Социально-экономические последствия развития экосистем

Попов А.К.1, Удалов И.Д.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 10 (Октябрь 2022)

Цитировать:
Попов А.К., Удалов И.Д. Социально-экономические последствия развития экосистем // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 10. – С. 3727-3750. – doi: 10.18334/ce.16.10.116390.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49846459
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье исследуются последствия развития экосистем как новых объектов экономики. Авторами проведён комплексный анализ влияния экосистем на отдельные социально-экономические группы общества или отдельные объекты экономической системы. Исследование содержит систематизированную и конкретизированную информацию о рисках и возможностях для общества, государства и корпоративного сектора в процессе усиления экосистем. В статье обозначается роль экосистем в рамках технологической трансформации мировой экономики и становления Шестого Технологического уклада. Авторами разработана матрица возможных сценариев общественного развития, позволяющая моделировать характер взаимодействия государства и экосистем в рамках социально-экономической адаптации. Статья будет интересна специалистам, исследующим вопросы глобализации и общего развития мировой экономики, а также аспекты цифровой экономики и создания коммерческих экосистем

Ключевые слова: экосистема, рынок труда, конкуренция, эффект масштаба, технологический уклад, экономическое развитие, социальные последствия, монополия

JEL-классификация: O10, Q01, F63

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



ВВЕДЕНИЕ

Развитие технологий в рамках смены технологических укладов (далее – ТУ) влечет за собой изменение социально-экономических взаимоотношений и обновление большинства институтов. Возникновение экосистем и расширение их деятельности на мировом рынке оказывает непосредственное влияние на всех его субъектов, формируя возможности ускорения социально-экономического развития и создавая дополнительные риски.

Следующие аспекты повышают актуальность исследований в области последствий взаимодействия экосистем с иными экономическими объектами:

- неопределенность правового статусу экосистемы как совокупности различных экономических объектов;

- отсутствие единого подхода к феномену экосистема с позиции институционального анализа;

- рост экономического, социального и техногенного влияния экосистем на международный социум.

В настоящий момент в экономической теории и юридической практике отсутствует единое понятие экосистемы, описывающее отличие данного феномена от иных форм кооперации. Основоположники понятия «экосистема» (Дж. Ф. Мур, Р Левьен) [1] фокусировали свои исследования на стабильности связей субъектов в рамках единого периметра. В более поздних исследованиях экосистема рассматривалась с позиции ее вклада в инновационное развитие экономики (Р. Андер, Р. Капол, М. Ле) [2, 3]. Отдельное место в исследованиях отводится к роли платформ в работе экосистемы (А. Гавер, М.А. Гасумано, С. Сеннамо, Дж. Тис) [4].

Методология исследования основана на использовании взаимосвязанных методов логического анализа с количественными методами, методами экономической практики и инструментами институционального анализа.

Целью данной работы является определение взаимовлияния экосистем и экономических субъектов (клиенты экосистемы, уровень конкурентной среды, государство)

Научная новизна работы заключается в представлении комплексного анализа последствий возникновения экосистем и формулировки конкретных рисков и возможностей для различных экономических субъектов в условиях существования подобных структур.

Авторская гипотеза: Экосистема представляется очередным этапом обобществления производства в эпоху системного кризиса рыночно-капиталистической модели экономики, проявляющийся в исчерпании механизмов накопления капитала. Формирование экосистем есть реакция механизмов накопления капитала на данный кризис, заключающийся в объединении индивидуальных капиталов вокруг производства в первую очередь товаров с высокой долей сервисной составляющей в ценообразовании, ориентированный на ликвидацию экономических и социальных барьеров между поставщиками комплементарных (в рамках единой потребности) товаров и их потребителем.

1 Влияние на конкуренцию через собственную эффективность экосистем

Уровень эффективности внутренних производственно-сбытовых процессов, передовые практики менеджмента и обширный ресурсный потенциал обеспечивают для экосистем возможность существенно сократить издержки на производство и реализацию собственной продукции и услуг [5]. Получаемая таким образом сверхприбыль, как правило, используется либо на ускоренную коммерциализацию новейших технических изобретений, либо на ресурсное подавление попыток конкуренции со стороны представителей малого-микробизнеса на стратегически интересных направлениях.

