Методический подход к оценке влияния основных факторов на прибыль

Володина С.Г.
Methodological approach to assessing the impact of key factors on profits - View in English
Об авторах:

Володина С.Г.1
1 Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет

 Скачать PDF

Аннотация:
Статья посвящена разработке методического подхода к комплексной оценке влияния основных факторов на финансовый результат от основной деятельности. В максимизации прибыли состоит экономический интерес любой организации. Основными инструментами для этого являются цена, себестоимость продукции, объем продаж. Предлагаемый методический подход представляет собой последовательность аналитических процедур анализа взаимосвязи показателей, их диагностики и оптимизации. Он предусматривает возможность регулирования, прогнозирования цен, объемов выпуска и финансовых результатов с применением методов регрессионного анализа, а также возможность анализа чувствительности прибыли к изменению основных факторов. Применение методического подхода рассмотрено на примере продукции организации рыбной отрасли, которая пользуется большим спросом у населения, но ограничен недостаточной платежеспособностью. Относительно высокие цены на рыбу не дают возможности покупать ее в достаточном или желаемом количестве нормального качества. По этой причине многие организации, особенно средние и малые, не могут реализовать свою рыбопродукцию в полном объеме по предлагаемым ценам, что приводит к снижению финансовых показателей. В этой связи применение инструментов анализа и регулирования соотношений цен – объема – продаж, чувствительности прибыли к изменению основных факторов приобретает практическую значимость.

Ключевые слова:

оптимальное соотношение «цена – объем продаж – затраты», чувствительность прибыли, предельный анализ, управление, коэффициент эластичности спроса по цене, коэффициент эластичности цены от затрат, рыбопродукция, рыбопромышленные предприятия, регрессионный анализ, установление окончательной цены

JEL-классификация: D22, D24, D29

Цитировать публикацию:
Володина С.Г. Методический подход к оценке влияния основных факторов на прибыль // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 7. – С. 2843-2856. – doi: 10.18334/ce.16.7.115094

Volodina, S.G. (2022) Methodological approach to assessing the impact of key factors on profits. Creative Economy, 16(7), 2843-2856. doi: 10.18334/ce.16.7.115094 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Введение

Интерес к проблеме влияния основных факторов на прибыль организаций рыбохозяйственного комплекса связан с тем, что цена на рыбопродукцию высокая, а, как показывают статистические данные, исследования автора [1] и информация финансовой отчетности ряда рыболовных предприятий, результатом продаж зачастую являются убытки. Как показало исследование, имея разнообразную номенклатуру продукции, эти организации не применяют аналитические процедуры по формированию оптимальных соотношений «цена – объем продаж – затраты» для повышения прибыли. Цены устанавливаются на основе затрат и с учетом цен конкурентов, что не всегда эффективно.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых обсуждались аспекты рассматриваемой проблемы показывает следующее. Дементьев В.В. в своей статье [2] анализирует прибыль как один из основных факторов экономического роста; указывает, что источником образования экономической прибыли является неравенство между различными фирмами как внутри страны, так и между фирмами, принадлежащими различным национальным экономикам; в зависимости от того, какими преимуществами обладают фирмы, в работе выделены различные модели создания прибыли.

В статье Сычевой О.Ю. на основе маржинального анализа рассмотрена методика, позволяющая определить, какая ценовая политика ведет к росту конечных финансовых результатов предприятия [3]. Шулико Е.В. в публикации [4] анализирует теоретические аспекты формирования ценовой политики – этапы ее осуществления, ценовые стратегии, методы; представляет цену на микроуровне «одним из главенствующих факторов в хозяйственной деятельности организации, способствующим ее развитию и достижению главной цели – получению прибыли». Формирование методики оценки влияния ценовой политики на прибыль исследуется в статье [5]. В работе Лемешевой Ж.С. «представлены основные элементы и этапы разработки ценовой политики, а также показана такая методика анализа политики цен, которая позволяет вносить в нее определенные изменения и адаптировать ценовую политику для компаний различных сфер деятельности, что в конечном счете дает возможность фирме успешно функционировать на рынке» [6].

