Социально значимые услуги как феномен современной экономики

Ганченко Д.Н.
Socially desirable services as a modern economy phenomenon - View in English
Об авторах:

Ганченко Д.Н.1
1 Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета

 Скачать PDF

Аннотация:
Категория «социально значимая услуга» с каждым днем все прочнее занимает позиции в нашем повседневном и деловом обороте. Несмотря на многочисленные исследования сферы услуг, некоторого универсального подхода к пониманию данной услуг категории не сложилось. В материале представлен один из возможных подходов к представлению сущности социально значимых услуг в экономике. Рассмотрены компоненты и структура их сферы. Представлены подходы к классификации социально значимых услуг по различным критериям, включая нормативно-правовой. Дан обзор факторов, условий формирования, функционирования и развития сферы социально значимых услуг. Обозначены ключевые направления развития сферы и модели ее функционирования в контексте стратегических трендов социально-экономического развития.

Ключевые слова:

социально значимая услуга, виды, факторы, модели, развитие

JEL-классификация: D11, I38, E71

Цитировать публикацию:
Ганченко Д.Н. Социально значимые услуги как феномен современной экономики // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 11. – С. 4309-4328. – doi: 10.18334/ce.15.11.113824

Ganchenko, D.N. (2021) Socially desirable services as a modern economy phenomenon. Kreativnaya ekonomika, 15(11), 4309-4328. doi: 10.18334/ce.15.11.113824 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Введение

Современные исследования сферы услуг характеризуются разнонаправленностью и высокой практической значимостью. Сфера услуг формирует около половины национального продукта. Часть услуг непосредственно осуществляет вклад в формирование национального продукта. Другая часть услуг решает двуединую задачу, с одной стороны, она вносит свой соразмерный вклад в создание национального продукта, а, с другой - работает на будущее развитие поклонений потребителей и формирование благ в экономике. За такого рода услугами стал закрепляться статус «социально значимых». Но, до сих пор среди специалистов общего представления об их сущности нет. Невозможно услуги отнести только к одной разновидности и закрепить их в этом статусе. Появляются новые виды услуг, трансформируя созданные классификации. Социально-экономическая система старясь ответить на этот вызов, создала предпосылки для формирования достаточно крупного сектора в сфере услуг – услуги значимые для общества, направленные на удовлетворение важных, значимых потребностей. В данном материале представлен один из возможных вариантов систематизации подходов к рассмотрению феномена социально значимых услуг в экономике.

Цель исследования состоит в определении сущности социально значимых услуг и границ сферы, образуемой этими услугами. В ходе исследования решаются задачи по определению феномена социально значимых услуг и их классификации, факторов, влияющих на состав сферы этих услуг, а также моделей функционирования и направлений ее развития.

Научная новизна полученных результатов состоит в обосновании одного из подходов в толковании сущности социально значимых услуг, проработке классификации таких услуг, определении моделей функционирования и направлений развития сферы этих услуг.

Основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, нормативно-правовая база, посвященные вопросам формирования и развития сферы социально значимых услуг. Многогранность исследуемого феномена предопределила использование в качестве основы исследования системного, комплексного и исторического подходов, а также общенаучных методов анализа, синтеза.

Генезис явления

Отдельные аспекты социально значимых проявлений в экономике стали изучаться еще в XIX веке. Родоначальниками этого направления исследований следует считать основателей маржиналистского направления в экономической теории (Менгер К., Бем-Баверк Е., Вальрас Д.). Они первые обратили внимание и привели аргументы доказывающие, что потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для конкретного потребителя. В этом смысле категория значимости воспринимается как инструмент увеличения доходов одних участников рынка за счет удовлетворения значимых потребностей других.

Термин «значимости» довольно часто употребляется как синоним термину полезность. По логике энциклопедических трактатов «значимость» определяется как важность, значительность чего-либо, либо наличие значения и (или) смысла в отношения любых явлений, процессов и объектов [1]. Категорией «полезность» принято считать способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Обе категории одновременно проявляются в реальной экономике через ценность какого-либо блага, выступая как ее субъективные свойства, для конкретного человека. Этот аспект и приводит к отождествлению данных категорий. Однако в определенных ситуациях для индивида то или иное благо не всегда может быть одновременно и полезно, и значимо. Это позволяет заключить, что полезность и значимость как категории, проявляющиеся через ценность, различаются на определенную дельту, определяемую субъективно-временным рейтингом ценности отдельных свойств блага.

