Механизмы стратегического управления инновационным капиталом

Перес Иснага Леонель1
1 Российский университет дружбы народов, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 10 (Октябрь 2021)

Цитировать:
Перес Иснага Леонель Механизмы стратегического управления инновационным капиталом // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 10. – С. 3741-3754. – doi: 10.18334/ce.15.10.113711.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47167106

Аннотация:
Статья посвящена актуальности и важности использования инновационного капитала, проблемам его управления и возможным вариантам их решения. Инновационный капитал в условиях цифровизации экономии является важнейшей составляющей эффективного функционирования компании. Инновационный капитал позволяет активно применять инновационные технологии в деятельности предприятия, оптимизировать инновационные процессы. Стратегическое управление довольно сложная система, включающая множество механизмов, рациональное применение которых позволит эффективно управлять инновационным капиталом.

Ключевые слова: инновации, инновационное предприятие, инновационный капитал, механизмы стратегического управления, стратегическое управление

JEL-классификация: L26, M11, O31, O33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В связи с многочисленностью факторов воздействия в условиях рыночной экономики предприятию как открытой системе требуется не только реагировать на текущие вызовы, но и прогнозировать их. Соответственно, предприятию критически необходимо иметь долгосрочное видение, реализация которого возможна посредством эффективного управления инновационным капиталом. Анализируя современные тенденции, инновационное предприятие формулирует стратегию, способную повысить работоспособность и обеспечить продолжительную жизнедеятельность, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Предприятию для того, чтобы отвечать не только текущим изменениям, но и изменениям будущего необходимо стратегическое управление инновационного капитала.

Целью данного исследования является исследование механизмов стратегического управления инновационным капиталом.

Научная новизна данного научного исследования состоит в систематизации основ стратегического планирования инновационного капитала как составляющей стратегического управления.

Полученные результаты данного исследования представляют интерес для управляющего звена компаний, занимающихся инновациями.

Обзор литературы

Современное гибкое развитие цифровой экономики невозможно без инновационного капитала. Первоначально при любом инновационном процессе лежат накопленные знание и умения, способность грамотно проанализировать текущую ситуацию и принять решение. Это определяется уровнем развития инновационного капитала организации и страны в целом. Инновационный капитал является основным фактором роста или замедления развития в сфере инноваций и цифровизации.

Как указывает в своей работе Никулышеева В.Ф., сегодняшний инновационный капитал исследуется на уровне отдельного индивида, на уровне предприятия, региона и страны в целом. На индивидуальном уровне в структуре инновационного капитала различают профессиональный (знания, способности, навыки, мотивация, практический опыт, квалификация и т.д.), культурно-нравственный (капитал культуры), капитал здоровья и предпринимательский капитал [6] (Nikulsheeva, 2021).

Инновационный капитал, по мнению Бабкина А.В., Мерзликиной Г.С., является источником дохода не только для его обладателя, но и для организации и общества в целом. Повышается благосостояние людей, происходит социально-экономическое развитие общества и человеческое развитие в конечном итоге. В этом проявляются экономические и социальные эффекты от использования человеческого капитала [2] (Babkin, Merzlikina, 2021).

Среди глобальных и стратегических предпосылок развития инновационного капитала в Российской Федерации авторы Нижегородцев Р.М., Ратнер С.В., Швец Ю.Ю., Петухов Н.А. выделяют следующие направления:

- разработка, внедрение и реализация на должном уровне программы совершенствования инновационного капитала;

- необходимо формирование благоприятной среды для развития инновационных разработок;

- оказание целевой финансовой помощи промышленным предприятиям для развития собственных интеллектуальных лабораторий [5] (Nizhegorodtsev, Ratner, Shvets, Petukhov, 2021).

Макроэкономическим направлением развития инновационного капитала, который в дальнейшем перерастет в инновационное развитие российской экономики, должно стать:

- создание отраслевых научно-исследовательских институтов и лабораторий;

- повышение стоимости человеческого капитала и оплаты интеллектуального труда;

- возвращение ресурсов в производственные секторы, стимулирование производства и расширение внутреннего рынка;

- защита частной собственности и авторского права на должном уровне [4] (Karsakova, 2021).

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что инновационный капитал является основой инновационной активности на предприятии. Он выступает основным условием для устойчивого развития предприятия и экономического инновационного развития предприятия и повышения конкурентоспособности предприятия. Так и привлекательности отрасли в целом для предпринимательства.

Управление инновационной деятельностью является важнейшей составляющей менеджмента предприятия, нацеленного на стратегический успех предприятия в условиях острой конкуренции и социальной нестабильности.