Лев М.Ю. в своем исследовании [7] «на основании экономических источников раскрывает понятие «справедливой цены», и представляет на основании статистических данных анализ воздействия на соотношение уровня доходов, индекса потребительских цен с учетом курса валют для определения справедливой цены на современном этапе». Нифаева О.В. анализирует особенности ценовой политики организации с учетом этико-психологических и экономических факторов поведения потребителей; описывает «взаимосвязь таких экономических категорий, как цена и ценность товара, а также взаимосвязь цены и других элементов комплекса маркетинга». В статье предлагается «структурно-логическая схема учета факторов поведения потребителей при разработке и реализации ценовой политики предприятия» [8].

В статье Шерстобитовой А. А. исследуется отечественный и зарубежный опыт развития малого бизнеса, как стратегического сектора экономики, который определяет темпы экономического роста в стране, на основе финансового управления [9]. Фролова В.А., Бердникова Л.Ф и др. в публикации [10] анализирует показатели отчета о финансовых результатах, порядок их формирования как источника финансирования деятельности организации.

При исследовании вопросов, касающихся оценки влияния основных факторов на прибыль организаций рыбохозяйственного комплекса, изучались аналогичные проблемы и в других отраслях. Так, Магомедов Ч.К. в своей публикации [11] рассматривает проблемы понимания операционной эффективности предприятий ТЭК, показывает «применимость рентабельности задействованного капитала как показателя операционной эффективности компании». Сергеева М.В. анализирует проблемы ценообразования в лесозаготовительной отрасли; указывает, что «наиболее важными факторами, определяющими ценообразование на российском рынке лесозаготовки, являются дополнительное финансирование (субсидии и инвестиции), налоговая составляющая и ставка процента по кредитам. Эти факторы отражают государственное влияние на механизм ценообразования в российской лесозаготовительной отрасли» [12]. Автор поясняет, что «крупные компании, получающие дополнительное финансирование, устанавливают цену затратным методом, имея при этом прибыль и высокие показатели рентабельности. Другие компании отрасли, не пользующиеся подобной государственной поддержкой, в связи с высокой эластичностью спроса по цене вынуждены устанавливать цену методом «следования за лидером», что приводит эти предприятия к убытку. В результате ценообразование в лесозаготовительной отрасли Российской Федерации на современном этапе в действительности можно рассматривать как один из факторов, препятствующих благоприятному развитию отрасли и стоящих за убыточностью лесозаготовительной деятельности» [12]. Такой подход к формированию цен характерен и для предприятий рыбной отрасли с той разницей, что государственное участие в финансировании деятельности рыбохозяйственных организаций и во влиянии на механизм ценообразования сводится к минимуму.

В публикации Чуниной А.Е., Синициной Д.Г. и др. проанализированы методы ценообразования, применяемые в энергетической отрасли, сделан вывод об целесообразности использования «комбинированного метода тарифообразования, который позволит повысить эффективность энергетической отрасли, стимулируя ее модернизацию и увеличивая прибыль» [13].

В статье Куриленко Ю. структурированы и описаны известные методы измерения ценовой чувствительности, а также автором предложен новый расширенный метод измерения [14]. В работе Дмитриева Ю.Г. с применением математического аппарата проанализированы статистические свойства оценок метода измерения ценовой чувствительности PSM [15]. Москалюк Д.С. анализирует методы оптимального ценообразования для достижения максимальной прибыли [16]. В статье Рожкова И.В. [17] исследованы основные виды ценовых стратегий, выявлены их рыночные цели и типичные условия применения современными организациями. Бутузовой А.С. в работе [18] проанализированы применение различных стратегий ценообразования для «получения экономических выгод, увеличения суммы получаемой прибыли от осуществления деятельности» [18]. В публикации Орловцевой О.М. «рассмотрена возможность применения функции эластичности с целью оптимизации ценовой политики организации и, как следствие, повышения объемов получаемых доходов» [19].

Методология

Формирование целей статьи. Целью статьи является разработка методического подхода к регулированию прибыли на основе формирования оптимального соотношения «цена – объем продаж – затраты».

Постановка задания. Регрессионный анализ зависимости цены и себестоимости от выпуска продукции; предельный анализ выручки, себестоимости и финансовых результатов; анализ воздействия цены на финансовый результат и их регулирование; оценка чувствительности прибыли к изменению основных факторов.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Исследование проведено с применением методов: анализ, синтез, аналогия, обобщение, абстрагирование, описание, сравнение.

