Разработка методики оценки эффективности реализации инновационной стратегии санаторно-курортной сферы
Сметанина А.И.1
1 Вятский государственный университет
Ключевые слова:
фактор, инновация, инновационная стратегия, нематериальное производство, факторы внешней среды, факторы внутренней средыJEL-классификация: O31, O33, L83

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Введение
Наиболее уязвимой и специфичной сферой является сфера нематериального производства, для которой необходимо создавать новые механизмы для инновационного развития [5,c. 25]. Проблема создания новых механизмов инновационного развития для сфер нематериального производства, а в данном конкретном случае для организаций санаторно-курортной сферы на сегодняшний день наиболее актуальна в связи с высоким темпом развития инновационной сферы в целом.
Наиболее остро проблема влияния факторов внешней среды, которые являются компонентами проектирования механизмов оценки эффективности реализации инновационной стратегии рассмотрена в частности для санаторно-курортного сектора в нормативно-правовых документах [1,9].
Большинство текущих экономических процессов протекает на фоне неопределенности и нестабильности внешней среды, вследствие этого, повышается риск невыполнения поставленных целей и следовательно, задач [9]. Принятие стратегического решения в управлении инновационными процессами в этих условиях предусматривает выбор наиболее результативного варианта прогнозирования на основе полученной информации о текущем состоянии внешней и внутренней среды коммерческой организации [6, с. 47].
Проблему создания и использования инновационной стратегии рассматривали многие авторы. Важным элементом в формировании стратегии инновационного развития организаций играют факторы, благоприятные и неподходящие для данного процесса. В свою очередь факторы являются информационной базой для проведения прогнозно-аналитических работ, являющихся предпосылкой разработки мероприятий, способствующих развитию в инновационном аспекте [1]. Стратегический подход к анализу факторов предполагает их структурирование в соответствии с уровнем влияния на результат инновационного развития организации [12; 18 с. 150, 19 с. 25-29].
Целью статьи является создание методики, которая будет регулировать процесс формирования механизма инновационной стратегии для организаций санаторно-курортной отрасли.
В статье был применён анализ и синтез статистических данных, факторный анализ, включающий определение весовых коэффициентов. В рамках исследования также была использована матрица состава экспертной группы, шкала отношений МАИ.
Гипотеза статьи заключается в обосновании зависимости выбора стратегии организации санаторно-курортного сектора от ряда специфических факторов внешней, внутренней среды, текущего уровня конкурентоспособности и инновационной деятельности.
Непроизводственная сфера является специфической сферой, именно поэтому необходимо адаптировать предыдущие разработки механизмов для инновационных стратегий и создать оптимальную методику оценки. Это определяет наличие научной проблемы.
Описание и оценку организаций непроизводственной сферы экономики следует начать с анализа текущей ситуации, имеющихся ресурсов и ограничений. Как и для любой организации, факторы следует поделить на внешние и внутренние.
Внешние факторы оказывают воздействие на эффективность инновационных стратегий развития организации. Это культурные, технологические, политико-правовые, социальные, природно-географические экономические, характеризующиеся тем, что нет возможности контролировать их и получать от них же обратную связь [12, с.47].
Экономические факторы влияют на финансовое положение организации, её конкурентоспособность. Социальные факторы, которые влияют на эффективность стратегии: демографическая структура населения, продолжительность жизни населения, уровень заболеваемости населения, экономическое поведение людей. Это обусловлено спецификой отрасли и определением целевой аудитории и её ядра. Из природно-географических факторов складывается специализация организации. Одна из составляющих технологических факторов, государственная политика в области научно-технической политики, выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности [1].
Вторая большая группа факторов – внутренние. В отличие от внешних факторов, они поддаются контролю и корректировке. К ним относятся:
· Кадры. От их классификации и мотивации напрямую зависит эффективность работы организации. Психологический климат в коллективе отражает особенности поведения и взаимодействий в коллективе;
· Организационно-управленческие факторы. Стратегия развития организации – система целей и задач организации, а также способов и действий, направленных на их достижение;
· Инфраструктура. Наличие и текущее состояние инфраструктуры, благоустройство территории, транспортная доступность [4, c.100];
· Процесс. Под данной группой факторов подразумеваются процессы обслуживания, с которыми сталкиваются потребители услуг;
· Маркетинговые факторы. Способствуют узнаваемости среди потребителей и потенциальных потребителей [12, c.50; 13, с.42].
