Умная специализация как базис развития знаниевых экосистем

Абузярова М1
1 Самарский Государственный Экономический университет, Россия, Самара

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 12 (Декабрь 2021)

Цитировать:
Абузярова М Умная специализация как базис развития знаниевых экосистем // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 12. – С. 4613-4624. – doi: 10.18334/ce.15.12.113961.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47995211
Цитирований: 1 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
Социально-экономические системы являются базовым объектом в менеджменте. Специфической формой их функционирования являются знаниевые экосистемы, основу которых составляет генерация знаний и реализация их в инновациях В статье рассматривается применение концепции «умной специализации» как базовой составляющей организации и развития знаниевых экосистем. Выделены основные характеристики «умной специализации» и определены основные этапы ее внедрения в условия функционирования знаниевой экосистемы. Результаты исследования могут быть интересны руководителям организаций, осуществляющим деятельность в участвующих в цифровой трансформации, а также студентам и аспирантам, интересующимся данной темой.

Ключевые слова: умная специализация, знаниевые экосистемы, управление знаниями, стейкхолдеры, система экономических отношений, экономическое развитие

JEL-классификация: M11, D83, O10

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. В XXI веке применение инноваций и инновационных разработок является драйвером развития национальной экономики. В таких условиях особую актуальность приобретает разработка и реализация стратегий развития социально-экономических систем, в основе функционирования которых положены инновации, внедрение научно-технологических разработок, модернизация и реструктуризация отраслей промышленности. Также в процессе развития экономических систем разного уровня изменению подверглась ее теоретическая сущность. Особая роль выделяется факторам социального и культурного развития. В результате прослеживается сближение понятий экономической системы и экосистемы. Так, социально-экономическая система базового уровня определяется как «множество социальных элементов и элементов экономики, находящихся на локальной территории в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство социальных и экономических процессов на данной территории на принципах устойчивости самоорганизации и саморазвития» [1] (Korabeynikov, Kholodilina, 2013). Экосистемный подход в менеджменте активно развивается, продолжается разработка терминологической базы и накопление инструментов, эффективных в управлении экосистемами в экономике. В связи с чем становится актуальным рассмотрение вопросов реализации стратегии «умной специализации», уже доказавшей свою эффективность. Применение которой призвано обеспечить переход от выравнивающей политики к развитию, основанному на инновациях и знаниях. Использование знаний в форме инноваций позволяет участникам экосистемы получать дополнительные преимущества и формировать основу развития.

Вопросы изучения знаний как современного ресурса развития социально-экономических систем в разных областях рассматривались большим количеством ученых, среди которых: Л.М. Борщ [2] (Borshch, 2019), И.В. Денисов [3] (Denisov, Polozhishnikova, Kuttybaeva, Petrenko, 2020), Н.В. Капустина [4], Г.Б. Клейнер [5] (Kapustina, Fomenko, Kukhar, Ashurov, 2019), Б.З. Мильнер [6] (Milner, 2003), Е.С. Петренко [7] (Golovchanskaya, Strelchenya, Petrenko, 2018), С.Д. Суворова [8] (Suvorova, Tevanyan, 2019), З.Р. Тавасиева [9] (Tavasieva, Pozmogov, 2017), Н.М. Фоменко [10] (Fomenko, 2015) и другие ученые.

Целью исследования является изучение возможности применения концепции «умной специализации» в знаниевых экосистемах и выявление направлений инновационного развития с использованием инструментария такой специализации. Достижение данной цели основано на решении следующих задач: 1) провести исследование концептуальных основ «умной специализации» и выявить ее особенности; 2) выявить закономерности генерации знаний, основанных на инновациях в формировании экосистем; 4) предложить основные направления применения концепции «умной специализации» в знаниевых экосистемах. Объектом исследования является концепция «Умная специализация», опирающаяся на стратегическое управление, имеющая набор специфических принципов, методов и инструментария реализации в разрезе развития знаниевых экосистем.

Новизна исследования заключается в раскрытии специфики применения концепции «умной специализации» как базиса развития знаниевых экосистем, обеспечивающих общность экономических интересов по созданию новых ценностей на основе.

