Глобальный рынок продукции военного назначения: анализ тенденций

Шигапов А.Х., Бармина Е.А., Созинова А.А.
Global military products market: trend analysis - View in English
Об авторах:

Шигапов А.Х.1, Бармина Е.А.1, Созинова А.А.1
1 Вятский государственный университет

 Скачать PDF

Аннотация:
Статья посвящена вопросам исследования динамики предложения на рынках продукции военного назначения. Основной эмпирической базой исследования стал анализ выставочной деятельности, как метода продвижения продукции основных производителей военно-промышленной техники ведущих стран производителей. В результате исследования выявлено, что мире наблюдается постоянный рост производства вооружения, что косвенно характеризует и рост спроса на продукцию военного назначения. Данный вопрос требует дополнительного исследования. Среди производителей продукции военного назначения существует высокий уровень конкуренции, по так называемому типу не совершенной конкуренции. Огромное влияние на объемы продаж оказывает геополитика. Искусственные ограничения, связанные с введением санкций, угрозы со стороны Америки и европейских стран в адрес потребителей вооружения негативно отражаются на объемах продаж продукции военного назначения предприятиями России.

Ключевые слова:

продукция военного назначения, спрос и предложение на рынке продукции военного назначения, инструменты продвижения, динамика продаж и эффективность производства лидеров рынка, выставочная деятельность

JEL-классификация: L19, L21, M30

Цитировать публикацию:
Шигапов А.Х., Бармина Е.А., Созинова А.А. Глобальный рынок продукции военного назначения: анализ тенденций // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 7. – С. 2795-2810. – doi: 10.18334/ce.16.7.114910

Shigapov, A.Kh., Barmina, E.A., & Sozinova, A.A. (2022) Global military products market: trend analysis. Creative Economy, 16(7), 2795-2810. doi: 10.18334/ce.16.7.114910 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Введение.

Вопросы изучения рынка продукции военного назначения являются без сомнения актуальными не только в связи с непрекращающимися военными конфликтами в мире, но и вследствие острой необходимости изучения и мониторинга рыночных характеристик спроса и предложения с целью укрепления конкурентных позиций страны на данном рынке.

Цель представленного исследования заключается в сопоставлении маркетинговых показателей продукции военного назначения стран. Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей маркетинга продукции военного назначения на основе сравнительной характеристики маркетинговых показателей. В процессе исследования использованы общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение и сравнение.

Концепция исследования исходит из необходимости разработки новых подходов к развитию предложений на рынке продукции военного назначения, обоснованных важностью решения сложившихся методических и эмпирических проблем. Первая проблема лежит в основе методического обеспечения оценки предложения продукции военного назначения, определяющая объективность знания о такой продукции. Таким образом, данные о предложении продукции военного назначения складываются по оценкам лишь выставочной деятельности. Вторая проблема состоит в несоответствии фундаментальных и инструментарных основ рынка продукции военного назначения, так как существует разница между представленными образцами продукции военного назначения на выставках и реальными научными разработками в данной области, что связано с национальной безопасностью стран.

Исследование особенностей маркетинга продукции военного назначения представлено в трудах таких ученых как Анищенко Т.В. и Никифорова Л.Е. [1], Григорьев М.Н. и Краснова Е.Ю. [2], Шамаев О.В. [3], Холчнер В с соавторами [4], Стригунов К.С. с соавторами [5], Ли Ч. с соавторами [6], Лара В [7]. Изучением особенностей маркетинга продукции военного назначения занимаются многие ученые такие как: Батьковский М.А. [8], Белобрагин Б.А. [9], Григорьев М.Н. [10], Дианова Т.В. [11], и другие. Их труды в большей части посвящены вопросам обеспечения национальной безопасности через укрепление отечественных позиций на соответствующем рынке в глобальном масштабе. В качестве основы для анализа использованы данные Стокгольмского Международного Института Исследования Проблем Мира, «Отчеты о прибылях и убытках» компаний Lockheed Martin Corp, Boeing, а так же информация с сайтов международных выставок DSA, DefExpo, IDEX, IDEF, EURONAVAL [12, 13, 14].

