Научно-популярный туризм как новое туристическое направление в экономике России

Крылова Е.А.1
1 Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 5 (Май 2022)

Цитировать:
Крылова Е.А. Научно-популярный туризм как новое туристическое направление в экономике России // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 5. – С. 1829-1848. – doi: 10.18334/ce.16.5.114638.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48611720
Цитирований: 9 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Глобальный экономический кризис, ставший последствием пандемии, требует поиска инновационных решений. В частности, пандемия поставила сферу туризма в целом, и малый и средний бизнес во всех странах мира на грань выживания и одновременно показала, какой огромный вклад вносит предпринимательская активность и туризм в ВВП стран мира. В условиях нестабильности международных процессов, экономического кризиса, закрытия границ в следствие пандемией, представители туристической отрасли, политики многих стран задумались, какие направления туризма необходимо развивать в условиях турбулентности, какой новый продукт может предложить бизнес. Бесспорно, туризм является важным экономическим фактором во всем мире, который способствует росту экономики и занятости. Данная работа представляет собой анализ туристического рынка России в целом, и Санкт-Петербурга в частности. В статье рассматриваются роль туризма как бизнеса, его влияние на экономику страны и региона и перспективы развития научно-популярного туризма как нового направления в российском и международном туризме, которому до настоящего времени практически не уделялось достаточного внимания. Статья может быть интересна представителям университетов и академических учреждений, представителям туристической отрасли и руководителям ведомств, отвечающим за развитие туризма.

Ключевые слова: предпринимательство, туризм, научный туризм

JEL-классификация: Z31, Z32, L83



Введение

Туризм является существенным экономическим фактором во всем мире, «моторчиком» сферы услуг, занятости, а, следовательно, и роста экономики. Влиянию туризма на экономику посвящено множество исследований в РФ и за рубежом, как его прямому воздействию (создание дополнительной стоимости), так и косвенному и индуцированному (влияние и взаимодействие с другими секторами экономики). По результатам их изучения представляются две гипотезы, которые прослеживаются в текстах как «нить Ариадны». Первая - туризм стимулирует экономический рост (Е.Н.Александрова, И.А.Панова, Д.А.Лобкин [1], С.Б.Болдырева [2], Х.Г.Брида, Д.М.Гомэз, В.Сегарра [3]). Вторая - экономический спад или рост, падение или рост доходов и изменение качества жизни населения в худшую или лучшую сторону, благосостояние населения способствует развитию туризма или падению спроса (П.Келлер [4], Б.И. Рассадин [5], А.В.Варламова [6], В.Фрейер [7], Д.М.Гамбарота, М.А.Лорда [8]).

Познавательный туризм и его направления находят отражение в теоретических и прикладных публикациях за рубежом. Например, работа С.Сулеймани, Дж. Брювер, М. Дж. Гросс, Р. Ли [9] посвящена астрономическому туризму. «Научному туризму», как отдельному направлению, посвящены российские исследования Е.А.Крыловой, [33] Н.А. Кызьюровой, [34] Д.И.Марышкина, [35] В.П.Павлова, [36] зарубежные - С. Слокум, К.Клайн, А.Холден, [10] Ф.Бурлон, Р.Салинас. [11] Обзор отечественной и зарубежной литературы позволяет с уверенность сказать об отсутствии теоретического дискурса и разработанности концепции «научно-популярного туризма» не только в России, но и во всем мире. При этом имеет место и разность подходов авторов к определению научно-популярного туризма. Таким образом, вышеизложенное позволяет говорить о том, что настоящая статья содержит все признаки научной новизны. Представленная работа посвящена обоснованию авторской гипотезы - новое направление туризма будет вносить вклад в экономику регионов РФ, создаст позитивный социальный эффект.

Целью настоящего исследования является анализ туристического рынка России и Санкт-Петербурга, описание потенциала развития научно-популярного туризма как нового направления и турпродукта через осмысление его теоретической концепции в российском и мировом туризме, как сферы международного бизнеса на пересечении науки и туризма.

