Креативный кластер или творческая бизнес-экосистема?

Бусалова А.Д.
A creative cluster or a creative business ecosystem? - View in English
Об авторах:

Бусалова А.Д.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

 Скачать PDF

Аннотация:
В условиях трансформации общества и бизнес-среды происходит пересмотр подходов к организации деятельности. Развитие творческого потенциала позволяет создавать новые творческие объединения, тем самым развивая экономику различных отраслей. Новые формы организаций, такие как бизнес-экосистемы, могут стать одной из вариаций существования креативных кластеров. Автора интересует поиск новых подходов к развитию бизнес-сообщества. В проведенном исследовании автор рассматривает мнение научного общества на развитие экосистем и креативных кластеров и их возможность интеграции между собой. Данная статья будет полезна для исследователей, рассматривающих проблемы формирования экосистем и креативных кластеров.

Ключевые слова:

бизнес-процессы, бизнес-экосистемы, креативные кластеры, креативная экономика, креативные продукты

JEL-классификация: M11, M21, O31

Финансирование:
Статья написана в рамках внутреннего гранта РЭУ им Г.В. Плеханова на выполнение НИР молодежными коллективами под руководством ведущих учёных. Тема НИР \\\"Современные подходы к управлению креативным производством товаров и услуг\\\" утверждена приказом №865 от 28.06.2021.
Цитировать публикацию:
Бусалова А.Д. Креативный кластер или творческая бизнес-экосистема? // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 11. – С. 4215-4224. – doi: 10.18334/ce.15.11.113807

Busalova, A.D. (2021) A creative cluster or a creative business ecosystem?. Kreativnaya ekonomika, 15(11), 4215-4224. doi: 10.18334/ce.15.11.113807 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Введение

Сегодня часто говорится о зависимости творчества и экономики, поднимается важность наличия креативного мышления у предпринимателей для экономического роста и развития в различных отраслях. В современных условиях международной конкуренции очень важно сделать акцент на инновации и дифференциации, как источниках конкурентных преимуществ. Действительно, креативность и инновация по сути являются частью одного и того же процесса; креативность можно определить как способность сочетать значения и элементы новыми способами, а инновацию – как способность и смелость превращать творческие идеи в новые продукты, услуги и практики.

Факторы "творческого поворота", которые встречаются в современных научных публикациях, включают текущие изменения в промышленном массовом производстве и международном разделении труда, которые требуют новых источников устойчивого роста и добавленной стоимости в (развитых) экономиках. Эти изменения связаны с долгосрочным сдвигом в структуре экономики, поскольку по отношению к ВВП доля услуг по-прежнему растет, в то время как доля промышленности, производящей материальную продукцию, сокращается. Технологическое развитие, в частности информационно-коммуникационные технологии как универсальная технология и то, как она обеспечивает постоянно растущую цифровизацию товаров и услуг, быстро меняет общество. Цифровизация бросает вызов существующей практике, одновременно создавая новые возможности для создания нематериальной ценности. Изменения в образе жизни и ценностях также являются важными факторами, влияющими на восприятие и предпочтения потребителей и повышающими спрос на нематериальные услуги и опыт. Цель данной статьи - проследить перспективы коллабораций и создания креативных продуктов для современного общества. Научная новизна данного исследования заключается в поиске взаимосвязей между развитием креативных кластеров и формированием бизнес-экосистем.

1. Материалы и методы исследования

Сбор и анализ литературы помогает составить полноценную картину изучаемой проблемы. Для выстраивания понимания основных отличий между креативным кластером и бизнес-экосистемой рассмотрим основные взгляды различных авторов.

На сегодняшний день термин «бизнес-экосистема» набирает огромные обороты распространения в научной и бизнес-среде. Все большее количество авторов рассматривают данное понятие, стараясь систематизировать и определить его сущность.

Говоря об «бизнес-экосистеме», мы подчеркиваем совершенно иную структуру: сеть из множества различных игроков, которые прямо или косвенно связаны друг с другом. Кроме того, существует ряд катализаторов, таких как юридические фирмы, финансовые учреждения, медиа-компании и другие консультанты, которые продвигают и поддерживают активный обмен компаниями. В экосистеме все игроки так или иначе взаимодействуют друг с другом в самоорганизующейся среде. В этом случае каждый зависит от всех остальных. Такая экосистема устойчива, потому что в ней нет одного доминирующего игрока и потому что она обладает гибкостью для лучшей обработки внутренних дисфункций, а также внешних потрясений.