Основная часть.

Несмотря на широкий перечень видов продукции военного назначения и существенные различия в масштабах и особенностях конструкций, в целом данная продукция имеет ряд особенностей, характеризующих ее как продукт:

- наличие определенного промежутка времени между приобретением и эксплуатацией, а зачастую и отсутствие эксплуатации данной продукции вообще, в том случае, если она приобретена с целью вооружения и демонстрации военной мощи страны;

- особые требования к постпродажному обслуживанию, ремонту и модернизации с целью увеличения сроков хранения и потенциальной или реальной эксплуатации и ремонта;

- особенности принятия решений о покупке потребителем, так как окончательное решение о закупке продукции военного назначения принимается на уровне национальных правительств после длительных консультаций с экспертами в области вооружения;

- особенности эксплуатационных характеристик инновационной продукция военного назначения, сложность использования и применения, требующее подготовки специалистов, что занимает продолжительное время и требует дополнительных средств.

В соответствии с ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 19.07.1998 № 114-ФЗ продукция военного назначения - это вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них и информация в военно-технической области.

С целью получения некоторого среза данных о характеристиках этих рыночных элементов в рамках исследования был проведен анализ данных «Общий объем продаж оружия для Топ-100 SIPRI в 2002-2020 годах» [14] собранных Стокгольмским Международным Институтом Исследования Проблем Мира. Можно констатировать, что объем продаж продукции военного назначения с 2002 года ежегодно увеличивается, увеличение (в ценах 2020) составило 79%. Указанные данные были собраны только по предприятиям и организациям, вошедшим в Топ-100, что возможно несколько не полно характеризует весь спектр предложений, так как не все предприятия России, вносящие существенный вклад в объем поставок продукции военного назначения, попали в указанный список.

Согласно «Списка SIPRI из 100 крупнейших компаний мира, производящих оружие и оказывающих военные услуги» за 2020 год самое большое число производителей Соединенных Штатов Америки, их в списке более 40 организаций. По объему продаж вооружения суммарно американские компании в 2020 году заняли 55% рынка, что составляет 306 миллиардов долларов США. Второе место по объему продаж занимает Китай с 12% объема рынка и 66,5 миллиардов долларов США. Третье место за Великобританией 7% объема рынка и 38,5 миллиардов долларов США. Россия находится на 4 месте всего с 5% объема рынка и 26 миллиардов долларов США. Графически объемы продаж и оказанных услуг в сфере вооружения по странам указано на рис. 1.

Рисунок 1. Объемы продаж и оказанных услуг в сфере вооружения по странам в 2020 год по версии SIPRI (млн. долларов США)

Источник: составлено авторами с использованием [14]

Анализ данных с 2002 года показал, что Америка является несомненным лидером в объеме продаж и оказания услуг в области вооружения. На рис. 2 представлены графики роста объёма продаж и оказания услуг в сфере вооружения, согласно данным Стокгольмского Международного Института Исследования Проблем Мира.

Рисунок 2. Объемы продаж и оказанных услуг в сфере вооружения по 5 странам с 2002 по 2020 год по версии SIPRI (млн. долларов США)

Источник: составлено авторами с использованием [14]

Компании Российской Федерации с 2002 года существенно нарастили объемы продаж вооружения с 2250 миллионов долларов до 45260 миллионов долларов в 2014 году, с последующим падением. Падение объема продаж и оказания услуг вероятно связано с введением санкций со стороны западных стран после принятия Республики Крым в состав Российской Федерации по результатам общекрымского референдума, проведенного 16 марта 2014 года. График изменения объема продаж и оказанных услуг компаний России входящих в список 100 крупнейших компаний мира по версии SIPRA приведен на рис. 3.