Проблемы оценки реализации инновационной деятельности, в санаторно-курортных организациях в том числе, описаны в концепциях зарубежных и отечественных учёных соответственно, Р.Дж. Шиллера, Е.В. Онищенко, Н.А. Сердюковой, М.М. Илий и других [7, с.125; 9 с.27; 23]. Потребность в создании такого рода методики была вызвана тем, что существующие разработанные методики акцентируют своё внимание на организации материального производства. Санаторно-курортные организации, являясь компонентом нематериальной сферы, в некоторой мере обладают недостаточной научной проработкой.
Так, в научных источниках представлены в основном методики, основывающиеся на производственной [8,с.125;20,c.150], коммерческой сферах [19,c.36-39]. Данные методики направлены на оценку материальной сферы и охватывают не все группы факторов. В то же время разрабатываемая авторами методика будет иметь в совокупности четыре группы факторов. Помимо внешних и внутренних факторов, описанных выше, представлены факторы конкурентоспособности и риска инвестиционной привлекательности.
Методика выбора альтернативных стратегий инновационного развития делится на несколько этапов.
1 этап. Чтобы оценить явные стратегические альтернативы инновационного развития необходимо определиться с коэффициентами критериев факторов внешней и внутренней среды, которые оказывают влияние на эффективность реализации инновационной стратегии. Далее определяем факторы риска инвестиций, факторы конкурентоспособности. Примерами для определения альтернативных стратегий станут три объекта санаторно-курортной сферы Кировской области (таблица 5). Данные организации являются лидерами по развитию санаторно-курортных услуг. Выбраны исходя из высокой популярности среди потребителей, лидирующего положения по объёмам выручки за 2021 год.
2 этап. Формируется точный состав экспертной группы, чтобы оценить важность факторов внутренней среды и факторов внешней среды организации. Далее разрабатывается анкета для опроса экспертной группы. Состав экспертной группы представлен в таблице 1, анкета представлена в таблице 2.
Таблица 1 – Состав экспертной группы
Категории экспертов |
Численность, чел.
|
В том числе
| ||||||||
Образование
|
Стаж, лет
|
Сфера деятельности
| ||||||||
высшее
|
до 3-х
|
от 3 до 8
|
более 8
|
Пищевая промышленность
|
Сельское хозяйство
|
Сфера оптовой и розничной торговли
|
Сфера услуг
|
Сфера маркетинговых и консалтинговых услуг
| ||
Научные работники
|
3
|
3
|
-
|
2
|
1
|
-
|
-
|
-
|
1
|
2
|
Руководители предприятий
|
8
|
8
|
-
|
3
|
5
|
1
|
2
|
-
|
3
|
2
|
Специалисты
финансово-экономической службы
|
2
|
2
|
-
|
-
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Менеджеры высшего звена
|
9
|
9
|
2
|
2
|
5
|
2
|
4
|
3
|
-
|
-
|
Менеджеры
гос.управления
|
4
|
4
|
-
|
2
|
2
|
2
|
1
|
-
|
-
|
1
|
Итого
|
26
|
26
|
2
|
9
|
15
|
7
|
7
|
3
|
4
|
5
|
Таблица 2 – Анкета «Сравнительная характеристика внешней группы (на примере политико-правового сегмента)»
Источник: составлено автором
Политико-правовые факторы
| ||||
|
Ориентация на
рыночное регулирование экономики
|
Проявление лобби в
органах власти
|
Нормативно-правовая
база
|
Госрегулирование
отрасли
|
Ориентация
на рыночное регулирование экономики
|
1 |
|
|
|
Проявление
лобби в органах власти
|
-
|
1
|
|
|
Нормативно-правовая
база
|
-
|
-
|
1
|
|
Госрегулирование
отрасли
|
-
|
-
|
-
|
1
|
Таблица 3 – шкала отношений МАИ.