Дальнейшее развитие научной мысли позволили сформировать основу теории измерения полезности и в определенной мере значимости: Джевонс У. Ст., Менгер К., Вальрас Л. – «отцы» количественного подхода; Эджуорт Ф., Парето В., Фишер И. – основатели порядкового подхода, структурно-логическое ее оформление принадлежит Аллену Р. и Хиксу Дж., определение роли государства в создании значимых для общества благ принадлежит Кейнсу Дж., а выявление роли отдельных институтов и внешних факторов представлено в работах Гелбрейта Дж., Эрхарда Л.

В России впервые на практике внимание на социально значимые объекты было обращено при организации контроля за состоянием безопасности строений и дворовых территорий (1649 г.) [2]. Экономические потери от гибели деревянных строений различного назначения были столь велики, что на государственном уровне пересмотрели подход в организации сохранности значимого имущества.

В 1701 г. последовала трансформация значимости для общества и экономики сферы образования. С 1828 г. преобразования коснулись организации скорой медицинской помощи. Затем «социальная значимость» достигла сферы централизованных систем электро- и теплоснабжения в городах Советского Союза [3, С.7]

С позиции права социальная значимость впервые была представлена в законодательстве о банкротстве. Определение особо значимого статуса объектов было закреплено при установлении перворазрядной привилегированной очереди погашения задолженности перед церковью (Устав о банкротстве 1800 г. [4]) [5]. Обоснованную классификацию социально значимых объектов установили в 1992 г. в законе «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» [6]. В нем определили основной перечень социально значимых объектов, с позиции выгоды и социальной востребованности и сформировали ранжированный список приоритетов по объектам.

Природа социально значимой услуги

Термин «социально значимый» предполагает, что его употребление связано с необходимость подчеркнуть ценность [7] любого явления, процесса или объекта для отдельного индивида, группы людей или общества [8] в установленный момент времени, исходя из возможности удовлетворения конкретных потребностей в определенных условиях. Однако появляется иная дилемма, на основании каких критериев относить то или иной явление, процесс либо объект к категории социально значимых.

Отправной точкой для формирования критериев является законодательство о погашении задолженности и банкротстве организаций, где были приведены отдельные классификации объектов. Современное же законодательство не ограничивается этим инструментом, используя еще и перечни проектов, имеющих аналогичную направленность (таблица 1). К уже имеющимся классификациям законодатели вводят новые, определяемые исходя из стратегических приоритетов развития. Примером является признание науки в качестве социально значимой отрасли [13], а также отдельных видов предпринимательской деятельности [12].

Обобщая сложившиеся классификации социально значимых объектов, получаем два подхода в представлении сущности социальной значимости. Первый подход подразумевает узкое восприятие категории и направлен в основном на объекты, обеспечивающие непосредственное взаимодействие с населением и удовлетворение его базовых социальных потребностей. Второй подход подразумевает более широкое представление – он сосредоточен на объектах, взаимодействующих с человеком, деятельность которых направленна на удовлетворение его социальных и созидательных потребностей, обусловленных определенными обстоятельствами.

По мнению Смирнова П.И. [14] социальная значимость представляет собой главный стимул деятельности людей как социальных существ. Она проявляется через способность оказывать воздействие на ход событий в обществе. Любая деятельность, так или иначе влияющая на развитие общества, является социально значимой. При этом, общество контролирует доступ к так называемым модусам значимости. В противном случае они потеряют свой статус в виду общей неограниченной доступности. Реализуется доступ двумя способами социального признания. Первый способ - личная экспертиза. Он позволяет определенной группе лиц признать право конкретного индивида на обладание определенными социальными ценностями (примеры: решения суда, оглашение завещания, выборы). Второй способ – «безличный». Он реализуется по законам рынка через акт купли-продажи. Если тот или иной объект востребован на рынке, то он является социально значимыми. Для рынка конкретный человек сам по себе безразличен и оценивается только как носитель социальной функции (товаровладелец или товаропроизводитель) [15].

