Система факторов предпринимательского успеха

Васильев В.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (2), Февраль 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Васильев В.Н. Система факторов предпринимательского успеха // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 2. – С. 45-50.

Аннотация:
Предприниматель нацелен на успех. Но далеко не все обладают предпринимательским талантом. Для уменьшения или практического устранения риска несостоятельности предпринимательского начинания необходимы знания роли и взаимодействия различных факторов, определяющих успех предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: предпринимательский успех



Неудача в такой деятельности ‒ чаще кроется в неправильно рассчитанном риске или неучтенном влиянии какого-либо фактора, реже – в непредвиденном стечении обстоятельств.

Предпринимательский успех, как мы выяснили в публикации предшествующего номера журнала, обеспечивается системой основных факторов.

Предпринимательские ресурсы: Капитал - Инновации - Менеджмент

Если во времена Адама Смита главенствовал капитал, то в XX веке капиталист, инноватор и менеджер стали равными партнерами в бизнесе, причем инициатива перешла к менеджерам. Сегодня эффективный менеджер может купить или заимствовать капитал, пригласить изобретателя и начать успешный бизнес. Впрочем, как и изобретатель может привлечь венчурный капитал и нанять менеджера для реализации своей идеи. Наличие широкой сети кредитных банков и институтов делают в наши дни капитал более доступным.

Сфера предпринимательства: Торговля - Производство - Услуги

Развитие средств производства и производственных отношений в XX веке значительно сократили занятость в сфере производства. Все больше преобладает тенденция перетекания занятости из сферы производства в сферу услуг. По имеющимся прогнозам количество занятых в сфере производства (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и др.), например, в США составит не более 10% населения, а в сфере услуг - 50%. Эта тенденция усиливает роль малого и среднего бизнеса в экономике страны. В 90-х годах ХХ столетия в США и странах Западной Европы имелось только 25 тысяч предприятий с количеством занятых более 500 человек и 15 миллионов - с количеством занятых менее 500 чел., причем из них почти 12 млн. предприятий с количеством работников до 10 человек.

Развитие современных технологий, организации производства и компьютеризации различных процессов сглаживает границы между сферами производства, услуг и торговли. Между ними с точки зрения развития производительных сил становится больше общего, чем различий. И услуги и торговля приобретают черты производства. Кроме того, производитель в сфере производства всё больше и больше берет на себя функции продавца и обслуживания потребителя. Имеет место интеграция этих трех сфер в единые производственно-торгово-обслужаивающие комплексы.

Предпринимательское пространство: Политика - Экономика - Технология

Сегодня можно говорить о политическом, экономическом и технологическом климате предпринимательского пространства, т.е. о трех сторонах треугольника, в центре которого и принимаются предпринимательские решения.

Приводом развития человеческого общества всё больше и больше становится технология - основа развития производительных сил общества. Технология развивает и само предприятие, и бизнес. Все изменения в экономике вызываются деятельностью предпринимателя. Развитие экономики является базой политической стабильности, а политика создает положительное или отрицательное давление на предпринимателя, напряжение в обществе и т.п.

Индивидуальность предпринимателя: Уроки прошлого - Понимание настоящего - Предвидение будущего

Каждому индивиду свойственен свой подход, свой анализ и понимание прошлого, настоящего и будущего. Это формирует его индивидуальность и отличие от других.

Учет уроков прошлого, анализ протекающих событий настоящего, насколько точно ему видится будущее, формирует индивидуальные качества предпринимателя и ведет одних к победе, других - к поражению.

Компетенция предпринимателя: Экономическое мышление - Знание возможностей компьютерной техники - Видение развития технологии в ближайшем будущем

Сегодня для достижения успеха недостаточно компетенции лишь в своей области знаний, или в своем деле. Необходимо иметь не только достаточно широкие знания смежных областей деятельности, но и умение экономически мыслить. Следует иметь представление о возможностях существующих компьютерных технологий и четкое видение их развития в ближайшие 5-10 лет. Традиционно слабая экономическая подготовка специалистов, особенно в микроэкономике, не развивают необходимого уровня экономического мышления.

Быстрое развитие компьютерной техники и технологии подчас создают иллюзию, что компьютер уже сейчас может всё, а новые технологии 5 поколения придут еще не завтра. Эти знания и опыт особенно необходимы для реализации предпринимательских решений.

