Управление локальной профсоюзной организацией на основе применения цифровой платформы

Катабай П.Х., Смирнов Ю.И., Абрамов И.Н., Мажиев Х.Н., Скрипникова М.И.
Management of a local trade union organization based on a digital platform - View in English
Об авторах:

Катабай П.Х.1, Смирнов Ю.И.1, Абрамов И.Н.2, Мажиев Х.Н.3, Скрипникова М.И.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
2 Совет депутатов муниципального округа Текстильщики в г. Москве
3 Грозненский государственный нефтяной технический университет им. М.Д. Миллионщикова Академия наук Чеченской Республики

 Скачать PDF

Аннотация:
В статье обосновывается необходимость внедрения цифровой платформы с целью повышения эффективности функционирования профсоюзной организации. Определена схема взаимодействия пользователей цифровой платформы, а также основные задачи и планируемые результаты от ее применения.

Ключевые слова:

профсоюз, управление профсоюзной организацией, гражданское общество, профсоюзная цифровая платформа, цифровизация профсоюзной деятельности

JEL-классификация: J51, M21, O31, O32, O33

Цитировать публикацию:
Катабай П.Х., Смирнов Ю.И., Абрамов И.Н., Мажиев Х.Н. и др. Управление локальной профсоюзной организацией на основе применения цифровой платформы // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 11. – С. 4095-4104. – doi: 10.18334/ce.15.11.113738

Katabay, P.Kh., Smirnov, Yu.I., Abramov, I.N., Mazhiev, Kh.N., & Skripnikova, M.I. (2021) Management of a local trade union organization based on a digital platform. Kreativnaya ekonomika, 15(11), 4095-4104. doi: 10.18334/ce.15.11.113738 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




«Люди будут летать в космос по профсоюзным путёвкам»

Сергей Павлович Королёв (1907–1966 гг.) — советский учёный

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях перехода на новый технологический уклад основные тренды инновационно-модернизационного развития направлены на повышение уровня и качества жизни населения страны. Особая роль при этом отводится цифровой трансформации, ориентированной на инновации и способствующей развитию всех сфер общественного воспроизводства с учетом предпочтений конечного потребителя. Сущность таких изменений заключается в интеграции и трансформации традиционных моделей управления организациями путем широкого применения цифровых технологий. Таким образом, инновационная среда в условиях цифровой трансформации в первую очередь должна включать в себя цифровые ресурсы, обусловленные инновационной деятельностью организации, развитие которых должно быть непрерывным и иметь возможность трансформации под воздействием окружающей среды [1; 5].

Все это требует разработки новых подходов к взаимодействию с целевой аудиторией и к формированию инновационного цифрового контента. Современные цифровые технологии, с одной стороны, призваны облегчить деятельность организаций, повысить уровень ее привлекательности и конкурентоспособности, однако, с другой стороны, известный закон Меткалфа говорит о том, что полезность организации цифрового пространства растёт пропорционально количеству его пользователей [2]. Возрастающее количество субъектов, использующих сеть, ведёт к экспоненциальному росту функционирующей в ней информации, количества, качества и многообразия связей между организациями, гражданами и социально-экономическими системами, что естественно вызывает более сложную и синхронизированную интеграцию «всех со всеми» и трудности, связанные с хранением, обработкой и использованием информации. Растёт разнообразие форматов и количество данных, увеличивается количество и разнообразие технологий, и, соответственно, возникает потребность в новых инструментах эффективной работы в условиях информационного пространства.

Важность протекающих процессов имеет особую актуальность и для общественных организаций, в том числе и Профсоюзов, поскольку применение цифровых технологий управления в таких организация способствует повышению ее эффективности за счет увеличения коммуникационной активности путем модернизации системы взаимоотношений с целевой аудиторией и формирования индивидуального подхода к потребителям. Применение цифровых технологий управления Профсоюзами будет иметь высокий уровень эффективности при работе с большими данными, поскольку любые сведения, находящиеся в распоряжении общественных организаций, включая знания и информацию, в информационном обществе трансформируются и хранятся в виде цифровых данных. Все это можно обеспечить за счет комплексного применения трёх базовых составляющих или аспектов в цифровой инновационной среде: контента, технологий и компетенций. По своей сути все эти компоненты должны быть рассмотрены только в тесной взаимосвязи, поскольку они являются определяющими друг для друга и решают проблему разрыва между технологическими возможностями и применением традиционных механизмов управления. Таким образом, в случае приращения контента за счет какого-либо цифрового ресурса, требуется соответствующее развитие как технологий, так и компетенций. И наоборот, развитие других ресурсов, например, технологий требует пропорционального развития контента и, следовательно, компетенций [7; 9].