Основная часть

Предлагаемый методический подход к оценке влияния основных факторов на прибыль содержит систему инструментов анализа взаимосвязи показателей, их диагностики и оптимизации. Методический подход предусматривает возможность регулирования, прогнозирования цен, объемов выпуска и финансовых результатов с применением методов регрессионного анализа, а также возможность анализа чувствительности прибыли к изменению основных факторов.

Предлагаемый методический подход предусматривает использование таких инструментов, как регрессионный анализ зависимости цены и себестоимости от выпуска продукции; предельный анализ выручки, себестоимости и финансовых результатов; анализ воздействия цены на финансовый результат и их регулирование; процедура оценки чувствительности прибыли к изменению основных факторов.

Возможность наращивания прибыли от продаж зависит от соотношения предельной выручки и предельных затрат. Если предельная выручка выше предельных затрат, то прибыль будет повышаться. Повышение выручки обеспечивается наращиванием продаж. В то же время увеличение продаж неизбежно влечет за собой рост себестоимости, который может быть более интенсивным, чем рост выручки, что, соответственно, неблагоприятно отразится на прибыли. В связи с этим следует установить количественную зависимость цены и себестоимости от объема продаж с применением аналитических методов. Одним из них является регрессионный анализ, который позволяет сформировать уравнения для анализа соотношений между зависимыми и независимыми переменными.

Применение предлагаемой методики исследовано при анализе влияния основных факторов на прибыль одного из товаров рыбопромышленного предприятия. По данным аналитических ведомостей о продажах по месяцам за год, первичной учетной документации, содержащей информацию о себестоимости продукции, а также прайсах на рыбопродукцию, сформированы следующие модели связи между:

- ценой и объемом продаж рыбопродукции

Ц(Х) = 188880,65 – 2100,72 × Х (1)

- себестоимостью и объемом продаж:

С(Х) = 133730,58 – 1000,65 × Х (2)

где Ц – цена, руб./т;

С – себестоимость продаж, руб./т;

Х – объем выпуска, т.

Построенные модели позволяют интерпретировать соотношения между ценой и объемом продаж, затратами и объемом продаж следующим образом: прирост объема продаж на 1 тонну обеспечивает снижение цены в среднем на 2100,72 руб. и затрат - на 1000,65 руб. То есть финансовый результат при наращивании продаж на 1 тонну сократится на 1100,07 руб. [–2100,72-(-1000,65)].

Для определения предельной эффективности наращивания продаж и оптимального соотношения «цена-затраты-объем выпуска», максимизирующего прибыль, в аналитической работе применяется методика предельного анализа. В основу этой методики заложено следующее положение: предел наращивания прибыли, ее максимальная величина достигается, когда предельная выручка равна предельным затратам. В связи с этим сформированные для рассматриваемого товара модели умножим и дифференцируем по величине продаж:

- Ц(Х) × Х = 188880,65 – 2100,72 × Х2

∂Ц(Х) / ∂ = 188880,65 – 4201,44 × Х (3)

- С(Х) × Х = 133730,58 – 1000,65 × Х2

∂С(Х) / ∂ = 133730,58 – 2001,30 × Х (4)

Математическое уравнение (3) представляет собой предельную выручку, а равенство (4) – предельные затраты. По теории предельного анализа, согласно которой максимальная прибыль достигается при равенстве предельной выручки и затрат (∂Ц(Х) / ∂ = ∂С(Х) / ∂), составим следующее тождество:

188880,65 – 4201,44 × Х = 133730,58 – 2001,30 × Х

Тогда Х (объем продаж) составит 25,1 тонна. Расчетный объем продаж показывает предел эффективности увеличения выпуска продукции. Подставив его значение в модели (1) и (2), получим:

188880,65 – 2100,72 × 25,1 = 136152,60 руб./т;

133730,58 – 1000,65 × 25,1 = 108614,3 руб./т.

Следовательно, оптимальное соотношение, максимизирующее прибыль, представляет собой: цена - 136152 руб./т, себестоимость продаж - 108614,3 руб./т, объем продаж – 25,1 т. Нарушение такого сочетания приведет к снижению прибыли, так как отклонение оптимального варианта хоть одного из показателей неизбежно влечет отклонение другого. В связи с этим возникают риски установления завышенной цены и продаж не в полном объеме, либо уменьшение рентабельности в цене. Единственное допустимое отклонение от установленного баланса «цена- объем продаж – затраты» это уменьшение себестоимости продаж.