В таблице 1 представлены основные тенденции, связанные с развитием процессов экосистем, и риски/возможности, которые могут последовать за дальнейшей цифровизацией и стандартизацией бизнес-процессов.

Табл.1 – Перспективы цифровизации и стандартизации процессов внутри экосистем

Тенденция
Последствия в среднесрочной перспективе
Последствия в долгосрочной перспективе
Возможности
Риски
Возможности
Риски
Стандартизация и цифровизация процессов
Стабильное качество отдельной продукции;
Экономия на масштабе; (разработанные процессы обучения, существующая клиентская база, стандартный процесс для расширения)
Возможность контроля в реальном времени.
Снижение себестоимости продукции и вытеснение мелких конкурентов с рынка;
Формирование высоких барьеров для входа на рынок;
Риск формирования патентной монополии и высокого уровня рыночной власти корпораций.

Консерватизм и негибкость при внедрении инноваций в производство (в россии).
Высокие издержки для изменения цифровых процессов.
Изменение ит-архитектуры может повлечь негативные эффекты в смежных сферах.
Развитие digital-точек продаж
Формирование комфортной среды для клиентов;
Появление возможности для полного мониторинга цен;
Снижение возможной ценовой дискриминации.
Переход конкуренции преимущественно из ценовой в неценовую (качественная и др.).
Риски отключения по из-за санкций;
Высокие ценовые барьеры для создания подобных сред;
Монополизация рекламного пространства за счёт высоких бюджетов у экосистем.


Фокус внимания на ИТ
Ускорение технологического развития и инноваций;
Появление новых кибер-рисков;
Офшоризация рынка разработки по.

Появление новых кибер-рисков.
Переход экосистем на распределённая модель управления
Оптимизация издержек на содержание офисов, персонала и т. Д.
Повышение общей гибкости компании.
Уменьшение величины издержек на расширение.
Повышение уровня структурной безработицы в странах с высокой стоимостью рабочей силы.
Расширение влияния экосистем на глобальный рынок за счёт воздействия на отдельные национальные рынки.
Сокращение возможностей государственного контроля за деятельностью экосистем.
Низкая восприимчивость к национальному законодательству.
Интеграция в международные процессы создания и распределения товаров

Возникновение риска отключения по и отзыва лицензий из-за санкций.

Укрепление системы международного разделения труда.
Источник: составлено авторами

Важнейшим следствием внедрения оцифрованных стандартных процессов стало изменение соотношения капитальных (далее – CAPEX) и переменных расходов (далее – OPEX) (таблица 2).

Табл. 2– Поведение CAPEX и OPEN на этапах развития бизнеса

Этап
CAPEX
ОРЕХ
Первоначальный
САРЕХт 1 > САРЕХа1
ОРЕХт1 << ОРЕХa1
Первый рост и последующий рост
САРЕХт х = САРЕХах
ОРЕХтх << ОРЕХaх
Дополнительно
САРЕХт 1> САРЕХт х
САРЕХа1= САРЕХах
ОРЕХт1 = ОРЕХтх
ОРЕХa1= ОРЕХaх
Источник: составлено авторами.

На первом этапе цифровой трансформации требуются дополнительные затраты трудовых ресурсов на анализ и оптимизацию процессов, что увеличивает первоначальные капитальные затраты. В результате наличие оптимизированных процессов упрощает (удешевляет) обучение сотрудников, а автоматизированные процессы позволяют обслуживать больше клиентов с тем же количеством ресурсов. Таким образом оптимизация процессов и их дальнейшая автоматизация позволяет минимизировать затраты при масштабировании бизнеса. Сравнительные графики представлены на рис. 1.

Усилению монопольного влияния экосистем способствует и развитие дистанционных форматов обслуживания клиентов, т.е. перевод бизнеса в интернет-пространство. Текущие технологии позволяют клиентам-физическим лица, проживающим в населенных пунктах численностью от 250 тыс. человек (что составляет более 42% населения РФ), получать все услуги и продукты в дистанционном формате или с доставкой на дом [6]. Изображение выглядит как текст, легкий

Автоматически созданное описание

Рис.1 – Иллюстрация эффекта масштаба при автоматизации и унификации процессов.

Источник: составлено авторами.

