Экономика Армении. Новый взгляд

Саргсян А.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (60), Декабрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Саргсян А.П. Экономика Армении. Новый взгляд // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 12. – С. 7-11.

Аннотация:
В материале содержится общий анализ экономической ситуации в Армении, определены перспективы формирования самодостаточной и независимой армянской экономики. Подчеркивается, что развитие и процветание республики возможно только на основе интеграции в международную хозяйственную систему, особенно важны при этом отношения с Россией и странами СНГ.

Ключевые слова: экономика, Республика Армения, международная экономическая интеграция

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В конце ХХ века армянская экономика, как и экономики других республик бывшего СССР, перешла от административно-командных методов управления к рыночным. По историческим меркам через денационализацию и приватизацию при решающей роли политических факторов этот переход был осуществлен в весьма короткие сроки (с 1991 по 1996 г). Тем не менее, с высоты сегодняшнего дня уже можно сделать вывод об ошибочности позиции, когда однозначно считалось, что государственная плановая экономика не является эффективной системой, что только частная собственность – основа благополучия и процветания страны и нации.

За последние 12 лет из Армении в Иран, Турцию, страны Ближнего Востока было вывезено основных средств производства на сумму свыше 4,2 млрд. долларов. Проведенный мониторинг показал, что эти средства ‑ технологические линии, станки, другое технологическое оборудование ‑ эффективно используются в экономиках указанных стран. Там создаются новые рабочие места и, что поразительно, товары, произведенные, в том числе, и при помощи вывезенных технологий, широко экспортируются в Армению и пользуются спросом на прежде традиционных рынках сбыта армянских товаров. Такой продукции в республику поступает на сумму более 265-280 млн. долларов США. То есть страны-конкуренты воспользовались распадом Советского Союза, закрепившись на тех рынках, куда они прежде не имели доступа.

В период экономических реформ, начатых в 1991 г., Армения, как и Россия, стояла перед дилеммой выбора между двумя вариантами - эволюционным и революционным - путей развития экономики. Шоковая терапия в Армении вызвала дезинтеграцию некогда отлаженного экономического комплекса. На волне преобразований армянская экономика пережила множество стадий, которые в классической политэкономии определяются как меркантилизм, теория абсолютных и сравнительных преимуществ, финансово-олигархический монополизм. Все это сопровождалось экономическими и политическими потрясениями, непрерывными изменениями во власти, которую ринулись контролировать новоявленные «олигархи» всех мастей. Но ведь кроме этого существовали ещё и внешние факторы.

Сегодня справедливо возникает вопрос: «А возможно ли было в 1991 году на обломках советской экономики директивного типа создать цивилизованную систему хозяйствования?» Автор считает, что да. Однако, на постсоветском пространстве в итоге появились режимы, которые можно назвать кланово-олигархическими.

Под стать режимам сложились и соответствующие экономические системы. Подавляющее большинство населения республик бывшего СССР оказалось отстраненным от процессов товаропроизводства и предоставления услуг. Такая ситуация привела к значительному росту эмиграции. Только из Армении за последние 14 лет выехали 1,6 млн. человек (в основном на поиск новых рабочих мест).

Здесь уместно отметить, что только за 9 месяцев текущего года объём внешних денежных трансфертов составил около 650 млн. долларов США, что в 1,3 раза превышает доходную часть бюджета страны за 2004 г.

Если считать, что за 9 месяцев этого года прирост ВВП составил 9,7%, а объём денежных трансфертов увеличился на 50% по сравнению с предыдущим годом, то получается, что в приросте ВВП (9,7%) доля внешних трансфертов составляет 4,6-4,9%. Аналогичная ситуация сложилась и в большинстве бывших союзных республик.

Любое производство требует единства товарной продукции и факторов их производства. Если в производстве будут преобладать так называемые дополнительные факторы, которые обусловливают дешевизну продукции, значит, на иностранных рынках товары будут сравнительно недороги и, таким образом, приобретут сравнительные преимущества.

Согласно теории Хекшера (Heckscher) и Олина (Olin), страна, экспортирующая товары, производство которых основано на дополнительных факторах, импортирует товары, для производства которых она не имеет возможности. Практическое воплощение данной теории означает возможность снижения цен на импортные товары и налаживание их производства на территории стран-импортеров.