С этой целью сформулированы и последовательно реализуются следующие задачи:

· описание современного состояния и развития туризма и бизнеса в мире вследствие пандемии;

· анализ ключевых показателей туристического рынка Санкт-Петербурга и РФ;

· представление потенциала развития научно-популярного туризма как бизнеса, как нового туристического направления для широких масс, которое позволит изменить восприятие не только учёного как путешественника, но и туристического бизнес - сообщества, процессов взаимодействия науки и индустрии туризма, и ее роли в развитии туристических маршрутов и направлений. [12]

Основная часть

2019 год стал годом значительного роста для мирового сектора путешествий и туризма, укрепив его роль в качестве движущей силы экономического роста и создания рабочих мест. В 2019 году, по данным UNWTO за границу совершили туристическую поездку 1,5 миллиарда человек (на 3,7 процента больше, чем в 2018 году Для сравнения: более полувека назад, в 1950 году - 25 млн. чел. [13]). «Согласно оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel & Tourism Council, WTTC), сектор «туризм и путешествия» (далее, для краткости, просто «туризм») входит в четверку наиболее крупных и быстро развивающихся секторов экономики. Оценки по 185 странам и 25 географическим регионам, выполненные Всемирным советом по туризму и путешествиям, показывают, что по своему вкладу в валовый внутренний продукт (ВВП) туризм опережает производство химикатов, автомобилей, сельское хозяйство, добычу полезных ископаемых и банковскую деятельность, уступая лишь розничной торговле, финансовым услугам и строительству. Примерно каждое десятое рабочее место в мире принадлежит туристскому сектору. (…) Всемирный совет по туризму и путешествиям прогнозирует рост туристского сектора в ближайшие 10 лет по многим показателям». [14]

Туризм во время пандемии

Пандемия-2020, следствием которой явился мировой экономический кризис, поставила сферу туризма в целом, и малый и средний бизнес во всех странах мира на грань выживания, но и одновременно показала, какой огромный вклад вносит предпринимательская активность в ВВП стран мира. В России, например, по данным за 2018 год доля малого и среднего предпринимательства в ВВП РФ составила 20,2 процента. [15] В России туризм составляет 3,9% ВВП страны по сост. на 2018 год. [16]

Всемирный совет по туризму и путешествиям выпускает отчеты о влиянии путешествий и туризма на экономику и занятость для 185 стран/экономик и 25 географических или экономических регионов мира. Эти отчеты совместно с Oxford Economics являются важным инструментом, помогающим нам вооружить органы государственного и частного секторов неопровержимыми доказательствами огромной ценности, которую путешествия и туризм привносят в экономику, чтобы их политические и инвестиционные решения поддерживали наш сектор. До пандемии на долю путешествий и туризма (включая их прямое, косвенное и индуцированное воздействие) приходилось 1 из 4 всех новых рабочих мест, созданных в мире, 10,6% всех рабочих мест (334 млн.) и 10,4% мирового ВВП (США). 9,2 триллиона долларов). Между тем, расходы иностранных посетителей в 2019 году составили 1,7 трлн. долларов США (6,8% от общего объема экспорта, 27,4% от мирового экспорта услуг). Последние ежегодные исследования WTTC показывают: Сектор путешествий и туризма понес убытки в размере почти 4,5 трлн. долларов США и достиг 4,7 трлн. долларов США в 2020 году, при этом вклад в ВВП сократился на ошеломляющие 49,1% по сравнению с 2019 годом; по сравнению с падением ВВП мировой экономики на 3,7% в 2020 году. В 2019 году доля сектора путешествий и туризма в мировом ВВП составила 10,4%; доля, которая снизилась до 5,5% в 2020 году из-за продолжающихся ограничений на мобильность. В 2020 году было потеряно 62 миллиона рабочих мест, что составляет падение на 18,5%, в результате чего в глобальном секторе осталось всего 272 миллиона рабочих мест по сравнению с 334 миллионами в 2019 году. Угроза потери рабочих мест сохраняется, поскольку многие рабочие места в настоящее время поддерживаются государственными схемами софинансирования и сокращенными рабочими часами. Без полного восстановления сферы Travel & Tourism многие рабочие места могут быть потеряны. Расходы внутренних туристов сократились на 45%, в то время как расходы иностранных туристов снизились на беспрецедентные 69,4%. [17]

В условиях нестабильности международных процессов, экономического кризиса, закрытия границ в 2020 году, связанного в пандемией, более актуальным стал вопрос, какие направления туризма необходимо развивать в условиях турбулентности, какой новый продукт может предложить бизнес.

