Система менеджмента качества в непрерывном профессиональном образовании специалистов гражданской авиации

Войтоловский Н.В.1, Иванова М.О.2
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
2 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 12 (Декабрь 2021)

Цитировать:
Войтоловский Н.В., Иванова М.О. Система менеджмента качества в непрерывном профессиональном образовании специалистов гражданской авиации // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 12. – С. 4585-4598. – doi: 10.18334/ce.15.12.113944.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47995209

Аннотация:
В статье раскрывается роль и значение непрерывного профессионального образования в гражданской авиации, его теоретико-теоретические основы и базовая функция – обеспечение высокого уровня подготовленности авиационных специалистов. Обосновывается необходимость внедрения системы менеджмента качества и ее преобразование в соответствии с повышением требований к персоналу гражданской авиации, а также использование в данной системе информационно – знаниевого контента. Даны рекомендации по формированию и развитию индивидуальных и коллективных знаний и мотивационного комплекса авиационной направленности.

Ключевые слова: менеджмент качества; подготовка; авиационные специалисты

JEL-классификация: I25, I26, L93, M53

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Гражданская авиация относится к числу отраслей и сфер деятельности, функционирование которых напрямую зависит от качества трудовых ресурсов, проявляющихся в первую очередь в уровне подготовленности специалистов к выполнению профессиональных обязанностей. Достижение этого уровня и его поддержка обеспечиваются функционированием системы непрерывного профессионального образования (НПО), сформированной в гражданской авиации и в целом способной решать задачи кадровой политики, сформированной в отрасли.

Непрерывное профессиональное образование опирается на объективно существующую необходимость в повышении квалификации действующих специалистов, что обусловлено как внешними факторами – развитием научно-технического процесса в гражданской авиации, так и внутренними – стремлением к реализации личностных и профессиональных устремлений каждого из специалистов.

Теории и методологии НПО посвящены труды целого ряда ведущих отечественных и зарубежных ученых. В нашей стране можно зафиксировать создание научной школы, представители которой исследуют проблематику непрерывного профессионального образования в различных аспектах. К числу наиболее известных в этой области специалистов, работы которых, безусловно, обогащали теорию и методологию НПО, относятся Н.А. Лобанов, В.Н.Скворцов, Т.Ю. Ломакина [13–15] (Lobanov, Naumov, 2013; Lobanov, Skvortsov, Tuchkov, 2006; Lomakina, 2006). В отраслевом разрезе применительно к гражданской авиации существенный вклад в исследование непрерывного гражданского образования (его сущности, принципов и методов реализации) внесли работы таких авторов, как Бахтина А.В., Большедворской Л.Г., Борзовой А.С., Елисеева Б.П., Костылева А.Г. [1, 2, 4, 7, 11] (Bakhtin, 2014; Bolshedvorskaya, Kuznetsov, 2013; Borzova, 2017; Eliseev, 2011) и других.

НПО в гражданской авиации обладает системными признаками – целосистемностью, единством и взаимосвязью целей и структурных элементов, единством методологии формирования и методологии управления. Последний из признаков свидетельствует о необходимости использования принципиально верных и научно обоснованных подходов к управлению как системой НПО (в том числе сформированной на региональном уровне), так и входящих в ее состав организаций непрерывного профессионального обучения. В качестве одного из важнейших подходов следует выделить подход, ориентированный на качество, специфика которого заключается в четкой ориентации процесса формирования управленческих решений на обеспечение качества (уровня) подготовки специалистов, что особенно важно для гражданской авиации с ее высокими требованиями в отношении обеспечения трудовыми ресурсами. Эти обстоятельства обуславливают актуальность проблематики, связанной с управлением качеством гражданской авиации, которое реализуется за счет формирования эффективного функционирования системы менеджмента качества (СМК) – одного из элементов иерархически выстроенной системы непрерывного профессионального образования, охватывающих управленческие составляющие.

Таким образом, можно сформулировать цель исследования: разработка теоретико-методологических и методических положений, закладывающих основы системы менеджмента качества в непрерывном профессиональном образовании специалистов гражданской авиации.

Материалы и методы

В качестве исходного материала исследования использованы научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные теории и методологии непрерывного профессионального образования, управления качеством управления трудовыми ресурсами в гражданской авиации.

Основу исследования составили положения системного подхода. Применялись такие методы и исследовательские приемы, как метод сравнения и аналогии, научной интерпретации и обобщений, качественного анализа, структуризации и научной типологизации.

