ESG-подход в системе стратегического управления экономическими системами национального и регионального уровня

Макаров И.Н., Назаренко В.С., Осипова И.В., Лесных Е.В.
ESG approach in the strategic management of national and regional economic systems - View in English
Об авторах:

Макаров И.Н.1, Назаренко В.С.2, Осипова И.В.3, Лесных Е.В.4
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал) Череповецкий государственный университет
2 Управление экономического развития Липецкой области Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал)
3 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал)
4 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Липецкий филиал)

 Скачать PDF

Аннотация:
Яркие проявления климатических изменений, происходящие в последние годы, и в особенности пандемия коронавируса способствовали тому, чтобы мировое сообщество еще раз задумалось над принципами устойчивого развития. Восстановительные процессы в экономике все больше связывают повышением устойчивости, развитием зеленой экономики, принципами ESG. Активно развиваются новые модели экономики, реализуемые как государством, так и бизнесом. Положения концепции устойчивого развития и цели устойчивого развития прочно входят в самые основы государственной политики большинства стран. Целью данной работы является анализ учета положений концепции устойчивого развития и целей устойчивого развития в документах стратегического планирования Российской Федерации. Определено, что при отсутствии стратегии социально-экономического развития страны целевые ориентиры развития государства задаются национальными целями развития, определенными Указами Президента России, что нашло отражение в новой структуре документов стратегического планирования. В национальных целях развития находят отражение наиболее актуальные в отечественной действительности цели устойчивого развития, при этом все 17 целей устойчивого развития охвачены существующей системой национальных проектов. Можно сделать вывод об имплементации принципов и положений устойчивого развития в отечественную систему стратегического планирования. В то же время подчеркивается, что несмотря на учет отдельных аспектов ЦУР в России отсутствует единая повестка устойчивого развития, что в свою очередь требует существенной доработки системы мониторинга достижения ЦУР.

Ключевые слова:

устойчивое развитие, стратегическое планирование, цели устойчивого развития, национальные цели развития, национальные проекты, ESG

JEL-классификация: Q00, Q01, Q02

Цитировать публикацию:
Макаров И.Н., Назаренко В.С., Осипова И.В., Лесных Е.В. ESG-подход в системе стратегического управления экономическими системами национального и регионального уровня // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 7. – С. 2569-2586. – doi: 10.18334/ce.16.7.114893

Makarov, I.N., Nazarenko, V.S., Osipova, I.V., & Lesnyh, E.V. (2022) ESG approach in the strategic management of national and regional economic systems. Creative Economy, 16(7), 2569-2586. doi: 10.18334/ce.16.7.114893 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Введение. Устойчивое развитие выступает в качестве основополагающего вектора и базового элемента системы стратегического планирования на уровне государства и бизнеса. В основе новых подходов к развитию лежат ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, возобновляемые источники энергии, снижение углеродного следа и всех выбросов в целом, экологичный транспорт и органическое сельское хозяйство, а также большое количество других направлений. ведущих к улучшению состояния окружающей среды. В тоже время основную цель концепции устойчивого развития неверно сводить исключительно к снижению экологических рисков, ведь лежащий в основе данной концепции принцип обеспечения сбалансированности между тремя ее составляющими предполагает достижения и социальной справедливости, и роста благосостояния людей, и, в конце концов, экономического роста.

Принципы устойчивого развития становятся ориентиром при определении долгосрочной экономической политики развитых стран, к их учету стремятся и страны развивающиеся, что, в конечном счете, определяет необходимость отражения положений устойчивого развития в документах стратегического планирования. Практическим инструментом реализации концепции бизнесом и госструктурами с ориентиром и на деятельность в сфере управления стал ESG-подход [10].

В рамках целеполагания как процесса определения стратегических направлений, ориентиров и целей в контексте устойчивости значительную роль в сбалансированном переходе к новой модели развития играют сформулированные ООН цели устойчивого развития (ЦУР).

ЦУР представляют собой отражение идеологии устойчивого развития, которое содержит в себе инструменты достижения всех трех аспектов концепции. ЦУР помогают сформулировать индивидуальные траектории развития для стран, а описанные выше механизмы должны быть заложены в документах стратегического планирования. При этом достижение ЦУР предполагает работу не только на национальном уровне, но и на уровне наднациональных объединений.