Стратегическое планирование в современной трактовке определяется как процесс, где продуманный анализ сформировавшихся условий и различных возможностей ведет к обозначению предприятием долгосрочных намерений, стратегий, целей, мероприятий с учетом потенциальных событий и рисков.

Рассматривая стратегическое планирование с позиции технологии, следует заключить, что это итеративный процесс, содержащий в себе формулирование стратегических целей, выработку стратегий согласно обозначенным целям, распределение требуемых для осуществления ресурсов [5] (Nizhegorodtsev, Ratner, Shvets, Petukhov, 2021).

В целях подбора оптимальной инновационной стратегии можно использовать один из методов, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1. Методы выбора инновационной стратегии

Источник: [2] (Babkin, Merzlikina, 2021).

Следует отметить, что предприятие для разработки инновационной стратегии может привлечь экспертов в данной области. Тем не менее при определенных обстоятельствах ее создают и собственными усилиями.

В своей основе стратегические меры, реализуемые предприятием, носят инновационный характер, так как базируются на преобразованиях экономических, производственных и/или сбытовых потенциалов.

Стратегия нововведений или инновационная политика под собой подразумевает интеграцию целей технической политики и политики капиталовложений, которая нацелена на создание технологий и новых видов продукции, предполагает подбор определенных объектов исследований, благодаря которым компания осуществляет систематический поиск технологических возможностей.

Стратегическое управление инновациями распространяется на концептуально-предпринимательские и организационно-процедурные подходы стратегического формирования компании и, соответственно, выполняет свою функцию с помощью подсистемы общего и функционального менеджмента [3] (Burovnikova, 2020).

Далее целесообразно обозначить следующие виды стратегий: базовые стратегии, представляющие собой модель поведения инновационного капитала как в общем, так и в частной стратегической хозяйственной единице (далее – СХЕ) в определенной рыночной ситуации. К примеру, стратегии выбора рынков и конкуренции на выбранном рынке, предполагающие осуществление преимуществ в конкурентной борьбе, базируясь на лидерстве в качестве реализуемой продукции, лидерстве в ценах, рыночной специализации, рыночной кооперации; функциональные стратегии, являющиеся комплексом мероприятий и для обособленных функциональных сфер и подразделений. Данные стратегии имеют подчиненное значение и по факту представляются как ресурсные программы, обеспечивающие практическое выполнение базовых стратегий [4] (Karsakova, 2021).

В соответствии с приведенными выше фактами важно проследить суть цели инновационного формирования предприятия. Инновации на предприятии ставят задачей обновить ассортимент товаров, углубить функциональные возможности, провести мероприятия по улучшению качества, а также увеличению покупательской способности.

Генеральными задачами стратегического управления инновациями дается ответ на вопросы:

- какие продукты и на каких рынках инновационных продуктов в перспективе необходимо совершенствовать, принимая во внимание лимитированное воздействие внешней среды?

- благодаря каким нововведениям, каким методам (программам, проектам) будут осуществлены стратегические цели?

- какой объем мероприятий, а также какие источники будут выделены под стратегические цели?

- какая организационная форма (линейно-штабная, матричная, проектная структура; СХЕ или центры руководства стратегическими целями) необходима для реализации инновационного процесса на предприятии?

- какой стиль управления, какой состав сотрудников и какой инструментарий необходимо применить для обеспечения контроля и координации стратегического инновационного процесса?

Разработкой инновационных стратегий на предприятиях, как правило, занимаются представители высших эшелонов управления. Разработка базируется на следующем комплексе задач: выработке стратегических целей; анализе ресурсной базы инновационного проекта и различных потенциалов для их осуществления; оценке тенденций в сфере маркетинга и в научно-технической области; конструировании инновационных стратегий с возможными альтернативами; разработке и предоставлении детализированных оперативных планов, программ, проектов и бюджетов; анализе отдельных стратегических звеньев в общей деятельности инновационного проекта, основываясь на определенных критериях с учетом ранее обозначенных целей и планов [1] (Abdulsamedov, 2020).

Стратегическое управление инновациями по содержательной направленности имеет прагматический характер, в котором в первую очередь акцент ставится на реальных фактах и потенциальных возможностях, необходимых для обеспечения успеха и процветания в будущем. Тем не менее в стратегических инновационных целях, как правило, отсутствуют количественные характеристики, и разрабатываются они как декларации об инновационных намерениях, которые непосредственно формируют предпринимательскую концепцию инновационного продукта, определяют осуществляющие ее базовые и функциональные стратегии и вырабатывают формальную систему обеспечивающих оперативных планов.