Источник: составлено автором на основе источника [3]
Степень важности
|
Определение
|
Пояснение
|
1
|
Одинаковая значимость
|
Два действия вносят одинаковый
вклад в достижение цели
|
3
|
Некоторое преобладание значимости
одного действия над другим
|
Опыт и суждение дают легкое
предпочтение одного действия над другим
|
5
|
Существенная или сильная
значимость
|
Опыт и суждение дают сильное
предпочтение одного действия над другим
|
7
|
Очень сильная или очевидная
значимость
|
Предпочтение одного фактора над
другим очень сильное, его превосходство практически явное.
|
9
|
Абсолютная значимость
|
Свидетельство в пользу одного
действия другому в высшей степени убедительно
|
2, 4, 6, 8
|
Промежуточные значения
|
Ситуация, в которой необходимо
компромиссное решение
|
Таблица 4 – Парные сравнения для определения весовых коэффициентов. Источник: составлено автором на основе источника [3]
1. Определения весовых коэффициентов факторов
внешней среды
| |||||||||||||||||||||||||||
|
А1
|
А2
|
А3
|
А4
|
Сумма
|
Коэффициент
|
|
А5
|
А6
|
А7
|
А8
|
Сумма
|
Коэффи
циент | ||||||||||||||
Политико-правовые факторы
|
Социальные факторы
| ||||||||||||||||||||||||||
А1
|
1
|
3,37
|
1,8
|
12,11
|
18,28
|
0,389
|
А5
|
1
|
7,25
|
5,25
|
7,34
|
20,84
|
0,383
| ||||||||||||||
А2
|
|
|
|
|
|
|
А6
|
5,38
|
1
|
0,49
|
1,82
|
8,69
|
0,160
| ||||||||||||||
А3
|
3,16
|
1
|
4,07
|
5
|
13,22
|
0,281
|
А7
|
7,67
|
3,67
|
1
|
0,47
|
12,80
|
0,235
| ||||||||||||||
А4
|
3,40
|
1,78
|
1
|
2,05
|
8,23
|
0,175
|
А8
|
4,05
|
3,40
|
3,67
|
1,00
|
12,11
|
0,222
| ||||||||||||||
Итого
|
-
|
-
|
-
|
-
|
47,02
|
1,00
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
54,45
|
1
| ||||||||||||||
Технологические факторы
|
Экономические факторы
| ||||||||||||||||||||||||||
|
А9
|
А10
|
А11
|
А12
|
Сумма
|
Коэффициент
|
|
А13
|
А14
|
А15
|
А16
|
Сумма
|
Коэффициент
| ||||||||||||||
А9
|
1
|
7,667
|
3,37
|
4,037
|
16,07333
|
0,388
|
А13
|
1
|
5,44
|
1,843
|
4,333
|
12,620
|
0,366
| ||||||||||||||
А10
|
|
|
|
|
|
|
А14
|
1,08
|
1,00
|
1,083
|
1,667
|
4,833
|
0,140
| ||||||||||||||
А11
|
0,14
|
1,000
|
1,157
|
2,713
|
5,01
|
0,121
|
А15
|
2,73
|
5,44
|
1,000
|
5,667
|
14,843
|
0,430
| ||||||||||||||
А12
|
3,157
|
3,443
|
1
|
5,667
|
13,267
|
0,320
|
А16
|
0,27
|
0,78
|
0,180
|
1,000
|
2,223
|
0,064
| ||||||||||||||
Итого
|
-
|
-
|
-
|
-
|
41,42
|
1,00
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
34,52
|
1,00
| ||||||||||||||
Природно-географические факторы
|
Культурные факторы
| ||||||||||||||||||||||||||
|
А17
|
А18
|
А19
|
А20
|
Сумма
|
Коэффициент
|
|
А21
|
А22
|
А23
|
А24
|
Сумма
|
Коэффициент
| ||||||||||||||
А17
|
1
|
0,703
|
0,447
|
2,437
|
4,587
|
0,128
|
А21
|
1,00
|
4,33
|
5,00
|
1,44
|
11,78
|
