Диалектико-инклюзивный подход к управлению организационной культурой современных экосистем

Столяров Н.О.1
1 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 9 (Сентябрь 2022)

Цитировать:
Столяров Н.О. Диалектико-инклюзивный подход к управлению организационной культурой современных экосистем // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 9. – С. 3515-3528. – doi: 10.18334/ce.16.9.116287.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49710053

Аннотация:
В статье уточнено содержание экосистемы, как экономического понятия. По мнению автора, экосистема представляет собой механизм устойчивой кооперации и интеграции компаний и иных субъектов хозяйствования (частных предпринимателей, НКО), основанный на сетевых взаимодействиях, преимущественно мягком, демократичном подходе к обеспечению интеграционных процессов, унифицированных цифровых платформах субъектов экосистемы, ориентированный на долгосрочную максимизацию конкурентоспособности и финансово-экономической эффективности преимущественно на основании комплексного подхода к генерированию и внедрению различных типов инновационных решений и разработок. Аргументирован диалектико-инклюзивный подход к управлению организационной культурой современных экосистем, рассмотрены его основные элементы. В статье решена проблема формирования концептуального организационно-методического подхода к управлению организационной культурой современных экосистем. Исследования автора могут представлять научно-практический интерес для представителей корпуса менеджеров современных корпоративных структур, входящих в состав экосистем различного масштаба, студентов, аспирантов и преподавателей организаций ВО экономического и управленческого профиля.

Ключевые слова: менеджмент, экосистема, организационная культура, диалектика, инклюзия, синергия, организационное развитие, интеграция

JEL-классификация: M11, M14, M21

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Ключевую роль в современной экономике играют такие устойчивые интеграционные образования, как экосистемы. Дело в том, что для обеспечения долгосрочной устойчивой конкурентоспособности деятельности предпринимательских структур различного масштаба и профиля в современных, достаточно нестабильных условиях хозяйствования недостаточно стратегии их изоляционистского развития; актуальными являются различные модели кооперации и интеграции компаний, одной из которых собственно и является формирование экосистем. Вместе с тем, в специальной литературе недостаточно проработаны вопросы формирования организационной культуры экосистем, развития рациональных механизмов управления ею.

Цель статьи состоит в формировании концептуального диалектико-инклюзивного подхода к формированию организационной культуры экосистем. Новизна исследования состоит в развитии методического инструментария менеджмента организационной культуры экосистем в современных условиях хозяйствования, в частности в обосновании направлений рационального использования потенциала инклюзии в рамках такого рода управленческой деятельности. В статье использован диалектический метод исследования экономических процессов, инструментарий общей теории системного анализа, методология анализа инклюзии развития организационной культуры современных предпринимательских экосистем.

Основная часть. Следует отметить, что в специальной литературе отсутствует единство мнений по поводу содержания экосистемы, как экономического понятия. Так, по мнению В.В. Акбердиной и Е.В. Василенко, экосистема представляет собой вид традиционной предпринимательской экосистемы, развивающийся на основании системного использования инновационного потенциала [1, с.463].

А. Крейг, по сути, отождествляет понятие экосистемы и территориального промышленного кластера [14, с.44]. Сходного понимания содержания экосистемы, как финансово-экономического понятия, придерживается и М. Дибб [15, с.59]. По нашему мнению, подобное отождествление является не вполне корректным, поскольку современные кластеры могут формироваться и основе иных механизмов, непосредственно не связанных с развитием устойчивых экосистем.

Согласно подходу Э. Райса, экосистема представляет собой механизм формирования и развития инновационных стартапов различного профиля [15, с.52]. С такого рода подходом также нельзя в полной мере согласиться: действительно, потенциально эффективные стартапы часто активно генерируются в рамках современных экосистем, но сведение только к формированию и управлению стартапами содержания последних представляется достаточно спорным.

А.В. Овчинникова и С.Д. Зимин рассматривают развитие понятия экосистемы в контексте эволюции основных школ предпринимательской деятельности [8, с.1498]. М.Н. Кулапов и Е.И. Переверзева акцентируют внимание на генерировании синергетических эффектов развития предпринимательских экосистем [5, с.458]. С.К. Мажитова и Б.К. Джазыкбаева рассматривают содержание экосистемы в контексте неоинституционального подхода к исследованию социально-экономических процессов [6, с.607].

