Отраслевая особенность научно-производственного потенциала в оборонно-промышленном комплексе

Елисеева М.Д.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 10 (Октябрь 2021)

Цитировать:
Елисеева М.Д. Отраслевая особенность научно-производственного потенциала в оборонно-промышленном комплексе // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 10. – С. 3839-3850. – doi: 10.18334/ce.15.10.113685.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47167112

Аннотация:
Национальная безопасность Российской Федерации напрямую зависит от состояния развития оборонно-промышленного комплекса (далее по тексту – ОПК). Начиная с 2014 г. США и страны ЕС прилагают немало усилий для ослабления военно-промышленного комплекса (далее по тексту – ВПК). В современных реалиях негативного воздействия санкционной политики предприятиям ОПК необходимо реализовать весь свой научно-производственный потенциал для сохранения позиций России на миро-вой арене и пресечения всевозможных угроз национальной безопасности нашей страны. В статье изучены предпосылки отраслевых изменений в ОПК (переориентирование отрасли на производство продукции гражданского назначения), спровоцированные введением антироссийских санкций. Проанализированы особенности, состав и проблемы использования научно-производственного потенциала в ОПК. Представлены основные направления развития научно-производственного потенциала ОПК. Систематизированные проблемы характерны в целом для отрасли. Следовательно, рассматриваемый вопрос актуален не только для предприятий ОПК, способных диверсифицировать производство, но и для предприятий, не способных осуществить даже частичное изменение ассортиментной и производственной политики. В настоящее время основная задача ОПК состоит в концентрации сил и средств на максимальном использовании научно-производственного потенциала, решение которой возможно лишь при комплексном подходе в использовании ресурсов предприятий отрасли и государственном регулировании процессов.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, научно-производственный потенциал, диверсификация, инновации, НИОКР, продукция гражданского и двойного назначения

JEL-классификация: H56, O31, O33, L64

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Сегодня Россия сталкивается с колоссальным политическим и экономическим давлением со стороны США и Евросоюза, сопоставимое по силе воздействия с холодной войной. Жесткие экономические санкции ограничили масштаб экспорта и импорта продукции, комплектующих, технологий отечественного ОПК, что привело к необходимости внесения конструктивных изменений в отрасль: расширение возможностей самостоятельного обеспечения производств необходимыми ресурсами и технологиями, увеличение загрузки высвободившихся производственных мощностей посредством частичной смены ассортиментной политики с переориентацией производств на внутренний рынок сбыта продукции гражданского назначения и др. ОПК обладает соответствующим научно-производственным потенциалом, но в процессе трансформации сталкивается с рядом проблем.

Современное состояние научно-производственного потенциала ОПК и его составляющих достаточно часто оценивается в исследованиях ученых. Изучению вопросов диверсификации, недостатков и проблем ОПК посвящены научные труды многих авторов.

Так, например, А.М. Батьковский, В.В. Клочков во главу угла ставят оптимизацию использования и совершенствование материально-технической базы путем проведения обоснованных расчетов затрат на содержание и эксплуатацию производственных мощностей [2] (Batkovskiy, Klochkov, 2020).

А.И. Лотов, В.Н. Прокудин в качестве основного препятствия для достижения намеченных целей предприятий ОПК отмечают старение персонала [6] (Lotov, Prokudin, 2021).

С.В. Ештокин в качестве проблем, препятствующих переводу ОПК в гражданский сектор, выделяет множественность звеньев отрасли; планирование производства продукции гражданского назначения по остаточному принципу и концентрация внимания на государственном оборонном заказе; акцентирование стратегии развития на производстве продукции, не отвечающей современным реалиям [4] (Eshtokin, 2021).

По мнению Л.И. Лугачевой, Е.А. Соломенниковой, основной проблемой ОПК является несовершенство финансовой стратегии, что проявляется в существенной закредитованности предприятий, отсутствии гибкости ценообразования, контрактной системы, государственного целевого финансирования [3] (Varenitsa, Kimyaev, Astashev, Varenitsa, Gusev, Gusev, 2018).

О.Н. Мельников, Д.А. Есипенко, Д.С. Алабужев акцентируют внимание на необходимости мягкого перевода предприятий на рыночные механизмы и проведения трансформации отрасли с учетом социально-психологического климата, так как при дифференциации производств, по мнению авторов, существует угроза утраты специалистов с «государственно-ориентированным мышлением» и неприобретения «высококвалифицированных специалистов с преобладанием рыночного мышления» [8] (Melnikov, Esipenko, Alabuzhev, 2020).

