Конкурентоспособность красного сухого вина в розничной торговой сети города Перми

Панышев А.И.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова, Россия, Пермь

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 9 (Сентябрь 2022)

Цитировать:
Панышев А.И. Конкурентоспособность красного сухого вина в розничной торговой сети города Перми // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 9. – С. 3455-3472. – doi: 10.18334/ce.16.9.115257.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49710049

Аннотация:
Статья представляет собой исследование по оценке конкурентоспособности красных сухих вин разных торговых марок, представленных в розничной торговой сети города Перми в среднем ценовом сегменте. Оценка конкурентоспособности была осуществлена сразу двумя методами: путем оценки конкурентоспособности вина через определение соотношения их качества и потребительской стоимости, а также через использованием комплексного показателя конкурентоспособности, основанного на маркетинговом исследовании данного сегмента рынка. В результате автор получил количественную оценку как качества, так и в целом конкурентоспособности четырех торговых марок красных сухих вин на розничном рынке г. Перми с точки зрения экспертов дегустаторов (сомелье), что основывалось на количественной оценке объема потребительской ценности за единицу денежных средств. Кроме того, выявлена реальная рыночная ситуация по конкурентоспособности изучаемых торговых марок вин за счет комплексного учета мнения потребителей в комплексном показателе конкурентоспособности. В итоге были выработаны практические рекомендации как для потребителей вин, так и для их производителей.

Ключевые слова: конкурентоспособность вин, интегрированный показатель конкурентоспособности вина, соотношение качества вина и его цены

JEL-классификация: L66, L26, M21



ВВЕДЕНИЕ

Вино является одним из самых старинных напитков, существующих с момента возникновения человеческой цивилизации [1, стр. 86], первые упоминания об этом напитке датируются IX тысячелетием до н.э. Значение вина очень сложно переоценить, так как прежде всего это продукт массового потребления, кроме того, имеющий существенное экономическое (налоги и доходы бюджета) и даже политическое значение (социальная удовлетворенность населения и политическая стабильность).

По данным экспертов, на сегодня имеет место жесткий конкурентный мировой рынок виноградных вин [12]. Во многих европейских странах традиционно оценивается покупательский спрос по двум основным критериям: ценообразующим факторам и содержанию сахара после ферментации.

Производство вина в мире характеризуется колоссальными цифрами, по последним данным это около 73 гектолитров в год [3]. В западных страна, где культура винопития и виноделия эффективно функционирует многие столетия, сформирована система законодательного регулирования производства и оборота винодельческой продукции [12]. Такие системы менеджмента качества продукции позволяют обезопасить производителей от контрафакта и стимулировать рост производства именно конкурентоспособных вин. В Российской Федерации регулирование оборота вин носит скорее роль налогового администрирования, чем действительно эффективного регулирования рынка вина.

Несмотря на то, что в нашей стране потребление качественных виноградных вин значительно отстает от аналогичных метрик стран ЕС, однако, российский рынок вин на сегодняшний день является весьма перспективным, что во многом это связано с тенденцией улучшения культуры потребления и «переход» потребителей на менее крепкие напитки. Большим спросом среди российских потребителей вина, к сожалению, пользуется продукция нижнего ценового сегмента.

К 2020 г продажи вин в России достигли 1 млрд литров, вернувшись на уровень 2015 г. Объём вин, предложенный к продаже в стране, равен сумме складских остатков вин на начало года и вин, которые были произведены внутри страны и завезены в Россию в течение года [12].

Таблица 1 – Предложение вин, РФ, 2016-2020гг. (млн. л, %) [12]

Параметр
2016г
2017г.
2018г.
2019г.
2020г.
Предложение (млн. л)
1150,7
1136,2
1092,1
1164,9
1188,4
Динамика
(% к предыдущему году)
-
-1,3
-3,9
6,7
2,0

С 2016 по 2018 гг. объём предложения вин на российском рынке уменьшился на 5,1%: с 1150,7 млн л до 1092,1 млн л. Сокращение предложения вин в стране в наибольшей степени было связано с падением российского производства.

Конкурентоспособность вин априори является комплексным показателем [1, стр. 25]. Непосредственная конкурентоспособность предприятия виноделия напрямую связана с конкурентоспособностью производимой им винной продукции [2, стр. 72].

