ESG-менеджмент: устойчивое развитие как фактор стратегического успеха компании

Макаров И.Н.1,2, Евсин М.Ю.1, Шаповалова И.Б.3, Арутюнян В.А.4
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации - Липецкий филиал, Россия, Липецк
2 Череповецкий государственный университет
3 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал), Россия, Липецк
4 Правительство Липецкой области

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 10 (Октябрь 2022)

Цитировать:
Макаров И.Н., Евсин М.Ю., Шаповалова И.Б., Арутюнян В.А. ESG-менеджмент: устойчивое развитие как фактор стратегического успеха компании // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 10. – С. 3891-3900. – doi: 10.18334/ce.16.10.116229.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49846469
Цитирований: 8 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье рассматриваются преимущества использования современными компаниями ESG-принципов для успешного развития в долгосрочной перспективе. Показано, что внедрение ESG-принципов должно осуществляться на основе комплекса документов стратегического планирования и способствует существенному повышению стратегической устойчивости отдельных компаний и национальных социо-эколого-экономических систем. При этом отмечается необходимость реальной реализации ESG-принципов, которая в хозяйственной действительности оказывается лишь вуалью, позволяющей получать дополнительные средства эколого-ориентированных инвесторов. Исследование адресовано исследователям-экономистам, аспирантам и студентам экономических направлений, а также практикам системы государственного управления.

Ключевые слова: ESG; устойчивое развитие; стратегический менеджмент; бизнес-стратегия; социальная ответственность

JEL-классификация: M31, M14, Q01

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Современные компании ежедневно вступают в конкурентную борьбу и корректируют документы тактического и стратегического планирования таким образом, чтобы оказаться на шаг впереди конкурентов по отрасли или хотя бы остаться на одном уровне с ними. Для этого целесообразно изучать тренды и потребительские предпочтения в условиях стремительного изменения конъюнктуры рынка и геополитической ситуации, а также существования глобальных проблем, которые требуют внимания постоянно и находят отклик у представителей общества – потенциальных клиентов компаний коммерческого сектора. В связи с этим можно считать актуальным анализ наиболее востребованных и перспективных инструментов стратегического менеджмента.

Сегодня всё больше представителей бизнеса обращают внимание на принципы ESG – экологичности, социальной ответственности и высококачественного корпоративного управления. Такую формулировку предложил К. Аннан, бывший Генеральный секретарь Организации Объединённых Наций. ESG ранее включали в стратегии компаний в целях борьбы с климатическими изменениями, но сейчас они получили широкое распространение по другим причинам. Предполагается, что заинтересованные в устойчивом развитии компании имеют высокую надёжность и хорошую репутацию, они становятся более интересными потенциальным партнёрам [3]. Эта гипотеза подтверждается несколькими наблюдениями. Прежде всего, рассмотрим статистические показатели. Если в начале нулевых в Соединённых Штатах Америки было 20 фирм с рейтингом ESG, то сейчас их насчитывается более восьмисот. 35 % самых крупных банков страны уже используют ESG-оценку потенциальных заёмщиков, 20 % планируют внедрить эту практику в кредитный процесс. Соответственно, соблюдение компанией принципов устойчивого развития можно считать фактором относительной материальной стабильности. Наконец, приведём слова вице-президента Tinkoff Н. Толлардо: «В ближайшем будущем мировые фонды перестанут инвестировать в компании, которые игнорируют принципы устойчивого развития» [2]. Стремление к устойчивому развитию становится не только показателем эффективности и стратегического мышления руководства компании, но и шагом к принятию философии бизнеса, разделяемой большим количеством участников.

Целью данной работы является выявление возможностей и особенностей ESG-менеджмента как инструмента управления долгосрочным устойчивым развитием компании.

В качестве значимых элементов, несущих признаки научной новизны, авторами выделяется полученный вывод о целесообразности включения ESG-принципов в документы стратегического планирования, что особенно важно с точки зрения осуществления межпоколенческого трансфера экономических ресурсов.