Таблица 1 – Классификация социально значимых объектов и проектов на основе российского законодательства

О несостоятельности (банкротстве) [9]
Методические рекомендации по порядку разработки, проверки, оценки и корректировки электронных паспортов территорий [10]
О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда [11]
Направления разработки социально значимых проектов [12]
– объекты, обеспечивающие деятельность: дошкольных и других образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений,
– объекты, используемые для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи,
– объекты коммунальной инфраструктуры,
– объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений,
– объекты, предназначенных для благоустройства территорий
– учреждения социального обслуживания:
– учреждения здравоохранения: поликлиники, дома ребенка, хосписы, дома сестринского ухода, детские санатории, диспансеры, стационары больниц;
– образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием людей: для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для детей, нуждающихся в психо-педагогической и медико-социальной помощи и др.;
– образовательные учреждения без круглосуточного пребывания людей: учреждения дополнительного образования, общеобразовательные учреждения и др.
объекты образования, здравоохранения и социальной поддержки населения
– защита законных прав граждан РФ;
– содействие социальной и электоральной активности населения, повышение электорально-правовой культуры граждан;
– содействие формированию гражданского общества и деятельности общественных организаций;
– деятельность социально значимых НКО;
- противодействие преступности, терроризму, экстремизму, национализму, расовой и религиозной нетерпимости;
- поддержка мероприятий по искоренению коррупции и расточительства бюджетных средств;
– сопровождение инициатив, заявленных в Послании Президента РФ;
– поддержка интеграционных процессов на территории ЕЭС, государственных программ и реформ;
– проекты в сфере благоустройства;
– обеспечение Доктрины продовольственной безопасности и импортозамещения;
– поддержка модернизации системы образования;
– развитие среднего специального образования, популяризация рабочих и инженерных профессий;
– поддержка модернизации системы здравоохранения;
– развитие медицинского производства и импортозамещения, системы профилактики заболеваний;
– укрепление института семьи, защита детства, пропаганда многодетности, опекунства, попечительства;
– освещение проблем социальной адаптации инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и их интеграции в общество;
– укрепление здоровья нации, сокращение смертности, пропаганда здорового образа жизни;
– сопровождение мероприятий по реализации Концепции государственной миграционной политики;
– пропаганда внутреннего туризма в РФ;
– содействие духовно-нравственному развитию подрастающего поколения;
– укрепление престижа военной профессии, поддержка военной реформы, переоснащения войск;
– поддержка в области социально-экономического развития Севера, Сибири и Дальнего Востока;
– обеспечение инновационной деятельности в сфере науки, экономики, техники, содействие развитию изобретательства и рационализации, защита интеллектуальной собственности;
– популяризация экологически безопасного производства, внедрения современных технологий глубокой переработки древесины и бытовых отходов и др.
Смирнов П.И. выделяет пять групп социальных ценностей, полученных на основе представлений о социальной значимости (таблица 2).

Таблица 2 – Группы социальных ценностей, определяющих уровень и масштабность социальной значимости (составлено автором на основе [14, 15, 16].)

Первая группа
Вторая группа
Третья группа
Четвертая группа
Пятая группа
святость (праведность, духовность), знание (информация), слава (популярность, известность), мастерство (профессионализм), хозяйство (дело, предприятие), власть, богатство (капитал)
право, свобода, равенство, справедливость, братство, милосердие, долг, дисциплина и т.д.
жизнь (собственная жизнь человека), ум, здоровье, красота, сила, ловкость и т.п.
земля, вода, руды и прочие природные ресурсы
мыслящий дух (Бог или совокупная душа человечества), общество (родная страна), человечество (родной народ), человек, природа
Суть – целевые ценности субъекта деятельности, они представляют собой общечеловеческие ценности индивидуального уровня – ядро социальной значимости
Инструментальные ценности, упорядочивающие конкуренцию субъектов при достижении целевых – выполняют функцию критериев, на основе которых способы и результаты достижения целевых ценностей признаются «справедливыми»
Инструментальные ценности, имеющие природное происхождение –облегчают достижение социальной значимости или выступает в качестве необходимой предпосылки этого
Характеристики природной среды, поддающиеся контролю со стороны социальных субъектов
Высшие общечеловеческие ценности