Одним из элементов предлагаемого методического подхода является процедура оценки чувствительности прибыли к изменению соотношения «цена – затраты – объем продаж», которая позволит быстро среагировать на изменение ценообразующих и ценоотклоняющих факторов и скорректировать ценовой поведение в нужном направлении.

В рамках процедуры оценки чувствительности прибыли к изменению основных факторов предлагается использование моделирования отношений между выбранными переменными. В данном исследовании процедура проведена с применением моделей цены (формула 1) и себестоимости (формула 2).

Так, при фактическом соотношении - выпуск рыбопродукции 18,4 т, цена 169000 руб./т и затраты 133140 руб./т - прибыль равна 659824 руб. Проанализируем влияние изменения данного соотношения на прибыль. Например, при повышении продаж на 3 %, цена уменьшится до 149068 руб. (188880,65 – 2100,72 × 18,4 × 1,03), себестоимость - до 114766 руб. (133730,58 – 1000,65 × 18,4 × 1,03), прибыль на единицу составит 34302 руб., а в расчете на весь объем – 650083, что меньше фактической на 9741 руб. При снижении объема на 3 %, цена составит 151387 руб. (188880,65 – 2100,72 × 18,4 × 0,97) себестоимость уменьшится до 115871 руб. (133730,58 – 1000,65 × 18,4 × 0,97), прибыль на единицу составит 35516 руб., а в расчете на весь объем – 633890, что меньше фактической на 25934 руб.

Еще одним инструментом регулирования прибыли является применение коэффициента эластичности спроса по цене. Для рассматриваемого в данной статье вида рыбопродукции, как показали расчеты, коэффициент эластичности составил (- 7,16). Это означает, что изменение цены на 3 % приведет к изменению продаж на 21,5 %. Прогнозируемый объем продаж при снижении цены на 3 %, то есть до 163930 руб./т (169000 × 0,97), равен 22,4 т (18,4 × 1,215), затраты составят 111360 руб./т (133730,58 – 1000,65 × 22,4), прибыль на единицу 52570 руб./т, на весь объем – 1175254 руб.

Обратная ситуация, когда цена повышается на 3 %, то есть до 174070 руб./т (169000 × 1,03), продажи упадут до 14,4 (18,4 × 0,785), затраты составят 119321 руб./т (133730,58 – 1000,65 × 14,4). Прибыль на единицу выше, чем при снижении цены - 54749 руб./т, однако за счет меньшего, чем в ситуации со снижением цены, объема прибыль снижается до 790791 руб.

Анализ прибыли с применением коэффициента эластичности спроса по цене следует дополнить использованием такого инструмента как коэффициент эластичности цены от затрат. Этим самым будет учитываться комплексное влияние цены и затрат на прибыль. Для рассматриваемого в данном исследовании вида рыбопродукции, как показали расчеты, коэффициент эластичности цены от затрат равен 0,95. Согласно показаниям коэффициента изменение затрат на 3 % приведет к изменению цены на 2,85 % [3 % ´ 0,95].

Повышение себестоимости на 3 % повлечет за собой увеличение цены до 173817 руб./т (169000 ´ 1,0285), в этом случае продажи уменьшатся на 20,41 % (2,85 ´ (-7,16), то есть до 14,6 т., прибыль от продаж уменьшится по сравнению с фактической и составит 535569 тыс. руб. Аналогично анализируется чувствительность прибыли к снижению затрат.

Следует отметить, что снижение себестоимости, возможно, не вызовет уменьшение цены и, соответственно, изменения объема продаж, в связи с чем комплексное влияние основных факторов на прибыль в этих условиях может не анализироваться. Вместе с тем, уменьшение затрат дает возможность организации уменьшить цены без потери прибыли в различных условиях, например, для повышения устойчивости ценовых преимуществ по сравнению с конкурентами.