Целью данного исследования является анализ учета положений концепции устойчивого развития и целей устойчивого развития в документах стратегического планирования Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть основные положения концепции устойчивого развития, цели устойчивого развития и ESG-подход;

- проанализировать структуру документов стратегического планирования федерального уровня;

- определить степень имплементации положений устойчивого развития в документы стратегического планирования Российской Федерации;

- оценить степень необходимости формирования единого документа, конституирующего систему положений устойчивого развития в документы стратегического планирования и текущие решения органов власти Российской Федерации.

В качестве элементов, содержащих признаки научной новизны, следует позиционировать вывод автора о наличии существенной скоординированности программных документов Российской Федерации в части направленности на формирование потенциала устойчивого развития при отсутствии единой, закрепленной в системообразующем документе стратегии устойчивого экологически направленного развития.

В качестве гипотезы исследования мы считаем необходимым выдвинуть предположение, что несмотря на существенный уровень скоординированности отечественных программных документов, отображающих подходы к реализации в хозяйственную жизнь положений устойчивого развития в рамках стратегирования социально-экономического развития, отсутствие единой национальной доктрины устойчивого развития не способствует формированию синергетического эффекта в данной сфере и, свидетельствует о необходимости устранения данного пробела в институциональном обеспечении экономической политики страны.

Методы исследования. Теоретической базой данного исследования выступают положения концепции устойчивого развития и ESG-подхода. Исследование выполнялось в рамках системного подхода. В качестве основных методов исследования следует выделить общенаучные методы, такие как анализ, синтез, сравнение и другие.

Результаты исследования. Анализируя истоки концепции устойчивого развития, следует отметить, что хотя первые подходы берут свое начало в середине 20 века сам термин появился и стал широко использоваться существенно позже. Существенное влияние человечества на состояние окружающей среды, переход данного влияния в стадию неотвратимости и невозможность природной среды к самовосстановлению в таких масштабах определили необходимость разработки новых подходов к осуществлению хозяйственной деятельности человечества.

При этом сложность и масштабность проблемы определили ее единственно возможное решение исключительно на уровне всех стран мирового сообщества. Первоначальное появление концепции устойчивого развития носило несколько абстрактный и теоретический характер, однако состоявшая конференция в Рио и разработанная «Повестка дня на XXI век» сформировали все необходимые предпосылки для уже практического закрепления концепции устойчивого развития в мировой повестке, программных документах и государственной политике развитых и большинства развивающихся стран.

Устойчивое развитие было определено международной комиссией по окружающей среде и развитию (МКОСР) как «такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [12. с. 4].

Концепция обосновывает необходимость учета социальных и экологических компонент, являющихся неотъемлемой составляющей развития, подчеркивает важность всеохватывающего учета отдельных факторов этих компонент наравне с экономическими характеристиками в рамках разработки и оценки как долгосрочных программ развития, проектов, носящих стратегический характер, так и в функционировании субъектов хозяйствования на постоянной основе.

Принцип сбалансированности трех компонент устойчивого развития (рисунок 1) характеризует необходимость комплексного решения вопросов развития одновременно в сфере экономических, социальных и экологических аспектов и предполагает отказ от попыток одностороннего однобокого развития в рамках единственного направления.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5d/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5.png

Рисунок 1 – Аспекты устойчивого развития [9, с. 10]

Таким образом, устойчивое развитие предполагает комплексное развитие всех сторон жизни человека, минимизацию последствий антропогенной деятельности и достижение гармоничного сосуществования с природой. При этом подобная политика по достижению устойчивости предполагает создание соответствующей институциональной среды, определенной саморегуляции в рамках национальных систем, эффективной системы мониторинга за состоянием устойчивости и оценки достижений стран на этом пути, что невозможно без четких целевых ориентиров, а также системы индикаторов.

Ответом на данный вызов обеспечения реализации повестки устойчивого развития стала разработка целей устойчивого развития (рисунок 2). ЦУР разработаны в рамках реализации принципа преемственности, то есть в некой форме, в том числе и методологической, представляют собой следующий уровень развития существовавших ранее целей тысячелетия, реализуемых в период с 2000 по 2015 гг.