Для более полной характеристики рассматриваемого вопроса были изучены работы М. Рассела и К. Дэвлина, которые понимают под инновационными экосистемами «сети устойчивых связей между людьми, организациями и их решениями, возникающие на базе совместного видения (shared vision) в отношении желательных преобразований». [7]

Нам хочется отметить, что, анализируя определения экосистемы с позиции теории систем в экономической научной среде можно увидеть различные мнения исследователей по данному вопросу.

Весьма полезными для нас оказались результаты исследований Г. Б. Клейнера, который рассматривает бизнес-экосистемы как «локализованные системы организаций, бизнес-процессов, инновационных проектов и инфраструктурных комплексов, способные функционировать на длительном промежутке времени за счет кругооборота ресурсов и различных продуктов». [14]

В своих работах И. Денисов, М. Умнова и М. Хачатурян отмечают также о важности проведения социального аудита, который помогает организациям при создании новой сети взаимодействия участников. Стоит отметить, что «главной мотивацией для среднего бизнеса для проведения корпоративной социальной отвественности деятельность заключается в привлечении и сохранении квалифицированных кадров (78% респонденты в России, 65% в мире), с управления расходов (68% в России, 63% в мире) и общественное мнение репутация бренда (64% в России, 56% в мире), став вторым и третьим соответственно». [3]

Рассмотрим также понятие креативных кластеров. На сегодняшний день основным определением данного термина можно считать следующее С. Эванса, креативный кластер – это «сообщество творчески-ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории» [13].

Марлен Комаровски рассматривает медиа-кластеры. В своей статье он отмечает, что «одна из самых фундаментальных проблем при анализе медиа-кластеров — это сопоставимость феномена. Например, как можно сравнить характеристики кластера, исследованные на аудиовизуальных организациях в лондонском Сохо, с кластером новых медиа в Берлине? Это похоже на идею о часто игнорируемом аспекте пространственных закономерностей совместного размещения кластеров, разделяющих одно и то же географическое пространство». [8]

А вот Мадс Бруун Ингструп, Сюзанна Йенсен и Пол Ринд Кристенсен рассмотрели данный феномен, как объединение организаций вокруг знаний. Они рассматривают креативный кластер как управляемый фирмой кластер, в котором доминировала синтетическая база знаний, а затем превратился в художественный и творческий кластер с преобладающей базой знаний символического характера. В последние несколько лет кластер был сосредоточен на организациях знаний и их научных знаниях, и все чаще он принимал аналитическую базу знаний за счет других баз знаний. Таким образом, накопление знаний и источники знаний в кластере и вокруг него изменились в результате этих преобразований. Это развитие стимулировалось рядом эндогенных и экзогенных инициирующих событий, некоторые из которых позже превратились в уже существующие условия, такие как организации, политические инициативы и модели взаимодействия и сотрудничества. В целом, эти результаты имеют значение для формирования кластерных баз знаний, учитывая то, как они возникают, изменяются и сочетаются, а также как это влияет на состав участников, видов деятельности и ресурсов кластера. [7]

Люсия Муньос Паскуаль, Хесус Галенде, как и предыдущие авторы считают, что кластеры выстраиваются вокруг знаний и мотивации людей в коллективе. Сотрудники с высоким уровнем управления мотивацией более креативны. Более того, учитывая признание как внутреннего, так и внешнего подхода к мотивации в организациях, стоит изучить обе точки зрения с точки зрения творчества. Авторы утверждают, что: «доверие, самореализация и желания - причины быть более творческий - таким образом, чем выше внутренняя мотивация, тем больше у сотрудников мотивации для генерации новых идей и развития бизнеса». [6]

Сфера таких исследований весьма разнообразна и получила освещение в ряде научных направлений. Хотя эти два термина часто используются как синонимы по отношению к инновационным центрам, мы убеждены, что между ними есть разница. Под «Креативным кластером» обычно понимают группу субъектов инновационной деятельности в определенной отрасли, объединяющихся в ключевых местах. А под «бизнес-экосистемой» ряд взаимодействующих организаций в рамках единого цифрового контура.

2. Обсуждение

У автора возникает следующий вопрос – все же может ли быть креативное объединение - бизнес-экосистемой? И готово ли оно обслуживать потребности конечного потребителя? Действительно ли креативные решения молодых предпринимателей могут стать наиболее прорывные для рынка сбыта.

Определенно, для определенной категории товаров и услуг, таких, как например одежда, предметы домашней утвари и т.д. работа в творческом кластере порождает возможности для развития новых связей между участниками.