Результаты и их обсуждение

Методологическую основу системы менеджмента качества в непрерывном профессиональном образовании составляет идентификация его двух ключевых характеристик:

- зависимость качества и уровня подготовки силами НПО специалистов ГА от качества собственно образовательной деятельности и организации образовательного процесса;

- признание комплексного характера оценки специалистов, который определяет не только ее суть, но и условия использования в управлении – управленческие детерминанты.

СМК оперирует понятием «качество специалиста», понимая под ним качество и уровень его подготовки во взаимосвязи с конкретными профессиональными требованиями, связанными с функциями, которые должны выполнять специалисты гражданской авиации всех категорий. Такие требования (как и категории специалистов гражданской авиации) представлены расширенным множеством и дифференцированы по производственно- техническим и технологическим параметрам.

Оценка качества специалиста традиционно рассматривается как результат процесса оценивания, который является основным параметром, учитываемым системой менеджмента качества. В любой ситуации, возникающей в управленческой практике, при необходимости решения любых управленческих задач (стратегических, тактических, оперативных) именно эта оценка закладывается в алгоритм оценивания как доминирующий целевой ориентир. Обеспечение ее полноты и достоверности рассматривается как основное направление совершенствования системы менеджмента качества в непрерывном профобразовании и входящих в его состав организаций, занимающихся повышением квалификации, подготовкой и переподготовкой специалистов гражданской авиации. Но следует выделить и ряд других направлений (аспектов), по которым необходимо проводить специальные мероприятия (обеспеченные соответствующими управленческими решениями), позволяющие в своей совокупности реализовать планы или программы по совершенствованию СМК.

Целесообразно представить процесс совершенствования системы менеджмента качества в непрерывном профессиональном образовании авиационного профиля в составе следующих направлений:

- совершенствование оценочных процедур и алгоритмов в сочетании с необходимостью использования комплексной оценки и достижения ее точности, корректности и содержательной насыщенности;

- внедрение в оценку качества специалистов мотивационного аспекта – анализа и оценивания мотиваций, что особенно важно для специалистов гражданской авиации, эффективность труда которых напрямую зависит от мотивационных факторов;

- внедрение процедур, алгоритмов и аналитических инструментов, с помощью которых можно адекватно отразить уровень удовлетворенности специалистов, обучающихся по программе НПО, полученными или последовательно получаемыми знаниями и профессиональными навыками;

- формирование организационной культуры, способствующей профессиональному развитию специалистов;

- внедрение инновационно ориентированных механизмов, обеспечивающих преобразование используемых методов менеджмента качества в соответствии с выводами внешней среды.

Важно отметить, что каждое из указанных направлений является самостоятельным, но в системе менеджмента качества необходимо обеспечить наличие всей их совокупности, что позволит, во-первых, достичь их взаимозаменяемости и сбалансированности, а во-вторых, обеспечить появление симметрического эффекта, то есть реализовать преимущество СМК, как системного образования.

Взаимосвязанность направлений совершенствования СМК в гражданской авиации выдвигает на первый план следующую задачу – необходимо использовать в процессе управления их обобщенную оценку, но в то же время сохранять индивидуальность каждого из них, не утратить их индивидуальную ценность.

Очевидно, что общая оценка, в принципе, может быть получена на основе интеграции материалов, сформированных по каждому из направлений системы менеджмента качества. Но такая интеграция сопряжена с методической сложностью – к такой интеграции должны быть привлечены, как количественные показатели, так и качественные параметры. При обеспечении их сопоставимости неизбежна высокая погрешность, а достижение полной сопоставимости принудительно невозможно. В этой связи видится целесообразным моделировать сам процесс оценивания качества специалистов, внедряя такой способ интегрирования, который позволил сочетать и количественные, и качественные показатели. Такой способ может быть найден в случае ориентации осознанных процедур на категорию «интегральная характеристика».

Интегральную характеристику следует отличать от широко использованной в управленческой и оценочной практике дефиниции «интегральная оценка».

Интегральной практике присущ ряд важных отличительных свойств:

- она не может быть выражена одним (даже интегральным) показателем, избежать множественных оценок с ее помощью не удастся;

- она не только допускает использование разнохарактерных количественных показателей, но и считает целесообразным увеличение их числа (в пределах разумных ограничений);

- она не ограничивается количественными показателями, включает в себя и качественные параметры;

- в состав качественных параметров, учитываемых при интегрировании, включаются те из них, по которым количественное оценивание затруднено, практически невозможно или чревато существенными погрешностями;

- в ней всегда используется экспертный метод − универсальный по сути, на обеспечивающий достижение надежных результатов только при соблюдении всех процедурных требований и организационных условий;

- при ее алгоритмизации необходимо стремиться к балансу между методами количественного и качественного анализа;

- полученный итоговый результат имеет ценность только в том случае, если он снабжен верной интерпретацией, компетенциями, практически значимыми рекомендациями относительно способов его использования.