Исследование адресовано исследователям-экономистам, аспирантам и студентам экономических направлений, а также практикам системы государственного управления.

Основная часть

Поскольку в настоящее время понятие ESG для многих остаётся размытым, постараемся его конкретизировать по трём направлениям [1 - 16]:

- экологическое – степень заботы компании об окружающей среде, процент уменьшения экологического следа от её деятельности;

- социальное – отношение фирмы к работникам, партнёрам, клиентам, забота о качестве условий трудовой деятельности, гендерном и возрастном балансе, объём инвестиций в общественно значимые проекты;

- управленческое – прозрачность деловой документации, доступность информации о заработной плате высшего руководства, комфортное пространство в офисе, взаимоотношения с держателями акций, меры по противодействию коррупции.

Все направления одинаково важны, но формирование стратегии предполагает расстановку приоритетов в соответствии со сферой деятельности компании. Так, отрасль энергетики требует ответственного отношения в первую очередь к окружающей среде с точки зрения экологии. Социальная ориентация компаний играет большую роль в сфере услуг. А вот для финансового менеджмента в приоритете управленческие критерии [1, с. 520].

Популярность ESG-принципов и капиталовложений по этим направлением в немалой степени объясняется сменой поколений. В настоящее время миллениалы, для которых характерны забота об обществе и об экологии, являются активной платёжеспособной аудиторией. На рынок выходят представители поколения Z, которое в принципе мыслит не материальными категориями, а понятиями морали и нравственности. Можно задать вопрос: а чем в таком случае концепция ESG отличается от концепции целей устойчивого развития ООН или от корпоративной социальной ответственности? Всё дело в рейтинге. ESG на практике позволяет классифицировать фирмы и отдельные их проекты по степени приверженности вышеуказанным принципам. Этим занимаются, в частности, Международная ассоциация рынков капитала и уполномоченные органом компании в разных странах. Именно они составляют рейтинг ESG для облегчения и ускорения принятия решений инвесторами. Компании с соответствующей «пометкой» вправе рассчитывать на льготы при заимствованиях. В том числе поэтому инвесторы склонны всё чаще делать выбор в пользу «зелёных» активов – как правило, облигаций ESG. Привлечённые таким образом средства позволяется направлять только на нейтральные или полезные для окружающей среды проекты. Для оценки масштабов распространения тенденции приведём цифры за 2021 год: размер «зелёных» облигаций, находящихся в обороте, составил порядка 1,6 трлн долларов. Для сравнения – в 2020 году этот показатель исчислялся 1 трлн долларов. Такое финансирование активно развивается в Европе: почти все компании и государственные органы в краткосрочной перспективе собираются переходить на ESG-принципы в целях соответствия требованиям инвесторов. Если раньше внимание на эти показатели обращали 43 % инвесторов, то к концу 2021 года количество заинтересованных в устойчивом развитии игроков финансового рынка увеличилось до 91 % [5].

Интерес к этой сфере вырос в том числе из-за увеличения количества экологических катастроф и усиления антропогенной нагрузки на природную среду. Соответственно, для государств ESG-повестка также стала актуальной. Так, Центральный банк России в 2021 году озвучил рекомендации для отечественных компаний по переходу на стратегическое планирование с учётом ESG. Необходимо, прежде всего, определить цели устойчивого развития, затем согласовать их с имеющейся корпоративной стратегией (для этого рекомендуется создать профильный орган), а на заключительном этапе принять соответствующие регламенты и кодексы этики. Также было рекомендовано рассказывать о принятых мерах в рамках перехода на ESG-стратегию, с тем чтобы партнёры и потребители продукции компаний становились более лояльными и готовыми к сотрудничеству.

Отечественный бизнес также уловил мировую тенденцию, правда, в более скромных масштабах: по состоянию на 2021 год было выпущено облигаций на сумму 4,6 млрд долларов [16]. Крупнейшим российским эмитентом является Мэрия Москвы. Высокую активность сохраняют компании «Росатом», «РусАл», «Сбербанк».

