, социальных, нормативно-правовых и др.) посвящено немало работ зарубежных и отечественных авторов. Среди ключевых работ необходимо отметить исследования М. Кастельса [14], Г. М. Маклюэна [18], С.Линдгрен [36], А.А. Каллэй [34], Т. Худжанен [35], Н. Негропонте [38], Г.Г. Паркер, Ван Альстин М., С.П. Чоудари [39], Р.Г.Пикарда [41], С. Стенсен, О. Вестлунд [42], Ф. Уэбстера [28] , Е.Л. Вартановой [3,4,5,6], С.Л. Уразовой [27], А.В. Вырковского.,М.И.Макеенко [8], Е.Я. Дугина [9], Ю.М. Ершова [11], А.Г. Качкаевой, И.В. Кирия [15], В.П. Коломиец [16].

В контексте рассматриваемых позиций обратимся к одной из актуальных тем цифровой трансформации телеиндустрии: перспективные направления и технологические возможности применения сквозных цифровых технологий в телепроизводстве и в телевещании.

В рамках исследования нами сформулированы следующие задачи: проанализировать и оценить современное состояния цифровой трансформации телеиндустрии, обобщить трансформационные изменения функционирования телевидения, выявить перспективные направления и технологические возможности применения сквозных цифровых технологий в телепроизводстве и в телевещании, обобщить и систематизировать инновационные модели и форматы цифрового телевидения.

Методология исследования основана на системном подходе, используемом при анализе сложных экономических систем. Основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных учёных в области цифровой трансформации медиандустрии, научные и аналитические статьи в специализированных изданиях, ресурсы сети Интернет. В данном исследовании применялись эмпирические методы: сравнений, аналогий, классификаций, группировок, в том числе экспериментально-теоретического уровня (анализ и синтез, логический метод).

Научная новизна исследования состоит в выявлении перспективных направлений цифровой трансформации телеиндустрии, обобщении и систематизации инновационных моделей и форматов цифрового телевидения, сформировавшихся на основе технологических возможностей сквозных цифровых технологий.

Перспективные направления и технологические возможности применения инновационных технологий в телеиндустрии

Цифровая телеиндустрия на сегодняшний день стала важной составной частью цифровой экономики, являясь её инновационным сектором. В национальном проекте «Цифровая экономика» в качестве приоритетной цели определено создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех домохозяйств. В контексте данной целевой ориентации трансформируется вся сфера телеиндустрии. Сквозные цифровые технологии внедряются во все сегменты телеиндустрии, среди которых выделяются две значительные группы – вещательные компании, распространяющие телесигнал и продюсерские, т. е. производящие телепрограммы. Как показывает анализ процесса цифровой трансформации телеиндустрии в телепроизводстве и в телевещании применяется большинство ключевых технологий цифровой экономики.

Таким образом, сквозные цифровые технологии служат основой цифровой трансформации телеиндустрии. В научной литературе термин «цифровая трансформация» трактуется как «глубокие и всесторонние изменения в производственных и социальных процессах, связанные с тотальной заменой аналоговых технических систем цифровыми и широкомасштабным применением цифровых технологий» [24]. Цифровая трансформация охватывает не только саму производственную деятельность, но и организационные структуры компаний и бизнес-моделей.

Вполне закономерно, что широкомасштабное внедрение цифровых технологий в телепроизводство и в телевещание детерминирует высокую степень распространения инноваций в телеиндустрии. О стремительном развитии инноваций можно говорить во всех сегментах телеиндустрии: в технико-технологическом сегменте, инновации в сегменте производства и доставки телеконтента, развитие инновационных бизнес-моделей, внедрение инновационных форм и методов управления, развитие новых форматов телепотребления [32].