По результатам анализа данных свойств могут быть высказаны сомнения в корректности и даже информативности интегральной характеристики как формы информационного высказывания, пригодные для совершенствования процесса оценивания качества и уровня подготовки специалистов гражданской авиации, а также самой системы менеджмента качества в НПО. Такие сомнения не беспочвенны, но следует обратить внимание на следующие, крайне важные обстоятельства – менеджмент качества относится к числу категории повышения сложности. Эта сложность обусловлена, с одной стороны, позиционированием менеджмента качества в методологической конструкции современного управления (развивающегося функционально), а с другой стороны − социально-экономической природой самого объекта управления – непрерывного профессионального образования, сочетающих не только социальные и экономические аспекты, но и аспекты психологического, мировоззренческого плана, реализуемые в условиях ориентации на технико-технологические и организационные требования. Сложность НПО и сложившаяся в нем система управления качеством усиливается и неоднозначностью трактования самой категории качества, понимания ее структурного состава и пределов дифференциации.

В первую очередь в системе менеджмента качества в организациях НПО следует учитывать только такие качества специалиста гражданской авиации, которые отражаются в его способности к выполнению им своих профессиональных обязательств и трудовых функций.

По отношению к этим качествам формируются меры воздействия (как прямые, так и косвенные), ориентирующиеся на эффективное использование этих качеств и их дальнейшее использование. Данное положение отражают вполне конкретные связи – качества специалиста со знаниями, которыми он обладает, и знания с действием. Выстраивается логическая цепочка, в которой знание определяет качество специалиста, а качество специалиста – его действия. Нетрудно заметить, что качество специалиста выступает связующим звеном между знанием и действием, и именно на него необходимо в данном случае ориентировать управленческое воздействие, которое аккумулируется в системе менеджмента качества. При этом СМК приобретает черты управленческого механизма, причем действия целеориентированного характера, реализуемые за счет соответствующих управленческих решений.

Опираясь на эту логическую конструкцию в непрерывном обучении специалистов авиационного профиля, важно подчеркнуть, что речь идет об определенной модели, характеризуемой как знание. Эта модель сочетает всю совокупность знаний, которыми должен обладать специалист определенной категории в соответствии со своими профессиональными обязанностями, а также практическими навыками, отражающими не только знания, но и опыт. Причем соотношение между знанием и опытом неоднородно, оно варьируется в зависимости от специфики задач и профессиональных обязанностей различных категорий специалистов, задействованных в гражданской авиации.

Связь между знанием и действием отражена известным ученым М. Желеной [9, с. 212]. Он не просто определяет эту связь, но отмечает, что целенаправленное, координированное действие отражает знание, а единственным доказательством знания и способом его демонстрации является достижение цели – результата реализации действий. Представляется очевидным, что М. Желена представляет связь знания и действия в управленческой трактовке, используя категорию «цели – результаты», подчеркивая необходимость использования функции координации по отношению к элементам знаниевого комплекса.

В развитие данного подхода в отечественной научной школе [5] (Gorbashko, Bonyushko, Semchenko, 2021) укрепилась точка зрения, в соответствии с которой более точным и обоснованным является соотнесение знания не с действием, а с потенциалом действия. С точки зрения непрерывного профессионального образования и созданной в его составе СМК можно говорить, что именно с их помощью формируется такой массив знаний, который адекватен потенциалу действия.

Отдельный вопрос – субъектность знания. Носителем знания может является индивид, и в этом случае рассматривается индивидуальное знание. Носителем знания может являться и группа индивидов, то есть коллективный субъект, в этом случае речь идет о коллективном (или корпоративном) знании. В условиях гражданской авиации объективно необходимо наличие обеих форм знаний. Опыт формирования индивидуальных знаний специалистов гражданской авиации достаточно обширен. Формирование его коллективных знаний идет не столь активно, хотя их необходимость не оспаривается представителями профессионального сообщества. Коллективные знания специалистов гражданской авиации требуют применения в НПО коллективных форм обучения, которые могут осуществляться в различных режимах: эпизодически, периодически, постоянно. При поддержке и развитии качеств специалистов гражданской авиации необходимо, прежде всего, ориентироваться на периодическое или постоянное пополнение знаний, что обусловлено технико-технологической сложностью отрасли, ее постоянным развитием, необходимостью обеспечения безопасности полетов, сложностью задач, связанных с организационным обеспечением бесперебойности функционирования воздушного транспорта. Такое отношение к знаниям, их сути, роли и воздействию на качество специалистов авиационного профиля составляет сам смысл системы менеджмента качества и ее функционала.

