Особенности и проблемы закупочной логистики малого предприятия в сфере ротационного формования

Лосев В.С.1, Давыдова В.Р.1
1 Тихоокеанский государственный университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 5 (Май 2022)

Цитировать:
Лосев В.С., Давыдова В.Р. Особенности и проблемы закупочной логистики малого предприятия в сфере ротационного формования // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 5. – С. 2033-2044. – doi: 10.18334/ce.16.5.114739.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48611733

Аннотация:
В данной статье была рассмотрена деятельность малого предприятия с точки зрения системы, имеющей внешнюю и внутреннюю среду, что было отражено в авторской схеме. А также были выявлены типичные проблемы в логистике, возникающие на предприятиях России в настоящее время. Был рассмотрен подход, отражающий закупочную логистику как часть всей логистической системы предприятия, и определена ее роль в деятельности предприятия. Для дальнейшего исследования в качестве примера было выбрано малое предприятие в г. Хабаровске, занимающееся производством пластиковых емкостей методом ротационного формования. Согласно специфике деятельности данного предприятия в настоящих условиях были выявлены особенности и проблемы закупочной логистики, а также предложены пути решения проблем

Ключевые слова: логистика, закупочная логистика, малое предприятие, ротационное формование, информационная система

JEL-классификация: L26, M11, M21

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Как известно, предприятия играют важную роль в экономике любой страны. И чем больше количество предприятий и чем эффективнее их деятельность, тем больше возможностей для реализации потенциала у каждого сотрудника, работающего на предприятии, и государства в целом. В связи с этим, управление логистикой играет первостепенную роль на любом предприятии. Рациональное управление логистической деятельностью позволяет снижать расходы и высвобождать финансовые средства, уменьшать время на товародвижение и выполнение операций, а также многое другое. Все это подтверждает актуальность исследования особенностей и выявления существующих проблем в закупочной деятельности предприятия в настоящее время для того, чтобы была возможность устранить проблемы полностью или хотя бы частично и наладить эффективную деятельность предприятия.

В ходе исследования литературных источников была выявлена недостаточная полнота информации, касающаяся текущих проблем логистики, и полное отсутствие информации об особенностях и проблемах закупочной логистики малых предприятий России в отрасли ротационного формования. В связи с этим было решено провести научное исследование данных вопросов и тем самым восполнить пробелы в знаниях.

Цель данной исследовательской работы заключается в определении основных проблем логистики предприятий России в настоящее время, а также особенностей и проблем управления закупочной логистикой малых предприятий, занимающих отрасль ротационного формования.

Основная часть. Деятельность любого современного производственного предприятия базируется на наличии логистической системы, которая, по мнению Аникина Б. А. и ряду других авторов, включает в себя следующие основные элементы: закупку и поставку материалов, сырья, полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство продукции; сбыт, включая отправку со склада готовой продукции; потребление готовой продукции [1].

Соответственно, рассматривая предприятие как некое логистическое звено в окружении поставщиков и потребителей, можно утверждать, что проходящий через него материальный поток разделяется на три участка: входной, внутренний и выходной [10]. А материальный поток в процессе своего движения от поставщиков ресурсов до потребителей готовой продукции проходит три стадии видоизменения: закупочную, где элементами материального потока являются материальные ресурсы; производственную, включающую незавершенное производство; и сбытовую, содержащую готовую продукцию.

Предприятие не является самообеспечиваемой системой, оно функционирует благодаря энергетическим, материальным и информационным ресурсам, которые поступают из внешней среды, проходят процесс преобразования и покидают систему в виде товаров и отходов [8]. Рассматривая деятельность малого производственного предприятия с этой точки зрения, авторами была составлена схема деятельности предприятия, представленная на рисунке 1.

Рисунок 1 – Деятельность малого предприятия как системы [составлено авторами по ист.: 1, 10]

Исследователи выделяют несколько типичных проблем логистики в настоящее время [8, 11, 12, 15]. Одной из таких проблем является недостаточное понимание сущности логистики, ведущее к сложностям рассмотрения специфики элементов материального потока в звеньях логистической цепи и разный регламент движения в них. Появляются противоречивые экономические интересы звеньев логистической цепи предприятия, что является препятствием для его эффективной деятельности. Другой проблемой является отсутствие управления логистикой, как единого процесса, ведущее к дублированию функций, размытой ответственности, потери информации, низкому уровню исполнительной дисциплины. Кроме того, возникает проблема низкого уровня квалификации и мотивации специалистов закупочной логистики.