Экосистемы, формирующиеся на основе инноваций, представляют собой знаниевые экосистемы, поскольку в их основе лежит генерация знаний и воплощение их в инновации. Исследования в знаниевых экосистемах направлены на поиск механизмов генерации знаний и инструментов реализации инноваций [11] (Kapoor, Lee, 2013). Поскольку основой функционирования любой экосистемы является циркуляция потока ресурсов, в знаниевых системах циркулирует поток знаний. При этом специфика знаниевой экосистемы заключается в обособлении межсубъектных отношений, формирующихся на основе общности экономических интересов по созданию новых ценностей путем генерации знаний, и обеспечены активными социальными связями участников, вовлеченных в производство продуктов и образующих уникальную целостность.

Среди основных инструментов развития социально-экономических систем, которыми являются знаниевые экосистемы, в условиях глобализации является стратегия «умной специализации» (SMART Specialization) А. Смита. Применение «умной специализации» позволит простимулировать развитие инновационной деятельности социально-экономической системы, сформировать научную, технологическую и экономическую специализацию, а также повысить конкурентоспособность и производительность всех стейкхолдеров знаниевой экосистемы [12] (Bosh, Vonortas, 2019).

Первоначально данная стратегия была разработана и апробирована в странах Европейского союза (smart specialisation) [13–20] (Baer (ed.), 2012; Cavalcante, Uderman, 2012; Esteves, Feldmann, 2016; Maragna, 2016; Mazzucato, Caetano, 2016; Negri, 2018; Pinto, 2018), но уже сегодня имеет особую актуальность и в ряде других стран, таких как Южная Корея, Бразилия, государства Латинской Америки и др. «Умную специализацию» можно охарактеризовать как некую модель развития, направленную на стимулирование повышения эффективности экосистемы путем внедрения инноваций и интеграции субъектов в целях повышения конкурентоспособности и развития предпринимательской активности его субъектов. Экосистемы более низкого уровня встраиваются в «умные» экосистемы более высокого уровня, например в экосистему «Умный город». Успешный опыт развития платформенных систем, созданных по концепции «умной» (smart) системы, позволяет нам утверждать, что данный тип знаниевых («умных») платформенных экосистем становится основным направлением развития модели экосистем в экономике. При этом развитие знаниевых экосистем на основе «умной специализации» позволит стейкхолдерам внедрять новые разработки и трансформации организационных форм путем взаимодействия с научно-исследовательскими организациями и общественными институтами, при этом гарантом формирования благоприятных условий внедрения инноваций является государство [21] (Abuzyarova, 2021).

Основные этапы встраивания «умной специализации» в структуру знаниевой экосистемы можно представить в виде определенной последовательности, представленной на рисунке 1.

Рисунок 1. Этапы внедрения «умной специализации» в условия функционирования знаниевой экосистемы

Источник: составлено автором по результатам исследований.

Среди основных целей применения «умной специализации» можно выделить стимулирование развития новых видов деятельности в рамках знаниевой экосистемы путем диверсификации и интеграции стейкхолдеров, а также активизацию структурных изменений всей системы (рис. 2).

Рисунок 2. Характеристики «умной специализации»

Источник: составлено автором на основе [12, 22] (Bosh, Vonortas, 2019; Khmeleva, Koroleva, Kurnikova, 2019).

Заключение. Концепция «умной специализации» состоит в концентрации ресурсов, а также в структурировании и адаптировании существующих процедур в процессе определения стратегических приоритетов «умной специализации» для знаниевой экосистемы. Однако в России системные препятствия, затрудняющие формирование «умной специализации», связаны с централизованным и универсальным характером стратегического планирования экономического развития, которое не учитывает условий и потребностей стейкхолдеров. Существующие механизмы, направленные на их экономическое развитие, не располагают механизмами, которые учитывали бы всех особенностей внешней и внутренней среды [23] (Kupriyanov, 2019). При внедрении концепции «умной специализации» в управление знаниевыми экосистемами необходимо сконцентрировать свои усилия в сторону интеграции стратегического планирования, определяющего развитие как всей экосистемы, так и каждого ее стейкхолдера. Необходимо обеспечить формирование системы целей, достигаемых как за счет стратегического, так и знаниевого управления, и осуществить правильную расстановку приоритетов.