Сравним тенденцию поведения предельных расходов на привлечение каждого следующего клиента в рамках традиционной модели ведения бизнеса через расширение физической сети обслуживания (CAPEXa; OPEXa) и цифровой модели бизнеса (САРЕХц; ОРЕХц) (таблица 3).

Табл. 3 – Поведение CAPEX и OPEN на этапах развития бизнеса

Этап
CAPEX
ОРЕХ
первоначальный
САРЕХц1 >> САРЕХа1
ОРЕХц1 = ОРЕХa1
Первый рост и последующий рост
САРЕХцx << САРЕХах
ОРЕХцх = ОРЕХaх
Дополнительно
САРЕХц 1 >> САРЕХц х
САРЕХа 1 = САРЕХа х
ОРЕХц1 = ОРЕХцх
ОРЕХa1 = ОРЕХaх
Источник: составлено авторами

Модель цифровой дистрибуции предполагает значительно большие первоначальные капитальные затраты САРЕХц1 на формирование единой инфраструктуры бизнеса, включая разработку ПО, сайта, приложений, чат-ботов, систем мониторинга и т.д. Дальнейшие капитальные затраты (САРЕХцx) в рамках цифровой модели дистрибуции будут требовать расширение вычислительных мощностей (фактически – увеличение количества серверов). При этом отсутствует географические ограничения масштабирования.

В рамках традиционной модели бизнеса географическое расширение услуг и/или увеличение количества клиентов на первую физическую точку требует открытие новой точки дистрибуции, что в пересчете на каждого последующего клиента составляет такой же объем капитальных расходов, как и первоначальные.

Развитие онлайн моделей дистрибуции позволяет минимизировать затраты при масштабировании бизнеса, т.е. общие затраты экосистемы после перехода на цифровые технологии будут ниже, чем при развитии физической сети.

Изображение выглядит как текст, легкий

Автоматически созданное описание

Рис.2 – Иллюстрация эффекта масштаба при внедрении цифровых каналов дистрибуции.

Источник: составлено авторами.

Цифровые маркетплейсы в рамках экосистем (ЯндексМаркет, СберМаркет [7, 8], Amazon, Allibaba) снижают степень ценовой дискриминации, повышают прозрачность ценообразования и сокращают транзакционные издержки для потребителей в нахождении оптимальных предложений под собственные нужды.

При этом информация о транзакциях клиентов и их потенциальных потребностях сама становится ценным товаром. Конкурентным преимуществом, сформированным на основании «прозрачности» будут обладать не все компании, а крупнейшие экосистемы с долей регионального рынка не ниже 15–20% (что в настоящий момент составляет 5–7 крупнейших отечественных финансовых организаций, т.е. менее 2% от всех кредитных организаций в стране). [6]

Снижение фактора географической близости приведет к росту конкуренции в виртуальном пространстве, а инструментом конкуренции станет креативность рекламных подходов. Поэтапный рост стоимости рекламы увеличивает стоимость привлечения новых клиентов, что создаст дополнительные барьеры входа на рынок для малого и среднего бизнеса. [9]

Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) позволяет эффективно совмещать эффект масштаба от цифровых каналов коммуникаций и цифровой трансформации бизнеса (таблица 4).

Табл. 4 – Поведение CAPEX и OPEN на этапах развития бизнеса

Этап
CAPEX
ОРЕХ
Первоначальный
САРЕХм1 >> САРЕХа1
ОРЕХм1 << ОРЕХa1
Первый рост и последующий рост
САРЕХмх << САРЕХах
ОРЕХмх << ОРЕХaх
Дополнительно
САРЕХм1>> САРЕХмх
САРЕХа1 = САРЕХах
ОРЕХм1 = ОРЕХмх
ОРЕХa1 = ОРЕХaх
Источник: составлено авторами.

Сравнительные графики представлены на рисунке 3.

Рис.3 – Иллюстрация эффекта масштаба при автоматизации и унификации процессов и развитии цифровых каналов.

Источник: составлено авторами.