В процессе проведённого исследования нами выявлены технологические возможности сквозных цифровых технологи в телеиндустрии (таблица 1)

Таблица 1 – Технологические возможности сквозных цифровых технологи в телеиндустрии

Цифровые технологии
Технологические возможности сквозных цифровых технологи
Облачные технологии
– телекомпаниям предоставляется возможность использовать специализированные дата центры, в которых все технические вопросы решаются провайдером, а телевещатели занимаются только подготовкой контента и формированием программы
– оптимизируется работа по созданию контента на разных этапах, оцифровка, монтаж и озвучивание осуществляются в локальной установке МАМ (Media asset management)– управление всеми данными архива), появляется возможность редактирования контента по прокси-копиям, готовый материал автоматически отправляется в облако для выдачи или архивирования, обеспечивается моментальная доступность контента локально и удаленно
– в студийной сфере в облака выносятся некоторые функции обработки видео (транскодирование и др.)
– значительно увеличивается широкополосный трафик, обеспечивается быстрый доступ к данным, снижается возможность их потери, поиск нужного контента становится удобнее
– расширяются возможности персонализации контента: анализ данных о предпочтениях пользователей позволяет повысить лояльность зрителей
– предоставляется возможность просматривать контент в различных режимах: линейное вещание,“видео-по-запросу” (video-on-demand) или “отложенный просмотр” (catch up) и др.
– предоставляется возможность управлять всеми взаимодействиями внутри телекомпании, осуществлять быстрый обмен контентом и метаданными между всеми подразделениями, становится возможным работать одновременно с одним и тем же контентом
– обеспечивается возможность доступа по всему миру, снижается время ожидания, происходит быстрая загрузка данных
– обеспечиваются высокие показатели качества восприятия и качества сервиса
– расширяются возможности быстро реагировать на изменяющиеся условия телевизионного рынка и использовать все ресурсы по максимуму
– сокращаются издержки телекомпаний, появляется возможность получать более качественные услуги
– обеспечивается экономия благодаря системе оплаты за количество пользователей в месяц, операционные расходы учитываются по факту использования сервиса
Искусственный интеллект (ИИ), машинное обучение, нейросети
– искусственный интеллект применяется в телеиндустрии для решения самых разных задач, в том числе для создания роботов-дикторов
– с помощью ИИ осуществляется программное обеспечение записи, обработки и передачи информации
– машинное обучение, искусственный интеллект и нейросети помогают в оптимизации объема передаваемого контента
– ИИ-решения используют технологию обработки естественного языка, чтобы распознавать ошибки в произношении и исправлять их
– ИИ способен эффективно определить целевую аудиторию и значительно снижать затраты
– ИИ позволяет создавать контент на основе больших объемов информации в виде видео, объявлений, блогов, статей, инфографики и других визуальных или письменных активов
– использование ИИ для создания новостных дайджестов
– ИИ способен с помощью нейросетей создавать контент (составлять новости, писать репортажи, быстро обрабатывать информацию, порекомендовать журналисту тему интересногосюжета, видеотрансляции), а также спрогнозировать зрительский интерес к данной тематике
– использование искусственного интеллекта для сбора и выжимки информации из разных источников, подготовки отчетов с конференций и форумов
– ИИ способен обрабатывать поток вещания, отмечая в нем ключевые моменты, добавляя примечания и комментарии
– ИИ помогает распространять телеконтент на разных платформах
– ИИ (нейросети типа "трансформер") способен генерировать текст, который сложно отличить от написанного человеком (GPT-3)
– ИИ способен генерировать субтитры и переводить аудио на 54 языка в масштабе времени, близком к реальному
– ИИ используется для автоматизированной обработки интервью и выявления необычных тенденций в открытых данных
– автоматизация используется для компоновки пакетов видеоновостей
– технологии нейросетей обеспечат моментальный синхронный перевод телетрансляций из любой страны
– исскуственный интеллект позволяет «комментировать» транслируемый контент одновременно на нескольких иностранных языках с минимальными финансовыми и человеческими затратами
– ИИ способен предлагать решения, кастомизированные под задачи определенного клиента, или же такие, которые клиент может кастомизировать самостоятельно