Отличительными особенностями марок вин на рынке должны выступать конкурентные преимущества [8, стр. 163]. Именно наличие конкурентных преимуществ обеспечивает производителям вин возможность утверждения своего превосходство в своем сегменте винного рынка [3].

Таким образом, конкурентоспособность вина является его свойством, имеющим измеримую характеристику, выраженную в совокупности метрик, интересных потребителю и обеспечивающих рост продаж [4, стр. 41]. Под конкурентоспособностью следует понимать способность вина соответствовать ожиданиям потребителя по цене и качеству [5, стр. 62].

Провести оценку конкурентоспособности торговой марки вина можно различными способами. Можно воспользоваться методом оценки вин по образцу (эталону) [6, стр. 72].

При определении перечня оцениваемых и сравнениваемых параметров конкурентоспособности вин учитывают параметры, характеризующие их потребительские свойства и экономические характеристики (стоимость) [7, стр. 230].

Также оценить конкурентоспособность вина можно с помощью дифференцированного метода. То есть путем сравнения нескольких единичных показателей конкурентоспособности вина с аналогичными показателями вин-конкурентов [9, стр. 428].

Актуальность данной темы обусловлена тем, что оценка конкурентоспособности вин имеет в сложившихся жестких конкурентных условиях важнейшее значение как для самих производителей, так и для непосредственных потребителей. Для производителей вина оценка конкурентоспособности данной продукции позволяет выявить те критерии, которые требуют совершенствования, для создания конкурентных преимуществ [10, стр. 428]. Для потребителей оценка конкурентоспособности позволяет определить наиболее лучшую товарную позицию вина для личного приобретения [11, стр. 287].

Исходя из вышеизложенного, целью исследования являлось проведение оценки конкурентоспособности красных сухих вин, реализуемых в розничной торговой сети города Перми.

Для решения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Рассмотрены рынок и теоретические основы конкурентоспособности вин;

2. Оценена конкурентоспособность красного вина методом цена-качество.

3. Проведена оценка конкурентоспособности торговых марок вин с помощью комплексного (интегрированного) метода.

Научной гипотезой стало предположение о целесообразности проведения оценки конкурентоспособности вин несколькими методами (цена/качество и интегральным) с целью получения максимально научных объективных результатов. Такое исследование конкурентоспособности торговых марок красных вин в розничной сети города Перми сразу двумя методами проводится впервые.

При проведении научного исследования были задействованы практически все основные общенаучные методы и методы экономических исследований: монографический, анализа и синтеза, методы первичных маркетинговых исследований, экспертные методы, а также оценка конкурентоспособности индексным методом цена-качество и методом расчета комплексного показателя.

Методика исследования.

1. Для проведения настоящего исследования было взято четыре торговых марки красных сухих вин:

Вино красное, сухое Carlos Serres, Crianza.

Вино красное, сухое KWV Classic Collection Cabernet Sauvignon.

Вино красное, сухое Masi Modello Corvina.

Вино красное, сухое Torres, «San Valentin».

Непосредственно перед оценкой конкурентоспособности методом цена-качество была проведена количественная оценка качества вин группой экспертов Пермского ГАТУ. Квалиметрическая оценка сенсорных показателей качества исследуемых марок вина проводилась методом мозгового штурма по «ГОСТ 32030-2013. Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия», по всей совокупности показателей: внешний вид, цвет, запах, кроющая способность [14]. Далее количественные значения качества дополнительно были скорректированы на коэффициенты весомости показателей, также выведенные экспертами коллегиально в процессе мозгового штурма [13, стр. 130].

Для расчета показателя конкурентоспособности вина использовался следующий математический инструментарий:

(1)

где - относительный единичный показатель конкурентоспособности вина,

-значение i-го единичного показателя конкурентоспособности вина,

- значение i-го единичного показателя конкурентоспособности красного вина [15, стр. 132].

2. Второй метод квалиметрической оценки конкурентоспособности вин основан на первичном маркетинговом опросе потребителей и расчете интегрированного (комплексного) показателя).

При интегрированном расчете конкурентоспособности торговых марок вин было учтены пожелания потребителей об их вкусо-ароматических и иных показателях качества (органилептические свойства), цене, дизайне упаковки (бутылок), маркировке, известности бренда.