На наш взгляд, экосистема представляет собой механизм устойчивой кооперации и интеграции компаний и иных субъектов хозяйствования (частных предпринимателей, НКО), основанный на сетевых взаимодействиях, преимущественно мягком, демократичном подходе к обеспечению интеграционных процессов, унифицированных цифровых платформах субъектов экосистемы, ориентированный на долгосрочную максимизацию конкурентоспособности и финансово-экономической эффективности преимущественно на основании комплексного подхода к генерированию и внедрению различных типов инновационных решений и разработок.

Таким образом, ключевыми свойствами экосистемы являются мягкие, но устойчивые формы кооперации и интеграции различных экономических субъектов, как правило технологически или маркетингово сопряженных друг с другом, использование единого подхода к цифровизации операционных и управленческих процессов, а также ориентация на системное развитие экосистемы в целом на инновационной основе.

При этом, по мнению, в частности, Ю.И. Селиверстова и М.В. Люлюченко, инновационные экосистемы могут формироваться как на муниципальном, так и на региональном или федеральном уровнях управления экономическими процессами [11, с.101]. Достаточно подробно региональный аспект развития современных экосистем исследуется Н.В. Маслюк и Н.А. Медведевой [7, с.1898]. А.В. Овчинникова и С.Д. Зимин аргументируют направления взаимосвязи экосистем и активно формируемых в настоящее время региональных межотраслевых кластеров [9, с.501].

На необходимость формирования научно обоснованного подхода к управлению организационной культурой экосистем указывает ряд современных специалистов в области теории и практики менеджмента, в частности Н. Стэнфорд и К. Касс [17, с.39], Н.А. Волкова [3, с.117], А.Л. Рыжко [10, с.52] и др. Следует отметить, что некоторые методические аспекты формирования организационной культуры компаний были рассмотрены в ранее осуществленных исследованиях автора настоящей статьи [12, с.248], [13, с.395].

В развитие теории и методологии менеджмента субъектов хозяйствования нами предлагается диалектико-инклюзивный подход к управлению организационной культурой экосистем. Его основные элементы приведены на рисунке 1.

Рис. 1. Наиболее общий вид разработанного автором диалектико-инклюзивного подхода к управлению организационной культурой экосистем (по материалам собственных исследований)

Центральным направлением предлагаемого нами подхода к совершенствованию управления организационной культурой экосистемы является комплексное использование в рамках последнего возможностей диалектики. В наиболее общем виде диалектика представляет собой учение о развитии различных типов систем на основании постоянного генерирования и последующего разрешения присущих такого рода системам противоречий. Изначально принципы и законы диалектического анализа были аргументированы в 1830 – 1840 г.г. Г.Ф.В. Гегелем, однако рассматривались им в рамках общей парадигмы объективного идеализма.

В материалистическом ключе и касательно экономических систем законы диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания) были развиты и дополнены К. Марксом – именно на основании синтеза указанных законов им были сформированы основы теории общественно-экономических формация и теории прибавочной стоимости в рамках капиталистического способа производства.

Вместе с тем, в системе координат классической марксистской политической экономики законы материалистической диалектики рассматривались преимущественно относительно систем макроуровня – экономики государств в целом в рамках того или иного способа организации воспроизводственных отношений (рабовладения, феодализма, капитализма, в перспективе социализма и коммунизма).

Однако инструментарий диалектического подхода имеет, на наш взгляд, широкий потенциал применения и в рамках исследования особенностей развития систем микроуровня, в т.ч. в рамках теории и методологии менеджмента современных организаций. Следует отметить, что многие ученые-экономисты указывают на то, что использовали диалектический подход в рамках своих изысканий, однако конкретные направления трансформации классических законов материалистической диалектики относительно решения конкретных проблем управления субъектами хозяйствования обычно не приводят.

Основными направлениями использования классических законов диалектики в рамках совершенствования систем менеджмента организационной культуры экосистем в парадигме предлагаемого нами подхода являются:

1. Закон единства и борьбы противоположностей. Суть данного закона относительно решения ряда проблем управления организациями состоит в выявлении основных противоречий, формируемых в процессе развития компаний, анализа единства и вероятных конфликтов элементов такого рода противоречий, а также последующей разработке конструктивных механизмов разрешения основных диалектических противоречий.