Организация Объединенных Наций также заявила, что тесно сотрудничает с международными организациями, правительствами и частным сектором в целях содействия восстановлению туристического сектора, от которого зависят миллионы малых предприятий и рабочих мест. По информации ООН, снижение спроса в сфере туризма негативно сказалось на экономике государств, доходах населения и усилиях по достижению целей в области устойчивого развития. Всемирной туристской организацией был выпущен пакет руководящих указаний для государств-членов по восстановлению экономики, маркетингу и рекламе, а также укреплению институтов и повышению их устойчивости. [18]

Новые направления мирового туризма

Принимая во внимание огромный научно-образовательный и туристический потенциал РФ, можно сделать вывод о необходимости, помимо уже реализуемых программ и проектов, интенсивно развивать и научно-популярный туризм как отдельное направление на пересечении туристического бизнеса и науки.

В основу исследований имеющихся проблем, современного состояния и перспектив развития научно-популярного туризма в Санкт-Петербурге и в России лег и собственный предпринимательский опыт в процессе развития этого направления. [37] Предпринимательство и туризм, в частности, как уже было сказано выше, вносят огромный вклад в ВВП стран мира.

«Спрос на необычные направления влечет за собой глобальную конкуренцию стран и регионов в целях привлечения туристов. Представляется, что международная туристическая конкурентоспособность стран зависит как от специфических для туристкой отрасли факторов, так и от общих условий бизнес-среды (…)». [1]

Обзор туризма Российской Федерации

В сфере туризма задействовано значительное число людей и компаний, обеспечивающих функционирование туристической отрасли. Это представители поисковых машин Google, Yandex и пр., онлайн-турфирмы, сфера IT, обеспечивающая их функционирование, офлайн туристические фирмы, консолидаторы (агрегаторы поиска и брони авиа- и жд- билетов), представители сферы транспорта и пассажирских перевозок (паромы, автобусы, железнодорожный транспорт, авиакомпании), сервисы по аренде личного транспорта, организаторы тура (экскурсионные бюро, турфирмы), которые готовят информацию о местных достопримечательностях, ресторанах, развлекательной программе; сфера развлечений и отдыха, музеи и выставочные залы; сфера торговли; агентства, обеспечивающие бронирование в отелях и предоставление услуг для заказчика на месте, куда турист отправляется в путешествие. Система сопровождается сетью транзакций и деятельностью банков и различных провайдеров на каждом из этапов бронирования тура.

«Туризм относится не к сырьевой сфере, а к сфере услуг, и его развитие имеет большое значение для нашей страны, особенно на фоне мирового падения цен на сырьевые ресурсы»,- сообщил глава Ростуризма Олег Сафонов. [20] Ростуризмом была отмечена необходимость федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию внутреннего и въездного туризма. С 2019 года доля туризма в ВВП страны должна увеличиться до 5% к 2025 году. Представляя концепцию новой ФЦП в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), глава Ростуризма отметил, что целевая установка программы – рост объемов сферы туризма темпами, в два раза опережающими рост экономики в России. В настоящее время, по данным Ростуризма, доля туризма в ВВП РФ не превышает 3,4%, тогда как в мире в среднем она составляет до 10%. [21]

Заместителем министра экономического развития РФ С.Галкиным также была отмечена необходимость увеличения вклада туризма в ВВП РФ. Среди других целей, которые были поставлены Минэкономразвития-рост показателей турпотока и инвестиций в отрасль. По его словам, туристический поток должен увеличиваться как в существующих точках притяжения, так и на новых направлениях. Также важен рост государственных и частных инвестиций. Кроме этого, одна из задач состоит во вхождении России в десятку самых популярных туристических направлений по версии Всемирной туристической организации (UNWTO). [22]

В таблице 1 представлено количество въездных туристов в РФ с 2014 года по первое полугодие 2020 года включительно.

Таблица 1

Количество туристов в РФ с 2014 по 2021 гг.

Количество туристов, млн./ год.
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
Въездные
25,4
26,8
24,5
24,3
24,5
24,4
9,7
0,28
Источник: составлено по Росинфостат, Росстат, аналитическая служба АТОР [23]

За условную «точку отсчета» был взят 2014 год - год значительных геополитических изменений и последующего периода введения санкций, как в отношении РФ, так и в отношении ЕС.

Таблица 2

Количество въездных и выездных туристов РФ с 2019 по 2021гг.