При расчетах использовалась следующая формула:

(2)

где qi – i-й показатель конкурентоспособности вина;

mi – весомость i-го показателя потребительского свойства вина;

n- число показателей.

Весомость i-го показателя потребительского свойства в общем наборе из n показателей, характеризующих потребность по методу предпочтения определяется по формуле:

, (3)

где Wij – место, на которое поставлена весомость i-го показателя у j-го эксперта;

r – количество экспертов; n- количество показателей.

Результаты.

1. Соотношение цена/качество определяли, сравнивая результаты бальной сенсорной оценки с розничной ценой единицы исследуемой продукции.

Один из главных показателей экономической эффективности коммерческой деятельности предприятия - это цена. Цена выступает одним из факторов формирования потребительских предпочтений. Для оценки будут использованы образцы представленные выше (таблица 2).

Таблица 2 – Средняя цена 1 бутылки исследуемых вин [9]

№ п/п
Наименование
Производитель
Цена за 1 бутылку, 0,75л
1
Образец № 1: Вино красное, сухое Carlos Serres, Crianza
Регион:
Испания, Риоха
Производитель:
Carlos Serres
599,9
2
Образец № 2:
Вино красное, сухое KWV Classic Collection Cabernet Sauvignon
Регион: ЮАР, Западный Кейп
Производитель: КWV
959
3
Образец № 3
Вино красное, сухое Masi Modello Corvina
Регион:
Италия, Венето, Верона
Производитель:
Masi
799,9
4
Вино красное, сухое Torres, «San Valentin» Garnacha»
(образец №4)
Регион:
Испания, Каталония
Производитель:
Torres
599,9
На основании представленных данных наиболее оптимальная цена отмечается по торговым маркам №1 и №4, т.е. это вино красное, сухое Carlos Serres, Crianza и Вино красное, сухое Вино Torres, «San Valentin» Garnacha.

Эксперты на коллективной дегустации оценили образцы вина по следующим показателям: вкус, аромат, внешний вид, цвет. Дегустаторам были выданы специальные дегустационные листы, в которых каждый дегустатор по собственным ощущениям провел оценку образцов. (таблица 3).

Таблица 3 – Результаты сенсорной оценки [11]

Наименование показателя
Шкала, уровень, балл
Результат, балл, для вина красного сухого
отлично
хорошо
удовлетворительно
не удовлетворительно
Carlos Serres, Crianza
KWV Classic Collection Cabernet Sauvignon
Masi Modello Corvina
San Valentin» Garnacha
Вкус
5
4
3
1-2
22
25
24
23
Аромат
5
4
3
1-2
24
23
25
22
Внешний вид, прозрачность
5
4
3
1-2
25
25
25
25
Цвет
5
4
3
1-2
25
24
25
24
Итого
20
16
12
4-8
96
97
99
94
Наибольший итоговый балл получен у образца – вино красное сухое «Masi Modello Corvina», ему немного уступает образец - KWV Classic Collection Cabernet Sauvignon, образец «Carlos Serres, Crianza» занимает третью позицию (рисунок 1).

Рисунок 1 – Профилограмма сенсорной оценки вина красного сухого

разных производителей [11]

Как свидетельствуют указанные выше данные, дегустаторы признали продукцией отличного качества вино красное сухое Masi Modello Corvina, так как у него в ходе дегустации сумма баллов получилась выше всех. На втором месте вино красное сухое KWV Classic Collection Cabernet Sauvignon, сумма баллов – 97. На третьем месте вино красное сухое Carlos Serres, Crianza . Сумма баллов по этому образцу – 96 .

На четвертом месте – вино красное сухое San Valentin» Garnacha . Сумма баллов составила 94 балла. Опираясь на сравнительную дегустационную оценку, определяем соотношение качества и цены для каждого образца (таблица 4).

Таблица 4 – Соотношение качества к цене образцов вина красного сухого [10]

Образцы
Показатель качества в баллах
Цена за 1 бутылку 0,75л, руб.
Соотношение «качество/цена»
Образец № 1
96
599,9
0,160
Образец № 2
97
959
0,101
Образец № 3
99
799,9
0,124
Образец № 4
94
599,9
0,157
Самым оптимальным соотношением цены и качества обладает образец № 1 – вино красное сухое Carlos Serres, Crianza, так как его показатель является самым высоким (0,160). Цена за 1 бутылку 0,75л данного вина составила 599,9 руб. По таким показателям как: внешний вид, прозрачность, цвет данный образец имеет высокие значения, однако немного уступает по таким показателям, как: вкус и аромат. В результате соотношение цена/качества имеет наибольшее значение и данное вино следует признать наиболее конкурентоспособным среди представленных в исследовании вин.