Рисунок 3. Объемы продаж и оказанных услуг в сфере вооружения компаниями России, входящими в список SIPRI с 2002 по 2020 года (млн. долларов США)

Источник: составлено авторами с использованием [14]

Производителем, находящимся на первой строчке «Списка SIPRI из 100 крупнейших компаний мира, производящих оружие и оказывающих военные услуги» за 2020 год является американская компания Lockheed Martin Corp. Согласно «Отчетов о прибылях и убытках» [13] с 2011 по 2021 года чистый объем ее продаж вырос с 45.671 до 67.044 млн. долларов США, рост составил 46%, что косвенно указывает на рост спроса продукции выпускающей компании Lockheed Martin Corp.

График изменения чистого объема продаж компании Lockheed Martin Corp представлен на рис. 4.

Рисунок 4. Чистый объем продаж компании Lockheed Martin Corp (млн. долларов США)

Источник: составлено авторами с использованием [13]

Чистая прибыль данной компании за указанный период увеличились с 2.878 до 6.315 млн. долларов США, рост составил 119%.

На графике, ретроспективно отражающем изменение валовой и чистой прибыли компании, наблюдаемое падение значения чистой прибыли в 2017 году по заключению менеджмента организации связано с последствиями закона США «О налоговых льготах и рабочих местах», которой с 2018 года существенно сократил налоговую нагрузку.

Рисунок 5. Изменение валовой и чистой прибыли компании Lockheed Martin Corp. (млн. долларов США)

Источник: составлено авторами с использованием [13]

Однако, рост в этот период валовой прибыли составил 139% с 3.788 до 9.061 млн. долларов США, что позволяет сделать вывод об отсутствии падения продаж даже в самые сложные для компании времена.

График изменения валовой и чистой прибыли компании Lockheed Martin Corp представлен на рисунке 5.

Показатели компании Lockheed Martin Corp. Свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, наличии свободных денежных средств, которые вероятно используются на организационные мероприятия по сокращению себестоимости продукции, а также на проведение НИР и ОКР. Это косвенно подтверждается снижением себестоимости продукции с 91,7% в 2010 году до 86,4% в 2021 году, увеличенным ассортиментом (по состоянию на март 2022 года 238 позиции), и тем самым увеличением отрыва от конкурентов. Что подтверждается данным «Списка SIPRI из 100 крупнейших компаний мира, производящих оружие и оказывающих военные услуги». В них указано, что в 2002 году компания Lockheed Martin Corp. занимала 3 строчку рейтинга с разностью от компании Boeing, занимавшей первое место в 6.767 млн. долларов США, а в 2020 уже находясь на первом месте, опередила основного конкурента на 22.430 млн. долларов США. На сегодня, объем продаж вооружения компании Lockheed Martin Corp. превышает суммарный объемы продаж всех компаний Великобритании, находящийся на третьем месте.

Компания Boeing [15], находящаяся на третьей позиции рейтинга, в течении последних 3 лет показывает отрицательные значения валовой и чистой прибыли, это прежде всего связано с резким падением доходов в 2019 и 2020 годах по причине отказа покупателей от самолета Boeing 737 MAX. Отсутствие доходов, а значит и расходов на НИР и ОКР не позволит компании Boeing в ближайшее время догнать своего конкурента.

Рисунок 6. Изменение чистого объема продаж, валовой и чистой прибыли компании Boeing (млн. долларов США)

Источник: составлено авторами с использованием [15]

Анализ указанных данных показывает, что на рынке продукции военного назначения присутствует высокий уровень конкуренции среди мировых производителей продукции военного назначения, создание «Списка SIPRI из 100 крупнейших компаний мира, производящих оружие и оказывающих военные услуги» доказывает это.

Основным мировыми лидерами производства продукции военного назначения являются Lockheed Martin Corp, Raytheon Technologies и Boeing.