Рисунок 2. Цели устойчивого развития [17]

Цели устойчивого развития включают 17 целей, 169 задач и 230 показателей с разработанными на международном уровне методиками и рассчитанными количественными значениями, а также наборы конкретных мероприятий (в настояний момент более 3160 мероприятий) [17], что в совокупности составляет универсальный пул инструментов для формирования национальных повесток во всех странах мира с учетом их особенностей для реализации концепции устойчивого развития [11].

В целом ЦУР находятся и в логике более коммерческого ESG-подхода. ESG-подход предполагает выделение компоненты «управление», характеризующей качество управленческой деятельности, ее прозрачность, ответственность, этичность и открытость.

Как отмечается в добровольном национальном обзоре достижения ЦУР, они все прочнее интегрируются в существующую систему государственного управления России. Причем данная интеграция проявляется как в части учета логики и конкретных положений целей, задач, а также индикативных составляющих в отечественных стратегических и программных документах, так и в происходящей в настоящее время разработки комплексной системы, ориентированной на оценку достижения ЦУР посредством реализации статистического учета [18].

В России процесс включения подходов и положений концепции устойчивого развития в процессы государственного управления был запущен с подготовкой и утверждением в 1996 году Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, положения которой необходимо было учитывать при «разработке прогнозов и программ социально-экономического развития, подготовке нормативных правовых актов, принятии хозяйственных и иных решений» [2] для обеспечения сбалансированности решения социально-экономических вопросов.

Основы стратегического планирования в России определены Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и недавним Указом Президента РФ от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации». Последний определил место национальных целей развития, утвержденных Указами Президента № 204 и № 474, в общей системе стратегического планирования (рисунок 3). В условиях разработки различных вариантов и сценариев развития, но отсутствия утвержденной стратегии социально-экономического развития страны именно национальные цели развития стали ориентиром социально-экономического развития государства в долгосрочном периоде.

Указом Президента № 204 в 2018 году в соответствии с ключевыми принципами стратегического планирования были определены национальные цели и стратегические задачи развития экономической и социальной сферы и всего государства в целом до 2024 года. Девять национальных целей и задачи в рамках этих целей сформировали каркас целеполагания социально-экономического развития в среднесрочном периоде, а разработанные национальные проекты стали своевременным механизмом их достижения.

Рисунок 3. Федеральные документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания [1]

Рассмотрим национальные цели развития с точки зрения их соответствия ЦУР и возможности соотнесения с ними, представленные на рисунке 4. При этом соотнесение отражает авторскую позицию и не претендует на однозначную трактовку взаимодействия национальных целей и целей устойчивого развития.

Как можно видеть, национальные цели охватывают 9 ЦУР из 17. При этом национальные цели развития России, как и ЦУР, носят комплементарный характер и имеют синергетические эффекты при осуществлении деятельности по их достижению.

Рисунок 4. Установление соответствия национальных целей развития России и целей устойчивого развития. Составлено авторами

Разработанная для достижения национальных целей развития система национальных проектов [19], состоящая из сначала из 12 проектов и позже пополнившаяся еще одним в сфере туризма, в большей степени характеризуется значительным охватом целей устойчивого развития. На рисунке 5 представлено сопоставление национальных проектов и ЦУР, которое демонстрирует, что национальными проекты в той или иной степени соответствуют всем 17 целям.

Рисунок 5. Охват национальными проектами ЦУР. Составлено авторами

Можно сделать вывод, что заявленные цели национальных проектов, а также предусмотренные индикаторы данных проектов отражают аспекты ЦУР, в том числе в рамках декомпозиции на уровень федеральных проектов. В то же время прямого отражения показателей ЦУР в национальных проектах не предусмотрено.

Указ Президента № 474 в 2020 году скорректировал систему национальных целей, трансформировал и дополнил их, в то же время расширив горизонт целеполагания и планирования до 2030 года.