Кроме того, последующая стандартизация и цифровизация процессов открывает возможности для углубления интеграции в международные процессы создания и распределения товаров

2 Влияние экосистем непосредственно на клиентов

Экосистемы обладают передовым опытом работы с клиентами, что отражается на снижении издержек по 3-м направлениям: стоимости привлечения клиента, стоимости удержания клиента и стоимости кросс-продаж продуктов экосистемы клиенту. В результате к 2019 году охват крупнейших мировых экосистем составлял более 2,5 млрд уникальных пользователей [10], а в России практически каждый гражданин страны в возрасте от 7 лет является клиентом одной из крупнейших отечественных экосистем (согласно официальной статистике Сбер, VK Group, Yandex).

Систематизированные эффекты от последствий развития вышеописанных трендов представлены в таблице 5.

Табл. 5 – Перспективы последующего взаимодействия экосистем и их клиентов

Тенденция
Последствия в среднесрочной перспективе
Последствия в долгосрочной перспективе
Возможности
Риски
Возможности
Риски
Переход от единоразовой продажи к долгосрочному сотрудничеству
Клиент получает пакет продуктов/услуг по совокупной цене ниже стоимости отдельного продукта;
Знание и ожидание определённого качества продукта;
Снижение транзакционных издержек на выбор альтернативный набор товаров.
Повышение (альтернативных издержек) расходов на приобретение товаров или услуг другой экосистемы или переход в эту экосистему.
-
Запланированное устаревание товаров (только для производственных экосистем);
Манипуляция сознанием потребителя.
Переход от продуктового к сценарному подходу
Снижение транзакционных издержек для клиента (временных и финансовых) на выбор конечной услуги;
Переход к share-экономике;
Отсутствие необходимости в больших вложениях;
Улучшение ассортимента за счет повышения набора комбинаций услуг.
-
-
При расчёте на пользование арендованными средствами, в случае неплатежеспособности возникает риск потери высокого набора благ.
Сегментация клиентов.
Персонализация предложений по продукту и услугам
Сокращение расходов экосистемы на привлечение клиента;
Продукт/услуга кастомизированы и больше удовлетворяют потребности.
Ограниченность информации о клиентах конкуренции снижает степень конкурентоспособности более мелких компаний.
-
-
Источник: составлено авторами.

Переход от единоразовой продажи к долгосрочному взаимодействию объясняется двумя ключевыми факторами: ростом стоимости привлечения новых клиентов в структуре себестоимости товаров /услуг и изменением характера продуктов экосистемы (рост значимости сервисной составляющей).

В результате со стороны экосистемы поддерживается тенденция к переходу на условную «пожизненную ренту» в форме подписок на пакетное предложение. Например, Яндекс Плюс вырос в 10 раз с 2018 по 2021 гг. [11] Количество подписок на Amazon выросло в 6 раз с 2013 по 2021 гг. [12]. Данная тенденция подкрепляется маркетинговой стратегией продвижения линейки продуктов, когда после первого опыта взаимодействия клиента и компании перечень продуктов компании в продуктовой корзине клиента органически расширяется, повышая эффективность кросс-продаж. Экономическая выгода от перехода на условную «пожизненную ренту» дополняется тем, что в результате снижается стоимость продуктовых предложений и кросс-продаж.

В изменившихся условиях экосистема вынуждена оказывать определенный уровень сервиса в том числе на этапе пост-продажного сопровождения и гарантировать соответствующее качество продуктов. У клиентов снижается необходимость дополнительных трудозатрат на сравнение и выбор продуктовых предложений на рынке. В результате клиент получает оптимальную совокупность качественных продуктов как правило со скидкой, которая зависит от истории взаимодействия с брендом.

Окружение клиента продуктами компании сопровождается и диффузией в мировоззрения клиента ценностей экосистемы, продиктованной ее корпоративными стандартами. Государство в данном случае имеет лишь ограниченный инструментарий воздействия на пиар-деятельность экосистем, который, в основном, сводится к правовым методам [13].

Одним из наиболее существенных последствий повышение медийного влияния экосистем является повышение степени эксплуатации людей, посредством искажения их психологических установок и ценностей. Так, согласно мнению ряда философов, наиболее ярким из которых является Жан Бодрийяр, общество пришло к этапу, когда компаниями посредством инструментов рекламы и других инструментов провоцируют к переходу на модель «бесконечного насыщения», формируя общество потребления. [14]

3 Взаимодействие экосистем и государства

В настоящее время рыночная капитализация крупных экосистем сопоставима с ВВП отдельных стран, а в ряде случаев и превосходит их. Например, капитализация Apple превосходит ВВП России, Бразилии, Италии. А капитализация Amazon – ВВП Южной Кореи, Испании, Австралии. [15]

Как и любой экономический субъект экосистема взаимодействует с регулятором, в роли которого выступает государство [16].