На втором месте находится образец №4 - вино красное сухое San Valentin» Garnacha. Цена за 1 бутылку 0,75л данного вина также составила 599,9 руб. Однако данное вино немного уступает лидеру по таким показателям, как: аромат и цвет. В результате чего суммарный показатель конкурентоспособности оказался немного ниже. В результате соотношение цена/качества оказалось ниже на 0,03 единицы. Другие два образца имели более высокие итоговые показатели конкурентоспособности при более высокой цене.

В результате более высокой цены за одну бутылки показатель цен/качества у образца №2 KWV Classic Collection Cabernet Sauvignon получился всего 0,101, у образца №3 Masi Modello Corvina – 0,124.

2. Результаты маркетингового исследования показали, что что среди опрошенных респондентов наиболее популярными марками вина стали: Вино красное, сухое Carlos Serres, Crianza (его назвали 32% опрошенных) и Вино красное, сухое Torres, «San Valentin» Garnacha» ( его назвали 29% опрошенных) (рисунок 2).

Рисунок 2 – Предпочтения относительно выбора той или иной предложенной марки вина, % [10]

В процессе приобретения вина для потребеителей оказались наиболее важными органолептические свойства (38%), цена (29%), внешний вид бутылки (16%), торговая марка (известность) (11%), данные маркировки на упаковке (6%).

В результате анализа опросных листов потребителей, получены следующие сводные данные (таблица 5).

Таблица 5 – Результаты опроса потребителей по шкале Лайкерта [10]

Шкала Лайкерта
Исследуемые образцы
Фактор
Балл
Вино красное, сухое Carlos Serres, Crianza (образец №1)
Вино красное, сухое KWV Classic Collection Cabernet Sauvignon
(образец №2)
Вино красное, сухое Masi Modello Corvina
(образец №3)
Вино красное, сухое Вино Torres, «San Valentin» Garnacha (образец №4)
Органолептические свойства
5
82
65
58
73
4
18
20
20
21
3
0
15
16
6
2
0
0
6
0
1
0
0
0
0
Средний балл
4,82
4,5
4,3
4,67
Цена
5
43
46
55
58

4
28
31
26
24

3
15
19
18
13

2
4
4
1
5

1
10
0
0
0
Средний балл

3,9
4,19
4,34
4,35
Внешний вин бутылки
5
53
48
51
40

4
36
31
30
27

3
11
15
14
16

2
0
6
5
13

1
0
0
0
4






Средний балл
4,42
4,21
4,27
3,86
Торговая марка
5
58
67
52
64
4
26
24
23
25
3
13
9
16
11
2
3
0
9
0
1
0
0
0
0
Средний балл

4,39
4,58
4,18
4,53
Маркировка
5
68
62
54
65

4
25
18
20
24

3
7
14
15
11

2
0
6
11
0

1
0
0
0
0
Средний балл
4,61
4,36
4,22
4,54
Для расчета уровня конкурентоспособности красного сухого вина, были использованы выявленные выше коэффициенты весомости критериев принятия решений [17].

Таблица 6 – Оценка интегрированной конкурентоспособности [10]

Признак
Коэффициент весомости
Вино красное, сухое Carlos Serres, Crianza
Вино красное, сухое KWV Classic Collection Cabernet Sauvignon
Вино красное, сухое Masi Modello Corvina
Вино красное, сухое Вино Torres, «San Valentin» Garnacha
Органолептические свойства
0,38
4,82
4,5
4,34
4,67
Полученные баллы
1,832
1,71
1,634
1,775
Цена
0,29
3,9
4,19
4,34
4,35
Полученные баллы
1,131
1,215
1,259
1,261
Внешний вин бутылки
0,16
4,42
4,21
4,27
3,86
Полученные баллы
0,707
0,674
0,683
0,618
Торговая марка (известность)
0,11
4,39
4,58
4,18
4,53
Полученные баллы
0,483
0,504
0,46
0,498
Маркировка
0,06
4,61
4,36
4,22
4,54
Полученные баллы
0,277
0,262
0,253
0,272
Итого
1,00
4,43
4,36
4,29
4,42
Исследование показало, что по органолептическим свойствам (по сути по вкусу) наилучшим для потребителя является Вино красное, сухое Carlos Serres, Crianza, в то время как по цене наиболее конкурентоспособным является вино красное, сухое Вино красное, сухое Вино Torres, «San Valentin» Garnacha. По внешнему виду бутылки и известности марки лидирует вино красное, сухое Carlos Serres, Crianza.