– рекомендательные алгоритмы ИИ помогают зрителю в выборе программ телесмотрения
– ИИ способен находить видео по заданным человеком параметрам
– использование искусственного интеллекта позволяет операторам и вещателям расширять свою аудиторию по всему миру
– ИИ помогает выстраивать общение с потребителями с помощью чат-ботов, голосовых помощников, которые способны самостоятельно подобрать ответ
Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR и AR)
– позволяют реализовывать трансляцию в реальном времени VR-видео в разрешении 4К с нескольких камер
– позволяют транслировать сигнал в социальные сети, прямо в шлем виртуальной реальности через специальное приложение, созданное телеканалом
– технологии VR и AR позволяют зрителю почувствовать сильный эффект погружения, почувствовать себя в центре событий, которые происходят в другом городе либо другой стране
– технология дополненной реальности применяется для динамического выведения на экран информации об игроках во время спортивных мероприятий
– технологии VR и AR позволяют раскрыть жанровые возможности виртуальных трансляций: репортажи с мест событий, спортивные соревнования, научно-популярные фильмы, реалити-шоу, концерты, интервью
– технологии VR и AR позволяют делать в виртуальном мире все, что привыкли зрители делать на экране своих компьютеров: смотреть фильмы, играть в игры, общаться в соцсетях, получать новые знания, делать покупки, совершать виртуальные путешествия, смотреть передачи и трансляции
– обеспечивают создание различных эффектов «присутствия» (3D, 4D, тактильные ощущения, воспроизводство окружения через лазерные технологии), вовлечение зрителей в виртуальные миры
– на основе виртуальной реальности создаются такие телепродукты, как компьютерные игры, фильмы, виртуальные экскурсии и др.
–развитие трёхмерных 3D ТВ-систем будет проходит поэтапно:
– очковые и безочковые системы
– многоракурсные системы
– голографические и другие системы с виртуальными изображениями
Мобильные технологии
(сети 5G)
– предоставляют возможность телевизионного вещания не через DVB-T2 и телевизионные вышки, а через сети 5G
–предоставляют возможность использовать новые технологические решения в подготовке материалов для телевизионного вещания, студийной обработке и подготовке телепрограмм для их подачи в канал связи
–обеспечивают возможность эффективной онлайн-трансляция потокового 8K-видео, прямые трансляции с углом обзора 360 градусов, VR, AR и персонализированные трансляции
–применяются для передачи медиа или другой информации в корпоративных сетях, а также при организации внутристудийных сетей для сбора потоков с видеокамер во время живых трансляций
–предоставляют возможность делать более качественную и доступную видео и голосовую связь практически в реальном времени, а также создавать свою персонализированную среду для каждого абонента с помощью смарт-устройств и искусственного интеллекта
–являются идеальным решением для эпохи искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности
–предоставляет возможность передавать контент любого качества
–обеспечивают непрерывность доставки 4K-видео на мобильные устройства; устройства с поддержкой 5G способны воспроизводить UHD-контент и значительно улучшают пользовательский опыт
–применяются для доставки спортивного контента от видеокамер
–позволяют транслировать эфирные цифровые телеканалы непосредственно в смартфоны и планшеты, загружать полнометражные фильмы всего за несколько секунд
–позволяют подключённым устройствам использовать облака для обработки данных
–способны улучшить качество широкополосной беспроводной связи и обеспечить надежное высокоскоростное соединение любых абонентов
–позволяют смотреть потоковые трансляции в реальном времени на любом подключенном устройстве, обеспечивают пользователям просмотр контента как дома, так и в дороге
– предоставляют пользователям услуги вещания OTT с качеством, требуемым не только для мобильных устройств, но и для экранов домашнего телевидения
– предоставляют возможность телезрителям снимать и транслировать собственное видео в эфире в хорошем качестве
– предоставляют возможность следить за событиями онлайн, делать более качественную и доступную видео и голосовую связь практически в реальном времени
– позволяют создавать свою персонализированную среду для каждого абонента с помощью смарт-устройств и искусственного интеллекта
– применяются для передачи медиа или другой информации в корпоративных сетях, а также при организации внутристудийных сетей для сбора потоков с видеокамер во время живых трансляций
– обеспечивают безбуферную потоковую передачу UHD, HDR и 4K-контента