Использование этого подхода на практике возможно при соблюдении принципа «последовательного восхождения от ядра и возврата к нему». В противном случае теоретическая конструкция представления о социальной значимости станет недееспособной. Так, при разработке различных программ, проектов, функционирующих объектов необходимо обеспечить формирование и поддержание ценностей первой группы и только затем последующих. Это позволит сформировать поступательное движение в развитии общества.

Сущность социально значимых услуг сегодня определяется следующим образом:

– полезная деятельность, направленная на удовлетворение социально значимых потребностей населения, осуществляемая на определенной территории при поддержке региональных органов власти и государства в целях обеспечения социальными услугами целевых групп (Зворыкина Т. И.);

– ряд нематериальных экономических благ первой необходимости, оказывающих социализирующее, развивающее, поддерживающее и восстанавливающее воздействие на население, при комплексном потреблении которых предоставляется возможность испытать эффект положительного изменения как отдельных членов общества и их средств производства, так и получить внешний мультипликативный эффект в виде совершенствования материального производства и качества жизни населения (Коротаев Е. В.) [17];

– результат деятельности исполнителей в определенной сфере обслуживания населения [18].

При этом, встречаются подходы, в которых проводится отождествление терминов «социально значимая услуга» и «социальная услуга» [19, 20]. Последний вид услуг регламентируется федеральным законодательством и представляет собой действие(-ия) в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности [21]. Следует обратить внимание на то, что непосредственно в нормативно-правовых актах, регламентирующих данные аспекты, эти два термина не сводятся в один и не подменяют друг друга.

Подходы к классификации социально значимых услуг

Наряду с имеющейся классификацией социальных услуг, включающей восемь разновидностей [21], законодатели выделили еще один подвид услуг в этой категории – общественно полезные услуги (20 групп услуг [22]). Наряду с тем, что в нормативно-правовых актах присутствует четкое обозначение разновидностей социально значимых услуг [23], по сути, представляющий собой перечень видов деятельности, которые реализуются органами власти в интересах населения.

Общественно полезные услуги направлены на удовлетворение преимущественно личных потребностей более узкой категории населения, но характеризуясь большей общественной значимостью. По сути, они представляют собой современное правовое представление «ядра» – целевые ценности субъекта деятельности, а, следовательно, являются составным элементом современной сферы социально значимых услуг, соответствующий полному комплекту групп ценностей в социально и экономически развитом обществе.

Систематизируя нормативно-правовые документы и исследования, получаем совокупность различных видов социально значимых услуг, классификацию которых можно осуществить на основе научных принципов (таблица 3).

Таблица 3 – Научная классификация социально значимых услуг (составлено автором)