Также существуют проблемы анализа и планирования закупок, выражающиеся в отсутствии необходимого ресурса в нужный момент или его дефицит, наличии избыточных запасов товаров на складе готовой продукции. На предприятиях существуют трудности выявления и оценки затрат, связанных с закупочным процессом, и их сопоставление с результатами деятельности, по причине их определения как составной части общих издержек, которые разбросаны по различным калькуляционным статьям. Проблема описания усовершенствований процессов закупочной логистики в долгосрочных программах развития предприятия также имеет место быть.

Среди проблем логистики стоит отметить неправильный выбор метода закупок материальных ресурсов и отсутствие концепции сотрудничества поставщиков и потребителей сырья и материалов. Можно еще выделить отсутствие претензий поставщикам, с предъявлением всех затрат и издержек предприятия, а также срывы поставок по вине транспортных компаний. И, конечно, не можем не затронуть проблему, которая заключается в недостаточном применении информационных технологий или полное отсутствие автоматизированных средств оптимизации закупок, что выражается в большом количестве ручных операций и дублировании информации.

Российские предприятия в силу особенностей развития экономики чаще сталкиваются с подобными проблемами, нежели предприятия развитых экономик мира. Особенно тяжело в условиях кризиса предприятиям малого бизнеса.

В отечественной и зарубежной литературе уделяется особое внимание управлению закупочной логистикой. Как утверждают некоторые авторы, закупочная логистика представляет собой процесс управления материальными потоками в процессе обеспечения производственных или торговых предприятий материальными ресурсами, взаимосвязанное и скоординированное с процессами производства и сбыта собственного предприятия и компаний-поставщиков [4, 7]. Следовательно, инициировать закупку материальных ресурсов возможно на любой последующей стадии деятельности предприятия, представленной на рисунке 1.

Глобальной задачей закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью [6, 9]. То есть управление закупками позволяет обеспечить предприятие продукцией нужного качества и количества из правильного источника, доставленной вовремя в нужное место по нужной цене.

Для успешной закупочной деятельности необходимо определить ассортимент, количество, параметры закупаемых материальных ресурсов; изучить рынок сырья и материалов, а также рынок сбыта; выбрать поставщиков материальных ресурсов; заключить договоры с поставщиками на оптимальных условиях; исполнить обязательства по договорам; скоординировать взаимодействие внутренних служб предприятия. И естественно, всегда существует необходимость совершенствования процессов управления закупками на предприятиях.

Рассмотрим проблемы закупочной логистики на примере российского малого предприятия, которое занимается ротационным формованием.

Ротационное формование или ротоформовка – это способ производства пластиковых изделий, характерными особенностями которого для России с экономической точки зрения является применение сырья, производимого в основном за рубежом, и эффективность при производстве крупногабаритных изделий. В основе процесса ротационного формования лежит изготовление полых изделий путём распределения мелкоизмельчённого полимерного материала по внутренней поверхности формы, которая вращается относительно двух осей и подвергнута температурному воздействию [14]. Следовательно, именно из-за такой технологии ротоформовка наиболее выгодна для производства крупногабаритных изделий.

Промышленность ротационного формования в России находится на стадии формирования рынка. Возможности ротационного формования, потребительские свойства изделий, получаемых ротационным формованием, мало изучены и малоизвестны. Отсутствие отечественной сырьевой базы является одной из основных причин, тормозящих развитие процесса ротационного формования в России [13]. Таким образом, выделим первую проблему: недостаточная сформированность (практически отсутствие) отечественной сырьевой базы.

Сырье для ротоформовки отличается от сырья, которое используется для производства пластиковых изделий другими методами. В России такое сырье производится малыми ограниченными партиями на одном-двух заводах в Европейской части страны, что сказывается на логистике: российский рынок данного сырья ориентирован на мировые цены, а не на внутренние. Таким образом, сформулируем вторую проблему закупочной логистики для предприятия: отсутствие значительной экономической выгоды на этапе приобретения сырья.