Год
Въездные иностранные туристы
Выездные туристы РФ за рубеж
2019
24 419 000
45 330 000
2020
9 700 00
14 140 027
2021
288 300
21 413 573
Источник: составлено по Росинфостат, аналитическая служба АТОР [24]

Для сравнения в таблице 2 были использованы данные за 2019 год, поскольку, как уже было сказано в начале статьи, 2019 год стал годом значительного роста для мирового сектора путешествий и туризма и за 2020 и 2021 пандемические годы. «Стоит отдельно отметить, что цифра в 9,7 млн визитов иностранцев в Россию в 2020 году никак не характеризует количество посетивших нашу страну иностранных туристов. Из статистики Погранслужбы ФСБ РФ следует, что 96,5% из этих 9,7 млн иностранных граждан въехали в РФ с не с туристическими, а с преимущественно частными, а также деловыми, рабочими, учебными целями или как обслуживающий персонал транспортных средств (поездные бригады, экипажи морских и воздушных судов, водители грузовиков и пр.). Как туристы в Россию в 2020 году въехали всего от всех 3,5% иностранцев». [25]

Также как и следует из таблицы 2, число въездных туристов почти в 2 раза ниже числа выездных. Следовательно, необходимо повышать привлекательность страны как туристического направления для въездного туризма.

Обзор туристического рынка Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург, как туристическое направление, хорошо известен в России и за рубежом. Туризм является важной отраслью экономики города и поэтому путешествие в город на Неве является важным с точки зрения организации приема туристов, путешественников и гостей из-за рубежа и регионов России. Именно от хорошо организованного отдыха будет зависеть впечатление гостей от города. Северная столица привлекательна не только богатым историко-архитектурным наследием, ее пригородами -Пушкин, Павловск, Петергоф, Стрельна, Кронштадт, Ломоносов, которые дополняют город на Неве, но и разнообразием достопримечательностей и тематических туров.

Основные показатели туризма Санкт-Петербурга

Таблица 4.

Количество туристов в Петербурге с 2014 по 2021 гг.

Год
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
Количество туристов, млн.
6,3
6,5
6,9
7,5
8,2
10,4
2,9
6,0
Иностранные
2,7
2,8
2,8
3,6
3,9
4,9
0,5
0,25
Российские
3,6
3,7
4,1
3,9
4,3
5,5
2,4
5,75
Источник: составлено по данным официального сайта Администрации Санкт-Петербурга. Статистика. Развитие туристского рынка, РИА НОВОСТИ, системы обмена туристской информацией. [27]

В целом, исходя из вышеприведенных данных, прослеживается тенденция увеличения числа и внутрироссийских туристов, количество которых за последние три года было выше числа иностранных туристов. Поэтому, в свете имеющихся ограничений, до полного восстановления туристического потока и авиасообщения с зарубежными странами, можно сделать акцент на развитии внутрироссийского туризма. Как и прогнозировалось, на фоне эпидемиологической обстановки и связанных с ней ограничений, туристический поток в Петербурге в 2020 году снизился от 70% до 80%. [28]

Характеристика ключевых акторов и новых акторов на туристическом рынке Санкт-Петербурга

Количество турфирм и турагентств в Санкт-Петербурге составляет порядка 390 компаний, которые специализируются на въездном туризме, 247 компаний - на выездном. [29] В связи с падением туристической отрасли по причине Covid-19, ожидается закрытие до 50% компаний. Средняя продолжительность пребывания туриста в Санкт-Петербурге в 2019 году составляла от 3 до 5 дней, средний объем расходов за поездку – порядка 36,4 тыс. рублей. Общий объем вклада туризма в экономику Санкт-Петербурга (совокупные расходы туристов в городе) за 2019 год составил порядка 375 млрд. рублей. По оценочным данным доля туризма в ВРП Санкт-Петербурга по итогам 2019 года составила 4,4% или 208,2 млрд. руб, что сопоставимо с долей строительного рынка в ВРП города. Общий объем потребления платных услуг в сфере туризма (услуги гостиниц и средств размещения, услуги турфирм) по итогам 2019 года составил в объеме более 31 млрд рублей). [30]

На сегодняшний день город предлагает следующие тематические направления туризма: культурный туризм, медицинский туризм, лечебно-оздоровительный туризм, экологический туризм, гастрономический туризм, религиозный туризм, семейный туризм, романтический туризм, свадебный туризм, промышленный туризм, тематические кварталы Петербурга, аграрный туризм. [26]

Благодаря совместной работе с Комитетом по развитию туризма Правительства Санкт-Петербурга по продвижению научно-пулярного туризма удалось дополнить палитру туризма новым направлением, которому посвящен раздел «Научный туризм» на городском портале «Visit Petersburg». [39]