Национальные цели развития до 2030 года затрагивают различные аспекты компонент устойчивого развития и охватывают ЦУР 1, 2, 3, 4, 8, 9, 11, 14, 15. Отдельная национальная цель посвящена обеспечению комфортной и безопасной среды, что определяет важность работы в отношении экологических аспектов развития России. При этом эксперты отмечают, что новые национальные цели отвечают и реалиям ESG- повестки. Эксперты Консорциума Леонтьевский центр – AV Group считают, что реализация национальных целей подведет нашу страну к реализации ESG- повестки (на рисунке 6 представлена декомпозиция национальных целей на составляющие ESG-подхода).

Рисунок 6. Соотнесение Национальных целей и ESG-подхода [16]

Следует отдельно отметить важность цели по цифровой трансформации в силу того, что процессы цифровизации положительно влияют на все аспекты устойчивого развития и в том числе связанные с управленческой деятельностью. Цифровизация государственного управления, государственного сектора и бизнеса, активное внедрение цифровых систем и технологий во всех сферах создает предпосылки для ускорения достижения показателей и решения задач в рамках целей устойчивого развития.

Речь может идти как о сокращении неравенства в доступе к информации и услугам за счет цифровизации услуг и минимизации барьеров физической доступности, что особенно касается вопросов, так называемой «проблемы последней мили» в самых разнообразных сферах, начиная от государственных и финансовых услуг и заканчивая телемедициной или дистанционным образованием.

Другим направлением в определенной степени сокращения неравенства и развития, но уже в рамках ЦУР «достойная заработная плата», является возможность удаленной работы, что в свою очередь позитивно скажется на всех категориях населения, особенно в периферийных регионов, и в первую очередь на маломобильных группах населения. Следовательно, успешное решение задач цифровизации экономики, социальной сферы и базового вопроса – инфраструктуры доступа в Интернет и охвата населения доступом будут способствовать ускоренному достижению и других ЦУР.

Однако самым важным аспектом цифровизации общества, коммерческого сектора и системы государственного управления, должно стать формирование институционального потенциала экологически-дружественного развития национальной хозяйственной системы, проявляющегося в повседневном экономическом поведении граждан и хозяйственной деятельности фирм.

Каким образом взаимосвязаны данные процессы. Для имплементации любого хозяйственного явления необходимо две составляющих:

- наличие институционального обеспечения (формального и неформального);

- наличие внутреннего спроса и запроса со стороны общества на подобное поведение.

Запрос со стороны общества на элементы, связанные с обеспечением эко-дружественного повседневного поведения должны формироваться в результате соответствующего культурно-просветительского воздействия, можно сказать, пропаганды, экологически ответственного поведения. Которые, в свою очередь, должны направляться и руководствоваться имеющимся нормативно-правовым обеспечением, а также общим курсом власти, отображенным в документах, регулирующих стратегические и текущие решения. Соответственно, в документы, касающиеся стратегирования национального развития, добавить положения, отображающего необходимость пропаганды экологически-дружественного повседневного экономического поведения во всем объеме контента, потребляемого гражданами.

Однако, это способствует формированию неформальной институциональной среды, ответственной за возникновение внутреннего запроса на эко-дружественное поведение. А данный запрос необходимо трансформировать во внутренний спрос. Соответственно, должна быть сформирована система экономических стимулов, призванная конституировать повседневное экономическое поведение граждан в эко-дружественном ключе.

Более того, экологически ответственное поведение фирм должно быть связано со стратегий достижения глобальной конкурентоспособности отечественной экономики и мерами государственной поддержи подобного поведения фирм, особенно в части разработки и внедрения в хозяйственные процессы отечественных технологий, соответствующих мировым стандартам энергоэффективности и зеленой экономики.

Таким образом, необходимо формирование единой системы институционального обеспечения устойчивого развития хозяйственной системы нашей страны, состоящей из двух контуров – контура формального институционального обеспечения, в который входят все документы, определяющие ЦУР, который, в значительной степени, как видно по материалам нашего исследования в стране уже сформирован, но нуждается в логическом завершение через формирование национальной стратегии устойчивого развития в долгосрочном периоде, а также контура контроля соответствия частных документов и принимаемых управленческих решений со стороны представителей власти, а также хозяйственных решений фирм, генеральному направлению, заданному в стратегии.

Выводы и заключение. Повестка устойчивого развития призвана обеспечить благополучие текущего населения планеты при сохранении окружающей среды и возможностей развития для поколений будущих в рамках гармоничного сочетания экономических, социальных и экологических аспектов жизни. Цели устойчивого развития формируют измеримый вектор развития и позволяют обеспечить учет концепции в государственной политике стран.