Выводы исследования

Расчеты показали, что рынок рыбной продукции характеризуется высокой чувствительностью к изменению цен, на котором любое изменение цены приведет к более интенсивному изменению продаж. На таких рынках в соответствии с законами экономической теории выгодно снижать цены. Кроме этого, наблюдается существенная чувствительность цен к себестоимости продукции. Сравнение прибыли при использовании рассмотренных процедур анализа чувствительности указывает на повышение удельных расходов при уменьшении продаж, что обусловлено влиянием значительной доли постоянных расходов в себестоимости из-за в высокой фондоемкости отрасли. В этих условиях для определения оптимальных соотношений «цена – объем продаж – затраты», максимизирующих финансовый результат, значимость применения методического подхода влияния цены на прибыль повышается, поскольку расширяет инструментарий факторного анализа и планирования финансовых показателей.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Соотношения, максимизирующие прибыль, являются предварительными. Дело в том, аналитические процедуры, используемые в рамках предлагаемого методического подхода, через цены учитывают влияние на прибыль покупательского спроса, а через затраты – внутренние условия деятельности. В этой связи перспективой дальнейших изысканий в данном направлении является исследование инструментов влияния конкурентных факторов на прибыль при формировании оптимальных соотношений «цена – объем продаж – затраты».



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Володина С. Г. Экономическая оценка уровня экономической безопасности рыбохозяйственных предприятий (на примере Приморского края) // Научные труды. – 2020. – № 1. – c. 62-67.
2. Дементьев В. В., Щербаков А. П. Прибыль и экономический рост // Terra Economicus. – 2017. – № 3. – c. 75-91.
3. Сычева О. Ю. Ценовая политика как инструмент влияния на конечные финансовые результаты // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2012. – № 2(28). – c. 168-171.
4. Шулико Е. В., Ковалева И. П. Современная ценовая политика организации: теоретические аспекты // Вестник Академии знаний. – 2019. – № 1(30). – c. 186-193.
5. Володина С. Г. Методика оценки влияния ценовой политики на прибыль (на примере рыбной промышленности) // Рыбоводство и рыбное хозяйство. – 2011. – № 10. – c. 66-70.
6. Лемешева Ж. С. Совершенствование методических подходов, применяемых в маркетинговом ценообразовании // Теория и практика общественного развития. – 2017. – № 9. – c. 21-24.
7. Лев М. Ю. Справедливая цена в системе формирования экономической безопасности: современные проблемы // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 1. – c. 207-218.
8. Нифаева О. В. Особенности ценовой политики предприятия с учетом этико-психологических и экономических факторов поведения потребителей // Креативная экономика. – 2021. – № 8. – c. 3295-3314.
9. Шерстобитова А. А., Чернякова А. В. Финансовое управление: отечественный и зарубежный опыт развития // Научный вектор Балкан. – 2019. – c. 91-94.
10. Фролова В. А., Бердникова Л. Ф., Шнайдер В. В. Показатели отчета о финансовых результатах: сущность, значение и роль в деятельности современной организации // Научный вектор Балкан. – 2019. – № 3(5). – c. 83-86.
11. Магомедов Ч. К. Повышение операционной эффективности предприятий ТЭК // Самоуправление. – 2021. – № 1(123). – c. 330-333.
12. Сергеева М. В. Анализ ценообразования в лесозаготовительной отрасли Российской Федерации // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2017. – № 1. – c. 63-72.
13. Чунина А. Е., Синицина Д. Г., Коноплева В. С. Проблемы ценооборазования в энергетической отрасли России // Общество, экономика, управление. – 2019. – № 3. – c. 45-49.
14. Куриленко Ю. Методы измерения ценовой чувствительности // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2015. – № 3. – c. 106-112.
15. Дмитриев Ю. Г., Зенкова Ж. Н., Зенков А. Г. Статистические свойства оценок метода измерения ценовой чувствительности PSM // Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. – 2019. – № 47. – c. 30-40.
16. Москалюк Д. С. Анализ методов оптимального ценообразования // Вектор экономики. – 2019. – № 1(31). – c. 12.
17. Рожков И. В. Виды и характеристика ценовых стратегий в рыночной деятельности современных организаций // Экономика. Бизнес. Банки. – 2019. – № 7(33). – c. 67-75.
18. Бутузова А. С. Виды стратегий дифференцированного и ассортиментного ценообразования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – № 12-1. – c. 196-198.
19. Орловцева О. М. Использование коэффициента эластичности спроса при прогнозировании объемов продаж продукции // Интернет-журнал Науковедение. – 2016. – № 4(35). – c. 60.