Признак
Значение признака
Характеристика
Уровень регулирования (организации предоставления) [24]
государственные
Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, установление трудовых пенсий, пенсий по ГПО и федеральной социальной доплаты к пенсии [25] и др.
региональные [26]
Предоставление социальных пособий малоимущим и др.
муниципальные
Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату ЖКУ и др.
Сфера предоставления
бытовые
Материальные или социально-культурные услуги в сфере бытового обслуживания (ГОСТ Р 50646)
медицинские
Услуги по профилактике заболеваний, амбулаторные медицинские услуги и др.
психологические
Социально-психологическое консультирование и др.
образовательные
Услуги по информационной поддержки модернизации образования, услуги дошкольных образовательных учреждений и др.
правовые
Услуги по защите законных прав граждан и обеспечение действенности конституционных гарантий их реализации и др.
жилищные отношения
Услуги по проведению переустройства и перепланировки жилого помещения, обеспечение жилой площадью по утвержденным нормативам и др.
социальная поддержка
Предоставление продуктовых наборов малообеспеченным категориям населения, предоставление земельных участков под строительство многодетным семьям и др.
предпринимательство
Услуги по глубокой переработке древесины, бытовых отходов и др.
наука
Информационное обеспечение инновационной деятельности в науке, услуги по защите интеллектуальной собственности и др.
занятость
Содействие гражданам в поиске походящей работы и др.
цифровое пространство
Услуги цифровой инфраструктуры
Характер потребления
основные
Услуги по организации ухода за лицами, страдающими неизлечимыми заболеваниями и др.
дополнительные
Культурно-досуговых услуги для лиц, страдающих неизлечимыми заболеваниями, и их семей и др.
Характер потребления
индивидуальные
Услуги по адаптации инвалидов, предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход и др.
семейные
Услуги по усыновлению детей-сирот, услуги по заключению брака и др.
коллективные
Пропаганда здорового образа жизни, услуги культуры и искусства, организация досуга и др.
Тип финансирования
коммерческие
Образовательные и медицинские услуги сверх бюджетных квот, услуги частного автотранспорта и др.
частичная оплата
Назначение и выплата компенсации части платы, взимаемой с родителей за содержание детей в образовательных учреждениях и др.
бюджетные
Прием заявок (запись) на прием к врачу, зачисление детей в общеобразовательные учреждения субъектов РФ или муниципалитетов и др.
адресная денежная компенсация
Услуги отопления, водоотведения для социально незащищенных категорий населения, услуги дошкольных образовательных учреждений для многодетных и малообеспеченных семей и др.

Представленная классификация позволяет заключить, что к категории социально значимых услуг относятся услуги, для которых одновременно выполняются следующие условия:

– организация предоставления услуг регламентируется органами власти (федеральными, региональными, местными);

– имеют общественное значение в настоящем и будущем для всего населения;

– направлены на удовлетворение жизненно важных потребностей широких слоев населения.

В итоге сущность исследуемых услуг в большей мере связана с формированием инструментальных ценностей, выполняющих функцию критериев. В тоже время ценности, обеспечивающие формирование «ядра» социальной значимости блага (по Смирнову П.И.) сегодня сформированы лишь частично, присутствует фрагментированность ценностей четвертой и пятой группы. После перестройки системы отношений в российском государстве полная трансформация порядка формирования ценностей и благ еще не завершена. Поэтому в ближайшей перспективе необходимо обратить внимание на формирование благ, удовлетворяющих потребности уже сложившихся в обществе, в отношении всех категорий ценностей. Это будет способствовать обеспечению определенной гармонизации в обществе и отношений в нем, за счет таких сфер как образование, здравоохранение, наука, предпринимательство, инновации, цифровизация и прочие.

Социально значимая услуга сегодня представляется как деятельность по удовлетворению потребностей человека или группы лиц, имеющая значение не только для отдельных индивидов, чьи потребности удовлетворяются, но и для общества в целом. Из этого следует, что термин «социально значимые» услуги шире, и включает в себя содержание термина «социальные» услуги, а последний включает «общественно полезные».

Сферу социально значимых услуг образуют виды деятельности, направленные на удовлетворение жизненно важных потребностей общества, степень важности которых определяется через систему ценностных оценок принятых и зафиксированных для конкретного этапа развития общества и его экономики.

Направления развития сферы социально значимых услуг

Принято считать, что предоставление социально значимых услуг — это в большей мере виды деятельности, относимые к прерогативе государственных (муниципальных) организаций, результатом которых является повышение качества жизни. Это мнение подтверждается гарантией со стороны государства, что такая услуга будет представлена каждому гражданину независимо от уровня его дохода.

Реалии современности таковы, что в полном объеме удовлетворить потребности в социально значимых услугах только за счет осуществления деятельности государственными и муниципальными организациями невозможно. Поэтому нередкими становятся ситуации, когда социально значимые услуги оказываются коммерческими организациями и НКО, а также в рамках реализации волонтерского движения. Это позволяет повысить уровень доступности и обеспеченности услугами. Однако формы статистического наблюдения за сферой услуг не позволяют сегодня определить должным образом роль коммерческих организаций, НКО и волонтерского движения в оказании социально значимых услуг.