Источники:

1. Корабейников И.Н., Холодилина Ю.Е. Альтернативные направления развития региональной социально-экономической системы на основе использования имеющегося ресурсного потенциала // Проблемы современной экономики. – 2013. – № 4(48). – c. 253-257.
2. Борщ Л.М. Инновационная модернизация: формирование нового типа экономики, основанной на знаниях // Креативная экономика. – 2019. – № 4. – c. 633-650. – doi: 10.18334/ce.13.4.40524.
3. Денисов И.В., Положишникова М.А., Куттыбаева Н.Б., Петренко Е.С. Цифровые предпринимательские экосистемы: бизнесплатформы как средство повышения эффективности // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 45-56. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100662 .
4. Капустина Н.В., Фоменко Н.М., Кухар А.С., Ашуров А.М. Цифровые технологии и цифровая экономика: место и роль в инновационной стратегии деятельности железнодорожных компаний // Экономика Таджикистана. – 2019. – № 4. – c. 144-148.
5. Клейнер Г.Б., Рыбачук М.А., Карпинская В.А. Развитие экосистем в финансовом секторе России // Управленец. – 2020. – № 4. – c. 2-15. – doi: 10.29141/2218-5003-2020-11-4-1 .
6. Мильнер Б.З. Концепция управления знаниями в современных организациях // Российский журнал менеджмента. – 2003. – № 1. – c. 57-76.
7. Головчанская Е.Э., Стрельченя Е.И., Петренко Е.С. Оценка влияния интеллектуального ресурса на экономический рост // Креативная экономика. – 2018. – № 10. – c. 1599-1618. – doi: 10.18334/ce.12.10.39511 .
8. Суворова С.Д., Теванян А.М. Исследование экономической сущности процессов управления знаниями // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 2. – c. 327-336. – doi: 10.18334/vinec.9.2.40683.
9. Тавасиева З.Р., Позмогов А.И. Управление знаниями в современной организации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2017. – № 3. – c. 75-84.
10. Фоменко Н.М. Информационные технологии в процессе управления знаниями // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2015. – № 1(185). – c. 80-85.
11. Kapoor R., Lee J.M. Coordinating and competing in ecosystems: how organizational forms shape new technology investments // Strategic Management Journal. – 2013. – № 3. – p. 274-296. – doi: 10.1002/smj.2010.
12. Бош А., Вонортас Н. Умная специализация» как стимул инновационной экономики в развивающихся странах. Уроки Бразилии // Форсайт. – 2019. – № 1. – c. 32-47. – doi: 10.17323/2500-2597.2019.1.32.47 .
13. Baer W. (ed.) The regional impact of national policies: The case of Brazil. - Cheltenham: Edward Elga, 2012.
14. Cavalcante L.R., Uderman S. Science, technology and innovation policies in the regional development of Brazil. / In book: The regional impact of national policies: The case of Brazil. - Cheltenham: Edward Elgar, 2012. – 98-121 p.
15. Esteves K., Feldmann P.R. Why Brazil does not innovate: A comparison among nations // RAI Revista De Administração E Inovação. – 2016. – № 1. – p. 29-38. – doi: 10.1016/j.rai.2016.04.002.
16. Maragna L. RIO Country Report 2015: Brazil. - Brussels: European Commission, 2016.
17. Mazzucato M., Caetano P. The Brazilian Innovation System: A Mission-Oriented Policy Proposal. - Brasília: CGEE, 2016.
18. Negri F. Novos caminhos para a inovação no Brasil [New paths for innovation in Brazil]. - Washington, D.C.: Wilson Center, 2018.
19. Pinto H. RIS3-PE: Final Report: For a vision of the Smart Specialisation Strategy in selected innovative territories of the State of Pernambuco. European Commission. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/regional_policy/sources/cooperate/international/pdf.
20. Ris3-pe. [Электронный ресурс]. URL: http://www.RIS3-PE_Final_report_en.pdf (дата обращения: 24.12.2019).
21. Абузярова М.И. Компаративный анализ систем пространственного управления в различных социокультурных и политических условиях // Креативная экономика. – 2021. – № 7. – c. 3007-3022. – doi: 10.18334/ce.15.7.1123.
22. Хмелева Г.А., Королева Е.Н., Курникова М.В. Стратегия «умной специализации»: европейский опыт и уроки для России // Вестник Самарского муниципального института управления. – 2019. – № 3. – c. 35-45.
23. Куприянов А.Н. Сущность концепции «умной специализации» в рамках инновационного развития региона // Экономические и гуманитарные науки. – 2019. – № 6(329). – c. 12-24.

Страница обновлена: 02.04.2024 в 09:21:43