Важным фактором, определяющим синтез индивидуальных и коллективных знаний в гражданской авиации, является специфика труда практически всех категорий специалистов. Она заключается во взаимодополнении и тесной связи всех осуществляемых в ней трудовых функций и видов деятельности. Результат труда в гражданской авиации достигается только в случае сочленения индивидуальных действий в коллективной форме, что на организационно-управленческом уровне подразумевает:

- синергию знаний и навыков;

- ориентацию СМК на формирование знаний различной субъектности;

- организационное единство, последовательность и преемственность обучения специалистов;

- возможность последовательной реализации постоянно развивающихся знаний и навыков;

- достижение корпоративного эффекта при сохранении роли индивидуальных эффектов и тому подобное.

Одним из методов, учитывающих данные факторы, является НПО и созданная в ней система менеджмента качества. Ее ключевая особенность, отражающая требования, предъявляемые к специалистам гражданской авиации, − усиление роли мотивационной составляющей. Качество специалиста, процесс подготовки которого связан с НПО, непосредственно зависит от его индивидуального мотивационного ресурса, а также от организационных мотиваций, образующих организационный мотивационный ресурс.

Непрерывное профессиональное образование не ограничивает свой функционал формированием знаний и навыков специалистов гражданской авиации. Оно призвано последовательно развивать мотивационный потенциал (как индивидуальный, так и организационный) за счет привнесения в управленческий процесс, в программное обеспечение процесса обучения ценностных установок, связанных с авиацией и самой принадлежностью к авиационному сообществу. Особые позиции в этом процессе занимают организационные мотивации, применительно к которым проявляется такое свойство, как мотивационная кластеризация [18, с. 348–350] (Tatarenko, Melenteva, 2008, р. 348–350).

Мотивационная кластеризация – производная от мотивационной классификации – базируется на группировке составляющих мотивационного комплекса, таких как общие интересы, цели и целевые ориентиры, потребности и другие. Такая группировка служит основой для структуризации носителя организационных коммуникаций с выделением сетей альянсов, коалиции и иных образований, формирующихся в результате межсубъектных взаимодействий. Такие взаимодействия представляются весьма полезными с точки зрения многих управленческих задач и в первую очередь задач, связанных с формированием и реализацией кадровой политики и развитием трудовых ресурсов гражданской авиации.

Внедрение мотивационных составляющих в непрерывное профессиональное образование специалистов гражданской авиации, обеспечивающего формирование и поддержку их качества и высокого уровня подготовленности, следует осуществлять с использованием всех функций управления и с учетом системных признаков мотиваций. В функции анализа необходимо сочетать методический инструментарий логико-экономического анализа, экономической статистики, социопсихологических проследований. Значимым элементом такого инструментария является характеристика взаимодействий в системе НПО, между ней и внешней средой, особенно взаимодействий контактов, связанных с мотивациями обучающегося контингента. В этой характеристике найдет применение параметрический ряд, отражающий, например, общее число контактов, их интенсивность, доля эффективных контактов, перспективы в отношении ее увеличения и тому подобное.

Функция прогнозирования в мотивационном процессе наряду с традиционными методами прогнозирования должна использовать более сложные инструменты, предполагающие изучение факторных зависимостей и их динамики, исследование глубинных и часто ненаблюдаемых процессов во внутренней среде НПО и системе менеджмента качества, предугадывание их развития. При этом не может не проявляться вся сложность мотиваций в гражданской авиации: формальных и неформальных, скрытых и явных, индивидуальных, групповых и межгрупповых.

Функция планирования в управлении мотивационным процессом должна осуществляться в строгом соответствии с планами и программами в области повышения квалификации и переподготовки специалистов гражданской авиации. Ключевой особенностью планирования мотиваций становится обеспечение гибкости и адаптивности плана и предусмотренных в нем мероприятий, что обеспечивается вариативностью плановых разработок.