При этом основными противоречиями развития организационной культуры современных экосистем, представляющими собой модификацию данного ключевого закона диалектики, по нашему мнению, выступают:

- единство и борьба интересов различных групп собственников средств производства и топ-менеджмента компаний, входящих в состав экосистемы;

- единство и борьба интересов экосистемы и ее кредиторов, в первую очередь кредитных организаций;

- единство и борьба экономических интересов различных крупных групп сотрудников компаний экосистемы, в первую очередь корпуса менеджеров, заинтересованных в повышении степени эксплуатации труда, и наемных работников;

- единство и противоположность целей и приоритетов стратегического и тактического развития компаний экосистемы и их понимание сотрудниками (например, противоречие между осуществлением долгосрочных программ капитальных вложений и реализации мероприятий по пополнению оборотного капитала субъектов хозяйствования, которое особенно актуально в условиях дефицита финансовых ресурсов).

Разработка конструктивных направлений решения указанных и иных диалектических противоречий организационного развития, соответственно, является одним из основных элементов предлагаемого нами подхода к совершенствованию управления организационной культурой экосистемы.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные. В наиболее общем виде содержание данного закона диалектики применительно к любым типам физических и социальных систем состоит в том, что по мере существенного накопления некоторых количественных изменений последние трансформируют собственно качественные принципы развития соответствующей системы, принципиальным образом влияют на изменение сути ее функционирования, выводят систему на новый, хотя и не всегда более прогрессивный, уровень развития.

Соответственно, применительно к процессам функционирования и управления экономическими системами различного масштаба, в том числе к сфере менеджмента экосистем, содержание второго закона диалектики состоит в формировании нового качества организационного развития, новых форм финансирования, принципиально новых моделей работы с персоналом по мере накопления соответствующего опыта и противоречий в рамках существующей модели развития и менеджмента компании. В непосредственно финансово-экономическом аспекте данный закон проявляется в генерировании дополнительного эффекта от конструктивного взаимодействия различных элементов системы менеджмента организации, разноплановых факторов производства, в результате коммуникаций с внешними контрагентами и т.п.

3. Закон отрицания отрицания. Сущность данного закона диалектики применительно к различным типам материальных и социально-духовных систем состоит в том, что по мере накопления архаичных, устаревших, деструктивных элементов и свойств соответствующей системы она отрицает последние, но в процессе такого рода отрицания отрицается и изначальная сущность самой системы, в результате чего создаются объективные условия для реформирования содержания системы, причем преимущественно революционного, принципиального характера.

Применительно к экономическим и управленческих аспектам развития современных экосистем, по нашему мнению, можно привести следующие основные варианты отрицания отрицания, как концептуального способа управления, нацеленного на обеспечение прогрессивного развития компаний и достижение долгосрочного, устойчивого роста социально-экономической эффективности их функционирования:

- отрицание экосистемой потенциально неэффективных, хотя бы и давних, стратегических партнеров с параллельным отрицанием недостаточно результативных механизмов заключения и реализации внешних контрактных финансово-хозяйственных отношений в целом;

- отрицание недостаточно эффективных отдельных хозяйственных механизмов, архаичных уровней и звеньев системы менеджмента, сопровождаемое отрицанием и, соответственно, обоснованием необходимости принципиальной модернизации организационной структуры экосистемы в целом;

- отрицание недостаточно эффективных, в т.ч. выраженно деструктивных социально-экономических институтов, сопровождающееся процессами участия экосистемы в процессах институциональной модернизации или изменений резидентного статуса деятельности субъекта хозяйствования, причем последнее также представляет собой форму отрицания формальных институтов (посредством легального отраслевого лоббизма, перевода части бизнеса в иную национальную юрисдикцию и т.п.).

Другим направлением реализации предлагаемого концептуального подхода к управлению организационной культурой экосистем является формирование и развитие механизмов комплексной, разноплановой их инклюзии в различного рода внешние институты и организации. Следует отметить, что в наиболее общем виде инклюзия в экономике представляет собой системное включение субъектов хозяйствования различного масштаба и профиля деятельности (домашних хозяйств, компаний, НКО, муниципальных образований, регионов, государства в целом) в некоторые внешние по отношению к такого рода субъектам институты и механизмы, имеющее в подавляющем большинстве случаев длительный, устойчивый характер.