Составлено автором по [2,13,19,21,23,25,26,30,31,32,37]

Отметим, что широкомасштабное внедрение сквозных цифровых технологий, широкополосного доступа в Интернет (ШПД), сетей 5G, мобильных устройств оказывает огромное влияние на общую экосистему рынка телеиндустрии и способствуют её превращению в многофункциональную интеллектуальную систему. Анализ научных работ Е.Л. Вартановой [3,4,5,6], А.В. Вырковского, М.И.Макеенко [8], Е.Я.Дугина [9], Ю.М. Ершова [11,15], С.Л.Уразовой [27], статей в специализированных изданиях [2,7,25,22,26] позволяет выявить характерные детерминанты и тренды цифровой трансформации телеиндустрии:

– трансформируется телевизионное пространство страны, прекращается аналоговое наземное эфирное телевещание, появляются инновационные модели и форматы цифрового телевидения, новые виды цифровых информационных услуг;

– телеиндустрия становится составной частью IV технологической революции (Индустрии 4.0+), телеканалы окружены «IP облаком», производственные процессы постепенно выстраиваются на интеллектуальных решениях, создаются новые студии оборудованные цифровыми комплексами;

– усиливается конвергенция и интеграция постоянно обновляющихся цифровых технологий, что способствует технологической конвергенции телеканалов, платформ, сервисов и профессий телеиндустрии, интеграции телевидения и Интернет, телевидения и социальных сетей и т. д.;

– ускоряется проведение структурно-функциональных изменений, внедряются инновационные формы и методы управления телепроизводством и телевещанием, разрабатываются новые телевизионные стратегии, телевизионные проекты и инновационные модели взаимодействия с потребителями, которые становятся субъектом управления телевизионной политики;

– изменяются бизнес-процессы во всех сегментах телеиндустрии, создаются её новые бизнес-модели, трансформируются организационные формы телевизионной индустрии;

– основным направлением развития телевизионной индустрии становится вещание в формате сверхвысокой четкости 4K Ultra HD Ultra HD, UHD, или 4К (рассматриваются как синонимы) – новый стандарт видео высокого разрешения, пришедший на смену формату Full HD, а также умное производство контента (производства контента в форматах VR и Video 360, производство контента для VoD и OTT);

– изменяются технологии доставки контента до потребителя, как с помощью телевещания, так и с помощью цифровых медиаресурсов (интернет-платформ, аудиовизуальных сервисов, видеохостингов, социальных сетей), через операторов связи и др.;

– увеличивается число медиаплатформ, посредством которых потребители получают доступ к цифровому контенту, растёт и предложение самого содержания;

– ускоряется цифровая трансформация процессов сбора, создания, распространения и хранения контента;

– развитие мобильного телевидения на базе новых профилей и стандартов мобильных сетей;

– большая часть телезрителей потребляет видеоконтент через цифровые носители и платформы, растёт запрос потребителей на контент в формате 4K UHD;

– цифровая трансформация телеиндустрии закладывает технологическую основу для формирования у пользователей цифровых компетенций.

Инновационные модели и технологии цифрового телевидения

Можно с уверенностью утверждать, что цифровая трансформация телеиндустрии привела к внедрению инновационных средств, технологий и форматов телевидения: создано телевидение высокой чёткости (HD), осуществляется переход телеканалов в широкоэкранный формат вещания (16:9), развивается телевидение в 3D, Smart TV, ОТТ-сервисы, мобильные сервисы и др. Активное развитие и внедрение сквозных цифровых технологий способствовало появлению инновационных моделей телевидения (Интерактивное телевидение - IPTV, Интернет-телевидение (OТT,онлайн-телевидение, Web-вещание), мобильное ТВ-DTV, гибридное телевидение (Hybrid Broadcast Broadband Television, HbbTV). Проведённое исследование позволяет выделить характерные особенности инновационных моделей и технологий цифрового телевидения (таблица 2).