В Российской Федерации в условиях отсутствия стратегии социально-экономического развития целевые ориентиры развития страны задаются национальными целями развития, определенными Указами Президента России. В них находят отражение наиболее актуальные в отечественной действительности цели устойчивого развития, если говорить более обобщенно, то наибольшее отражение нашли условно экономические ЦУР с 8 по 12 и социальные ЦУР с 1 по 4. При этом все 17 целей устойчивого развития охвачены существующей системой национальных проектов.

Таким образом, можно сделать вывод об имплементации принципов и положений устойчивого развития в отечественную систему стратегического планирования. В то же время, несмотря на учет отдельных аспектов ЦУР в России отсутствует единая повестка устойчивого развития, отсутствует принятый на национальном уровне единый документ стратегического планирования содержащий совокупность целевых индикаторов и показателей. Разработка подобного документа необходима, но, в свою очередь, потребует существенной доработки системы мониторинга достижения целей устойчивого развития и более полного включения соответствующих показателей в систему статистического учета.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841 (дата обращения: 02.04.2022).
2. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9120 (дата обращения: 04.04.2022).
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Официальный сайт Президента РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 03.04.2022).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Официальный сайт Президента РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 03.04.2022).
5. Указ Президента Российской Федерации от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400057 (дата обращения: 03.04.2022).
6. Герцик Ю.Г. Интеграция концепций устойчивого развития и менеджмента качества // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 33-46. – doi: 10.18334/epp.12.1.114089.
7. Дробот Е.В. Анализ критериев устойчивости, используемых в современных индексах корпоративной социальной ответственности // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2021. – № 3. – c. 221-232. – doi: 10.18334/social.2.3.112090.
8. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. Как компании могут использовать человеческие ресурсы для достижения целей устойчивого развития // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 1. – c. 85-108. – doi: 10.18334/lim.8.1.110932.
9. Бобылев С.Н., Кирюшин П.А., Кудрявцева О.В. Зелёная экономика и цели устойчивого развития для России. / Коллективная монография. - М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2019. – 284 c.
10. Макаров И.Н., Назаренко В.С. ESG повестка как фактор конкурентоспособности бизнеса и регионов в контексте устойчивого развития // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2021. – № 24. – c. 26-7.
11. Назаренко В.С. Цели устойчивого развития в стратегическом планировании на национальном и региональном уровне // Стратегирование регионального развития в новых экономических реалиях: Материалы Всероссийского экономического онлайн-форума с международным участием, приуроченного к празднованию 55-летия Липецкого филиала Финуниверситета. Тамбов, 2021. – c. 160-166.
12. Наше общее будущее. / Докл. Междунар. комис. по окружающей среде и развитию (МКОСР). - М.: Прогресс, 1989. – 50 c.
13. Смирнов В.В., Мулендеева А.В. Российские территории устойчивого развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 427-448. – doi: 10.18334/epp.12.1.114144.
14. Тагаров Б.Ж. Факторы, влияющие на внедрение принципов устойчивого развития в развитых и развивающихся странах // Экономические отношения. – 2021. – № 2. – c. 425-438. – doi: 10.18334/eo.11.2.112084.
15. Умнова М.Г. Современное понимание концепции устойчивого развития организаций // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 263-2658. – doi: 10.18334/epp.11.12.113854.
16. Аналитика Консорциума Леонтьевский центр – AV Group (LC-AV). [Электронный ресурс]. URL: https://lc-av.ru/2021/10/27/lc-av-provela-kruglyj-stol-ispolzovanie-ideologii-esg-pri-formirovanii-regionalnoj-strategii-na-forume-strategov-2020-2021 (дата обращения: 06.04.2022).
17. Департамент по экономическим и социальным вопросам. Устойчивое развитие. Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://sdgs.un.org/goals (дата обращения: 06.04.2022).
18. Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Sustainabledevelopment.un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/26421VNR_2020_Russia_Report_Russian.pdf (дата обращения: 06.04.2022).
19. Национальные проекты России. [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф (дата обращения: 06.04.2022).