Этот пример также подтверждает важность ESG для формирования релевантных и жизнеспособных стратегий деятельности разных компаний. Однако у стремления улучшить окружающий мир и этим привлечь единомышленником есть обратные стороны.

Первая проблема уже была упомянута выше. Понятия ESG, устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности в каких-то странах считаются синонимами, для каких-то государств заменяют друг друга. Похожие практики встречаются под разными названиями только потому, что их относят к разным концепциям. Возникает путаница, которая снижает эффективность деятельности компаний.

Вторая проблема – выгода эмитентов от «зелёной» повестки и связанных с ней финансовых инструментов. ESG-облигации по доходности практически идентичны традиционным (0,1 – 0,3 процента). Иногда «скидку» за ответственное отношение к окружающей среде можно перепутать с привилегиями по другим причинам: интерес к продуктам конкретной фирмы, положительный опыт сотрудничества, стабильность на долговом рынке [4]. Также вопросы вызывает доля исполненных обязательств, взятых на себя эмитентами «зелёных облигаций» и заёмщиками таких кредитов. Отказ от направления привлечённых средств в проекты, связанные с устойчивым развитием, не рассматривается как нарушение, требующее санкций. В связи с этим компании, которые изначально хотели только получить дополнительные средства, окончательно теряют интерес к «зелёной» повестке как к полезному для общества делу.

Ещё одной проблемой можно считать отсутствие общего вида и единой структуры у рейтингов ESG. В процессе исследования мы обращались к разным источникам и встречали разные инструменты, методы, результаты оценки деятельности компаний по направлениям «экология», «социальная ответственность», «корпоративное управление». Некоторые компании используют буквенные коэффициенты, некоторые, включая российский «Эксперт», ставят оценки в цифрах. Сравнение рейтингов выглядит для инвесторов сложной и не всегда оправданной задачей. Скорее всего, они будут использовать более традиционные тактики выбора компаний для сотрудничества.

Наконец, серьёзной проблемой представляется манипулирование «интересом» инвесторов и клиентов в целях экономии и привлечения дополнительных средств. Пока компаний-приверженцев ESG в мире не так много, получить подобный статус не составляет труда. Компании достаточно объявить, например, что она заботится об окружающей среде, и провести ряд акций под этим лозунгом. Например, как заметил эколог из США Д. Вестервальд, далеко не все гостиницы выступают за ответственное отношение к природе, когда просят посетителей повторно использовать полотенца в номерах. Они всего лишь сокращают расходы на стирку и глажку [4]. Отказ от бумажного документооборота зачастую преследует ту же цель – сэкономить средства. Именно поэтому многие люди, в том числе инвесторы, скептически воспринимают излишнюю озабоченность компаний соблюдением принципов ESG. Пока переход на «устойчивую» стратегию будут считать популизмом, компаниям, которые действительно хотят сделать мир лучше, не стоит ожидать прибыли ил значительных послаблений, снижения налоговой и иной финансовой нагрузки. На наш взгляд, чтобы выйти победителями из этой борьбы, ответственные компании должны детально проработать и презентовать стратегию устойчивого развития в рамках ESG – так, чтобы разработчикам самим было интересно, чтобы они верили в свою идею, а не концентрировались на «лёгких» деньгах и преференциях. Как показывает практика, представителей поколений Y и Z привлекает искренность товаропроизводителей, вариант, когда с ними говорят на одном языке и воспринимают их не только как платёжеспособную аудиторию, но и как соратников по изменению мира. Инвесторов и партнёров же можно привлечь точными формулировками и расчётами по каждому из ESG-проектов – так, чтобы их польза именно для общества была очевидна. Ещё лучше, если эти проекты выведут компанию из «красного» океана в «голубой», в котором конкурентов у неё на первом этапе просто не окажется.

