Проблемы безопасности бизнеса решают в Московском областном институте управления и права

Чистилова А.А., Бузукина А.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (54), Июнь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Чистилова А.А., Бузукина А.Б. Проблемы безопасности бизнеса решают в Московском областном институте управления и права // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 6. – С. 8-12.

Аннотация:
16-17 апреля 2004 года в Московском областном институте управления и права состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Управление корпоративной безопасностью в малом, среднем бизнесе и образовании»[1]. Прежде чем подойти к краткому анализу выступлений, которые заслушивались на пленарном и секционных заседаниях конференции, необходимо выяснить, что представляют из себя малые и средние предприятия, какое значение они имеют в наши дни, какую играют роль и какие преимущества и недостатки характерны для малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: Москва, безопасность бизнеса, малый и средний бизнес, малые и средние предприятия



16-17 апреля 2004 года в Московском областном институте управления и права состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Управление корпоративной безопасностью в малом, среднем бизнесе и образовании» [1]. Прежде чем подойти к краткому анализу выступлений, которые заслушивались на пленарном и секционных заседаниях конференции, необходимо выяснить, что представляют из себя малые и средние предприятия, какое значение они имеют в наши дни, какую играют роль и какие преимущества и недостатки характерны для малого и среднего бизнеса.

По мнению И.Х. Пихлера и др., «малыми» считаются такие предприятия, где предприниматель преимущественно лично участвует в процессе производства, осуществляя профессионально-технические функции, а торговые и организационные функции ложатся, в основном, на плечи членов его семьи.

«Средними» считаются предприятия, где деятельность предпринимателя, хотя он и занят в процессе производства в достаточно широких масштабах, не ограничивается исключительно производством или непосредственным достижением каких-либо результатов, а во всё большей степени распространяется на выполнение других функций.

«Крупными» считаются такие предприятия, где сам предприниматель не принимает непосредственного участия в производстве, а выполняет преимущественно торговые и организационные функции. [2]

Какова же значимость малых и средних предприятий для российского предпринимательства?

Многие из тех, кто начинает заниматься малым бизнесом, способны быстрее и лучше развернуть свое дело тогда, когда перед ними находится небольшое поле деятельности и ожидаемый результат достаточно ясен. В этом случае они чувствуют связь между явлениями и понимают, что их деятельность имеет смысл. При этом все отдают себе отчет в том, что любая их ошибка оказывает отрицательное воздействие на успех предприятия, а хорошая работа ‑ наоборот приносит ощутимо положительный результат.

Устойчиво высокие количественные показатели начального периода деятельности вновь учреждаемых малых и средних предприятий являются первым аргументом в их пользу. Но, разумеется, есть и определенные недостатки. Выделим наиболее значимые из них:

‑ у малых и средних предприятий по сравнению с крупными, как правило, нет доступа на официальный рынок капитала;

‑ концентрация руководящих, частично исполнительских функций, а также ответственности в одних руках таит для малого и среднего бизнеса угрозу для будущего предприятия из-за того, что данный предприниматель окажется недостаточно квалифицированным или не справится со своими обязанностями из-за нехватки времени;

‑ усиливающийся поток государственных сборов и предписаний продолжает сковывать ту гибкость малых и средних предприятий, без которой они существовать не могут.

Зато малые и средние предприятия избавлены от одного существенного недостатка, который присущ крупным предприятиям: они не несут высоких организационных затрат.

Несмотря на вышеуказанные недостатки малых и средних предприятий, следует согласиться с В.Е. Лепским (заместителем директора института Человека РАМН), в докладе которого можно выделить одну очень важную мысль о том, что «малый бизнес – это путь развития». В настоящее время многие владельцы крупных предприятий пришли к пониманию того, что небольшие структуры обладают вполне ощутимыми преимуществами. Свои крупные предприятия они подразделяют (заново) на более мелкие единицы, обладающие значительной самостоятельностью. Таким путем крупные предприятия надеются фактически «задним числом» обрести преимущества малых и средних предприятий.

Теперь выделим важнейшие признаки предпринимательства, определяющие его уязвимость и необходимость защиты. «Любой бизнес – это поле угроз независимо от нашего желания», ‑ так начал свое выступление И.А. Бородин (к.пс.н., профессор, проректор по НИР Московского областного института управления и права).