Основная доля клиентов экосистем приходится на развитые страны [17]. В условиях политических противоречий, в т.ч. в условиях открытия «окна возможностей» при смене ТУ [18], всегда существует риск нерыночной реакции со стороны экосистем. Факт того, что экосистемы в значительной части являются сервисными компаниями, т.е. напрямую зависят от эмоциональной поддержки своих клиентов, и сильно интегрированы в систему управления «материнских» государств вынуждает их к ярким политическим заявлениям. В случае возникновения крупных рисков на второстепенных рынках компании могут пойти на принятие риска потери части доходов и вывести свои активы из развивающейся страны. В случае же негативной репутации вероятные потери могут быть на порядок выше.

Такой уход международные экосистемы могут рассматривать и как рисковый стратегический маневр в целях экономического и политического давления на зависимые государства. Теоретически данный метод может применяться для получения разного рода уступок от национальных правительств в рамках стратегических задач экосистем и интересов «материнских» стран.

По мере выхода экосистем на международный уровень будет наблюдаться разрыв между интересами экосистем и внутренними интересами стран, чьи политические элиты слабо аффилированы с собственниками экосистем. Попытки отдельных стран как-то оштрафовать данные компании остаются неэффективными. [19]

Экосистема, как и любая бизнес-структура стремится к оптимизации собственных расходов, в том числе и за счёт снижения выплат в государственный бюджет. Так в 2018 у IBM эффективная налоговая ставка составила -68% [20]. Среди иных анти-лидеров: экосистема Amazon, Netflix, GM. Кроме того, 2-е крупнейшие материнские страны экосистем США и Китай занимают 1-ое и 2-ое места по объему недополученных налоговых поступлений [21].

Через создание специальных фондов (например, в Китае) [22] и иных структур экосистемы заинтересованы в ускорении собственное технологическое развитие, что активно стимулирует НТП в материнских странах экосистем.

В таблице 6 представлены основные тенденции перспективного влияния экосистем на государство.

Табл. 6 – Перспективы влияние экосистем на государственный аппарат

Тенденция
Последствия в среднесрочной перспективе
Последствия в долгосрочной перспективе
Возможности
Риски
Возможности
Риски
Снижение зависимости экосистем от каждого отдельного локального рынка
Повышение гибкости экосистем и их независимости от отдельных регуляторов


Риск использования ухода с рынка страны как средство продвижения собственных интересов.
Рост хрупкости отдельных экономических систем.
Усиление наднационального и надкультурного характера экосистем. Сокращение влияния государства на глобальные процессы


Максимизация прибыли со стороны экосистем и расширение их экспансии.
Возможность замещения роли регулятора для собственной отрасли.
Манипуляции с объёмом выплачиваемых налогов.
Возникновение возможности тотального влияния экосистем на принятие решений государственными органами.
Давление на государственные институты и пренебрежение их интересами
Появление скрепления интересов правительств стран-лидеров 6-го технологического уклада и крупных экосистем
Ускорение научно-технического прогресса за счёт кооперации государственного и корпоративного сектора.
Формирование новых национальных элит и усиление влияния экосистем на государственный сектор

Формирование системы государственно-монополистического капитализма нового уровня
Источник: составлено авторами.

Модель взаимодействия государства и экосистемы (как субъектов экономики, приобретающих все большее значение в рамках перехода к шестому ТУ) можно представить в виде матрицы (рисунок 4).

Изображение выглядит как стол

Автоматически созданное описание

Рис. 4 – Матрица сценариев при решении социальных вопросов государство и корпоративный сектора.

Источник: составлено авторами.

Квадрант 1. Данная ситуация возникает при отсутствии ресурсов/потребности со стороны государственной власти и экосистем. Объем социальных преобразований будет не велик, а сам их характер будет разнонаправлен и, возможно противоречив.