0,354
| ||||||||||||||
А18
|
3,667
|
1,000
|
0,193
|
2,703
|
7,563
|
0,211
|
А22
|
0,45
|
1,00
|
2,70
|
0,71
|
4,86
|
0,146
| ||||||||||||||
А19
|
4,000
|
6,333
|
1,000
|
3
|
14,333
|
0,399
|
А23
|
0,44
|
3,18
|
1,00
|
3,16
|
7,77
|
0,234
| ||||||||||||||
А20
|
4,713
|
3,177
|
0,510
|
1
|
9,400
|
0,262
|
А24
|
1,44
|
3
|
3,37
|
1
|
8,81
|
0,265
| ||||||||||||||
Итого
|
-
|
-
|
-
|
-
|
35,883
|
1,00
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
33,22
|
1,00
| ||||||||||||||
2. Определения весовых коэффициентов факторов
внутренней среды
| |||||||||||||||||||||||||||
|
В1
|
В2
|
В3
|
В4
|
Сумма
|
Коэффициент
|
|
В5
|
В6
|
В7
|
В8
|
Сумма
|
Коэффициент
| ||||||||||||||
Кадры
|
Инфраструктура
| ||||||||||||||||||||||||||
В1
|
1
|
4,07
|
7,00
|
1,67
|
13,73
|
0,356
|
В5
|
1
|
2,33
|
3,00
|
4,33
|
10,67
|
0,332
| ||||||||||||||
В2
|
1,81
|
1,00
|
7,67
|
0,48
|
10,96
|
0,284
|
В6
|
0,733
|
1,00
|
5,67
|
3,00
|
10,40
|
0,324
| ||||||||||||||
В3
|
0,15
|
0,14
|
1,00
|
0,19
|
1,48
|
0,038
|
В7
|
0,713
|
0,21
|
1,00
|
4,04
|
5,96
|
0,186
| ||||||||||||||
В4
|
0,78
|
4,33
|
6,33
|
1
|
12,44
|
0,322
|
В8
|
0,48
|
0,51
|
3,11
|
1
|
5,10
|
0,159
| ||||||||||||||
Итого
|
-
|
-
|
-
|
-
|
38,62
|
1,00
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
32,13
|
1,00
| ||||||||||||||
Организационно-управленческие
факторы
|
Процесс
| ||||||||||||||||||||||||||
|
В9
|
В10
|
В11
|
В12
|
Сумма
|
Коэффициент
|
|
В13
|
В14
|
В15
|
В16
|
Сумма
|
Коэффициент
| ||||||||||||||
В9
|
1
|
4,11
|
0,17
|
0,12
|
5,4
|
0,127
|
В13
|
1,000
|
3,11
|
3,11
|
3,18
|
10,40
|
0,261
| ||||||||||||||
В10
|
1,15
|
1,00
|
0,49
|
1,74
|
4,38
|
0,103
|
В14
|
4,037
|
1,00
|
3,38
|
5,00
|
13,42
|
0,337
| ||||||||||||||
В11
|
6,33
|
3,67
|
1,00
|
1,77
|
12,77
|
0,299
|
В15
|
4,037
|
2,70
|
1,00
|
3,67
|
11,41
|
0,286
| ||||||||||||||
В12
|
8,33
|
6,07
|
4,73
|
1
|
20,13
|
0,472
|
В16
|
2,703
|
0,44
|
0,49
|
1
|
4,63
|
0,116
| ||||||||||||||
Итого
|
-
|
-
|
-
|
-
|
42,68
|
1,00
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
39,86
|
1,00
| ||||||||||||||
Маркетинговые факторы
|
Клиенториентированность
| ||||||||||||||||||||||||||
|
В17
|
В18
|
В19
|
В20
|
Сумма
|
Коэффициент
|
|
В21
|
В22
|
В23
|
В24
|
Сумма
|
Коэффициент
| ||||||||||||||
В17
|
1,00
|
3,40
|
3,67
|
0,15
|
8,22
|
0,225
|
В21
|
1
|
1,81
|
0,12
|
0,45
|
3,38
|
0,084
| ||||||||||||||
В18
|
1,82
|
1,00
|
2,04
|
0,21
|
5,07
|
0,139
|
В22
|
4,07
|
1,00
|
0,19
|
0,48
|
5,74
|
0,142
| ||||||||||||||
В19
|
0,49
|
3,22
|
1,00
|
0,19
|
4,90
|
0,134
|
В23
|
8,33
|
6,33
|
1,00
|
5,67
|
21,33
|
0,529
| ||||||||||||||
В20
|
5,40
|
5,67
|
6,33
|
1,00
|
18,40
|
0,503
|
В24
|
4,33
|
4,33
|
0,20
|
1,00
|
9,87
|
0,245
| ||||||||||||||
Итого
|
-
|
-
|
-
|