Общая модель инновационной стратегии предприятия отсутствует, равно как и возможность универсального стратегического управления. Любое инновационное предприятие, функционирующее в условиях рыночной экономики, имеет уникальные характеристики. На выбор стратегии влияют разнообразные факторы: рыночная позиция инновационного предприятия и динамика ее изменения, производственный и технический потенциал инновационного капитала, производимые товары и/или услуги, состояние экономики, культурная среда и пр. При этом существует ряд ключевых подходов, рассматриваемых как обобщенные принципы разработки инновационных стратегий и реализации стратегического управления инновациями [2] (Babkin, Merzlikina, 2021).

Стратегическое планирование инновационного капитала может базироваться на классификации типов инновационного поведения, созданной Л.Г. Раменским (табл. 1).

Таблица 1

Типы инновационного поведения

Тип
Характеристика
Виоленты
Это большие компании, занимающиеся массовым производством, со сформированной инфраструктурой и обладающие существенной научно-исследовательской базой. Виоленты ориентированы на массовый рынок и удовлетворяют массовые, стандартные потребности
Патиенты
Это компании, специализация которых фокусируется на производстве уникальных новинок. Патиенты занимают узкую рыночную нишу и удовлетворяют нестандартные потребности. Данные компании могут быть как мелких, так средних и крупных размеров
Коммутанты
Это компании, занимающиеся имитацией новинок или предложением новых видов услуг на основе новой продукции. Данная стратегия (стратегия подражательства) присуща многим мелким компаниям
Эксплеренты
Это компании, целью которых является перманентное создание радикальных новшеств. Эксплеренты представляют собой малые инновационные фирмы
Источник: [7] (Ramenskiy, 2017).

Сравнительная характеристика стратегий инновационного поведения представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Сравнительная характеристика конкурентных стратегий

Источник: [4].

Представленная информация демонстрирует, что конкретное направление инновационного развития предприятия представляет собой выбор курса и выработку стратегии, так как инновационное развитие в полной мере может быть продиктовано веянием времени. Мероприятия по развитию собственного производства и повышению конкурентоспособности продукции возможны в случае, если внедряются инновации. Внедрение различных инноваций способствует максимизации прибыли, поддержанию и укреплению имиджа предприятия [3] (Burovnikova, 2020).

Соответственно, инновационному предприятию для осуществления максимизации выгоды от собственной деятельности должно придерживаться определенных общих принципов:

- важности поддержания безостановочной реализации инновационных процессов. Под безостановочным процессом функционирования системы понимают бесперебойный мониторинг работоспособности коммуникаций на протяжении всех этапов инновационного цикла;

- четко обозначенной структуры реализуемой политики при распределении всех функций и коммуникаций между участниками процесса;

- воздействия внутренних и внешних коммуникаций предприятия при формировании и внедрении новых технологий;

- взаимозависимости мер ответственности и полномочных функций;

- таргетирования желаемых результатов в производстве и конкурентоспособности на рынке с минимизацией затрат ресурсов и средств за счет усовершенствования текущих процессов. Данное обстоятельство реализуется действиями, направленными на сокращение цикла инновационных изменений;

- взаимодействия различных структур предприятия для организации инновационной деятельности как по вертикальным, так и по горизонтальным функциональным подразделениям [1] (Abdulsamedov, 2020).

Любое инновационное предприятие, внедряющее инновационные технологии в производство, формирует процесс благодаря ключевым функциям: выработка плана мероприятий по инновационной политике на предприятии.

Изначально формулируется ключевая роль предприятия на рынке с учетом происходящих инновационных процессов. Затем разрабатывается стратегия деятельности по направлениям при обозначении цели и задачи для каждого направления. Далее руководство устанавливает потенциально высокоэффективные показатели инноваций для каждого направления. Понимание стремлений предприятия позволяет определить ближайшие задачи и приоритеты дальнейшего развития [8] (Khodos, Vorotynskaya, 2021).

Стремление совершенствовать производство через инновации на сегодняшний день является нормой. Тем не менее незначительное количество компаний включают в структуру специальные подразделения, призванные осуществлять управление новыми технологиями.

Успешная материализация идей невозможна без благоприятной производственной атмосферы в коллективе, команды творчески мыслящих специалистов, умеющих достигать обозначенные цели, а также достойного материального стимулирования труда. В перечисленных аспектах и заключается основная задача мотивации производственного персонала.