Этот теоретический анализ может отразиться и на постепенном снижении цен на топливо, энергоносители и продовольствие, которые ввозятся в страну. Следовательно, увеличится коэффициент их потребления. Это, в свою очередь, может уменьшить удельную себестоимость товаров, производящихся в стране, ослабить напряженность в социально-экономической сфере, способствовать росту у--ровня жизни населения.

Показателен тот факт, что коэффициент расходов на электричество в Армении является очень высоким (16-18% от стоимости производства товаров), а продовольственные расходы населения составляют 23-25% от всей их совокупности. Расходы, скажем, на хлеб, хлебные злаки, сахар, мясомолочные продукты для приблизительно 85% населения страны составляют 35-40% всех потребительских расходов.

Закон об обороте сельскохозяйственных земель, принятый в 2002 году Государственной думой РФ, позволяет иностранным компаниям арендовать эти земли в течение десятилетий. В будущем выращенные зерновые культуры станет возможным импортировать в Армению. Согласно статистическим данным по состоянию на 1 января 2004 г, в России себестоимость зерна в 1,8 раза ниже, чем в Армении. Импорт нефти, газа, ядерного топлива в Армению составляет 100%, продтоваров ‑ 58-62%.

Один пример: в Германии законодательно на федеральном уровне и на уровне отдельных земель компаниям запрещено импортировать более 7% энергоносителей от общего потребления на внутреннем рынке из одной зарубежной страны. Сохранения этих пропорций считается главным условием экономической независимости Германии. Принятие таких нормативов актуально и для экономики Армении и стран СНГ. Индекс ограничения импорта энергоносителей из одной зарубежной страны для национальной экономической системы Армении можно определить приблизительно в 15%-16%.

Принимая во внимание особенности текущей стадии экономического развития, степень фрагментации хозяйственного комплекса, корреляцию относительно ввоза продовольствия, его импорт из одной зарубежной страны не должен превышать уровень в 18%-20%. Эти оценки изменчивы, однако законодательное обеспечить указанные показатели необходимо для сохранения экономической независимости Армении.

Принимая во внимание текущие геополитические процессы в регионе, ослабление экономического и политического влияния России после краха Советского Союза, гегемонистскую внешнюю политику Турции, США и Ирана в отношении республик Закавказья, тлеющие очаги конфликтов в регионе (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Чечня), Республике Армения нужно проводить крайне взвешенную и осторожную политику.

Необходимо упомянуть и о прямом интересе тех стран, которые хотят приобрести долю в экспорте энергоносителей из стран Каспийского бассейна и Средней Азии. Речь, в частности, идет о Франции, Германии и Великобритании. Изменения в политических и экономических интересах этих стран могут вызвать новые экономические трудности в государствах Закавказья.

Грамотная государственная политика в сфере импорта оградит Армению от экономических катаклизмов, их возможных отрицательных последствий, стабилизирует ситуацию на внутренном рынке. Соответственно, уменьшатся дополнительные риски, и появится возможность эффективного решения вопросов, связанных с обеспечением экономической независимости. В результате распада СССР армянский народ получил шанс на построение собственного независимого государства. Данный анализ посвящен вопросам реализации задач по обеспечению экономической независимости Армении. Это важно для ее интеграции в мировую хозяйственную систему.

Известно, что любое развитие экономического сотрудничества на международном уровне основано на двух принципах:

во-первых, объективной необходимости международных экономических отношений;

во вторых, взаимной заинтересованности стран и народов в совместной реализации разнообразных социокультурных и хозяйственных проектов.

Большинство экономистов сегодня соглашается с тем фактом, что для оценки уровня международных экономических связей любой страны необходимо оценить ее экономический вклад в мировые хозяйственные процессы и полученный ею в результате этого сотрудничества национальный доход. Анализ состояния национальной экономики Армении и тенденций ее дальнейшего развития приводит к выводу о том, что для обеспечения экономической самостоятельности страны и ее более эффективной интеграции в мировую экономику основным направлением развития является широкая интеграция со странами СНГ.


Источники:

1. Olin B. Interregional and International Trade. - HarPr., 1933.
2. Leontief W. Domestic Production and Foreign Trade: The American Capital Position Reexamined // Ec, Int., 1954. N2.
3. Krugman P., Obsfield M. International Economics. Theory and Policy. - Glenview, Illinois, etc, Foreman and Company, 1988
4. Sargsyan A.P. The Problems of economic integration of Armenia in the world. - Yerevan, 2003.

Страница обновлена: 06.03.2024 в 18:37:12