-
|
36,59
|
1,00
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
40,323
|
1,00
| ||||||||||||||
3. Определения весовых коэф-тов факторов окупаемости
затрат на реализацию стратегий
| |||||||||||||||||||||||||||
|
И1
|
И2
|
И3
|
И4
|
И5
|
И6
|
Сумма
|
Коэффициент
| |||||||||||||||||||
И1
|
1
|
3,44
|
3
|
5,67
|
0,48
|
0,213
|
19,470
|
0,163
| |||||||||||||||||||
И2
|
1,13
|
1,00
|
5
|
6,33
|
0,48
|
0,777
|
21,057
|
0,176
| |||||||||||||||||||
И3
|
0,51
|
0,22
|
1
|
3,18
|
0,12
|
3,083
|
11,290
|
0,094
| |||||||||||||||||||
И4
|
0,20
|
0,19
|
2,70
|
1,00
|
2,47
|
0,193
|
7,760
|
0,065
| |||||||||||||||||||
И5
|
4,33
|
1,37
|
8,33
|
6,33
|
1,00
|
5,667
|
33,370
|
0,279
| |||||||||||||||||||
И6
|
5,67
|
1,67
|
5,37
|
6,33
|
0,42
|
1,000
|
26,787
|
0,224
| |||||||||||||||||||
Итого
|
119,733
|
1
| |||||||||||||||||||||||||
5 этап. Чтобы выделить будущее направление инновационного развития организации из предложенных стратегий: С1 – снижение цены, С2 – модификация существующих услуг, С3 – разработка нового продукта, С4 – поиск новых рынков сбыта, используем разработанную нами методику. В качестве критериев отбора используем факторы, которые мы выделили в таблице 1, которые необходимо оценить специалистам организации и экспертам по 10 – балльной шкале.
6 этап. Оценивается важность каждого фактора Wij с помощью метода сравнительного шкалирования при использовании шкалы с постоянной суммой баллов. С учетом текущей маркетинговой ситуации, факторов окружения внешней и внутренней среды организации, специфики данной организации и текущей отрасли, специалисты организации, эксперты определяют весовые коэффициенты факторов Аi, Вi, Кi, и Иi. Итоговые формулы модели для оценки стратегических альтернатив представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Формулы модели для оценки стратегических альтернатив
Источник: составлено автором
Название фактора
|
Весовой коэффициент
|
1. Факторы внешней
среды предприятия, Аi
1.1 Политико-правовые факторы, Апп 1.2 Социальные факторы, Асц 1.3 Технологические факторы, Атех 1.4 Экономические факторы, Аэк 1.5 Природно-географические факторы, Апг 1.6 Культурные факторы, Ак |
Аi = 0,191 Апп
+ 0,211 Асц + 0,168 Атех
+ 0,140 Аэк +0,146 Апг+0,135Ак;
Апп = 0,389 А1 + 0,281 А2 + 0,175 А3 + 0,155 А4 ; Асц = 0,383 А5 + 0,160 А6 + 0,235А7 + 0,222 А8 ; Атех =0,388А9+ 0,121 А10 + 0,320А11+ 0,171А12 ; Аэк =0,366А13 + 0,140 А14+ 0,430 А15 + 0,064 А16 ; Апг=0,128А17 + 0,211 А18+ 0,399 А19 + 0,262 А20 ; Ак=0,354А21 + 0,146 А22+ 0,234 А23 + 0,265 А24 ; |
2. Факторы внутренней среды
предприятия, Вi
2.1 Кадры, Вк 2.2 Инфраструктура, Ви 2.3 Организационно-управленческие факторы, Воу 2.4 Процесс, Вп 2.5 Маркетинг, Вм 2.6 Клиенториентированность, Вкл |