Основные направления генерирования инклюзивных эффектов развития организационной культуры экосистемы в системе координат предлагаемого нами подхода представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Основные направления инклюзии экосистем в парадигме разработанного диалектико-инклюзивного подхода (составлено автором)

Как показано на рис.2, значимым направлением инклюзии экосистем является комплексная интеграция последних в пространство цифровой экономики. В целом, вопросы цифровизации управления экосистемами рассматриваются такими исследователями, как М.В. Кравцова [4, с.359], Е.Ю. Благов и Н.И. Кулаева [2, с.161]. Вместе с тем, в парадигме предлагаемого подхода вопросы цифровизации экосистем решаются комплексно, во взаимосвязи с другими направлениями инклюзии экосистем и перспективного развития их организационной культуры.

Заключение. Таким образом, предлагаемый автором диалектико-инклюзивный подход к управлению организационной культурой экосистем позволяет повысить эффективность менеджмента процессов формирования и развития их организационной культуры за счет конструктивного использования потенциала диалектических противоречий, использования модификаций законов диалектики, а также комплексной инклюзии организационных отношений экосистемы с внешними институтами и механизмами.

Основными направлениями дальнейшего развития исследований автора в области управления организационной культурой современных экосистем могут быть:

- обоснование наиболее рациональных институтов, обеспечивающих прогрессивное развитие организационной культуры экосистем в современных условиях хозяйствования;

- совершенствование методического инструментария количественного анализа эффективности организационной культуры экосистемы;

- оценка основных направлений трансформации организационной культуры экосистем различных отраслей современной экономики РФ в условиях длительного пандемийно-санкционного кризиса.


Источники:

1. Акбердина В.В., Василенко Е.В. Инновационная экосистема: теоретический обзор предметной области // Журнал экономической теории. – 2021. – № 3. – c. 462-473.
2. Благов Е.Ю., Кулаева Н.И. Платформенные бизнес-модели компаний экосистемы Национальной Технологической Инициативы // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 157 – 168.
3. Волкова Н.А. Первичная адаптация персонала к организационной культуре. / М.: КноРус., 2021. – 184 c.
4. Кравцова М.В. Управление реализацией программ и проектов в цифровой экосистеме // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 358-368.
5. Кулапов М.Н., Переверзева Е.И. Бизнес-экосистемы: определения, типологии, практики развития // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 456-460.
6. Мажитова С.К., Джазыкбаева Б.К. и др. Менеджмент предпринимательской деятельности: «экосистема» как новое представление экономических отношений // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 3. – c. 601-608.
7. Маслюк Н.А., Медведева Н.В. Инновационная экосистема: региональный аспект // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 4. – c. 1893-1910.
8. Овчинникова А.В., Зимин С.Д. Рождение концепции предпринимательских экосистем и ее эволюция // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1497-1514.
9. Овчинникова А.В., Зимин С.Д. Система и системность как основа классификационного подхода к определению предпринимательских экосистем // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 495-510.
10. Рыжко А.Л. Организационные коммуникации. - М.: Юрайт, 2018. – 356 c.
11. Селиверстов Ю.И., Люлюченко М.В. Модель формирования инновационной экосистемы региона // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 10-1. – c. 101-106.
12. Столяров Н.О. Развитие методического инструментария оценки эффективности организационной культуры управления // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 2. – c. 248-254.
13. Столяров Н.О. Развитие механизмов управления организационной культурой в условиях преодоления последствий глобального кризиса, вызванного пандемией COVID-19 // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 3. – c. 393-404.
14. Crage A. The innovations; trends and problems. - NY, 2020. – 420 p.
15. Dibb M. The Beginners Guide to Investing in ICOs: 11 steps to successfully investing in Initial Coin Offerings. - NY, 2017. – 174 p.
16. Ries E. The startup way. - NY: Currency publishers, 2017. – 136 p.
17. Stanford N., Cass K. Organization culture. - NY, 2013. – 258 p.

Страница обновлена: 05.03.2024 в 16:31:07