Органы власти сегодня уже ориентированы на участие и взаимодействие с коммерческими организациями, НКО и волонтерскими движениями в части обеспечения функционирования и развития сферы социально значимых услуг. Примером является Указ Президента РФ от 12.05.18 г. В соответствии с его положениями стратегическое развитие должно осуществляться в рамках проектного подхода по ряду социально значимых направлений, к их числу отнесены: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, рынок труда, наука, культура.

На федеральном уровне фундаментальными направлениями в реализации задач стратегического развития определены:

– развитие системы поддержки населения при оказании социально значимых услуг;

– обеспечение роста профессионализма и уровня компетентности сотрудников сферы;

– увеличение степени охвата проектными мероприятиями большего числа граждан;

– развитие форм взаимодействия при оказании услуг;

– поэтапная реализация и развертывание информационных и цифровых технологий в территориях;

– активизация внедрения и использования инновационных технологий при предоставлении услуг.

Представленный спектр технологий сферы социально значимых услуг сталкивается со спецификой ее функционирования. Ее проявление в определенной мере можно проследить по составу и структуре факторов, влияющих на ее развитие. Согласно данным Росстата основными факторами-ограничителями развития признаны следующие три: недостаточный спрос на конкретный вид услуг, недостаточность финансовых ресурсов и сложившийся уровень налогообложения в конкретной сфере услуг– уровень влияния этих факторов колеблется в пределах 30-55% [27] в зависимости от регионов.

Действие этих факторов, выступает основной причиной снижения предпринимательской уверенности в этом секторе экономики. Как следствие, наблюдается формирование преимущественно усеченных моделей сферы социально значимых услуг, в которых доминируют в качестве производителей государственные (муниципальные) организации. Однако, применительно к данной сфере имеет смысл выделять три типа моделей. Первый вариант модели (административная или «усеченная») продуктивен в кризисные периоды, при формировании системы и сферы услуг, характеризуется превалированием административных подходов к организации процессов оказания услуг и значительной бюджетной нагрузкой в обеспечении их предоставления. Для модели присущ усеченный вариант ассортиментного ряда услуг. Второй вариант модели (инфраструктурная или «расширенная»), ориентирован на расширенный ассортимент услуг и обеспечивает достижение баланса в удовлетворении потребностей населения и характеризуется развитой инфраструктурой. Модель предусматривает распределение финансовой нагрузки по организации функционирования и развитию сферы между «бюджетом», реальным сектором экономики, а также НКО и волонтерскими объединениями. Этот вариант предоставляет спектр возможностей для последующего внедрения и использования прорывных технологий в области информатизации, цифровизации и инноваций за счет выстроенной адаптированной к изменениям и потребностям инфраструктуры. При использовании второй модели сфера социально значимых услуг может позиционироваться как стратегический потенциал развития [28], обеспечив одновременно формирование условий для оптимального сочетания структурно-ориентированного и системно-проектного подходов в экономике. Основным критерием в обосновании выбора модели организации должны стать:

– уровень удовлетворения потребностей населения;

– наличие и развитость инфраструктуры;

– стратегические ориентиры социально-экономического развития.

Теоретические концепции моделей на практике не встречается. Как правило, наблюдается использование третьей модели – смешанной, сочетающей в себе признаки первой и второй одновременно, но с определенным предпочтением в ту или иную сторону.