Кроме того, на ESG-повестку обращают всё более пристальное внимание органы власти. Развитие региона фактически тоже можно представить, как бизнес-проект, прибыль которого будет исчисляться количеством положительных реакций целевой аудитории – населения. В этом случае ориентация на устойчивое развитие точно не выглядит как попытка популизма, поскольку государство априори имеет целью улучшение экологической, социальной и административной составляющей жизни граждан.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что включение ESG-принципов в документы стратегического планирования является целесообразным и в перспективе приносит прибыль, особенно вследствие возникновения резонансных ситуаций и в результате смены поколения. Самой важной проблемой можно считать обесценивание «социально ответственных» стратегий компаниями, которые хотят только получить прибыль и не стремятся направлять средства в действительно полезные для граждан проекты. Чтобы свести этот эффект к нулю, действительно ответственным компаниям (в частности, государственным, работающим в соответствующих отраслях, а также компаниям, реализующим проекты в рамках государственно-частного партнёрства) имеет смысл «играть на контрасте» и качественно выполнять работу по внедрению ESG-принципов. В дальнейшем, когда результат будет заметен, это станет их очевидным конкурентным преимуществом.


Источники:

1. Арутюнян В.А., Рубцова Л.Н. ESG-инвестиции или «sin stocks»: чему принадлежит будущее? // Проблемы устойчивости развития социально-экономических систем: Материалы Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2021. – c. 512-519.
2. ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать. Интернет-газета «РБК». [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/614b224f9a7947699655a435 (дата обращения: 12.07.2022).
3. Исследование: сильный менеджмент может добавлять к стоимости компании до половины ее цены. Иа «тасс». [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/13546155 (дата обращения: 12.07.2022).
4. Компании по всему миру хвастаются помощью в спасении планеты. Почему их называют лицемерами и лжецами?. Лента.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/articles/2021/09/30/esg (дата обращения: 12.07.2022).
5. Политика в области социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития. Официальный сайт ПАО «Сбербанк». [Электронный ресурс]. URL: https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/normative_docs/sber_esg_policy_rus.pdf (дата обращения: 12.07.2022).
6. Волкова И.А., Леушкина В.В., Погребцова Е.А. ESG-банкинг как инновационный ориентир устойчивого развития территории и бизнеса // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 879-896. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114804.
7. Шацкая Е.Ю. Роль инфраструктуры как активного элемента обеспечения устойчивого развития современных экономических систем // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 4. – c. 1405-1416. – doi: 10.18334/epp.12.4.114364.
8. Герцик Ю.Г. Интеграция концепций устойчивого развития и менеджмента качества // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 33-46. – doi: 10.18334/epp.12.1.114089.
9. Умнова М.Г. Современное понимание концепции устойчивого развития организаций // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2637-2658. – doi: 10.18334/epp.11.12.113854.
10. Дробот Е.В. Анализ критериев устойчивости, используемых в современных индексах корпоративной социальной ответственности // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2021. – № 3. – c. 212-232. – doi: 10.18334/social.2.3.112090.
11. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. Как компании могут использовать человеческие ресурсы для достижения целей устойчивого развития // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 1. – c. 85-108. – doi: 10.18334/lim.8.1.110932.
12. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. Концептуальные основы устойчивого развития в XXI веке: принцип триединства и подходы к оценке воздействия бизнеса // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 4. – c. 643-658. – doi: 10.18334/lim.7.4.110931.
13. Грачев С.А. Экономическая безопасность как основа устойчивого развития региональной экономики в условиях цифровизации // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1331-1342. – doi: 10.18334/eo.10.4.111238.
14. Арошидзе А.А. Особенности формирования системы факторов устойчивого развития предприятий // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 11. – c. 2849-2868. – doi: 10.18334/epp.10.11.110926.
15. Арошидзе А.А. Методический подход к оценке факторов устойчивого развития предприятий // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 10. – c. 2541-2554. – doi: 10.18334/epp.10.10.110925.
16. Обзор рынка российских облигаций 2021 года. Maxdohod.info. [Электронный ресурс]. URL: https://maxdohod.info/investoru/fondovyj-rynok/obzor-rynka-rossijskix-obligacij-2021-goda.html (дата обращения: 12.07.2022).

Страница обновлена: 12.04.2024 в 16:09:55