Функцию организации, обеспечивающую мотивационный процесс, следует осуществлять с использования различных мер организационного воздействия: административного, социально-психологического, смешанного характера. Необходимо создание в системе менеджмента качества в НПО соответствующей оргструктуры – структуры управления мотивациями с определением организационных связей, принципов и инструментов.

Особое место занимает функция координации мотиваций, обеспечиваемых СМК. Необходима не только организационно-управленческая координация, но и обеспечение смысловой сочетаемости мотивации и их контента.

Заключение

Ключевым выводом, сформулированным по результатам проведенного исследования, является необходимость внедрения системы менеджмента качества в непрерывное профессиональное образование специалистов гражданской авиации, функциональные составляющие которой позволяют обеспечить развитие и поддержку необходимого уровня подготовленности специалистов гражданской авиации. Система менеджмента качества опирается на положения информационно-знаниевой парадигмы, а также на особенности процесса подготовки и повышения квалификации рассматриваемой категории специалистов. Активное воздействие на качество специалистов авиационного профиля оказывает мотивационный комплекс, который предстает как самостоятельный объект управления, способный видоизменяться под воздействием методов и приемов, отражающих специфику персонала гражданской авиации и ее кадровую политику.


Источники:

1. Бахтин А.В. О развитии отраслевой системы подготовки специалистов авиационного персонала в области управления безопасностью полётов. Доклад на 41-м заседания Клуба командиров авиапроизводства России. Aex.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.aex.ru/docs/4/2014/10/13/2133 (дата обращения: 12.11.2021).
2. Большедворская Л.Г., Кузнецов А.А. Количественная оценка профессиональных и деловых качеств ависпециалистов // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2013. – № 190. – c. 34-38.
3. Бонюшко Н.А., Семченко А.А. Значение «непрерывного образования» в международной практике // Национальные концепции качества: повышение качества в обеспечении конкурентоспособности экономики: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2015. – c. 52-57.
4. Борзова А.С. Концептуальные основы модель-ориентированного подхода к прогнозированию и оптимизации системы подготовки кадров в области эксплуатации воздушного транспорта // Экономика и менеджмент систем управления. – 2017. – № 2-1(24). – c. 188-194.
5. Горбашко Е.А., Бонюшко Н.А., Семченко А.А. Управление качеством в эпоху глобальной цифровизации. / Монография. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. – 171 c.
6. Горелов Н.А., Максимцев И.А., Мельников О.Н. Основы наукоемкой экономики (Знания-Креативность-Инновации). - М.: Креативная экономика, 2010. – 455 c.
7. Елисеев Б.П. Образование как элемент системы национальной безопасности // Вестник Читинского государственного университета. – 2011. – № 1(68). – c. 59-68.
8. Иванова М.О., Пяткова Н.В. Непрерывный характер системы подготовки авиационного персонала // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. – 2021. – № 2(31). – c. 45-55.
9. Информационные технологии в бизнесе. Biznesbooks.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.biznesbooks.com/components/com_jshopping/files/demo_products/zheleny-milan-it-v-biznese.pdf (дата обращения: 23.11.2021).
10. Ключарев Г.А. Непрерывное образование и потребность в нем. / Монография. - М.: Наука, 2005. – 173 c.
11. Костылев А.Г. Разработка и реализация практико-ориентированных образовательных программ высшего образования в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации в соответствии с международными требованиями. Fgosvo.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/prikl_bak/kostyleva.pdf (дата обращения: 12.11.2021).
12. Коулопоулос Т.М., Фраппаоло К. Управление знаниями. - М.: Эксмо, 2008. – 217 c.
13. Лобанов Н.А., Наумов Д.И. Непрерывное образование в контексте становления креативной экономики // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2013. – № 3. – c. 45-55.
14. Лобанов Н.А., Скворцов В.Н., Тучков А.И. Человеческий капитал в системе непрерывного образования. / Брошюра - 2-е издание. - СПб: Изд-во СПУЭФ, 2006. – 71 c.
15. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. / Монография. - М.: Наука, 2006.
16. Окрепилов В.В. Применение инструментов экономики качества для повышения качества управления образованием как фактораустойчивого развития // Известия санкт-петербургского государственного экономического университета. – 2021. – № 4(130). – c. 7-13.
17. Русецкая О.В. и др. Теория организации. / учебник для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2018. – 391 c.
18. Татаренко В.Н., Мелентьева Н.И. Маркетинг влияния – теоретико-методологические основы: управление информацией и межсубъектные коммуникации. - СПб.: Изд-во «Борей Арт», 2008. – 449 c.

Страница обновлена: 17.11.2023 в 08:15:20