Успех на рынке Lockheed Martin Corp, измеряется миллиардами долларов США, что позволяет компании инвестировать в маркетинг и оказывать стратегическое влияние на рынок в целом, определяя в том числе направления технического развития и, так называемый, ассортиментный ряд продукта. Отечественные предприятия функционируют в иных условиях. Режим санкций против России, вводимый с 2014 года, оказал существенное влияние на объемы продаж и безусловно оказал ограничивающее воздействие на отрасль в целом. Данная ситуация на рынке ВПК требует более углубленного изучения и поиска стратегических решений со стороны отечественных производителей.

Согласно классической «воронке продаж» предложенной У. Таунсендом [16] первым этапом принятия решения о покупке является осведомленность (awareness) потребителя. Большинство производители продукции военного назначения для знакомства потенциальных покупателей со своими продуктами используют международные выставки. Анализируя выставочную активность производителей, в качестве характеристик предложений на рынке ВПК, косвенно возможно сделать ряд выводов. В настоящее время ежегодно в различных частях мира проходят выставки вооружения. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) являясь «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» («Положение о Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству» утвержденная указом Президента РФ от 16.08.2004 №1083) определила «Перечни международных выставок, проводимых на территории иностранных государств, на которых разрешается организация российской экспозиции ПВН» [17]. В табл. 1 представлено количество экспонентов выставки, включенных в перечень, а также наиболее известных, в которых РФ не участвует.

Таблица 1. Количество экспонентов международных выставок с 2006 по 2021 год.


2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
DSA (Малайзия)




830

850

1000

1200

1500



DefExpo (Индия)
410

475

425

580

474

980

671

702

IDEX
(Абу-Даби)



897

1006

1112

1154

1235

1310

900
IDEF (Турция)

494

463

633

794

781

820

1061

1238
EURONAVAL (Франция)




405

400

352

403

470

280

Источник: составлено авторами с использованием [17]

Используя данные табл. 1, рассчитано среднеарифметическое количество участников международных выставок продукции военного назначения и составлен график (рис. 7), пунктиром показан тренд изменения количества участников.

Рисунок 7. Изменение среднеарифметического количества экспонентов и тренд изменения количества участников международных выставок

Источник: составлено автором по данным табл. 1.

Как видно из табл.1 и рис. 7, количество экспонентов на выставках ежегодно увеличивается. Особенно это можно наблюдать для выставки IDEF [18] (Турция) с 494 участника за прошедшие 15 лет количество увеличилось до 1.238 (невзирая на COVID-19).

Выставка в Абу-Даби IDEX [12] также показала стабильный рост: от 897 участников в 2009 году до 1.310 участников в 2019 году. В 2021 году выставочные мероприятия совпали с очередной «волной» COVID-19, но даже при ограничительных мерах 900 компаний приняли участие в выставке, что подтверждает значимость данного инструмента продвижения. Вместе с тем достаточно большое количество выставок были либо отменены, либо перенесены в онлайн режим по причине ввода ограничительных мер. Выставка DefExpo-2022 [19] в Индии была перенесена на неопределенный срок «из-за логистических проблем, с которыми сталкиваются участник выставки». Вероятнее всего под логистическими проблемами организаторы выставки имели в виду запрет полетов самолетов над территориями государств, введенный санкциями США и иными странами в связи с событиями 24 февраля 2022 года. Включение в санкционные списки практически всех производителей продукции военного назначения Российской Федерации в дальнейшем не позволит промышленности России участвовать в наиболее крупных выставках. В новых экономических реальностях производителям придется искать альтернативные пути знакомства потребителей с продукцией.

Заключение.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. В мире наблюдается постоянный рост производства вооружения, что косвенно характеризует и рост спроса на продукцию военного назначения. Данный вопрос требует дальнейших научных изысканий.

2. Среди производителей продукции военного назначения существует высокий уровень конкуренции, по так называемому типу не совершенной конкуренции. Огромное влияние на объемы продаж оказывает геополитика. Искусственные ограничения, связанные с введением санкций, угрозы со стороны Америки и европейских стран в адрес потребителей вооружения негативно отражаются на объемах продаж продукции военного назначения предприятиями России. Таким образом, при стратегическом планировании работы предприятий санкции следует учитывать не только риски, но и существующие ограничения.