И.А. Толочко в своих исследованиях отмечает проблему отсутствия стратегического планирования как на уровне отдельных предприятий ОПК, так и на уровне государства – отсутствие комплексного подхода к ОПК как к системе [13, 14] (Tolochko, 2020).

По мнению Е.А. Полевского, наиболее перспективное направление трансформации ОПК – диверсификация производств отрасли с приоритетным уклоном на нанотехнологии [10] (Polevskiy, 2012).

Таким образом, происходящие отраслевые изменения требуют мобилизации научно-производственного потенциала ОПК и совершенствования процессов и порядка использования имеющихся ресурсов.

Целью исследования является выявление недостатков и приоритетных направлений совершенствования использования научно-производственного потенциала ОПК.

Результаты исследования

В оборонно-промышленный комплекс входят субъекты хозяйствования, которые разрабатывают, производят или осуществляют поставки военного оборудования, техники и прочих видов продукции военного назначения. В настоящее время основным заказчиком продукции и услуг ОПК выступают вооруженные силы и силовые структуры Российской Федерации. Часть продукции ОПК экспортируется.

С момента присоединения Крыма к России весной 2014 г. экспорт продукции ОПК существенно сократился по причине того, что в отношении экономики нашей страны применяется санкционная политика Евросоюза и США, основной целью которой является повышение угроз национальной безопасности РФ, ослабление ВПК и научно-производственного потенциала ОПК.

В санкционный список попали крупнейшие предприятия ОПК: АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», АО «Концерн «Калашников», ОАО «Концерн «Ижмаш», АО «НПО «Базальт», АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», АО «Концерн «Радиоэлектронные Технологии», АО «Концерн «Созвездие», АО «Конструкторское Бюро Приборостроения им. Академика А. Г. Шипунова», АО «ВПК «НПО машиностроения», ОАО «Тульский оружейный завод», АО «Сириус», Ассоциация «Станкоинструмент», АО «РТ-Химкомпозит» и др. [9].

Ресурсные поставки и импорт технологий из стран НАТО, коснувшиеся, прежде всего, поставок программного обеспечения и продукции двойного назначения, были приостановлены; часть рынка сбыта предприятий ОПК (Европа, США) была потеряна также по причине проводимой санкционной политики. Негативными последствиями санкций стало нарушение сроков экспортных поставок. Но санкционное влияние также имело и позитивный характер, заключающийся в инициализации отечественных разработок, реанимации предприятий, находящихся на грани банкротства, более полной загрузке производственных мощностей предприятий ОПК, увеличении финансирования НИОКР, что позволило ослабить негативные изменения в отрасли.

В условиях налагаемых на Россию санкций, нестабильности мировой политической обстановки и макроэкономики руководство нашей страны сменило курс развития ОПК. 31 декабря 2014 г. был принят Федеральный закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [1], предусматривающий деформацию ОПК согласно стратегии промышленного развития – частичное переориентирование производств ОПК с военной продукции на продукцию гражданского и двойного назначения. Согласно поручению президента Правительству РФ, доля высокотехнологичной продукции гражданского назначения к 2025 г. должна быть обеспечена на уровне 30%, а к 2030 г. – 50% [11].

Специфика каждого предприятия обуславливает возможности диверсификации производства: если одни предприятия с легкостью способны переориентироваться на гражданский сектор экономики (например, производство радиоэлектроники, самолето- и судостроение и др.), то другие (например, производство ядерного оружия, ракетостроение и т.п.) не способны трансформировать свое производство.

Для достижения отраслью показателей, обозначенных стратегией промышленного развития, предприятиям ОПК, поддающимся диверсификации, требуется реализовать весь свой научно-производственный потенциал, состоящий из конкретного перечня ресурсов:

- материально-технологических ресурсов,

- трудовых ресурсов,

- финансовых ресурсов.

Рассмотрим каждый вид ресурсов в отдельности.

1. Материально-технологическая база включает в себя имеющиеся в распоряжении производственные мощности (здания, эксплуатируемое оборудование), технологии (как существующие, так и потенциально возможные для внедрения) и всю разрешительную документацию и права на их использование (патенты, сертификаты, техническую документацию). В связи с исторически сложившейся стратегической важностью отрасли предприятия обладают огромными производственными мощностями, закрепленными за ОПК еще с советских времен. Основной проблемой использования материально-технической базы является простаивание оборудования. Если оборудование большинства предприятий возможно перенастроить на выпуск гражданской продукции, то технологическая база требует проведения НИОКР, из которых вытекает последующая необходимость зачастую длительного этапа согласования, получения разрешений и закрепления соответствующих прав на производство, что и приводит к простаиванию оборудования.