В результате интегрированного учета мнения потребителей, самым конкурентоспособным и популярным вином в сегменте красных сухих вин, представленных в розничной сети г. Перми, является красное сухое вино «Carlos Serres, Crianza».

Обсуждение.

Научные исследования автора в сфере использования методов оценки конкурентоспособности различных товаров привели к выбору двух наиболее пригодных из них, обеспечивающих стабильный результат.

В первом методе оценки конкурентоспособности автор опирается на методологически простой, но исключительно эффективный экспертный способ оценки конкурентоспособности вина - индексный метод расчета соотношения качества красных вин к их цене. Чем выше количественная оценка качества и ниже ценообразующие характеристики, тем выше объективная конкурентоспособность [16, стр. 128]. Сложность метода заключается в организационно-экономических аспектах привлечения профессиональных сомелье к данному научному данному исследованию в плане квалифицированной квалиметрической оценки качества вина. В итоге метод обеспечивает объективные научные данные по потребительной ценности вина [13, стр. 94].

Естественно, что непосредственные покупатели красных вин не являются профессиональными сомелье и исходят из своего эмпирического опыта и сопутствующего рекламного «шума» [17, стр. 46]. Но именно в таком состоянии потребители и формируют реальный спрос на вина и определяют конкурентоспособность вин, голосуя за них своими денежными средствами. Срез потребительских предпочтений изучается путем социологического опроса и используется как база для интегрального метода [18, стр. 96].

Интегрированный метод оценки очень субъективен, так как основан на мнении покупателей, которые не являются экспертами (по действующему законодательству потребители и не обязаны разбираться в товароведных характеристиках) и подвержены влиянию рекламы и других факторов, зато он позволяет узнать мнение потребителей и выяснить почему та или помада имеет соответствующее положение на рынке [19, стр. 65].

Экспертный метод оценки по цене и качеству, изолирован от реального рынка и дает рекомендацию потребителю по оптимизации покупки помады исходя из ценовых и качественных характеристик, а не из приверженности брэнду или иным внешне сформированным факторам [20, стр. 387].

Выводы.

Проведенные исследования позволяют сделать ряд выводов и рекомендаций для потребителей и производителей красных сухих вин.

По данным сенсорной экспертизы органолептических свойств, изучаемые торговые марки красных вин проранжированы в следующей последовательности: лучшими показателями обладает «Masi Modello Corvina», далее следует «KWV Classic Collection Cabernet Sauvignon», а «Carlos Serres, Crianza» занимает третью позицию. Соответственно, состоятельным покупателям, для которых отсутствует ограничение по ценовой составляющей покупки в среднем ценовом сегменте, следует рекомендовать приобретение именно этих вин, в указанной последовательности предпочтительности.

Несмотря на всего лишь третье место в ранге качества, самым оптимальным соотношением цены и качества обладает образец № 1 – вино красное сухое Carlos Serres, Crianza, так как его показатель соотношения качества и цены является самым высоким, за счет вполне приемлемой цены. Соответственно, именно эту марку и необходимо рекомендовать массовому потребителю вина в данном сегменте рынка. На втором месте находится образец №4 - вино красное сухое San Valentin» Garnacha. При том же уровне цены данное вино немного уступает лидеру по таким показателям, как: аромат и цвет. В результате чего суммарный показатель конкурентоспособности оказался немного ниже. Другие два образца несмотря на более высокие количественные показатели качества, проигрывают в конкурентоспособности за счет более высокой цены.

Сопоставляя данные, полученные метод цена-качество и интегрированным методом, следует отметить, что для потребитей сегодня очень важным является соотношение цена/качество. Оба метода дали идентичные результаты оценки конкурентоспособности, когда лидерами в сегменте рынка являются две торговые марки сухих красных вин: «Carlos Serres, Crianza» и «San Valentin» Garnacha». Данный эффект был обеспечен одинаковой низкой ценой.