Вi = 0,168 Вк
+ 0,140 Ви + 0,185 Воу +
0,173 Вп+ 0,159 Вм + 0,175
Вкл ;
Вк = 0,356 В1 + 0,284 В2 + 0,038 В3 + 0,322 В4 ; Ви = 0,332 В5 + 0,324В6 + 0186 В7 + 0,159 В8 ; Воу = 0,127В9 + 0,103 В10 + 0,299 В11 + 0,472 В12 ; Вп = 0,261 В13 + 0,337 В14 + 0,286 В15 + 0,116В16 ; Вм = 0,225 В17 + 0,139 В18 + 0,134 В19 + 0,503В20 ; Вкл = 0,084 В21+ 0,142 В22+ 0,529 В23 + 0,245В24; |
3. Факторы
конкурентоспособности предприятия, Кi
3.1 Конкурентособность услуг, Ку 3.2 Эффективность основной деятельности, Кэд 3.3 Финансы, Кф 3.4 Сбыт и продвижение, Ксб 3.5 Цифровизация бизнес-процессов Кц 3.6 Инновации, Ки |
Кi = 0,119Ку + 0,181Кэд + 0,105 Кф + 0,138 Ксб + 0,181Кц+0,277 Ки ; Кку= 0,168 К1 + 0,351 К2 + 0,364 К3 + 0,117 К4 ; Кэд = 0,031 К5 + 0,01К6 + 0,400 К7 + 0,19 К8 ; Кф = 0,29 К9 + 0,20 К10+ 0,36 К11 + 0,15 К12 ; Ксб = 0,326 К13+ 0,212 К14 + 0,236 К15 + 0,226 К16; Кц = 0,109 К17+ 0,217 К18+ 0,326 К19 + 0,348 К20 ; Ки= 0,356К21+ 0,198 К22+ 0,297 К23 + 0,265 К24; |
4. Факторы окупаемости затрат на
реализацию стратегий, Иi
|
Иi = 0,163И1
+ 0,176И2 + 0,094И3
+ 0,065И4 +
+ 0,279И5 + 0,224И6 ; |
5. Формула оценки стратегических
альтернатив, Сi
|
Сi = Wij Аi + Wij Вi + Wij Кi + Wij Иi
|
6. Формула для оценки балла
стратегических альтернатив с учетом конкретной ситуации на рынке
санаторно-курортных услуг, Сi
|
Сi = 0,358 Аi + 0,335 Вi + 0,133 Кi + 0,174Иi |
Таблица 6 – Рейтинг альтернативных стратегий развития по результатам оценки
Источник: составлено автором
Альтернативные
стратегии развития организаций
|
Санаторий
1
|
Санаторий
2
|
Санаторий
3
|
С1
|
3
|
4
|
1
|
С2
|
2
|
2
|
2
|
С3
|
1
|
1
|
3
|
С4
|
4
|
3
|
4
|
Заключение
Таким образом, разработанная нами методика оценки стратегических альтернатив развития организации оптимальна и адекватна, регулирует процесс формирования механизма инновационной стратегии санаторно-курортной отрасли.
Используя данную методику, организации нематериальной сферы производства, а именно, санаторно-курортной сферы смогут:
- облегчить работу персонала;
- ускорить процесс принятия решения;
- снизить риск за счет совместной работы специалистов организации, экспертов и независимых консультантов.
Формирование стратегии инновационного развития организации во многом зависит от осознания санаторно-курортной организаций во внешней и внутренней среде, обуславливающих смену текущего вектора развития организации.

Издание научных монографий от 15 т.р.!
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
2. Бенчмаркинг и маркетинговые исследования в разработке стратегий маркетинга. [Электронный ресурс]. URL: http://brandlabel.ru/marketing/glava-5.-benchmarking-i-marketingovyie-issledovaniya-v-razrabotke -strategiy-marke-3.html (дата обращения: 14.04.2022).