Санкт-Петербург - один из крупнейших научно-технических центров России и мира. По данным паспорта Петербурга на 2015 год, в городе сосредоточено более 10% научного потенциала страны: более 350 научных организаций, в том числе около 70 организаций Российской Академии Наук, более 250 государственных организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, научных центров. [40]

Научно-популярный туризм как новое туристическое направление в РФ

Общая статистика сферы туризма в России показывает тенденцию его снижения в свете пандемии и именно поэтому научно-популярный туризм может стать шансом на увеличение туристического потока в РФ, создание новых туристических маршрутов и туристического продукта, как для внутреннего, так и для въездного туризма.

До настоящего времени в России не существовало научно-популярного туризма как туристического направления, поэтому отсутствует официальная статистика по этому направлению. Бизнес - проект автора статьи стал в 2015 году первым не только в Санкт-Петербурге, но и в России. Большую актуальность и востребованность он получает и в свете недавнего поручения Президента РФ о развитии научно-популярного туризма в России от 11 февраля 2022 года. [38] План мероприятий по развитию данного направления, согласно поручению, будет включен в нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». Более того, изначально проект «Научный туризм» был поддержан Российской Академией Наук. С 2015 года в этом направлении ведется и научно-исследовательская работа, созданы маршруты и проводятся научно-популярные туры совместно с учеными РАН.

Ранее, в мае 2020 года Президентом РФ была определена необходимость развития внутреннего туризма в России, создания новых маршрутов и направлений для путешествий. [19]

В ситуации сокращения туристического потока и ограничений, связанных с распространением вируса Covid-19, представителям туристической отрасли стоит задуматься о новых туристических продуктах и направлениях, более нишевых, узкоспециализированных, менее массовых, но более устойчивых и прибыльных. Таким может стать новый туристический продукт «Научно-популярный туризм». Независимо от политического развития страны или спада экономической активности, сферы науки и туризма обладают большим потенциалом.

Отличительной особенностью такого туризма от обычного является ориентированная по интересам программа, которая может включать, в первую очередь, тематическое посещение образовательных, научных и иных профессиональных учреждений, лабораторий, обсерваторий, встречи с российскими учёными и специалистами, а также и культурную программу. Другой интересной составляющей программы может быть и участие в экспедициях, организуемых по линии различных учреждений.

Особый интерес данный проект может представлять для российских студентов и школьников в плане профессиональной ориентации. Все это будет содействовать привлечению как внешних, так и внутренних источников финансирования.

Научно-популярный туризм представляет собой совершенно новую форму бизнеса на стыке туристической деятельности и науки. В своей работе мы четко определяем нашу аудиторию (турист-учёный или учёный-турист), создаем продукт под её потребности и ищем подход к сотрудникам академических учреждений, выявляя организационные, юридические проблемы, решая административные вопросы, вступая в диалог с органами власти.

Особенностью бизнеса является и его страновая принадлежность: в каждой отдельной стране форма его организации, налогообложение, упрощение системы налогообложения и прозрачность административных согласований будет решать ключевую роль. Но сегодня мы считаем, что данная форма предпринимательской активности и проект дополнит всю палитру предлагаемых продуктов на рынке туризма Санкт-Петербурга, и России в целом. Он может иметь как внутреннее так и международное направления развития,. Поэтому мы считаем необходимым найти механизмы для его успешной реализации и развития.

Таким образом, обобщая вышесказанное, научной новизной исследования является представление данного направления, как нового туристического направления в России, его определение как тематические путешествия, включающие в себя не только посещение научных, образовательных и иных учреждений, достопримечательностей, связанных с наукой и ее историей, но также и культурную программу. Именно поэтому Санкт-Петербург имеет все шансы стать центром научно-популярного туризма в России.