К сфере ОПК относятся научно-исследовательские институты, испытательные лаборатории, производственные предприятия. Согласно приказу Минпромторга России от 03.07.2015 г. № 1828, по состоянию на 23 марта 2021 г. в сводный реестр включены 1355 организаций ОПК [12] (Stepanov, 2021). Следует отметить, что в реестр включены лишь крупнейшие «игроки» ОПК, осуществляющие поставки в рамках государственного оборонного заказа. Поставщики комплектующих, а также подрядчики и субподрядчики, привлекаемые для выполнения государственного оборонного заказа, в указанный реестр не включаются. Их общее количество неизвестно. Все предприятия ОПК, как включенные, так и не включенные в реестр, являются потенциальными конкурентами друг другу. Отсутствие сотрудничества между предприятиями ОПК ведет к тому, что исследования, результаты которых будут идентичны, проводятся каждым субъектом хозяйствования обособленно, что в последующем создает конкуренцию за покупателя при реализации продукции/технологий, схожих по своим свойствам и предназначению.

Также нельзя не отметить, что немалая часть используемых в ОПК технологий и комплектующих по-прежнему имеет иностранное происхождение [5].

2. Трудовые ресурсы имеют важнейшее значение в раскрытии потенциала предприятий ОПК. В настоящее время в ОПК занято около 2 млн человек [12] (Stepanov, 2021). Доля работающих в ОПК человек составляет около 3% всего занятого экономической деятельностью населения страны. Но количественный аспект трудовых ресурсов не является определяющим в реализации потенциала ОПК. Ориентация на наращивание доли продукции гражданского назначения, отвечающей современным требованиям общества, предполагает наличие высококвалифицированных кадров, обладающих обширными знаниями и опытом работы. В настоящее время основной проблемой ОПК является старение персонала, что обусловлено низким уровнем оплаты труда. Сложившаяся система материального стимулирования снижает приток молодежи в отрасль, из чего следует ряд проблем: старшему поколению некому передавать накопленный опыт работы, возрастные работники зачастую не способны вникать в современные технологии, усваивать и применять современную информацию цифрового и иного инновационного формата.

Производства ОПК остро нуждаются не только в узких специалистах с высшим образованием, но и в выпускниках сузов технических профессий, но в условиях снижения престижа рабочих профессий предприятия испытывают дефицит соответствующих специалистов.

Также нельзя не отметить, что за короткий промежуток времени (за последние два десятилетия) произошел разрыв бесценных связей ОПК с вузами и cузами страны, сформированных предыдущими поколениями и способствующих формированию кадрового резерва во времена СССР. Для восстановления утраченных связей государству потребуется приложить огромные усилия.

3. Происходящие в отрасли деформации сводятся к ограничению финансовых ресурсов. Большинство предприятий ОПК функционируют в условиях самофинансирования, что создает необходимость окупаемости затрат, вложенных в новые направления производств. В настоящее время общая задолженность по кредитам предприятий ОПК измеряется триллионами рублей. Государство выделяет из бюджета средства, но данная поддержка существенно не изменила ситуации закредитованности предприятий. Отрасль требует новых форм финансирования: сторонних инвестиций, сложных схем финансовой государственной поддержки в различных вариантах (выделение субсидий, беспроцентных целевых кредитов, имеющих четкое направление на развитие и требующих отчета о потраченных средствах) и др.

Помимо перечисленных видов ресурсов реализацию научно-производственного потенциала ОПК невозможно представить без качественной и четко налаженной работы системы менеджмента и маркетинга. Неизвестность новых отечественных брендов, необходимость больших финансовых вложений для продвижения продукции на рынок и недоверие к отечественным технологиям, сформированные в общественных массах, усложняют работу менеджеров и маркетологов отрасли. Предприятию должно быть четко понятно не только, что, как и с использованием каких видов ресурсов производить, но и как продвигать произведенную продукцию на рынок, как управлять предприятием в комплексе и отдельными процессами, повышая имидж и конкурентоспособность продукции, предприятия и отечественного ОПК в целом.