Таблица 2 – Инновационные модели и технологии цифрового телевидения


Виды моделей цифрового ТВ
Характерные особенности моделей цифрового ТВ
1
Интерактивное телевидение - IPTV–
– IPTV (Internet Protocol Television) позволяет транслировать цифровой ТВ-сигнал через Интернет, в отличие от эфирного, кабельного или спутникового телевидения, IPTV является полностью интерактивной услугой
– IPTV не ограничено по количеству контента и ТВ-каналов
– поставщики IPTV занимаются агрегацией и доставкой контента
– технология обеспечивает не только качественную картинку и звук, но и дополнительные сервисы, в числе которых онлайн-кинотеатр, видео по запросу (VoD), отложенный просмотр, мультискрин, видеозапись эфира, электронный телегид, различные интерактивные онлайн-инструменты телевидения:
-позволяет смотреть телеконтент в удобное для пользователя время
– возможность выбирать пакеты каналов из списка, предлагаемого провайдером
– позволяет просматривать программы на нескольких экранах телевизора, а также на ноутбуке, планшете, смартфоне и др.
– предусмотрена возможность интеграции с социальными сетями
– имеется функция «караоке», с помощью которой возможно организовать концертную программу у себя дома
–возможность просмотра художественных фильмов, сериалов, мультфильмов, различных телепрограмм, в т.ч. в форматах HD и 3D
– предусмотрена опция «родительский контроль» - ограничение просмотра для детей в зависимости от возраста
2
Интернет-телевидение (OТT,онлайн-телевидение, Web-вещание)
– OTT (Over The Top) представляет собой способ передачи аудио, видео и других видов контента поверх интернет-канала
– видеосигнал транслируется от поставщика услуги напрямую на устройство пользователя при помощи протокола HTTP, минуя оператора связи
– OTT является полностью интерактивным сервисом:
– потребителю гарантируется видео по запросу, отложенный просмотр
– возможность просмотра огромного количества телеканалов
– предоставляется возможность создать собственный Интернет-канал
– возможность поместить свое видео в сети
– широкие возможности получения и просмотра видеоконтента (телевизор, компьютер, различные мобильные устройства)
– возможность осуществлять мониторинг предпочтений и интересов зрителей
3
Мобильное ТВ - DTV
– для доставки телесигнала используются стандартные сотовые сети и мобильный телефон
– в качестве технологии используется сигнал цифрового телевидения (Wi-Fi или 3G, 4G соединение)
– мобильный телефон должен иметь широкий ЖК-экран с хорошими показателями цветности (IPhone и др.) и возможность воспроизводить потоковое видео с помощью проигрывателя RealOnePlayer и поддерживать передачу данных через GPRS
– абоненту предоставляется широкий спектр услуг:
– возможность использовать мобильный телефон в качестве персонального компьютера (для загрузки видеофайлов, для дальнейшего просмотра сохраненного контента и т.д.)
– возможность сохранять видео в памяти телефона
– возможность просмотра телепередач в прямом эфире
– предлагается наряду с линейным телевидением телевидение по запросу (абонент подписывается на определенную рассылку и оператор в определенное время предоставляет потребителю соответствующий контент)
– возможность просмотра личных видеозаписей с отдаленных серверов или компьютеров
-возможность получения информации о расписании телепрограмм
– возможность непосредственного обмена с пользователями, когда абонент может заказать конкретную программу

Гибридное телевидение (Hybrid Broadcast Broadband Television, HbbTV
– позволяет сочетать линейное телевещание с предоставлением телезрителям доступа к архиву канала из эфира, к интерактивным сервисам, включая голосование, опросы, интересные дополнительные факты о контенте, получение видео по запросу и т. д.
– HbbTV позволяет доставлять в телевизионном сигнале данные из Интернета, может применяться на любой платформе, которая использует DVB
– используется для адресной доставки контента и рекламы
– позволяет взаимодействовать с аудиторией посредством внедрения различных цифровых сервисов и способствует росту рекламных доходов
– осуществляет передачу дополнительных предложений в телевизионное приемное устройство, обеспечивая наряду с информацией о программах также возможность скачивания содержимого передачи и функционирования отдельных интерактивных компонентов
– создаёт условия для измерений телесмотрения, определения зрительских предпочтений и использования таргетированной рекламы
– способствует росту рекламных доходов телевещателей за счет интерактивных рекламных сервисов, происходит расширение продуктовой линейки, ожидается адресная доставка телевизионной рекламы в ближайшем будущем
составлено автором по [30-32]

Анализ цифровых моделей и технологий телевидения позволяет сделать вывод о том, что телеиндустрия находится на острие технологического прогресса. По мнению зарубежных и отечественных учёных [3-6,14,18] телевидение, благодаря своим технологическим возможностям, трансформируется в модель сетевого (постсетевого) телевидения, глобализирует рынок контента, создаёт глобальную цифровую информационную среду, формирует глобальные программные стратегии.