В профсоюзных организация применение цифровых технологий управления как в уставной деятельности, так и в повседневной работе призвано повысить эффективность процессов защиты трудовых прав работников и их поддержки во всех вопросах социальных взаимоотношений с работодателем путем активного взаимодействия с целевой аудиторией в информационном пространстве. Успешность и эффективность работы профсоюзной организации зависит от организационного единства, наличия ресурсов и активности профсоюзных органов, осуществляющих руководство и координацию работы профсоюзной организации.

Цифровизация профсоюзной деятельности это, в первую очередь, формирование инновационной среды управления и взаимодействия, в которой предусмотрено создание электронной базы, так называемой цифровой платформы, которая позволит вести учёт ее членов, демонстрировать структуру профсоюзной организации и отражать взаимосвязи внутри нее (включая председателя, профком, профоргов структурных подразделений, активистов и др.), прослеживать информационные потоки между структурными подразделениями, что позволит своевременно и оперативно реагировать на происходящие изменения окружающей среды [3; 4; 6]. Такая платформа призвана стать главным рабочим инструментом как председателя профсоюзной организации, так и являться связующим звеном между профсоюзным комитетом, профоргами подразделений, членами профсоюза, администрацией и региональными профсоюзными организациями. Схема взаимодействия пользователей в рамках цифровой платформы профсоюзной организации приведена на рисунке 1.

Рисунок 1. Модель взаимодействия пользователей цифровой платформы профсоюзной организации

Источник: составлено авторами.

Создание цифровой платформы профсоюзной организации, включающей внутренние и внешние сервисы, а также мобильные приложения, призвано решить ряд основных задач: 

§ идентификация участников, прошедших авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации (в т.ч. возможность авторизации через Госуслуги для сбора и подтверждения сведений о работниках-членах Профсоюза);

§ сбор, хранение и обработка информации о возможностях получения образования (практики, стажировки, переобучение, повышение квалификации), о квалификации гражданина, которая может быть подтверждена на момент трудоустройства, о вариантах краткосрочной занятости и иную информацию, способствующую содействию занятости граждан;

§ предоставление информации, содержащейся на платформе, в электронном формате;

§ анализ потребностей целевой аудитории, жизненных ситуаций и прочих сведений о членах профсоюзной организации для оптимального распределения и адресного направления мер социальной поддержки (единовременные выплаты, закупки подарков детям к новому году и 1 сентября, подарки самим сотрудникам на профессиональные праздники и юбилеи и др)

§ информационное взаимодействие всех пользователей ;; ] портала (передачу сведений, уведомления, согласования и т.д.);

§ организация работы с обращениями членов профсоюза в рамках портала, а также оцифровка и занесение в систему обращений членов профсоюза на бумажном носителе и посредством электронной почты (в случае, если обращение направлено на адрес электронной почты члена профкома, сбор корреспонденции с которого не настроен в платформе);

§ формирование цифрового профиля члена профсоюза, содержащего сведения о его уровне образования, квалификации, истории трудоустройства и внутреннего рейтинга (при активации данного функционала в случае необходимости и при согласовании с руководством вуза);

§ обработка и анализ данных, содержащихся в системе и представление по запросу развёрнутых отчётов руководству вуза и МГО;

§ сбор обратной связи от членов профсоюза и руководства вуза для повышения эффективности и качества взаимодействия с участниками платформы.

Перечисленные выше задачи профсоюзной организации требуют формирования на базе единой цифровой платформы некоторой системы управления информацией, генерируемой участниками и включающей большое количество как показателей, так и характеристик информационных потоков. Развитые информационные потоки позволят обеспечить электронные диалоги между региональными профсоюзными организациями, администрацией профсоюза, подразделениями и членами организации. По некоторым данным полная, своевременная и точная информация, представленная в виде организованных информационных потоков, повышает производительность труда на 10-30% [1] и позволяет обеспечить групповое взаимодействие в рамках платформы. Информационные потоки таких систем образуются в виде массивов электронных данных, определенным образом оформленных документов, а также в виде информации об администрации и членах профсоюза (таблица 1). Описание возникшей проблемы в диалоговом режиме и ее немедленное информационное обеспечение, позволят повысить эффективность принимаемых управленческих решений, сократить продолжительность выполнения поставленной задачи и имеет важное значение как для оперативного управления, так и для выработки стратегических решений такой организации [10].

Таблица 1.