Протекание различных процессов нужно перманентно контролировать, давая при этом объективную оценку. Данная функция демонстрирует правильность выбора стратегии и способствует устранению недостатков.

Соответственно предоставленной информации следует, что инновационные процессы содержат в себе работу по разработке новых видов продукции или улучшению качества текущей продукции, усовершенствованию форм и методов организации производства, доставки и реализации. Поэтому необходимо заметить, что инновационная деятельность включает в себя одну общую цель – развитие предприятия и удержание или улучшение позиций на рынке, как это упоминалось ранее [2] (Babkin, Merzlikina, 2021).

Инновационная деятельность способствует возникновению на различных рынках высокотехнологических продуктов, созданных в соответствии с последними достижениями науки и техники. Продукция должна выдерживать конкурентную борьбу и содействовать общему развитию экономики. При создании такого продукта важно принимать во внимание характерные черты современного рынка, рационально расставлять задачи и приоритеты, прогнозировать возможные проблемы, а также предусмотреть пути их нивелирования.

Соответственно, инновационную стратегию составляют:

- близлежащая задача предприятия (определение направлений новой политики);

- последующая задача (применение инновационных технологий, обеспечивающих живучесть ИП на рынке);

- направленность развития (применение инноваций в производстве для выпуска высокотехнологичной продукции, кроме того, для корректировки поставленных задач, а также поддерживание намеченного курса на достижение перспективного технологичного уровня).

Выработка и использование инновационной стратегии имеет определенную степенью риска, в связи с чем все процессы должны осуществляться гибко, учитывая все многообразие факторов, влияющих на само инновационное предприятие и на рынок в целом.

Этапы разработки инновационной стратегии предприятия можно представить следующим образом (рис. 3).

Рисунок 3. Этапы разработки инновационной стратегии

Источник: [3] (Burovnikova, 2020).

При разработке инновационной стратегии предприятие должно акцентировать внимание на диверсификации производства, повышении доли присутствия на рынке, повышении устойчивости к влиянию конкурентов, экономии ресурсов и снижении себестоимости производства, увеличении платежеспособности предприятия, управлении финансами и финансовой устойчивости, развитии и повышении качественной составляющей системы управленческого менеджмента и коммуникаций управления [9] (Yuzyk, 2021).

Заключение

Подводя итоги, отметим, что стратегическое управление и планирование инновационного капитала содействуют максимизации эффективности функционирования инновационных планов, так как ориентируют на долгосрочную перспективу, позволяя избежать неопределенности траектории развития и неадекватности внедрения уже разработанных или планируемых инноваций. Кроме того, следует отметить, что инновационное предприятие не имеет определенного универсального шаблона для реализации инновационной политики, проработки идей, доведения их до применения в производстве и т.д. В связи с этим обуславливается необходимость дальнейшей разработки и дальнейших исследований в данном направлении вследствие многогранности и отсутствия единственно верного способа осуществления инновационной деятельности.


Источники:

1. Абдулсамедов Т.А. Интеллектуальный капитал в системе инновационных факторов производства // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2020. – № 12-1. – c. 5-12.
2. Бабкин А.В., Мерзликина Г.С. Обоснование взаимосвязи инновационного капитала предприятия и умного производства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. – 2021. – № 3. – c. 86-101.
3. Буровникова Ю.В. Конкурентный анализ бизнес-среды и рыночных позиций предприятия // Наука и практика регионов. – 2020. – № 3(20). – c. 14-22.
4. Карсакова А.А. Интеллектуальный капитал как основа совершенствования инновационной активности предприятия // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 35. – c. 1267-1271.
5. Нижегородцев Р.М., Ратнер С.В., Швец Ю.Ю., Петухов Н.А. Управление инновациями в современной экономике: стратегии, институты, механизмы // Экономический вестник ИПУ РАН. – 2021. – № 1. – c. 3-17.
6. Никульшеева В.Ф. Человеческий капитал в инновационной экономике: генезис понятия // Гуманитарные и естественно-научные исследования: основные дискуссии. – 2021. – № 4. – c. 279-283.
7. Раменский Л. Г. О принципиальных установках, основных понятиях и терминах производственной типологии инноваций // Наука и общество. – 2017. – № 5. – c. 25-40.
8. Ходос Д.В., Воротынская А.М. Стратегическое управление искусственным интеллектом в российской экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2021. – № 1(127). – c. 91-96.
9. Юзык Л.А. Управление инновационной активностью предприятий // Инновационные перспективы Донбасса. – 2021. – № 7. – c. 402-406.

Страница обновлена: 14.09.2023 в 18:07:05