Заключение

На основе проведённого исследования можно сделать вывод о том, что цифровая трансформация телеиндустрии коренным образом преображает всё телевизионное пространство страны, создаёт новый телевизионный рынок, новые схемы телевещания, инновационные технологические подходы в производстве цифрового видеоконтента. Изменяется сам характер телевидения, которое характеризуется многоканальностью, многоплатформенностью, многочисленностью форм доставки контента, способами его приёма и потребления. Внедрение цифровых технологий в практику телеиндустрии носит комплексный характер, они изменяют организационные формы телеиндустрии, формируют новые модели и форматы телевидения, обеспечивают возможность распространения цифрового контента в разных сферах и его доставку потребителю посредством разных платформ. Важнейшая инновация для цифрового телевидения – появление новых экранов: это не только телевизоры, но и компьютеры, планшеты, смартфоны и другие мобильные устройства, которые превратились в носителей телевизионного контента. Под влиянием цифровизации изменяется структура телеиндустрии, изменяются процессы телепроизводства и телевещания. Цифровая трансформация телеиндустрии оказывает огромное влияние на развитие смежных индустрий (рекламная, телекоммуникационная, музыкальная индустрии, производство мобильных устройств, домашней электроники и др.), способствует созданию и развитию новых цифровых платформ, дополнительных сервисов, различных интерактивных онлайн-инструментов телевидения. Утвердительно можно сказать, что современное телевидение приобретает характер глобализации, сетевой коммуникации, интерактивности, конвергентности, интеллектуальности, мобильности, мультимедийности и персонализации.


Источники:

1. Бутенко В.В., Веерпалу В.Э., Девяткин Е.Е., Федоров Д.Н. Сети 5G/IMT-2020 & IoT — основа цифровой трансформации // Электросвязь. – 2018. – № 12. – c. 4−9.
2. Будущее телетрансляций: Облачное телевидение и не только. Хабр. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/company/1cloud/blog/312584/ (дата обращения: 11.02 2022).
3. Вартанова Е. Л. Теория медиа: отечественный дискурс. - М.: Фак. журн. МГУ– Изд-во Моск. Ун-та, 2019. – 224 c.
4. Вартанова Е.Л. Медиаиндустрия и конвергенция. / Интернет-СМИ: Теория и практика / Под ред. М.М. Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2010. – 348 c.
5. Вартанова Е. Л. Цифровое телевидение и трансформация медиасистем. О необходимости междисциплинарных подходов к изучению современного ТВ // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. – 2011. – № 4. – c. 6-26.
6. Вартанова Е.Л. Меняющаяся архитектура медиа и цифровые платформы // Медиальманах. – 2022. – № 1.
7. Волкова С.В. Аналитический обзор «Рынок контента в формате 4К ULTRA в сетях операторов платного ТВ и у видеосервис. [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/file/d/14lzgM97hsFphDf15dLd2gU50UCfuGI9k/vаiew (дата обращения: 27.02 2022).
8. Вырковский А.В., Макеенко М.И. Региональное телевидение России на пороге цифровой эпохи. / Академические монографии]. - М.:МедиаМир, 2014. – 144 c.
9. Дугин Е.Я. Методология исследования информационно-коммуникативных медиасистем и журналистики. - М.: Академия медиаиндустрии, 2017. – 186 c.
10. Житомирский М. NAB 2019 – 8K, AI, eSports и другие инновации // Mediavisionmag. – 2019. – № 3.
11. Ершов Ю.М. Телевидение регионов в поисках моделей развития. - М: МГУ, 2012. – 340 c.
12. Вартанова Е. Л., Вырковский А.В.,Смирнов С.С., Макеенко М.И. Индустрия российских медиа: цифровое будущее. - М.: МедиаМир, 2017. – 160 c.
13. IoT, Big Data, AI и другие понятия, о которых слышали все, но никто толком не знает, что это. [Электронный ресурс]. URL: оhttps://zen.yandex.ru/media/mbnw/iot-big-data-ai-i-drugie-poniatiia-o-kotoryh-slyshali-vse-no-nikto-tolkom-ne-znaet-chto-eto-trendy-it-2022-goda-3-615d56cc02134f7b0072c321 (дата обращения: 27. 01. 2022).
14. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. / пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 590 c.
15. Качкаева А.Г., Кирия И.В. Долгосрочные тренды развития сектора массовых коммуникаций // Форсайт. – 2012. – № 4. – c. 6-18.
16. Коломиец В.П. Индустриальная трансформация телевидения // Социологические исследования. – 2021. – № 6. – c. 92-100.
17. Лукашевич А.В. Направления и тенденции развития телевещания на период до 2025 года, возможные пути обеспечения телевещания частотным ресурсом. [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/79178198 (дата обращения: 01.03. 2022).
18. Маклюэн Г.M. Понимание медиа: Внешние расширения человека. - Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. – 446 c.
19. Никонов М. Эффект погружения: VR в производстве медиаформатов. [Электронный ресурс]. URL: https://telesputnik.ru/materials/mneniya/opinion/effekt-pogruzheniya-vr-v-proizvodstve-mediaformatov/ (дата обращения: 15.02 2022).
20. Вартанова Е. Л. Отечественная теория медиа: основные понятия. / Словарь. - М.: Фак. журн. МГУ. – Изд-во Моск. Ун-та, 2019. – 246 c.
21. Облачное телевидение. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.broadcasting.ru/articles2/expert/oblachnoe-televidenie (дата обращения: 19.02 2022).
22. ОТТ vs IPTV: схватка за жизнь. Телеспутник. [Электронный ресурс]. URL: https://telesputnik.ru/materials/tekhnika-i-tekhnologii/article/ott-vs-iptv-skhvatka-za-zhizn/ (дата обращения: 04.02 2022).
23. Прогноз времени реализации мобильной связи 5G. [Электронный ресурс]. URL: http://www.broadcasting.ru/articles/prognoz-vremeni-realizacii-mobilnoj-svyazi-5g-chast-1 (дата обращения: 29.01 2022).
24. Сети мобильной связи 6G. План действий для России. Электросвязь. [Электронный ресурс]. URL: https://elsv.ru/seti-mobilnoj-svyazi-6g-plan-dejstvij-dlya-rossii (дата обращения: 05.02 2022).
25. Серов А. Перспективы развития телевизионных технологий. Mediavision. Mag.,2013. №2. [Электронный ресурс]. URL: http://mediavision-mag.ru (дата обращения: 11.02 2022).
26. Телевидение будущего – каким оно будет? Сценарии развития. [Электронный ресурс]. URL: https gs-group.com/blog/list/technologies/televidenie-budushchego-stsenarii-razvitiya/ (дата обращения: 22. 02. 2022).
27. Уразова С.Л. Цифровое телевидение в поисках семантического прогнозирования // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2018. – № 6. – c. 235-253.
28. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект Пресс, 2004. – 400 c.
29. Что происходит на рынке контента в формате 4K Ultra HD у операторов платного ТВ и видеосервисов?. Телеспутник. [Электронный ресурс]. URL: https://telesputnik.ru/materials/content/article/chto-proiskhodit-na-rynke-kontenta-v-formate-4k-ultra-hd-u-operatorov-platnogo-tv-i-videoservisov (дата обращения: 02.02. 2022).
30. Фомина А.Н. Природоподобный, жизнедеятельностный подход к управлению инновациями в сфере телевизионной индустрии в условиях цифровой трансформации // Российский экономический интернет-журнал. – 2021. – № 1. – c. 20.
31. Фомина А.Н. Совершенствование управления инновациями в сфере телевизионной индустрии в условиях цифровой трансформации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – № 4-2. – c. 206-211.
32. Фомина А.Н. Управление инновациями в телеиндустрии в условиях цифровизации экономики. / дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. / Фомина А. Н. - Н.-Новгород, 2021. – 243 c.
33. Проскурякова Л. Н. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты // Доклад НИУ ВШЭ на ХХII Апрельской междунар. науч. конф. По проблемам развития экономики иобщества. Москва, 2021.
34. Callay A. (2011) TV in the World in 2010: When More Connected Means Higher TV Consumption.Каллэй А. (2011)
35. Hujanen T. The Power of Schedule. Programme Management in the Tranformation of Finnish Public Service Television. - Tampere University Press, 2002.
36. Lindgren S. Digital Media and Society. - London: Sage, 2017.
37. Media:In the vanguad of digital tranformation (Digital tran. [Электронный ресурс]. URL: https://reports.weforum.org/digital-transformation/the-media-industry-in-the-vanguard-of-digital-transformation/ (дата обращения: 08.03 2022).
38. Negroponte N. Being Digital. - New York: Vintage, 1996.
39. Parker G.G., Van Alstyne M., Choudari S.P. (2016) Platform Revolution: How Networked Markets Are Transforming the Economyand How to Make Them Work for You
40. The Platform Revolution: How Networked Markets Are Transforming the Economy and How to Make Them Work for You. New York: WW Norton
41. Picard R.G. Mapping Digital Media: Digitization and Media Business Models. - London: Open Society Institute, 2011.
42. Steensen S., Westlund O. What is Digital Journalism Studies? London: Routledge. McQuail D.(2010). / McQuail’s Mass Communication Theory. - London: Sage, 2021.

Страница обновлена: 12.04.2024 в 16:41:31