Так как в данной области производства мы не можем определить постоянного поставщика, то обозначим следующую проблему закупочной логистики: на сегодня отсутствует концепция сотрудничества между поставщиком и потребителем сырья (предприятием). Предприятие каждый раз вынуждено тратить дополнительные ресурсы на поиск более выгодного предложения в сфере поставки сырья, используя общие мировые данные.

Так как сырье приходится доставлять через границы и по территории не только страны, но и мира, то неизбежна следующая проблема закупочной логистики в данном виде производственной деятельности: срывы поставок из-за транспортных компаний, а также из-за непредсказуемости политических событий и форс-мажоров.

Чтобы обеспечить непрерывный поток материальных ресурсов предприятия и обеспечить рынок региона своей продукцией в данных условиях на предприятии приходится создавать и хранить достаточный запас сырья. Запасы, как известно, предполагают использование капитала, который нельзя больше куда-либо инвестировать, кроме как в сырье. Это тоже является определенной проблемой в закупочной логистике предприятия. В отсутствии концепции сотрудничества между поставщиком сырья и предприятием и, в особенности, при отсутствии постоянного поставщика, возникает необходимость всегда планировать больший объем инвестирования, чем хотелось бы.

Так как закупочная логистика отвечает за большую часть расходов предприятия, то даже относительно небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды. Инфляция, кризисные мировые явления вынуждают предприятие их учитывать в своей закупочной логистике. Это является следующей проблемой предприятия. Из-за быстрого роста темпов инфляции или из-за скачков мировых цен приходится пересматривать объем инвестиций в закупочную деятельность предприятия в сторону увеличения, что негативно отражается на общей деятельности предприятия, на получении им прибыли. Нестабильность рыночной конъюнктуры требует от предприятия гибкости и адаптивности.

Как известно, ни одно предприятие не может повлиять на внешние факторы, не зависящие от него. В качестве доказательства этому можно снова обратиться к схеме деятельности предприятия на рисунке 1. В предприятие как в систему входят потоки и выходят, но при этом предприятие контролирует процессы внутри. Поэтому для предприятий остается только путь, направленный на адаптацию к внешним условиям посредством изменения внутренних процессов.

В деятельности данного производственного предприятия в условиях обозначенных проблем важнейшее значение имеет управление закупочной деятельностью. Целостность системы закупочной логистики обеспечивается за счет единства информационной, кадровой, финансовой, организационной, экономической и прочих составляющих. И особое значение имеет наличие на предприятии автоматизированных систем анализа и учета материальных, информационных и денежных потоков, которые представляют систему закупок как единый непрерывный процесс трансформации и движения продукта труда, а также связанной с ним информацией.

Управление закупочной деятельностью будет эффективным, если будет обеспечено бесперебойное продвижение информационных потоков (точной оперативной информации) на всех уровнях управления, их своевременность и корректность. Точность оперативной информации позволит реализовать [16]:

1. Контроль за факторами макро- и микроуровня, влияющими на конъюнктуру рынка ресурсов, взаимоотношения с поставщиками и т. д.;

2. Организацию поставок материальных ресурсов, включающую:

– определение номенклатуры сырья и материалов, размеров партий и периодичности закупок исходя из показателей производственной программы;

– выбор поставщика, основанный на комплексе критериев, оценивающих различные параметры;

– определение и согласование с поставщиками условий поставки и оформление необходимой документации;

– разработку маршрутов транспортировки и определение их основных параметров;

– организацию передачи сырья и материалов в производственный процесс;

– развитие информационной службы, согласовывающей закупку, производство и сбыт.

На современном предприятии наличие логистического информационного потока, который включает в себя сбор данных, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации просто необходим. При проектировании информационных потоков выбирается рациональный путь их ведения и режим обслуживания техническими и программными средствами. В результате обеспечивается надежность материально-технического обеспечения информационных потоков. Значит, их требуется хорошо организовать, продумать и рассчитать. В отсутствие этого, эффективно функционирующее информационное обеспечение не удастся создать.

Однако в процессе производственной деятельности предприятия все еще сталкиваются со следующим рядом проблем, связанных с компьютеризацией управления информационными потоками в сфере закупочной логистики: недостаточное внимание к применению информационных технологий или полное отсутствие автоматизированных средств, большое количество ручных операций и дублирований.