Предпринимательский процесс: Выбор - Возможности - Ресурсы

На каждом этапе предпринимательского процесса (предпринимательская идея - цели - ниша рынка - учреждение компании - стратегия производства и выхода на рынок - создание предприятия - пути сколачивания капитала - цена продукции - сбытовое поведение -обновление/ликвидация - новый старт) предприниматель сталкивается с альтернативами и должен делать выбор.

Критерием выбора являются возможности реализации предпринимательской идеи, ее жизнеспособность и необходимые ресурсы, имеющиеся в его распоряжении, а также недостающие ресурсы, что заставляет принимать решения о том, что придется отдать за сокращение разрыва между имеющимися и недостающими ресурсами.

Ориентация на потребителя: Диверсификация продукции - Гибкость производства - Компьютерная интеграция производственных процессов

Во времена Генри Форда-старшего производитель лучше знал, что необходимо потребителю и навязывал последнему то, что выгодно ему - производителю. Теперь потребитель стал более образованным, он стал весьма разборчив в том, что ему хочется иметь. Ему не нравится массовая продукция. Производитель должен постоянно угождать желаниям потребителя и быстро меняющимся требованиям рынка. Для этого продукция должна быть разнообразной, ассортимент - широким и диверсифицированным в соответствии с требованиями покупателя.

Производство становится всё более мобильным и гибким, т.е. в кратчайшее время позволяет производителю отвечать на вызов рынка.

Компьютерная интеграция нацелена на увязку всех производственных процессов в единую производственную систему с целью организации малолюдного производства, работающего круглый день и круглый год, увеличивая фондоотдачу инвестиций в 10-12 раз.

Организация компании: Продукция - Производство - Предприятие

Взаимосвязь этих факторов очевидна. Переменным фактором становится продукция, что требует значительной гибкости производства и определяет конфигурацию предприятия, учитывающую динамику развития технологии.

Культура производства: Организация - Планирование - Контроль

Именно эта триада определяет технологическую дисциплину, создает условия выпуска качественной продукции, устраняет бюрократические преграды между функциональными подразделениями, повышает исполнительность решений и информационную культуру. Контроль перестает быть инспекцией, Задача контроля состоит в осуществлении обратной связи между планом, поставленной целью и результатом.

Если результат не соответствует плану, то контроль должен показать либо несостоятельность плана достижения поставленной цели либо неспособность исполнителей в имеющихся условиях выполнить план.

Постоянное совершенствование организации производства: Групповая технология (GT) - Тотальный контроль качества (TQC) - Планирование материальных потребностей (MRP) - Организация производства по принципу "делай всё в свое время" (JIT) - Гуманизация труда (HL) - Реинжиниринг бизнес-процессов (RE)

Эта цепочка программ совершенствования организации производства, начинается с групповой технологии, предложенной советскими (российскими) учеными в 30-х годах, которая является обязательной для реализации всех других программ. Последовательное внедрение перечисленных программ позволяет иметь гибкую организацию производства, постоянно готовую для восприятия новых технологий, которые в результате развитии научно-технической революции, появляются все чаще и чаще.

Социализация производства: Обогащение и расширение работы - Демократизация рабочей жизни - Свобода информации

Резервы повышения производительности труда за счет повышения. производительности машин, автоматизации основного труда - практически исчерпаны. Нецелесообразно и дальше повышать производительность машин, если в итоге это не ведет к сколько-нибудь пропорциональному росту производительности труда. С переходом от экстенсивного к интенсивному развитию потребовался переход от простого к более сложному труду. Потребовалось повышение загрузки каждого рабочего места, т.е. решение одним рабочем более широкого круга задач. Это привело к объединению профессий (расширению работы по горизонтали) и к передаче большей ответственности в принятии решений (обогащение работы по вертикали).

Вместе с демократизацией общества идет демократизация трудовых отношений (свободное расписание рабочего времени в течение дня, частичная занятость, надомная работа, участие компании в решении проблем семьи, содержании детей и получения ими образования, равные условия и требования для руководителей и исполнителей, в отношениях нет больше "верхов" и "низов" и т.д.).

