Моделирование системы непрерывной профессиональной подготовки персонала для гражданской авиации

Иванова М.О.
Modeling a system of continuous professional training of civil aviation staff - View in English
Об авторах:

Иванова М.О.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

 Скачать PDF

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы профессиональной подготовки в системе непрерывного профессионального образования. На основе анализа действующего законодательства в области образования даны характеристики профессионального обучения и профессионального образования применительно к авиационной отрасли. Предложена модель системы подготовки персонала в системе непрерывного профессионального образования и показаны возможные траектории его получения для специалистов гражданской авиации. Сделан вывод, что все элементы системы непрерывного профессионального образования представлены в вертикально-интегрированных учебных комплексах гражданской авиации, однако обучение по различным программам носит несистемный характер, в связи с чем требуется моделирование системы с установлением связей между подсистемами и определением возможного движения внутри нее.

Ключевые слова:

непрерывная профессиональная подготовка, персонал, образовательные программы, образование, гражданская авиация

JEL-классификация: L93, M53, M54

Цитировать публикацию:
Иванова М.О. Моделирование системы непрерывной профессиональной подготовки персонала для гражданской авиации // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 10. – С. 3711-3724. – doi: 10.18334/ce.15.10.113672

Ivanova, M.O. (2021) Modeling a system of continuous professional training of civil aviation staff. Kreativnaya ekonomika, 15(10), 3711-3724. doi: 10.18334/ce.15.10.113672 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Введение

В настоящее время разработана и успешно реализуется концепция непрерывного образования, являющаяся современной системой взглядов на получение образования на протяжении всей жизни человека в любом возрасте. Данная концепция провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни [1].

Концепция непрерывного образования предполагает наличие возможности в любом возрасте продолжить образование с той позиции, где человек находится на данный момент.

В целях настоящей статьи мы остановимся на более узком элементе − системе непрерывного профессионального образования (или подготовки) применительно к прикладной области − отрасли народного хозяйства: гражданской авиации.

Подготовке персонала для работы со сложными техническими системами традиционно уделяется повышенное внимание, это связано с необходимостью обеспечения высокого качества образования. В гражданской авиации задействована определенная категория персонала − авиационный персонал, к которой предъявляются требования не только наличия профессионального образования, но и наличие сертификатов авиационного персонала. Однако в общей совокупности лиц, работающих в отрасли, авиационный персонал составляет около 15% [2], остальные 85% относятся к другим, сопутствующим профессиям, но не менее важным для успешного функционирования отрасли.

В целях подготовки персонала для отрасли на сегодняшний день функционируют три вертикально-интегрированных учебных комплекса, предполагающих обучение на всех уровнях − как по программам среднего профессионального образования, так и по программам высшего образования, а также по программам дополнительного профессионального образования, реализуемых в данных образовательных организациях [3].

На настоящий момент вопросам, связанным с системой непрерывной профессиональной подготовки, уделяется повышенное внимание в отрасли в связи с утверждением Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года [4], которая определила основные тренды развития транспортного образования. Однако для их реализации нужна определенная система подготовки, требующая отдельной проработки.

Целью настоящего исследования является составление модели непрерывной профессиональной подготовки на основе системного подхода и определение всех возможных образовательных траекторий для персонала, задействованного в авиационном сообществе.

Элементы системы непрерывной профессиональной подготовки

Система непрерывной профессиональной подготовки в настоящее время претерпевает серьезные изменения как со структурной, функциональной стороны, так и в области применения новых методов и технологий. Вопросы профессиональной подготовки персонала регламентируются как федеральными нормативными правовыми актами, так и актами министерств и ведомств. Ключевым документом является Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) [5].

Следует отметить, что Закон определяет понятия «профессиональное образование» и «профессиональное обучение», которые являются элементами системы непрерывной профессиональной подготовки персонала. Для целей настоящего исследования проанализируем основные положения данного нормативного правового акта.