Заключение

Сложившиеся тенденции в развитии сферы социально значимых услуг привели к формированию внушительного разнообразия услуг, ориентированных на значимые потребности конкретного индивида и на потребности определенного круга лиц. Стремление государства предоставить социальные гарантии своим гражданам привели к формированию трехуровневой иерархии в классификации услуг: «социально значимые» включают в себя «социальные», включающие «общественно полезные». Регулирование процессов предоставления услуг в рамках такой сложной конструкции требует обоснования использования модели функционирования и развития всей сферы. В качестве основного тренда в развитии сферы должен стать диалог между бизнесом, НКО и властью по формированию условий, векторов развития и работоспособной модели организации сферы. В основе преобразований должны быть: оптимальное сочетание проектной, партнерской и консервативной технологий регулирования отдельных услуг и всей сферы.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2307/ЗНАЧИМОСТЬ (дата обращения: 27.09.2021).
2. Ганченко Д.Н. Генезис системы управления в жилищно-коммунальной сфере // Научное обозрение. – 2015. – № 15. – c. 370–378.
3. Шираке З.Э. Теплоснабжение. / пер. с латыш. - М.: Энергия, 1979.
4. Фомин В.И. Собрание узаконений о банкротах и прочих долговых актах. - М., 1990.
5. Гольмстен А.Х. Исторический очерк русского конкурсного процесса. - М., 1889.
6. О несостоятельности (банкротстве) предприятий: закон РФ от 19.11.1992 № 3929-1. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1250/ (дата обращения: 08.10.2021).
7. Большой энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://znachenieslova.ru/slovar/encyclopedic/ (дата обращения: 04.09.2021).
8. Епишкин Н. И. Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: ЭТС, 2010. – 5140 c.
9. О несостоятельности (банкротстве): фед. закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi (дата обращения: 08.10.2021).
10. Методические рекомендации по порядку разработки, проверки, оценки и корректировки электронных паспортов территорий (объектов): распоряжение МЧС России от 15.07.2016 № 2-4-71-40 (ред. от 29.12.2017). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения: 08.10.2021).
11. О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий: постановление Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 (ред. от 30.05.2018). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения: 08.10.2021).
12. Об организации работы по предоставлению государственной поддержки организациям, осуществляющим выпуск, распространение и тиражирование социально значимых проектов в области печатных средств массовой информации, выпуск изданий для инвалидов и инвалидов по зрению в 2018 году: приказ Минкомсвязи России от 18.12.2017 г. № 497. [Электронный ресурс]. URL: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Rospechati-ot-18.12.2017-N-497/ (дата обращения: 08.10.2021).
13. О науке и государственной научно-технической политике: фед. закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения: 08.10.2021).
14. Смирнов П.И. О социологическом моделировании общественной эволюции. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/165/601/1231/002.SMIRNOV.pdf (дата обращения: 22.08.2021).
15. Смирнов П.И. Социальная значимость как основная личностная ценность // Вестник Ленинградского ун-та. Сер. 6. – 1990. – № 3. – c. 38-43.
16. Воронове А.О., Смирнов П.И. Россия и русские. Характер народа и судьбы страны. / 2-е изд. - СПб., 2001. – 40-45 c.
17. Коротаев Е.В. Повышение эффективности государственного регулирования рынка социально значимых услуг. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Санкт-Петербург, 2010.
18. ГОСТ Р 52492-2005. Национальный стандарт РФ. Услуги бытовые. Социальные нормы и нормативы к услугам. Общие требования: приказ Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 529-ст. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200045257 (дата обращения: 08.10.2021).
19. Коротаев Е.В. Сущностные аспекты государственного регулирования рынка социально значимых услуг // Журнал правовых и экономических исследований. – 2010. – № 2. – c. 51–54.
20. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2011 года. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107968/40d542d06c0e100140ec99482e0ac7b57fce3f33/ (дата обращения: 20.09.2021).
21. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: фед. закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения: 08.10.2021).
22. Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг: указ Президента РФ от 08.08.2016 г. № 398 (ред. от 01.07.2017). [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41181 (дата обращения: 08.10.2021).
23. Перечень востребованных социально-значимых региональных и муниципальных услуг: Протокол Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 06.02.2018 № 56пр. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения: 08.10.2021).
24. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: фед. закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 02.07.2021). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/ (дата обращения: 08.10.2021).
25. Перечень социально значимых государственных услуг Фонда соц. страхования РФ и Пенсионного Фонда РФ, по которым в 2013 г. проводится мониторинг качества их предоставления: приказ Минтруда РФ от 18.03.2013 № 106. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70242270/ (дата обращения: 08.10.2021).
26. О федеральной государственной информационной системе координации информатизации: постановление Правительства РФ от 14.11.2015 № 1235 (ред. от 27.09.2021). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_299471/ (дата обращения: 11.10.2021).
27. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 11.09.2021).
28. Ганченко Д. Н. Сфера услуг в контексте приоритетных направлений развития региона // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы: сборник материалов II международной научно-практической конференции. Отв. редактор Э.И. Забнева. Ульяновск, 2018. – c. 230-233.