3. Бурцева Т.А., Катаева Н.Н., Ворожцов С.Н. Методологические основы выбора маркетинговых стратегий развития предприятия на основе экспертных оценок // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – № 4. – c. 32.
4. Ветитнев А.М., Войнова Я.А. Организация санаторно-курортной деятельности. / учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2017. – 292 c.
5. Заболотько А.А. Инновационное развитие экономики: понятие, проблемы и пути решения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2013. – № 18. – c. 23–29.
6. Исмагилова Г. В., Щемерова О.Г., Кельчевская Н.Р. Инновационный менеджмент. / учеб. пособие. - Екатеринбург: УрФУ, 2012. – 175 c.
7. Карпова Г. А., Илий М.М. Анализ основных тенденции развития бизнес-процессов на рынке санаторно-курортных услуг // Туризм и образовательные технологии: Сборник научных трудов по материалам V Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 28–29 октября 2019 года / Под редакцией Г.А. Карповой. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Санкт-Петербург, 2019. – c. 267-272.
8. Климук В. В., Климук Е.В. Развитие методики оценки уровня инновационного развития промышленного сектора экономики в стратегии неоиндустриализации // Вестник Барановичского государственного университета. Серия: Исторические науки и археология, Экономические науки, Юридические науки. – 2020. – № 8. – c. 120-127.
9. Концепция ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297883/18eb24005fd062573c142fb7f98769137ce7d974/ (дата обращения: 14.04.2022).
10. Кузнецова А. В. Бренд территории: оценка факторов развития // Казанская наука. – 2015. – № 12. – c. 49-52.
11. Кузнецова А. В., Тетенькина О.Л. Формирование бренда как фактор туристской привлекательности региона // Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах, Киров, 08 ноября 2015 года. – Киров: ООО «Радуга-ПРЕСС». Киров, 2015. – c. 41-43.
12. Левченко Т.П. Система управления инновационным развитием санаторно-курортных комплексов. / учеб. пособие. - Казань: Бук, 2018. – 140 c.
13. Мануйленко В.В., Мищенко А.А. Сущность инноваций, инновационного процесса в ретроспективе и в современных условиях // Финансы и кредит. – 2012. – № 41(521). – c. 21-31.
14. Об утверждении Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/551760675?marker=6560IO (дата обращения: 09.04.2022).
15. Плотников А. П., Суязов В.Н. Оценка эффективности инновационного развития производственных организаций. / монография. - Москва: Восход–А, 2011. – 125 c.
16. Румянцева С.Ю., Коростышевская Е.М., Самылов И.О. Этапы становления и развития понятия «инновации» // Инновации. – 2018. – № 3(233).
17. Cимахин Е. Маркетинг: новая стратегическая матрица. [Электронный ресурс]. URL: http://www.marketingscout.ru/2009/08/blog-post_18.html (дата обращения: 14.04.2022).
18. Малькевич В.Л., Кошель П.А. Словарь-справочник: экономика, внешняя торговля, выставки. - М.: О-во сохранения лит. наследия, 2012. – 344 c.
19. Смирнова О.А., Попова С.В. Анализ инновационно-инвестиционной стратегии коммерческой организации // Экономический анализ: теория и практика. – 2015. – № 17(416). – c. 33-42.
20. Сухоруков А. В. Стратегии инновационного развития предприятия мебельной промышленности: теоретический аспект. - Саратов: Издательский Дом «Райт Экспо», 2013. – 174 c.
21. Чуева З.И. О терминологии и классификации инноваций // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2014. – № 16. – c. 24-29.
22. Шпенглер А. В., Баранова С.О., Петухова А.А. Международная торговля товарами и продажа услуг как фактор обеспечения устойчивости и безопасности экономической системы страны // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – № 8. – c. 46-52.
23. Shiller R. Macro Markets: Creating Institutions for Managing Society’s Largest Economic Risks. / (Clarendon Lectures in Economics). - Oxford University Press, 1998. – 272 p.
Smetanina, A.I. (2022) Methodology for assessing the innovation strategy of the sanatorium-resort complex. Kreativnaya ekonomika, 16(5), 1811-1828. doi: 10.18334/ce.16.5.114630 (in Russian)