Создание креативной бизнес-экосистемы на данный момент возможно не в полной мере, так как на данный момент все организации более вовлеченный в производство таких товаров не готовы создать полную инфраструктуру для полноценного функционирования. Хотя если отметить компьютерные разработки и похожие могут являться частью большой экосистемы.

3. Выводы

Развитие креативных кластеров является важной составляющей для развития культурной или творческой работы, которая позволяет предпринимателям творческих направлений развивать свой бизнес, за счет коллобараций с другими организациями. Несомненно, на сегодняшний день государство заинтересовано в создании пространств на месте бывших заводов, тем самым стимулируя экономический рост за счет создания площадок для торговли.

Статья написана в рамках внутреннего гранта РЭУ им Г.В. Плеханова на выполнение НИР молодежными коллективами под руководством ведущих учёных. Тема НИР "Современные подходы к управлению креативным производством товаров и услуг" утверждена приказом №865 от 28.06.2021



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Chapain C., Sagot-Duvauroux D. Cultural and creative clusters – a systematic literature review and a renewed research agenda // Urban Research & Practice. – 2018. – № 13(1). – p. 1-30. – doi: 10.1080/17535069.2018.1545141.
2. Donghun Yoon The regional-innovation cluster policy for R & D efficiency and the creative economy: with focus on Daedeok Innopolis // Journal of Science and Technology Policy Management. – 2017. – № 8(2). – doi: 10.1108/ JSTPM-09-2016-0025.
3. Denisov I. V., Khachaturyan M. V., Umnova M. G. Corporate social responsibility in Russian companies: Introduction of social audit as assurance of quality // Quality - Access to Success. – 2018. – № 164. – p. 63-73.
4. Ilaria Mariotti, Carolina Pacchi, Stefano Di Vita Coworking Spaces in Milan: Location Patterns and Urban Effects // Journal of Urban Technology. – 2017. – № 24(6). – p. 1-20. – doi: 10.1080/10630732.2017.1311556.
5. Marchegiani L. From Mecenatism to crowdfunding: engagement and identification in cultural-creative projects // Journal of Heritage Tourism. – 2017. – № 13(10). – p. 1-9. – doi: 10.1080/1743873X.2017.1337777.
6. Lucía Muñoz Pascual, Jesús Galende The impact of knowledge and motivation management on creativity: employees of innovative Spanish companies // Employee Relations: The International Journal. – 2017. – № 39(4). – doi: 10.1108/ER-05-2016-0096.
7. Russell M. G. et al. Transforming Innovation Ecosystems through Shared Vision and Network Orchestration // Triple Helix IX International Conference. Stanford, 2011.
8. Mads Bruun Ingstrup, Susanne Jensen, Poul Rind Christensen Cluster evolution and the change of knowledge bases: the development of a design cluster // European Planning Studies. – 2017. – № 25(2). – p. 202-220. – doi: 10.1080/09654313.2016.1276885.
9. Komorowski M. A novel typology of media clusters // European Planning Studies. – 2017. – № 25(2). – p. 1-22. – doi: 10.1080/09654313.2017.1303823.
10. Бушуева М.А., Масюк Н.Н., Брагина З.В., Петрухин А.Б., Гришанова О.А. Представление бизнес-модели текстильного кластера как инновационной сетевой экосистемы // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. – 2017. – № 1. – c. 10-17.
11. Seungil Yum The relationship between creative industries and the urban economy in the USA // Creative Industries Journal. – 2019. – doi: 10.1080/17510694.2019.1668741.
12. Tao J., Ho C.-Y., Luo S., Sheng Y. Agglomeration economies in creative industries // Regional Science and Urban Economics. – 2019. – № 77. – p. 141-154. – doi: 10.1016/ j.regsciurbeco.2019.04.002.
13. Бусалов Д. Ю., Бусалова А. Д. Методические подходы к исследованию экосистем в бизнесе // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 7(132). – c. 922-929. – doi: 10.34925/EIP.2021.132.7.167.
14. Клейнер Г. Б. Социально-экономические экосистемы в свете системной парадигмы // Системный анализ в экономике: сб. тр. V Междунар. науч.-практ. конф.-биеннале (21-23 ноября 2018 г.) / под общ. ред. Г. Б. Клейнера, С. Е. Щепетовой. Москва, 2018. – c. 5-14.
15. Хакимова Е. Р. Креативный кластер в концепции инновационной системы // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 2. – c. 236-238.