Участие в принятии решений, повышение ответственности требует и большей доступности к производственной информации всех уровней управления и исполнителей. Организация потоков информации для принятия решений на базе компьютерных централизованных сетей управления позволяет на каждом рабочем месте иметь требуемый объем информации для принятия решений.

Конкурентное преимущество: Издержки - Цена – Прибыль. Затраты - Ценность - Цена

В основе конкурентной борьбы лежит экономический закон сравнительного преимущества. Выигрывает тот, кто производит продукт с меньшей стоимостью, т.е. способный уменьшить свои затраты.

Сегодня главное значение в конкуренции на рынке имеет не столько производительность труда, сколько цена и ценность продукций для потребителя.

Ценность - это та степень удовлетворения потребности, в которой данный продукт улучшает жизнь потребителя, т.е. за одну и ту же цену потребитель получает что-то еще, что улучшает его повседневную жизнь. Такая продукция повышает имидж производителя и формирует контингент постоянных покупателей.

Истоки доходности: Производительность - Качество - Издержки

Еще К. Марксом было сказано, что повышение производительности без качества продукции и сокращения издержек является абсурдом. Если первые 50 лет ХХ столетия были посвящены повышению производительности машин, в середине века акцент делался на качество продукции, то в последние годы уходящего века стало уделяться сокращению производственного цикла и снижению издержек.

Повсеместное сокращение издержек лежит в основе и предложенного в начале 90-х годов подхода, который получил название "реинжиниринг производственных (общих) процессов". Чем выше доход и ниже расход, тем выше прибыль, что и определяет понятие доходности.

Формула успеха: Экономия рабочего времени ‒ Рациональное использование ресурсов ‒ Эффективность принимаемых решений

Законом № I в экономике является экономия рабочего времени (К. Маркс). Этого можно достичь за счет сокращения потерь рабочего времени на всех производственных стадиях и участках, за счет более полного использования годового фонда времени (8760 часов), за счет создания малолюдных технологий и безлюдной работы оборудования в течение 50 часов. Это позволяет увеличить рабочее время за счет работы оборудования без участия человека в вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни. Такое оборудование создано и уже эксплуатируется.

Рациональное использование ресурсов определяется наличием ресурсосберегающих технологий, консервацией энергии, созданием новых источников энергии, миниатюризацией продукции и др. Действенным направлением рационального использования ресурсов является организация производства с минимально возможными запасами.

Управление запасами, как и сокращение инновационного и производственного циклов, гуманизация труда, повышающая мотивацию и стимулирование труда - наиболее эффективные направления сокращения издержек.

В конечном итоге формула успеха синтезирует в себе все из перечисленных факторов предпринимательства и организации производства (всего их более 40). Тот, кто владеет ими, своевременно распознает степень их влияния, приоритетность и вес каждого фактора в принятии решений, тот и будет преуспевать в бизнесе.

Для наглядности сведем рассмотренные факторы предпринимательского успеха в одну таблицу.

Факторы предпринимательского успеха

Ресурсы
Капитал
+Инновации
+ Менеджмент
Сферы
Торговля
+ Производство
+ Услуги
Пространство
Политика
+ Экономика
+ Технология
Индивидуальность
Уроки прошлого
+ Знание настоящего
+ Предвидение будущего
Компетенция
Экономическое мышление
+ Знание возможностей компьютера
+ Видение развития технологии
Процесс
Выбор
+ Возможности
+ Ресурсы
Ориентация на потребителя
Диверсификация
+ Гибкость
+ Компьютерная интеграция
Организация компании
Продукция
+ Предприятие
+ Контроль
Постоянное совершенствование
GT + TQC + MRP + JIT + HL + RE
Социализация производства
Обогащение труда
+ Демократизация рабочей жизни
+ Доступ к информации
Конкурентное преимущество
Издержки
+ Цена
+ Прибыль
Затраты
+ Ценность
+ Цена
Источники доходности
Производительность
+ Качество
+ Издержки
Формула успеха
Экономия рабочего времени
+ Рациональное использование ресурсов
+ Эффективность управленческих решений
Предпринимательский успех возможен только в том случае, если предприниматель хорошо знает какие факторы предопределяют успех, умеет грамотно ими распорядиться, т.е. умеет оптимально управлять своим делом.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:06:01