Какое место на туристическом рынке может занять научно-популярный туризм

Прямой вклад отрасли туризма в ВРП города в 2019 году составил 4,4% или 209 млрд. рублей, что сопоставимо, к примеру, с деятельностью в сфере строительства в Санкт-Петербурге. При этом туризм дает самый большой мультипликативный эффект: он обеспечивает работой большое количество смежных отраслей - сферу торговли и услуг, дает клиентов ресторанам, кафе, транспорту, гостей для учреждений культуры и многих других организаций, а также дает толчок развития новых креативных пространств и целых территорий города, что раньше не всегда было так очевидно. Отрасль обеспечивает рабочими местами не менее 100 тыс. человек. По оценочным данным, с учетом мультипликативного эффекта, доля туризма в ВРП в 2019 году составила 6%. В прошлом году рост ВРП туризма достиг максимального за последние пять лет значения – 124,1%, что в 4,8 раза больше роста ВРП Санкт-Петербурга в целом. [31] По официальным данным, за четыре года поток иностранных туристов в город увеличился почти в 2 раза. Если в 2015 году их было 2,8 млн, то в 2019 году - уже 4,9 млн. С точки зрения валютных поступлений в течение последних пяти лет отрасль туризма в Санкт-Петербурге увеличила объем экспорта более чем в 2 раза (в 2019 году – 3,14 млрд долл.) и стабильно составляет в структуре экспорта города более 10% (в 2019 году – 12,5%). При этом доля туризма составляет практически половину несырьевого экспорта Санкт-Петербурга (в 2019 году – 44,5%). [31]Таким образом туризм – это существенная экономическая часть жизни города и один из главных драйверов его развития.

Научно-популярный туризм является нишевым и специализированным. Нашей целевой аудиторией являются как представители компаний, государственных органов, так и научные сотрудники и студенты, которые направляются на конференции, симпозиумы, в научные туры или экспедиции с учёными. Также, другим, наиболее востребованным, как показывает практика, является научно-популярный туризм с экскурсионными программами для широких масс.

Принимая во внимание огромный научно-образовательный и туристический потенциал страны, предлагаем развивать данное направление как отдельное, новое направление в сфере науки и туризма России.

Новые участники рынка в свете развития научно-популярного туризма

Развитие этого направления может заключаться в продуктивном взаимодействии частного и государственного секторов. Научно-популярные туры в России могут разрабатываться совместно с институтами РАН, университетами и другими учреждениями, тем самым внося вклад в развитие региональной экономики. Масштабы и перспективы развития научно-популярного туризма как нового направления туристического бизнеса вполне очевидны.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что состояние данной отрасли туризма - «научно-популярный туризм» представляет собой лишь разрозненные инициативы, разбросанные по всему миру.

Выводы

Во-первых, на основании открытых данных было показано, какой вклад в экономику страны вносит предпринимательская деятельность и насколько велик вклад туризма как бизнеса в устойчивость развития экономики регионов и стран. Пандемия 2019-2020 гг. и сопутствующие локдауны по всему миру наиболее ярко показали это.

Во-вторых, была представлена уникальная концепция «научно-популярного туризма», который может иметь большое значение для развития туризма Санкт-Петербурга и других регионов Российской Федерации. Разработка проекта имеет большое практическое значение в силу объединения сферы науки и туризма, предлагая новые направления внутреннего и въездного международного туризма. Проект также имеет значительный социальный эффект. Научно-популярный туризм предоставляет жителям и гостям России познакомиться с ее уникальными местами и людьми, представляет туриста как возможного будущего учёного или учёного как туриста, открывая новые локации, объединяя академическое сообщество и туризм, привлекая внимания к проблемам науки и высшего образования. Это направление может рассматриваться как одна из форм повышения привлекательности науки и учёбы в регионах России, так и как будущая профессиональная ориентация для школьников. Имея практический опыт реализации научно-популярного туризма в Санкт-Петербурге во время пандемии, мы с уверенностью можем говорить о его позитивном развитии в России в условиях имеющихся ограничений, что, безусловно, имеет положительные социальные последствия, позволяет развивать туризм в регионах РФ, оказывает позитивное влияние на общество и на имидж России за рубежом, как открытого и современного государства, готового к сотрудничеству.

В-третьих, практическую ценность статьи придает наличие предпринимательского опыта автора в процессе реализации проекта «Научно-популярный туризм». Кроме того, практическая значимость исследования заключается в анализе устойчивого развития рынка туризма в Санкт-Петербурге в свете разработки нового туристического направления, позволяющего увеличить, как внутренний, так и международный въездной туризм в РФ. Настоящая статья может быть рассмотрена в качестве экспертных рекомендаций для государственных органов власти регионального и федерального уровней в концепции развития данного направления не только в Санкт-Петербурге, но и РФ.