Глава 8 Закона посвящена профессиональному образованию, которое можно разделить на среднее профессиональное образование (СПО) и высшее образование (ВО). Оба эти уровня профессионального образования в свою очередь являются не однородными, а состоят из ряда составляющих. Так, среднее профессиональное образование может осуществляться в рамках подготовки квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности. Как правило, программы СПО по подготовке квалифицированных рабочих или служащих имеют более сжатые сроки обучения, что связано с довольно простым предметом обучения и возможностью быстрого освоения необходимого объема учебного материала. Существуют даже программы СПО, которые рассчитаны на 10 месяцев обучения при условии поступления на данные программы на базе среднего общего образования. Следует также отметить, что в Законе не прямо, но косвенно разделены эти программы подготовки на разные, последовательные уровни, что подтверждает следующее положение: «получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно» (п.5 ст. 68 Закона). Таким образом, в законодательстве в сфере образования данные программы «разведены» и не тождественны по своему уровню, а следовательно это можно учитывать индивидам при выборе траектории своей образовательной технологии. Формально это положение прослеживается в кодификации образовательных направлений подготовки или специальностей. В шестизначном коде первые две цифры означают укрупненную группу, вторые две - уровень подготовки, а третьи две цифры кода - порядковый номер в укрупненной группе. Так, в среднем профессиональном образовании используются коды 01 - для СПО по профессии и 02 - для СПО по специальности.

Далее при анализе элементов системы непрерывной профессиональной подготовки необходимо остановиться на высшем образовании. Так, в соответствии со ст. 69 Закона высшее образование в Российской Федерации на сегодняшний день имеет три уровня: бакалавриат, специалитет или магистратуру и аспирантуру. При определении правил поступления на программы прослеживается разграничение по уроню подготовки - для получения высшего образования индивид должен поступить на программу первого уровня (программу бакалавриата), а в случае наличия программ специалитета по интересующей его специальности может начать подготовку сразу со второго уровня. Третий уровень высшего образования доступен только после получения второго уровня, таким образом получить его можно лишь пройдя последовательно весь путь получения высшего образования.

Однако, как было указано выше, система непрерывной профессиональной подготовки не ограничивается только получением СПО или ВО. Так, в статье 73 Закон раскрывает вопросы организации профессионального обучения, лежащего в основе профессиональной подготовки. В п. 1 ст. 73 Закона обозначено на что именно направлено профессиональное обучение: «на приобретение лицами различного возраста профессиональных компетенций..., получение ... квалификации по профессии рабочего, должности служащего...». Профессиональное обучение, как правило, проходят те лица, которые ранее не имели профессии рабочего или должности служащего, однако могут иметь место и программы переподготовки рабочих и служащих в целях получения ими новой профессии или должности служащего. Такие образовательные программы, как правило, привязаны к потребностям производства и видам профессиональной деятельности лиц, участвующих в данных программах.

Кроме того, профессиональное обучение возможно по программам повышения квалификации. Это наиболее часто встречающийся на практике элемент системы непрерывной профессиональной подготовки, поскольку каждый человек, относящий к экономически активному населению, регулярно проходит данные программы и совершенствует с их помощью свое профессиональное мастерство. Целью программ повышения квалификации, в соответствии с Законом, является «последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня».

По продолжительности программы профессионального обучения могут иметь очень сильные расхождения в зависимости от специфики конкретной программы профессионального обучения, которая разрабатывается на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Отдельно следует остановиться на том, где может осуществляться профессиональное обучение. В соответствии с Законом «профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц» (п. 6 ст. 73 Закона).

Еще одним элементом системы непрерывной профессиональной подготовки является дополнительное профессиональное образование (ДПО). Существует большое количество программ ДПО, которые дополняют и совершенствуют имеющиеся компетенции персонала или позволяют осваивать новые компетенции или даже новые виды трудовой деятельности.