Квадранта 2. Источником финансирования социально-экономических преобразований выступают бюджеты корпоративного сектора (в первую очередь, экосистем), для обеспечения социальных и экономических интересов собственников компаний. [23] В мире развития экосистем и перехода к этапу монополизации рынка услуг [6] фактическая власть все больше будет консолидироваться в ограниченной группе компаний, что приведет к формированию «Корпоратократии». В результате именно корпоративная стратегия и ценности будут формировать целевую социально-приемлемую среду.

Квадрант 3. Модель формирования социального государства предполагает определение социально-значимых групп граждан; формирование их планового состояния и триггеров отклонения каждого индивида от минимально приемлемого состояния; исполнительный аппарат; сами денежные потоки.

Вместе с тем, текущая модель сопряжена с рядом существенных ограничений:

- высокий затраты на бюрократический аппарат на этапе планирования, контроля и реализации текущей социальной системы;

- выборочная доступность социальных услуг;

- риск коррупционной составляющей при оказании бесплатных услуг или услуг с компенсацией;

- низкая гибкость модели (доказано в рамках выплат при пандемии).

Квадрант 4. Данное поле подразумевает гармоничное развитие и взаимодействие как государственных, так и корпоративных структур при наличии общей цели на повышение благосостояния общества. При этом задача государства заключается в формировании долгосрочных ориентиров реализации социально-экономической политики, выделение средств на социальное развитие не интересное корпоративному сектору, реализацию государственно-корпоративного партнерства, внедрение правил и контроль их соблюдения в социальной сфере для корпоративного сектора.

Таким образом, государство вынуждено восполнять собой лакуны социальной политики экосистем, для чего требуется не только ясное видение стратегических целей, но и соответствующая политическая воля и достаточность бюджетов разных уровней.

5 Влияние экосистем на экономические взаимоотношения в целом

Развитие экосистем, как нового субъекта экономики, явилось реакцией ключевых акторов на проблемы перераспределения ресурсов из финансового в промышленный капитал:

· снижение транзакционных издержек

· координация потребностей клиентов и формата перспективной технологии

· Кооперация участников рынка для формирования инфраструктуры, позволяющей эффективно внедрять и масштабировать базисные инновации.

Экосистема как новый институт шестого ТУ объединяет в себе основной бизнес, технологическую платформу, совокупность финансовых сервисов. Исполняя функции традиционного института (по описанию Д. Норта) [24] экосистема в рамках своего контура обеспечивает устойчивое взаимодействие, минимизирует транзакционные затраты, распространяет не кодифицируемые знания (единая корпоративная культура и ценности).

Отдельным имманентным свойством экосистемы является ее инновационный характер. В результате крупные экосистемы берут на себя роль локомотивов модернизации инфраструктуры экономики для перехода к 6-му ТУ.

Экосистемы по своей сущности являются инновационными организациями [25], однако данная характеристика экосистем будет выгодна только для развитых стран. В глобальном масштабе усилится разрыв между странами перового и третьего мира, т.к. в последних отсутствуют какие-либо крупные организации инновационного характера и нет достаточного объема платежеспособного рынка для формирования собственных экосистем. Кроме того, существующая неоколониальная зависимость развивающихся государств от развитых стран может усилиться за счет монополизации рынка готовыми комплексными решениями зарубежных экосистем, которые не готовы раскрывать механизмы и инновации за пределы собственного контура преимущественно в «материнских» странах.

Инновационный характер деятельности экосистем имеет одну важную особенность: в приоритете развития находятся прикладные исследования. Таким образом функция по финансированию фундаментальных исследований сохраняется за государствами.

Формирование новых крупных субъектов экономической системы трансформирует институциональный ландшафт. Экосистемы, являясь переосмысление ТНК, смогут в рамках нового ТУ занять лидирующую роль как модель организации бизнеса, замкнув в собственном контуре основные финансовые операции корпоративного сектора и обеспечив наибольший вклад в мировой ВВП [26, 27]. Кроме того, экосистемы являются эффективным инструментом для международной экспансии.

Важным структурным следствием развития экосистем является усложнение моделей взаимодействия, принятых в экономике предыдущих технологических укладов. Экосистемы, в силу своего экспансивного характера, стремятся включить в свой периметр как можно большее число контрагентов, формируя цепочки взаимодействия В2G2B и В2G2С.

Более подробно, возможные эффекты от воздействия экосистем на экономику в целом представлены в таблице 7.