Источники:

1. Александрова Е.Н., Панова И.А., Лобкин Д.А. Факторы и направления развития международного туризма: ориентиры для государственной политики // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 2. – c. 292-295.
2. Болдырева С.Б. Влияние туризма на социально-экономическое развитие региона: обобщение российского и зарубежного опыта // Региональная экономика: теория и практика. – 2018. – № 5(452). – c. 972-988. – doi: 10.24891/re.16.5.972.
3. Brida J.G., Gomez D.M., Segarra V. On the empirical relationship between tourism and economic growth // Tourism Management. – 2020. – p. 104131. – doi: 10.1016/j.tourman.2020.104131.
4. Келлер П. Влияние мировых кризисов на туризм // Вестник РМАТ. – 2013. – № 3. – c. 17-20.
5. Рассадин Б.И. Развитие туризма в России и финансовые возможности населения // Сервис plus. – 2018. – № 1. – c. 10-22. – doi: 10.24411/2413-693X-2018-10102.
6. Варламова А.В. Туризм как индикатор качества жизни населения: социологический анализ // Сервис plus. – 2014. – № 4. – c. 68-75. – doi: 10.12737/6469.
7. Freyer W. Tourismus: Einführung in die Fremdenverkehrsökonomie. - Munchen, Oldenburg: Wissenschaftsverlag GmbH, 2011. – 577 p.
8. Gambarot D.M., Lorda M.A. Tourism as a strategy for local development // Revista Geografica Venezolana. – 2017. – № 2. – p. 346-359.
9. Soleimani S., Bruwer J., Gross M.J., Lee R. Astro-tourism conceptualisation as special-interest tourism (SIT) field: a phenomonological approach // Current Issues in Tourism. – 2019. – № 18. – p. 2299-2314. – doi: 10.1080/13683500.2018.1444021.
10. Slocum S., Kline C., Holden A. Scientific Tourism. Researchers as Travellers. / 1st Edition. - London: Routledge, 2015. – 212 p.
11. Bourlon F., Salinass R.T. Scientific tourism, a tool for tourism development in Patagonia. Conference: Seconde Université Internationale d’hiver, LabEx ITEM - Innovation et Territoires de Montagne. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/310767029_Scientific_tourism_a_tool_for_tourism_development_in_Patagonia.
12. Economic Impact Reports. The World Travel & Tourism Council (WTTC). [Электронный ресурс]. URL: https://wttc.org/Research/Economic-Impact (дата обращения: 12.04.2022).
13. Пандемия короновируса. Влияние на туризм. Федеральное министерство экономики и защиты климата ФРГ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Dossier/tourismus.html (дата обращения: 17.08.2021).
14. Аистов А.В., Николаева Т.П. Гипотеза о стимулирующем воздействии туризма на ВВП // Прикладная эконометрика. – 2019. – № 4(56). – c. 5-24. – doi: 10.24411/1993-7601-2019-10014.
15. Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП РФ. ЕМИСС государственная статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/59206 (дата обращения: 12.06.2021).
16. Официальная статистика. Предпринимательство. Розничная торговля, услуги населению, туризм. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/folder/23457 (дата обращения: 16.07.2021).
17. Economic Impact Reports. World Travel & Tourism Council (WTTC). [Электронный ресурс]. URL: https://wttc.org/Research/Economic-Impact (дата обращения: 12.07.2021).
18. Короновирус. Оон. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/coronavirus (дата обращения: 16.07.2021).
19. Путин поручил форсировать развитие внутреннего туризм. Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/05/07/putin-poruchil-forsirovat-razvitie-vnutrennego-turizma.html (дата обращения: 11.07.2020).
20. Доля туризма в ВВП России почти в семь раз меньше среднемирового значения. Парламентская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/economics/2016/01/20/dolya-turizma-vvvp-rossii-pochti-vsem-raz-menshe-srednemirovogo-znacheniya.html (дата обращения: 11.07.2020).
21. Ростуризм: доля туризма в ВВП страны к 2025 году должна достичь 5%. Интерфакс-Туризм. [Электронный ресурс]. URL: https://www.russiatourism.ru/content/9/section/85/detail/13464 (дата обращения: 17.07.2020).
22. Минэкономразвития РФ поставило цель повысить долю туризма в ВВП до 6%. РИА-новости. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20190522/1554792421.html (дата обращения: 14.07.2020).
23. Число въездных туристских поездок. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/business/torg/tur/tab-tur1-1.htm (дата обращения: 11.07.2020).