Поэтому производителям вин в своей стратегии совершенствания конкурентоспособности необходимо учесть тот факт, что в настоящее время покупатель стал более требовательным при совершении покупки, в первую очередь, к качеству вина, а во вторую очередь к его цене. Дизайн бутылки имеет меньшее значение, а на маркировку покупатели практически не обращают внимание.

В дальнейших исследованиях по тематике конкурентоспособности красных вин автор планирует развить полученные результаты за счет статистического исследования объемов товарооборота по исследуемым торговым маркам, что позволит подтвердить или опровергнуть точность результатов, полученных при опросе и расчете конкурентоспособности вин вторым методом.


Источники:

1. Ахматова М., Попов Е.В. Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг. – 2016. – № 4. – c. 25-38.
2. Кожемяко С.В. Повышение конкурентоспособности как фактор развития предприятия // Актуальные вопросы экономических наук. – 2017. – № 44. – c. 70-74.
3. В 2020 г продажи вин в России достигли 1 млрд литров, вернувшись на уровень 2015 г. Marketing.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/12213 (дата обращения: 10.03.2022).
4. Катлишин О.И. Оценка конкурентоспособности макаронных изделий, реализуемых на рынке г. Перми // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2018. – № 6(65). – c. 40-42.
5. Катлишин О.И. Анализ рынка и конкурентоспособности натурального жареного молотого кофе в городе Перми // Актуальные вопросы современной науки. – 2015. – № 2(5). – c. 61-63.
6. Квасникова В.В., Жучкевич О.Н. Конкурентоспособность товаров и организаций. / Практикум. - Москва: ИНФРА-М, 2015. – 192 c.
7. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. - М.: Социум, 2016. – 478 c.
8. Конина Н.Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире. - Москва: Проспект, 2016. – 361 c.
9. Katlishin О.I., Panyshev A.I. Integrated economic analysis and evaluation of competitiveness of wheat flour of top variety at Perm market // Amazonia investiga. – 2020. – № 4. – p. 427-438. – doi: 10.34069/AI/2020.28.04.48.
10. Панышев А.И. Конкурентоспособность предприятия строительной отрасли на рынке Пермского края // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2018. – № 5(64). – c. 144-146.
11. Ярушина А.А. Оценка конкурентоспособности образцов моркови столовой с помощью метода квалиметрии, реализуемых на рынке г. Перми // Молодежная наука 2018: технологии и инновации: Всерос. науч.-практ. конф. Пермь, 2018. – c. 286-289.
12. Российский рынок вина: что изменилось в 2020 году. Finance.rambler.ru. [Электронный ресурс]. URL: https:// finance.rambler.ru/economics/45542536/?utm_content=finance_ media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 10.03.2022).
13. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. / Учебное пособие для академического бакалавриата, 4-е изд., пер. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 392 c.
14. ГОСТ 32030-2013. Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия. Standartgost.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://standartgost.ru/g/%D0 %93%D0%9E% D0%A1%D0%A2_32030-2013 (дата обращения: 10.03.2022).
15. Минько Э.В., Кричевский М.Л. Качество и конкурентоспособность. - СПб.: Питер, 2018. – 268 c.
16. Александров А.К. и др. Конкурентоспособность предприятия (фирмы). / Учебное пособие. - Минск - Москва: Новое знание: ИНФРА-М, 2015. – 284 c.
17. Porter M.E. From Competitive Advantage to Corporate Strategy. Harvard Business Review. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr.org/1987/05/from-competitive-advantage-to-corporate-strategy.
18. Удовик Е.Э., Петухова Е.С. Конкурентоспособность рынка вина // Экономика. – 2019. – № 2-3(82-83). – c. 89-97.
19. Корольков В., Брагин Ю. Проектирование и производство продукции исходя их ожиданий потребителей // Стандарты и качество. – 2018. – № 11. – c. 64-65.
20. Ларионов Г. Бизнес-развитие конкурентоспособности интегрированного продукта. Триединство «Товар-Упаковка-Бренд». - М.: Книга по Требованию, 2018. – 485 c.

Страница обновлена: 17.11.2023 в 08:30:26