Табл. 7 – Перспективы влияния экосистемы на экономику в целом

Тенденция
Последствия в среднесрочной перспективе
Последствия в долгосрочной перспективе
Возможности
Риски
Возможности
Риски
Ускорение процессов разработки и выведения продукции на рынок за счёт повышения эффективности работы каналов сбора обратной связи
Быстрое удовлетворение потребностей потребителей. Расширение ассортимента товаров.
Сбор большего количества персональных данных о клиенте, усиление влияния рисков связанных с кражей данных, а также слежкой за личной жизнью потребителей.


Установление приоритета на развитии прикладной науки и минимальные вложения в фундаментальные исследования
Повышение качества предоставляемых продуктов экосистемы.
Возникновение независимого источника финансирования для прикладных исследований.
Снижение инновационного потенциала экосистем.
Замедление технологического прогресса.


Минимизация издержек перехода экономик мира от 5-го к 6-му технологическому укладу за счёт гибкого характера организации
Сокращение затрат государств на технологический переход
Усиление разрыва между развивающимися и развитыми странами, усиление неоколониализма


Повышение барьеров входа на международный рынок для локальной экосистемы

Возникновение «стеклянного потолка» доходности для локальных экосистем.
Сокращение возможностей для технологического развития локальных экосистем.

Монополизация международного экономического пространства
Источник: составлено авторами.

Выводы

Появление экосистем стало возможным благодаря Четвёртой промышленной революции и модернизации имеющихся технологий производства за счёт интеграции и внедрения компьютерной техники, что одновременно является важнейшим критерием 6-го ТУ. Предшествующее развитие электронно-телекоммуникационных сетей, преимущественно Интернета, способствовало упрощению поддержания связи и осуществлению управления обособленными подразделениями, а также многосекторному планированию экономической деятельности.

Экосистема представляется очередным этапом обобществления производства в эпоху системного кризиса рыночно-капиталистической модели экономики, проявляющийся в исчерпании механизмов накопления капитала. Формирование экосистем есть реакция механизмов накопления капитала на данный кризис, заключающийся в объединении индивидуальных капиталов вокруг производства в первую очередь товаров с высокой долей сервисной составляющей в ценообразовании, ориентированный на ликвидацию экономических и социальных барьеров между поставщиками комплементарных (в рамках единой потребности) товаров и их потребителем. При этом сохраняются и даже усиливаются 4-е признака обобществления производства более ранних стадий:

· углубление специализации труда;

· централизация производства вокруг базовых (core) компаний;

· кооперация участников системы на основании интеграционной платформы, единой платежной/финансовой системы, декларируемых ценностей компании.

Обладая значительным экономическим и социальным потенциалом, экосистемы оказываю значительное влияние на рынок труда, уровень и характер конкуренции, взаимоотношения клиентов и поставщиков услуг/товаров, взаимодействие с государством. Проведенное исследование показало, что влияние экосистем разнонаправленны, т.е. можно определить как возможности, так и риски развития данного института. Инкорпорация экосистемы, как нового институционального объекта, в стратегические задачи развития национальной экономики являются одним из ключевых элементов успешной модернизации экономической системы, т.к. позволяет решать проблемы координации и кооперации участников инвестиционного и потребительского рынков в рамках «инвестиционных пауз».


Источники:

1. Раменская Л. А. Применение концепции экосистем в экономико-управленческих исследованиях // Управленец. – 2020. – № 4. – c. 18-27.
2. Adner R., Kapoor R. Value creation in innovation ecosystems: How the structure of technological interdependence affects firm performance in new technology generations // Strategic Management Journal. – 2010. – № 3. – p. 306-333.
3. Kapoor R., Lee J. M. Coordinating and competing in ecosystems: How organizational forms shape new technology investments // Strategic Management Journal. – 2013. – № 3. – p. 274-296.
4. Gawer A., Cusumano M. A. Industry platforms and ecosystem innovation // Journal of Product Innovation Management. – 2014. – № 3. – p. 417-433.
5. Захаров В.Я., Трофимов О.В., Фролов В.Г., Новиков А.В. Управление экосистемой: механизмы интеграции компаний в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 4. – c. 453-468.
6. Попов А.К. Тенденции развития национальных финансовых компаний в рамках следующего технологического уклада // Креативная экономика. – 2021. – № 1. – c. 11-34.
7. Калайда С.А. Экосистема «Сбер» как институционально-организационная форма межсекторной финансовой конвергенции // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 823-838.
8. Чеглов В.П., Столярова А.Н. Экосистемы в сфере потребления и экономическая безопасность России // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 235-250.
9. Глазьев С.Ю, Митяев Д.А. Циклические закономерности развития технологических и мирохозяйственных укладов. - М:КноРус, 2022. – 157-195 c.
10. Экосистемы. Консультативный доклад по экосистемам. Банк России, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://arb.ru/site/docs/2021-06-07_OD/CBRF--Ekosistemy.pdf (дата обращения: 13.08.2022).
11. Муртазин Э. Война российских экосистем. «Яндекс» против «Сбера» плюс другие. Obile review, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://mobile-review.com/all/articles/analytics/vojna-rossijskih-ekosistem-yandeks-protiv-sbera-plyus-drugie/ (дата обращения: 13.08.2022).
12. Wise J. Amazon Prime Statistics 2022: How Many People Use Amazon Prime?. Earthweb 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://earthweb.com/amazon-prime-statistics/ (дата обращения: 13.08.2022).
13. Дорохова М.В. Подходы к регулированию рисков экономической безопасности государства, возникающие в результате распространения цифровых экосистем // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 695-710.
14. Wallach O. The World’s Tech Giants, Compared to the Size of Economies. Visual Capitalist. [Электронный ресурс]. URL: https://www.visualcapitalist.com/the-tech-giants-worth-compared-economies-countries/ (дата обращения: 13.08.2022).
15. Pons C., Chinea E. INSIGHT-Multinational firms dumping Venezuela operations in fire sales. Reuters, 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.reuters.com/article/venezuela-economy-idUSL1N1DG05G (дата обращения: 13.08.2022).
16. Кулапов М.Н., Переверзева Е.И., Кириллова О.Ю. Бизнес-экосистемы: определения, типологии, практики развития // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1579-1612.
17. Доля выручки Apple по географическим регионам с 1 квартала 2012 года по 3 квартал 2022 год. [Электронный ресурс]. URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.7062ef56-633a80ce-3a43428f-74722d776562/https/www.statista.com/statistics/382288/geographical-region-share-of-revenue-of-apple/ (дата обращения: 28.08.2022).
18. Дементьев В.Е. Кризис как «Окно возможностей» для технологического рывка // Экономическая наука современной России. – 2011. – № 1 (52). – c. 106-109.
19. Ануфриева М. Во Франции Google проиграла дело об отмене штрафа в €150 млн. Рбк, 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://quote.rbc.ru/news/short_article/624eec319a7947ccd85ff978 (дата обращения: 13.08.2022).
20. Corporate Tax Avoidance Remains Rampant Under New Tax Law. [Электронный ресурс]. URL: https://itep.org/notadime/ (дата обращения: 13.08.2022).
21. McCarthy N. Tax Avoidance Costs The U.S. Nearly $200 Billion Every Year. Forbes, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/niallmccarthy/2017/03/23/tax-avoidance-costs-the-u-s-nearly-200-billion-every-year-infographic/?sh=44e0e8852f0d (дата обращения: 13.08.2022).
22. China integrated circuit industry investment fund Crunchbase, 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.crunchbase.com/organization/china-integrated-circuit-industry-investment-fund-cicf (дата обращения: 13.08.2022).
23. Долгорукова И.В. Корпоративное социальное инвестирование в современной России: между экономической эффективностью и социальной справедливостью // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2019. – № 3. – c. 402-411.
24. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. / пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. – 180 c.
25. Тихонова А. Д. К вопросу о развитии инновационных экосистем в современной экономике // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1383-1392.
26. Березной А. Транснациональный бизнес в эпоху глобальной цифровой революции // Мировая экономика и международные отношения. – 2018. – № 9. – c. 5–17.
27. Денисов И.В., Положишникова М.А., Куттыбаева Н.Б., Петренко Е.С. Цифровые предпринимательские экосистемы: бизнес платформы как средство повышения эффективности // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 45-56.

Страница обновлена: 07.03.2024 в 12:56:27