Главная цель такого образования связана с обеспечением соответствия профессионального развития человека и его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (п. 1 ст. 76 Закона). Данный элементы, как и все вышеперечисленные, является не однородным, и состоит, в свою очередь, из программ повышения квалификации и программ профессиональной подготовки. Участвовать в данных программах могут лица, имеющие СПО или ВО или обучающиеся в данный момент. Однако, в последнем случае, документ о прохождении ДПО они смогут получить лишь после завершения обучения по программе СПО или ВО.

Как и при обучении рабочих и специалистов среднего звена, в ДПО предусмотрены программы повышения квалификации, которые «направлены на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации». Данные программы наиболее широко распространены среди всех программ ДПО. Также существуют программы профессиональной переподготовки, направленные на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

При разработке и реализации программ ДПО необходимо учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, а также другие документы как профессионального, так и отраслевого характера. Обучение по программам ДПО может осуществляться как непрерывно по каждой из выбранных программ, так и дискретно, когда обучающиеся в разные временные интервалы проходят отдельные учебные модули или дисциплины. Еще одной важной особенностью ДПО является то, что образовательные программы могут полностью или частично реализовываться в форме стажировки, но в любом случае должны завершаться итоговой аттестацией обучающихся в той форме, которая определяется образовательной организацией. Документами, которые выдаются лицам, завершившим программы ДПО, являются удостоверения о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.

Построение модели подготовки персонала в системе непрерывного профессионального образования

Система непрерывной профессиональной подготовки, существующая в современных условиях многоуровневого образования, требует четкой проработки и определения возможных образовательных траекторий для индивидов.

Существует ряд проблем и, соответственно, перспективных направлений развития системы непрерывного образования в гражданской авиации. К ним относится работа над преемственностью федеральных государственных образовательных стандартов различного уровня, оптимизации количества программ дополнительной профессиональной подготовки и их содержательной составляющей, как для специалистов авиационного персонала, так и для всех сопутствующих профессий, использующихся в отрасли. Это затрудняет применение системы непрерывного образования для специалистов отрасли и вносит дезориентацию при выборе программ подготовки, необходимых для освоения сотрудниками организаций воздушного транспорта [6].

В связи с этим представляется актуальным формирование модели системы подготовки, в которой были бы четко определены возможные образовательные траектории персонала. Как показывает практика и ряд маркетинговых исследований, связанный с изучением рынка образовательных услуг и рынка труда авиационного персонала [7], как правило, у персонала организаций воздушного транспорта (как действующего, так и потенциального) возникают затруднения с выбором образовательных программ и планированием образовательных траекторий, необходимых для построения деловой карьеры.

Для этих целей предложена модель подготовки персонала в системе непрерывного профессионального образования, построенная на основе системного подхода (рис.).

Данная модель характеризуется как динамическая. Движением системы можно назвать не просто функционирование, а последовательное изменение ее состояния. Система непрерывного профессионального образования может иметь как вынужденное, так и собственное движение. Вынужденное движение системы − изменение ее состояния под влиянием внешней среды. В качестве примера вынужденного движения системы можно назвать введение новых образовательных стандартов, использование материально-технического обеспечения, кадровых ресурсов и появление новых требований в соответствии с регламентирующими документами вышестоящих организаций (министерств и ведомств). Все это влияние поступает в систему извне. Собственное движение системы − изменение состояния системы без воздействия внешней среды, а только под воздействием внутренних причин. Собственное движение системы непрерывного профессионального образования будет последовательное или дискретное прохождение всех уровней обучающимися в созданной в данной системе структуре и при использовании необходимых условий реализации образовательных программ [8, с.16].

