Анализ организационно производственной структуры проектов reality show

Огурчиков П.К., Падейский В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (54), Июнь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Огурчиков П.К., Падейский В.В. Анализ организационно производственной структуры проектов reality show // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 6. – С. 75-79.

Аннотация:
Стремительный рост рекламного рынка России повлек за собой не менее стремительное развитие телевидения, появление независимых телепродюсеров и продюсерских центров, которые, наряду с собственным производством, занимаются закупкой и размещением на каналах самых различных телепродуктов. Их производством в настоящее время занимаются десятки отечественных столичных и региональных телекомпаний. Объемы выпуска отечественного телепродукта постоянно растут, регулярно расширяется его видовой состав. Однако некоторые жанры и проекты ТВ, несмотря на свою высокую социальную значимость, экономически неоправданны и нуждаются в государственных дотациях. Но существует и ряд примеров успешного телепредпринимательства в этой сфере. Наиболее коммерчески выгодными проектами мирового телевидения, наряду с квизами, сериалами и ток-шоу, являются проекты, так называемых, reality-show.

Ключевые слова: рекламный рынок, организационно-производственная структура, reality-show



Стремительный рост рекламного рынка России повлек за собой не менее стремительное развитие телевидения, появление независимых телепродюсеров и продюсерских центров, которые, наряду с собственным производством, занимаются закупкой и размещением на каналах самых различных телепродуктов. Их производством в настоящее время занимаются десятки отечественных столичных и региональных телекомпаний. Объемы выпуска отечественного телепродукта постоянно растут, регулярно расширяется его видовой состав. Однако некоторые жанры и проекты ТВ, несмотря на свою высокую социальную значимость, экономически неоправданны и нуждаются в государственных дотациях. Но существует и ряд примеров успешного телепредпринимательства в этой сфере. Наиболее коммерчески выгодными проектами мирового телевидения, наряду с квизами, сериалами и ток-шоу, являются проекты, так называемых, reality-show.

Появление программы Candid Camera в 1948 г. в США, ознаменовало этап документальных технологий наблюдений за реальными персонажами, или reality-show. Подобная программа до сих пор идет на одном из четырех федеральных каналов США ‑ канале CBS. В основе программы лежит простая и понятная концепция: единство времени и места действия на протяжении всего сериала неизменны. Участники, как правило, случайно выбранные люди, действуют в реальном времени в соответствии с предложенными им обстоятельствами. Так было и в сериале первого канала «Последний герой-1». Однако, в двух последних сериях шоу авторы программы явно пошли на принципы антрепризы, собрав на экране «звездные» коллективы.

Зарубежная практика трансляции описываемого типа программ отчетливо показала, что и без участия известных лиц, подобные программы нацелены на самые высокие рейтинги. Так, например, шведская программа Expedition Robinson собирала до 35% аудитории. Подобные показатели просмотра характерны и для шоу «Big Brother» в Германии. Для отечественного аналога «За стеклом» уровень регулярных просмотров по России был гораздо ниже (5%), однако в Москве он периодически достигал рекордного уровня в 40%.

Появление на телевидении разных стран reality-программ вызвано рядом причин. Это, в первую очередь, обусловлено стремительным развитием не только каналов, но и прогрессивных технологий вещания. Эта тенденция отвечает явному пристрастию зрителя к интерактивным программам, в которых он становится своего рода участником, имея возможность влиять на развитие действия. Такая модель телепродукта позволяет переводить его из пассивного созерцателя в активного созидателя. Поэтому по данным на 2001 год в мире работали 63 оригинальных и более 50 лицензионных программ этого жанра.

Классификация reality-show

Первыми «реальными» программами, имевшими значительную популярность в Европе, стали Real World, впервые запущенная на канале MTV в 1992 г., и шведская программа 1997 г. Expedition Robinson (отечественный римейк – «Последний герой», ОРТ). Необходимо признать, что коммерческий интерес к reality-программам велик (несмотря на большие затраты по их запуску), хотя отсутствуют типичные для ТВ-проектов статьи расходов: гонорары творческим работникам (прежде всего, сценаристам и актерам).

Крайне позитивным опытом для камерных проектов подобного жанра оказался в 2001 году проект MTV «Семейка Осборн», занявший первые места по рейтингу среди более зрелищных и дорогостоящих программ канала. Эксплуатация интереса массовой аудитории к личной жизни шоузвезд уровня Оззи Осборна может в дальнейшем послужить основой для проектирования ряда подобных программ (в том числе и в России).

Однако большинство reality-show с игровым началом наряду с научно-фантастическими сериалам являются самыми сложными телепроектами (в организационнмм и производственном аспектах). Поэтому исключительная роль в разработке и проведении reality-show высокого класса принадлежит продюсерам.

В настоящее время понятие реального шоу охватывает сразу несколько телепродуктов различного формата. К ним относятся:

1. Программы, использующие скрытую камеру.

2. Документальное наблюдение, не нарушающее привычное течение жизни (docy soap), чаще всего это наблюдение за работой спасателей, пожарных, врачей скорой помощи или полиции (например, «Служба 911»).

3. Любительское видео с незапланированными сюжетами («Сам себе режиссер», РТР).

4. Игровые шоу, проводимые длительное время с отобранными добровольцами в замкнутом пространстве под постоянным наблюдением камер. Это может быть павильонное шоу или же натурное с ограничением перемещения участников (оазис, остров, замок). Обязательным условием подобных зрелищ становится отсутствие регламентации поведения участников, а итоговой целью этого состязания является крупный денежный приз.

Структурная схема проекта включает в себя нескольких этапов (Рис 1)

Структура проекта reality-show

Разработка собственной инновационной концепции программы

или приобретение лицензии

È

Разработка технико-экономического обоснования

È

Выбор критериев отбора игрового состава

È

Процесс отбора финалистов шоу

È

Поиск спонсоров или рекламодателей

È

Выбор и организация съемочной площадки

È

Оптимизация численности производственной команды и размеров съемочного парка

È

Выбор режима трансляции

È

Управление производством с учетом рисков

Рис 1. Этапы реализации проекта reality-show

На первом этапе проекта рассматривается вопрос приобретения уже известной лицензионной игры или же разработка собственной инновации.

Следует признать, что разработка концепции оригинального телепродукта подобного рода носит достаточно сложный характер. Ее определяют несколько самостоятельных компонент, отражающих все этапы создания телепродукта. В первую очередь, это сами продюсерские установки о характере и месте состязаний, а также о механизме отбора участников на всех этапах, условиях награждения и наказания игроков.

Игрокам может предлагаться как активное, так и пассивное участие в шоу. Как правило, инновационные элементы могут быть самостоятельно разработаны продюсером или же продюсерской командой. Вместе с тем, в настоящее время очевидна тяга предпринимателей, работающих на отечественном ТВ, к лицензионным моделям. Лицензирование является эффективным механизмом в сфере распространения инновации, предусматривающее передачу «ноу-хау» программы на взаимовыгодных условиях.

Приобретение инновации, а к ним следует отнести большинство дорогостоящих телеигр или же reality-show, происходит, как правило, на условиях покупки прав на постановку с безотлагательной выплатой. Следует отметить, что обычно подобные сделки происходят в двух случаях: когда права приобретаются на короткий срок или же в том случае, когда нет необходимости повторно обращаться к продавцу инновации. Однако, следует отметить, что участие поставщика лицензии (лицензиара) в качестве финансового партнера проекта иногда оправдано другими стратегическими целями и, в первую очередь, возможностью доступа на зарубежные телерынки с более высоким стандартом качества отечественного телепродукта.

Продолжение следует


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:36:23