24. Туризм и туристические фирмы по данным Росстат. Росинфостат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfostat.ru/turizm (дата обращения: 13.07.2020).
25. Въездной турпоток в Россию в 2020 году рухнул на 93,4%. Атор. [Электронный ресурс]. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/54327.html (дата обращения: 14.04.2022).
26. Тематический туризм в Санкт-Петербурге. Visit Petersburg. [Электронный ресурс]. URL: https://www.visit-petersburg.ru/ru/thematic_tourism_in_petersburg (дата обращения: 11.07.2020).
27. Развитие туристского рынка. Статистика. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_tourism/statistic (дата обращения: 14.07.2020).
28. Число посетивших Санкт-Петербург туристов в 2020 г может снизиться на 70%. Рамблер путешествия. [Электронный ресурс]. URL: https://travel.rambler.ru/news/44641130-chislo-posetivshih-sankt-peterburg-turistov-v-2020-g-mozhet-snizitsya-na-70-vlasti/?article_index=1&updated (дата обращения: 15.07.2020).
29. Количество туристских предприятий, работающих в регионе Санкт-Петербург. Система обмена туристской информацией. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nbcrs.org/regions/sankt-peterburg/kolichestvo-turistskikh-predpriyatiy-rabotayushchikh-v-regione (дата обращения: 11.07.2020).
30. Развитие туристского рынка. Статистика. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_tourism/statistic (дата обращения: 27.06.2021).
31. Туризм в экономике Петербурга. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_tourism/news/190533 (дата обращения: 27.06.2021).
32. Туризм и туристические фирмы по данным Росстатa. Росинфостат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfostat.ru/turizm (дата обращения: 27.06.2021).
33. Крылова Е.А. Развитие научного туризма в Северо-Западном регионе РФ // Будущее науки в Санкт-Петербурге: Сборник трудов Региональной молодёжной научной конференции. Санкт-Петербург, 2021.
34. Научный туризм на Полярном Урале как пример возможного сотрудничества в Арктическом регион // Полярные чтения на Ледоколе «Красин». – 2020. – c. 392-400.
35. Марышкин Д.И. Организация научного туризма на научно-учебном полигоне «Сарма» в Приольхонье // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Науки о Земле. – 2016. – c. 66-76.
36. Павлов В.П. Научный туризм: накопленный опыт и перспективы Развития. Международная туристская академия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.intacadem.ru/statji/nauchnyy-turizm-nakoplennyy-opyt-i-perspektivy-razvitiya.html (дата обращения: 17.04.2022).
37. Страница стартапа «Научный туризм». Вконтакте. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/scientific_tourism (дата обращения: 19.04.2022).
38. Поручение Президента РФ Пр-290, п.4б о развитии научно-популярного туризма. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/67752#assignment-22 (дата обращения: 11.02.2022).
39. Научный туризм. Тематический туризм в Санкт-Петербурге. Туристский портал Санкт-Петербурга Visit Petersburg. [Электронный ресурс]. URL: https://www.visit-petersburg.ru/thematic_tourism/nauchnyy-turizm (дата обращения: 19.04.2022).
40. Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга- 2030. Администрация Санкт-Петербурга. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2016/02/25/Big_RUS_05-05.pdf (дата обращения: 20.04.2022).
41. Туризм и туристические фирмы по данным Росстата. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfostat.ru/turizm (дата обращения: 11.07.2020).
42. В 2017 году Санкт-Петербург принял рекордное количество туристов. РИА-новости. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20180327/1517368112.html (дата обращения: 14.07.2020).
43. Туризм в цифрах. Система обмена туристской информацией. Санкт-Петербург. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nbcrs.org/regions/sankt-peterburg/statistics (дата обращения: 14.07.2020).
44. Krylova Е.А. «Reboot» of world tourism: scientific tourism // Интернаука. – 2021. – № 4-3(180). – p. 43-48.
45. Крылова Е.А. Перезагрузка мирового туризма: научный туризм // Власть и общество. – 2021. – № 2(22). – c. 4-10. – doi: 10.32743/2658-4077.2021.2.22.427.
46. Крылова Е.А. Научный туризм как одна из форм научной дипломатии РФ // Аллея науки. – 2018. – № 2(18). – c. 365-369.
47. Krylova E.A. Scientific tourism in saint-petersburg // Modern Science. – 2018. – № 2. – p. 155-156.

Страница обновлена: 30.01.2024 в 17:54:21