Действительно, в настоящее время в России занятие предпринимательской деятельностью частными лицами или организациями обуславливает повышенное внимание к ним со стороны преступного мира, недобросовестных партнеров, коррумпированных чиновников. Из доклада И.А. Бородина следует выделить основные факторы, определяющие особенности обеспечения безопасности предпринимательства в России: политические, социальные, экономические.

Политические факторы:

‑ поспешная и повальная приватизация, вызвавшая криминальный передел собственности;

‑ криминализация общества, чрезвычайно высокий уровень экономической и уголовной преступности;

‑ криминализация бизнеса как отечественного, так и выходящего на отечественный рынок иностранного;

‑ конфискационный характер налоговой системы;

‑ дискредитация в глаза общественного мнения правоохранительных органов;

‑ негативное отношение населения к предпринимательству.

Социальные факторы:

‑ социальное расслоение общества;

‑ рост безработицы, ее скрытый характер;

‑ социальная незащищенность людей (от дороговизны, безработицы, преступности).

Экономические факторы:

‑ с отечественным предпринимателем вступают в конкуренцию иностранные фирмы, располагающие капиталами в «твердой» валюте и богатым опытом работы в рыночной экономике;

‑ необоснованно низкий курс рубля по отношению к американскому доллару и иным твердым валютам;

‑ появление в сфере бизнеса людей, незнакомых с предпринимательской деятельностью, деловой этикой, обеспечением безопасности бизнеса;

‑ резкое увеличение числа предприятий и организаций, занимающихся коммерческой и посреднической деятельностью.

Интересную полемику вызвал анализ недостатков существующей правовой базы защиты предпринимательства. Данную проблему подробно изложил докт. юр. наук, профессор, ректор Московского областного института управления и права С.С. Мкртчян. Он акцентировал внимание на следующем:

1. Правовые нормы, касающиеся защиты бизнеса, рассредоточены по нормативно-правовым актам различного уровня и юридической силы.

2. Регулирование специальных для области защиты бизнеса вопросов осуществляется, главным образом, в рамках ведомственных нормативных актов, а также с помощью нормативно-правовых актов на уровне фирм. Это представляется недостаточным.

3. Правовая основа защиты предпринимательства страдает неполнотой, содержит в себе целый ряд правовых норм корректировки.

4. Отсутствует нормативно-правовой документ, в котором были бы отражены принципиальные положения, касающиеся защиты бизнеса, основные понятия в этой сфере правового регулирования, объекты, средства, механизм защиты и т.д.

В таких условиях первостепенную важность приобретают проблемы обеспечения безопасности компаний, банков, фирм, организаций и отдельных граждан. Все хорошо понимают, что исключительно силами и средствами правоохранительных органов обеспечить защиту предпринимательства невозможно. Это обусловило создание служб безопасности и подразделений экономической защиты. Уже созданы и функционируют организации, специализирующиеся в области информационного обеспечения бизнеса, а также его защиты. Указанные организации создаются, зачастую, бессистемно, при отсутствии должной научно-практической базы. При их формировании не рассматривается все многообразие проблем обеспечения безопасности.

В настоящее время в среде предпринимателей не уделяется должного внимания мерам профилактического характера. Это приводит к тому, что в системе обеспечения безопасности не учитываются все угрозы и возможные каналы утечки информации. В складывающихся условиях ощущается дефицит научных знаний в области обеспечения безопасности предпринимательства. В силу специфики переживаемого исторического момента и особенностей предпринимательской деятельности в России зарубежный опыт применим далеко не всегда. Его механическое перенесение на нашу почву не имеет смысла и на практике не дает ожидаемых результатов.

На конференции подчеркивалось, что сегодня ясно просматривается тенденция переноса акцента в обеспечении корпоративной безопасности с физической охраны на информационную, социальную и экономическую. Управление безопасностью становится самостоятельным видом деятельности. Поэтому необходима целенаправленная и систематическая подготовка таких специалистов по управлению безопасностью, которые знали бы всю специфику российского предпринимательства. Нужны образовательные учреждения среднего звена, вузы, имеющие научную школу в данном направлении, совмещающие разработку теоретических концепций управления корпоративной безопасностью с внедрением их на практике.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:10:54