Представленная модель отражает движение системы подготовки персонала для отрасли в соответствии со всеми существующими уровнями и разновидностями профессионального образования. Основными учебными заведениями, где реализуются все элементы данной системы являются вертикально-интегрированные учебные комплексы гражданской авиации. Наиболее полно данные учебные заведения осуществляют подготовку по 25 укрупненной группе специальностей, поскольку именно данная группа включает направления подготовки (и профили) авиационного персонала, а также ряд технических (инженерных) направлений подготовки специалистов, востребованных в отрасли. Однако учебные заведения гражданской авиации осуществляют подготовку и по другим направлениям, включая в свои образовательные программы профессиональные дисциплины, направленные на изучение отраслевых особенностей. Таким образом, можно констатировать, что разработанная модель позволяет описать не только подготовку авиационного персонала, но и подготовку по другим направлениям. Общим характер модели делает ее особенно значимой в условиях, когда получение профессионального образования один раз и на всю жизнь уходит в прошлое, а на смену приходит необходимость не просто обновления знаний, но и, зачастую, смену профильной направленности при переходе на новый уровень образования или цикличности процесса.

Рисунок − Модель движения системы подготовки персонала в системе непрерывного профессионального образования

гражданской авиации

Источник: составлено автором на основе применения системного подхода к уровням образования и их взаимосвязям.

На рисунке представлена модель системы подготовки персонала для отрасли, реализуемая в вертикально-интегрированных учебных комплексах гражданской авиации, отражающая все элементы системы непрерывного профессионального образования и показывающая движение в системе, т.е. образовательные траектории.

Все уровни системы НПО можно назвать элементами системы или ее подсистемами. Полная система состоит из всех подсистем, свойств и связей, необходимых для достижения ее цели при данных принуждающих связях. Цель полной системы определяет результат, для достижения которого организуются все ее подсистемы, свойства и связи.

Подсистемы могут иметь разный порядок: от подсистем низшего порядка до подсистем высшего порядка. В системе подготовки персонала для гражданской авиации на входе можно обозначить систему среднего образования (основное общее образование или общее среднее образование). Из позиции основного общего образования возможны входы в систему СПО или профессионального обучения. Однако обучение по программа СПО в данном случае будет иметь более продолжительный характер (как правило период обучения увеличивается на 2 года), чем после общего среднего образования. Обучение в школьной системе является условием обеспечения входа в систему НПО, но не является ее элементом, поскольку затрагивает другой уровень образования. На входе в систему среднего профессионального образования находится абитуриент с определенным среднем баллом аттестата, а на входе в систему высшего образования − с определенной суммой баллов по результатам ЕГЭ или вступительных экзаменов, проводимых университетом самостоятельно. Для программ подготовки авиационного образования необходимы результаты по общеобразовательным предметам: русский язык, математика и физика (информатика). На направления подготовки / специальности, связанные с летной подготовкой и подготовкой диспетчеров ОрВД дополнительным критерием при отборе являются результаты ВЛЭК. Абитуриенты высших учебных заведений могут выбрать одну из двух образовательных траекторий: обучение по программам бакалавриата или обучение по программам специалитета.

Чтобы обеспечить подходящий вход в подсистему более высокого порядка, выходы могут быть взаимно причинно-зависимы [8]. Так, подсистема «ВО бакалавриат» по времени предшествует подсистеме «ВО магистратура». Она с необходимостью должна предшествовать ей, чтобы система многоуровневой подготовки могла работать. Однако существует и «параллельная» подсистема «ВО специалитет» − она по времени полностью совпадает с подсистемой «ВО бакалавриат» и затрагивает половину временных затрат на реализацию подсистемы «ВО магистратура». Подсистема «ВО магистратура» имеет более высокий приоритет, чем подсистема «ВО бакалавриат», но более низкий приоритет, чем подсистема «ВО аспирантура».

Отдельно следует затронуть элемент системы «Выход: Вход». Он мог бы автоматически становиться входом, если бы вводился в следующей подсистеме без изменений. Например, в случае автоматического зачисления выпускника программы бакалавриата на программу магистратуры, или выпускника программы магистратуры на программу аспирантуры. Однако такие условия не предусмотрены ни федеральным законодательством в сфере образования, ни локальными нормативными документами образовательной организации. Таким образом, выход и вход в подсистемы не являются идентичными. В связи с этим элемент системы «Выход: Вход» включает процедуру установления соответствия качественных характеристики выпускника подсистемы более низкого уровня и оценивания его способности продолжить обучения в подсистеме более высокого уровня. Оценочные средства базируются на компетенциях, освоенных на уровне образования более низкого порядка с использование различных образовательных технологий и образовательных ресурсов [9]. Этим обеспечивается преемственность программ подготовки. Отдельно следует отметить, что с каждой подсистемы есть выход из системы многоуровнего образования, что исключает обязательность прохождения всех уровней, а позволяет индивиду гибко планировать свою образовательную траекторию под индивидуальные потребности.