3. В настоящее время международная выставочная деятельность теряет свою актуальность, необходим поиск новых маркетинговых инструментов продвижения продукции военного назначения России, чему будут посвящены дальнейшие исследования авторов.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Анищенко Т.В., Никифорова Л.Е. Диверсификация оборонно-промышленного комплекса России на основе модели тройной спирали // Сибирская финансовая школа. – 2019. – № 1(132). – c. 17-24.
2. Григорьев М.Н., Краснова Е.Ю. Маркетинг продукции военного назначения. / Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Инфо-да, 2019. – 435 c.
3. Шамаев О.В. Выставочная деятельность на мировом рынке продукции военного назначения // Социально-экономическое управление: теория и практика. – 2019. – № 4(39). – c. 67-70.
4. Vladan Holcner, Monika Davidová, Jiří Neubauer, Ľubomír Kubínyi, Aloiz Flachbart Military recruitment and Czech labour market // Prague Economic Papers. – 2021. – № 4. – p. 489-505. – doi: 10.18267/j.pep.778.
5. Strigunov K.S., Manoilo A.V., Rozhin B.A., Simons G. Energy market wars as a factor of military-political escalation in Eastern Mediterranean region: A Russian perspective // Cogent Social Sciences. – 2021. – № 1. – p. 2005878. – doi: 10.1080/23311886.2021.2005878.
6. Chengguang Li, Ilgaz Arikan, Oded Shenkar, Asli Arikan The impact of country-dyadic military conflicts on market reaction to cross-border acquisitions // Journal of International Business Studies. – 2021. – № 3. – p. 299-325. – doi: 10.1057/s41267-019-00268-y.
7. Lara Valentin The benefits of defense industry privatization: Markets, technology and U.S. military supremacy since World War II // Comparative Strategy. – 2022. – № 2. – p. 162-188. – doi: 10.1080/01495933.2022.2039011.
8. Батьковский М.А., Батьковский А.М. Факторы риска при производстве продукции военного назначения // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – № 9. – c. 195-198.
9. Белобрагин Б.А., Устинкин А.И., Иванов И.В. О повышении потребительской привлекательности продукции военного назначения с учетом стоимостных показателей на всех стадиях ее жизненного цикла // Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук. – 2020. – № 4(114). – c. 25-30.
10. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Маркетинг продукции военного назначения - важный инструмент повышения национальной безопасности страны // Инновационная наука. – 2015. – № 11-1. – c. 63-66.
11. Дианова Т.В. Особенности и тенденции развития рынка товаров военного назначения // Военный академический журнал. – 2018. – № 2(18). – c. 136-141.
12. International Defence Exhibition & Conference. Idex. [Электронный ресурс]. URL: https://idexuae.ae (дата обращения: 03.04.2022).
13. Quarterly Results Archive. Investors. [Электронный ресурс]. URL: https://investors.lockheedmartin.com/financial-information/quarterly-results (дата обращения: 03.04.2022).
14. SIPRI Arms Industry Database. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sipri.org/databases/armsindustry (дата обращения: 03.04.2022).
15. Boeing Company - Investors - Financial Report. [Электронный ресурс]. URL: https://investors.boeing.com/investors/financial-reports/default.aspx (дата обращения: 03.04.2022).
16. William W.T. Bond Salesmanship. - New York: H. Holt and Co., 1924. – 468 p.
17. Перечни международных выставок, проводимых на территории иностранных государств, на которых разрешается организация российской экспозиции ПВН. ФСВТС России. [Электронный ресурс]. URL: https://fsvts.gov.ru/1439 (дата обращения: 03.04.2022).
18. IDEF’21 15th International Defence Industry Fair. IDEF History. [Электронный ресурс]. URL: https://idef.com.tr/en (дата обращения: 03.04.2022).
19. Defexpo. [Электронный ресурс]. URL: defexpo.gov.in (дата обращения: 03.04.2022).