Типы и виды данных, курсирующих внутри единой цифровой платформы профсоюзной организации

Роль пользователя
Выдача данных
Передача данных
Региональные и муниципальные профсоюзные организации
Статистическая и административная информация
Статистическая и административная информация
Председатель профсоюзной организации
Статистическая и административная информация
Статистическая и административная информация
Члены профсоюзного комитета
Информация о предстоящих заседания профкома, прочая административная информация
Предложения по работе профсоюзной организации, предложения в повестку дня очередного собрания, обращения членов профсоюза
Профорги структурных подразделений
Методические и учебные материалы
Обращения членов профсоюза
Члены профсоюза
Информация о полагающихся льготах, скидках и подарках
Информация о проводимых мероприятиях (экскурсии, выставки, конкурсы)
Запросы на юридическую поддержку, защиту прав, льготы и скидки, экскурсии
Отдел кадров
Уведомления о сотрудниках, вступивших в профсоюз
Уведомления о новых и уволившихся сотрудниках
Источник: составлено авторами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, создание и внедрение в работу профсоюзной организации единой цифровой платформы позволит активность взаимодействия с членами профсоюза, повысить уровень их информированности и вовлеченности в общественную работу, а также привлечь новых членов. При этом основной ценностью, формируемой платформой становятся не материальные блага, а усиление и расширение социальной поддержки сотрудников. Основными результатами применения единой цифровой платформы в профсоюзной организации должны стать:

· повышение эффективности управления локальной профсоюзной организацией и обеспечение полного контроля над внутренними процессами;

· обеспечение взаимодействия со службой кадров и бухгалтерией организации, на базе которой создана Первичная профсоюзная организация

· упрощение подготовки оперативной и периодической отчётности для МГО профсоюза, руководства организации, на базе которой создана Первичная профсоюзная организация и партнёров;

· автоматизация учёта членов профсоюза (вступление в профсоюз, выход из него) и рейтингование активистов;

· повышение оперативности и качества аналитической работы в Профсоюзе;

· интеграция с Федеральной бонусной программой Общероссийского Профсоюза образования «Профкардс» базы членов Профсоюза для предоставления им всех преимуществ участия в данной программе [8];

· учёт и эффективное использование профсоюзных средств и сокращение различных издержек.

[1] Кузин Ф.А. Как эффективно управлять информационными потоками URL: https://www.elitarium.ru/informacionnye-potoki-upravlencheskoe-obshhenie-rukovoditel-podchinennyj-informacija/ (дата обращения: 19.07.2021)



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Благинин В.А., Матвеева А.И. Исследовательские фронты: стратегический императив развития Российской науки // Московский экономический журнал. – 2016. – № 4. – c. 54.
2. Закон Меткалфа. Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_Меткалфа (дата обращения: 01.03.2020).
3. Денисов И.В., Положишникова М.А., Куттыбаева Н.Б., Петренко Е.С. Цифровые предпринимательские экосистемы: бизнесплатформы как средство повышения эффективности // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 45-56. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100662.
4. Крылов И.А. «Цифровая тень» человека как недостающий аспект цифровой экономики предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2019. – № 2(76). – c. 26-28.
5. Кулапов М.Н., Масленников В.В., Абрамов Р.А. Трансформация системы управления университетом экономического профиля // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2020. – № 4(112). – c. 143-157. – doi: 10.21686/2413-2829-2020-4-143-157.
6. Смирнов Ю.И., Скрипникова М.И., Мажиев Х.Н., Катабай П.Х., Долгополов Г.В. Мобильное приложение «Профсоюз-онлайн» как один из ключевых аспектов цифровизации деятельности профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2020. – № 3(82). – c. 28-32.
7. Фомина А.С., Скрипникова М.И. Коллегиальный орган, осуществляющий общее руководство университетом (из истории РЭУ им. Г. В. Плеханова) // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2017. – № 4(94). – c. 189-199.
8. Постановление Исполнительного комитета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (общероссийский профсоюз образования) № 14-5 «О Пилотном проекте по введению единого электронного профсоюзного билета, автоматизации учёта членов Профсоюза и сбора статистических данных», 23 сентября 2018 г
9. Ефимов Е.Н., Фоменко Н.М. Тенденции развития сетевой электронной среды // Системы управления и информационные технологии. – 2009. – № 2-1(36). – c. 122-126.
10. Фоменко Н.М. Инновационно-коммуникационные технологии при организации учебного процесса вуза в цифровой экономике // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2018. – № 2. – c. 104-109. – doi: 10.22394/2079-1690-2018-1-2-104-109 .