Еще одним элементом данной системы является подсистема «ДПО: программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки». Данная подсистема протяженна и вход в нее осуществляется автоматически у лиц, имеющих любое профессиональное образование (среднее профессиональное образование или высшее образование любого уровня). В отдельных случаях могут устанавливаться дополнительные ограничения при входе (например, может требоваться наличие высшего образования по определенной специальности), но это, скорее, является исключением из правил и в моделировании общих подходов к выбору образовательных траекторий в системе НПО не учитывается.

Кроме того, на всех уровнях системы непрерывной профессиональной подготовки осуществляется не только приращение профессиональных компетенций и трудового потенциала персонала, но и осуществляется воспитательный процесс, что имеет немаловажное значение для формирование личности авиационного специалиста [10].

В качестве дополнения следует отметить, что прохождение образовательных траекторий, представленных в данной модели, может быть как прямоточным, так и цикличным. Для персонала, задействованного в отрасли, характерно возвращение к предыдущему уровню (например, при подготовке диспетчеров управления воздушным движением возможно и даже распространено поступление на программы СПО лиц, имеющих высшее образование), а также циклический процесс при прохождении образовательных программ одного уровня (например, при необходимости получения высшего технического образования по программам, по которым отсутствуют программы переподготовки).

Выводы:

Модель, предложенная автором, наглядно демонстрирует динамику системы подготовки персонала в системе непрерывного профессионального образования. Данная модель, построенная на основе системного подхода, отражает все уровни и образовательные траектории, возможные в вертикально-интегрированных учебных комплексах гражданской авиации − Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Московский государственный технический университет гражданской авиации и Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П.Бугаева.

Применение данной модели позволит персоналу организаций воздушного транспорта успешно планировать свою деловую карьеру и даст четкое понимание порядков всех подсистем системы непрерывного профессионального образования, а также их взаимосвязь.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации. - М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. – 232 c.
2. Мирошниченко А. Человеческий капитал в цифровую эпоху: стратегические подходы к проблеме повышения производительности труда. Доклад на XVI международном авиационном форуме «Крылья будущего», материалы с официального сайта кадрового агентства "Авиаперсонал". [Электронный ресурс]. URL: https://www.aviapersonal.ru/hrkriliabudushego (дата обращения: 26.09.2021).
3. Федеральное агентство воздушного транспорта: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://favt.gov.ru/ (дата обращения: 26.09.2021).
4. Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_376695/f1fde0efd1f97f732163eb4ac2facf1d3562007f/ (дата обращения: 26.09.2021).
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 26.09.2021).
6. Иванова М.О. Концепция непрерывного образования в системе подготовки специалистов для гражданской авиации // Креативная экономика. – 2020. – № 2. – c. 225-236. – doi: 10.18334/ce.14.2.100543.
7. Иванова М.О. Маркетинг авиационного персонала // Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в российском предпринимательстве и бизнесе: сборник статей XV Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: издательство ПГАУ. 2015. – c. 19-23.
8. Малин А.С. Исследование систем управления. / учебник для вузов. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. – 399 c.
9. Kopteva L., Ivanova M., Barinov S. Staff education resource regarded as the capital asset of a company // E3S Web of Conferencesth. – 2020. – № 210. – p. 22037.
10. Ivanova M., Ivanova V., Merzlikin I. Features of the formation of the concept of educational work in an educational institution of civil aviation // E3S Web of Conferences. – 2021. – № 258(2). – p. 10024. – doi: 10.1051/e3sconf/202125810024.