Заключение

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что для максимально полной реализации научно-производственного потенциала руководству страны и предприятий ОПК следует акцентировать внимание на следующих направлениях:

- ориентир на выпуск продукции гражданского и двойного назначения с одновременным сохранением позиций и повышением доли инновационных решений производства продукции для ВПК;

- минимизация импорта комплектующих и технологий посредством развития и увеличения финансирования отечественных НИОКР;

- выработка государством единой стратегии развития предприятий и рассмотрение ОПК – как системного государственного комплекса, что предполагает создание условий сотрудничества, а не конкуренции отдельных предприятий ОПК для снижения объемов финансирования отдельных научных исследований;

- сокращение бюрократических преград согласования результатов НИОКР;

- создание конкурентоспособной системы мотивации и стимулирования персонала для привлечения высококвалифицированных кадров и снижения «утечки мозгов»;

- налаживание связей с учебными заведениями, выявление, а также информационное и финансовое сопровождение обучения талантливых студентов;

- обеспечение комфортных условий финансирования предприятий ОПК, снижение их кредитной нагрузки;

- применение современных методов управления и маркетинга.

Только грамотное и комплексное использование имеющихся ресурсов и потенциальных возможностей с одновременной государственной поддержкой и четкой проработкой стратегии развития отрасли способно привести реализацию научно-производственного потенциала предприятий ОПК к успеху.


Источники:

1. О промышленной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ (в ред. от 20.07.2020). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/ (дата обращения: 06.10.2021).
2. Батьковский А. М., Клочков В. В. Управление материально-технической базой предприятий оборонно-промышленного комплекса в условиях их диверсификации // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 363-374.
3. Вареница Ю. И., Кимяев Д. И., Асташев М. Г., Вареница Г. Ю., Гусев В. А., Гусев О. А. Мобильная система удаленного мониторинга последнего поколения как инновационное решение задач оптимизации контроля за производством на предприятии оборонно-промышленного комплекса // Вопросы иннова-ционной экономики. – 2018. – № 2. – c. 327-334.
4. Ештокин С. В. Диффузия высоких технологий оборонно-промышленного комплекса в гражданский сектор экономики: стратегические шаги к импортозамещению // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1. – c. 257-278.
5. Зубарев Д. Патрушев признал зависимость российского ОПК от импорта. Деловая газета Взгляд, 9 июня 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://vz.ru/news/2020/6/9/1044021.html (дата обращения: 06.10.2021).
6. Лотов А. И., Прокудин В. Н. Значимость целевого обучения при подготовке кадров оборонно-промышленного комплекса // Экономика высокотехнологичных производств. – 2021. – № 2. – c. 81-92.
7. Лугачева Л. И., Соломенникова Е. А. Финансово-хозяйственные дисбалансы компаний оборонно-промышленного комплекса и функциональная поддержка государства // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 3249-3268.
8. Мельников О. Н., Есипенко Д. А., Алабужев Д. С. Расширение подходов к процессу управления жизненным циклом продукции при диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1301-1310.
9. Оверченко М., Кравченко Е., Поливанов А., Серов М., Климентьева Л. США добавили в санкционный список «Роснефть», ВЭБ, «Новатэк» и Газпромбанк. Газета «Ведомости», 17 июля 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2014/07/17/ssha-dobavili-v-sankcionnyj-spisok-rosneft-veb-i-novatek (дата обращения: 06.10.2021).
10. Полевский Е. А. Технологическое лидерство оборонно-промышленного комплекса // Вопросы инновационной экономики. – 2012. – № 3. – c. 27-31.
11. Путин поручил довести долю продукции гражданского назначения в ОПК до 50 % к 2030 г. Информационное агентство «ТАСС». [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/3847493 (дата обращения: 06.10.2021).
12. Степанов А. Оборонные предприятия готовы занять свою нишу в создании гражданской продукции // Интернет-портал «Российской газеты». – 2021. – № 61 (8412).
13. Толочко И. А. Отраслевые особенности предприятий оборонно-промышленного комплекса в организации рискозащищенной технологии планирования // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 2. – c. 379-392.
14. Толочко И. А. Рискозащищенная технология планирования для предприятий оборонно-промышленного комплекса: вертикальная интеграция и трансфертные цены // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 3. – c. 741-752.
15. Тулембаев А. Н., А. М. Адилова, А. Серикбекулы Интеграция системы управления проектами на предприятии оборонно-промышленного комплекса Республики Казахстан // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 7. – c. 2029-2044.

Страница обновлена: 16.04.2024 в 11:47:25