Автоматизация и компьютеризация значительно ускоряют все процессы закупочной логистики, они стимулируют использование различной техники, внедрение различных программных продуктов, а также техническую модернизацию имеющихся средств систематизации информации на предприятии [2]. Приоритетным направлением в решении экономических проблем закупочной логистики становится высокий уровень возможности приспособления хозяйствующих субъектов к интересам потребителей и конъюнктуре рынка, в чем информационные системы являются главным инструментом. Поэтому в качестве решения выявленных проблем на малом предприятии отрасли ротационного формования предлагается налаживание информационной системы, ее корректировка под текущие нужды и условия или полная ее замена на более подходящую информационную систему управления закупками.

Заключение. Все возможные способы построения рациональной закупочной деятельности, включающей в себя закупки, поставку материалов и сырья, складирование, внедрение информационных систем в производство приобрели огромную значимость для предприятия. Изучение особенностей эффективного построения закупочной деятельности предприятия значительно расширяет возможности совершенствования закупочной деятельности с точки зрения рационального использования поставщиков, складских помещений, информационного обеспечения и других компонентов закупочной логистики. А планирование информационных потоков позволяет заранее определить технические возможности, необходимые для эффективной работы, а также координацию получения и обработки информации.

В настоящее время информационные технологии не стоят на месте и постоянно развиваются. В особенности те технологии, которые связаны с получением прибыли, с бизнесом. Грамотное внедрение и использование информационных систем для управления логистикой, в том числе закупочной логистикой, будут способствовать достижению краткосрочных и долгосрочных целей предприятия, выполнению планов, совершенствованию бизнес-процессов и, как следствие, будут способствовать увеличению прибыли и мотивации сотрудников.


Источники:

1. Аникин Б. А, Омельченко И. Н., Федоров Л. С., Наймарк Ю. Ю., Стерлигова А. А., Чудаков С. К., Аникин О. Б. Логистика. / Учебник. - М. : ИНФРА-М, 2019. – 320 c.
2. Володин В. М., Сергеева И. А. Инновационное развитие промышленных предприятий и информационные технологии управления // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2012. – № 1(21). – c. 175-182.
3. Денисова Н. И. Коммерческая деятельность предприятий торговли. / учеб. пособие. - М. : Магистр : ИНФРА-М, 2022. – 480 c.
4. Зарубина О. А., Новожилова Ж.С. Закупочная логистика. / учеб. пособие. - Рязань : Академия ФСИН России, 2018. – 116 c.
5. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент. / учебник и практикум для вузов. - М. : Издательство Юрайт, 2021. – 375 c.
6. Иванов М. Ю., Иванова М.Б. Логистика. / учеб. пособие. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2020. – 90 c.
7. Канке А. А., Кошевая И.П. Логистика. / Учебник. - М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. – 384 c.
8. Кузнецова М. Н. Анализ логистического менеджмента закупок // Экономический анализ: теория и практика. – 2015. – № 43(442). – c. 43-52.
9. Лобановская В. А. Понятие и сущность логистики // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты. 2015. – c. 338-341.
10. Носов А. Л. Логистика. / учеб. пособие. - М. : Магистр : ИНФРА-М, 2021. – 184 c.
11. Смирнова Е. С. Проблемы логистики и пути их решения // Научный журнал. – 2017. – № 2(9). – c. 62-64.
12. Соколов А. М. Современные проблемы логистики и пути их решения // Старт в науке. – 2020. – № 1.
13. Торлова А. С., Пикалов Е. С. Обзор технологии ротационного формования изделий из полимерных материалов // Студенческий научный форум: Материалы X Международной студенческой научной конференции. 2018.
14. Хабазин И. С., Блазнов А. Н. Технология изготовления полимерных изделий методом ротационного формования // Ползуновский вестник. – 2016. – № 4(1). – c. 204-206.
15. Чумакова Н. И., Капчегашева И. В. Проблемы логистики на предприятиях и пути их решения // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. – 2016. – № 3. – c. 154-157.
16. Шепелин Г. И. Логистика. / учеб. пособие. - М. : Альтаир МГАВТ, 2019. – 106 c.

Страница обновлена: 31.03.2024 в 11:32:59