Информационные технологии и инфраструктура сельских территорий

Лукашин Н.А.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова, Россия, Пермь

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 6 (Июнь 2021)

Цитировать:
Лукашин Н.А. Информационные технологии и инфраструктура сельских территорий // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 6. – С. 2603-2614. – doi: 10.18334/ce.15.6.112193.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46324021
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Исследование посвящено определению роли информационных технологий в развитии инфраструктуры сельских территорий в контексте устранения цифрового неравенства. Проблема устранения цифрового неравенства актуальна для всего населения страны, не зависимо от места его проживания. Сельское население оказалось, в стороне от современных информационных достижений, в силу удалённости сельской местности от основных магистралей высокоскоростного интернета. В процессе исследования были определены основные направления обеспечения доступа сельского населения к современным информационным технологиям в рамках устранения цифрового неравенства, реализуемые на территории Российской Федерации и в Пермском крае для развития инфраструктуры сельских территорий.

Ключевые слова: информационные технологии, цифровизация, цифровое пространство, инфраструктура, сельское население, село

JEL-классификация: O31, O32, O33, Q13, Q18

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В сегодняшней реальности цифровизация охватила все стороны жизнедеятельности общества. В век повсеместного распространения цифровизации и информационных технологий существует их реальный дефицит в сельской местности, что препятствует развитию сельских территорий. Особенно актуальна данная проблема стала в условиях перехода на дистанционное обучение школьников и студентов, появления удаленных рабочих мест.

В создавшихся условиях произошел повсеместный рост потребностей населения в доступе к различным информационным ресурсам и технологиям. И если для городского населения доступ к информационным технологиям и интернет-ресурсам практически не ограничен, то население, проживающее в сельской местности, в настоящее время сталкивается со значительными сложностями и трудностями в данном вопросе, так как во многих сельских населенных пунктах отсутствует возможность подключения к высокоскоростному интернету, а соответственно, и все возможности удаленного обучения и работы.

Цифровизация – это переход к новым процессам, моделям и подходам, основанным на информационных технологиях. Проблема цифрового неравенства между городскими и сельскими территориями приводит к ухудшению инфраструктуры села.

Устранение цифрового неравенства – один из знаковых проектов развития сельских территорий, так как он помогает обеспечить равный доступ к современным информационным технологиям как жителям крупных городов, так и маленьких поселков.

Цель исследования

Определить основные направления обеспечения доступа сельского населения к современным информационным технологиям с целью устранения цифрового неравенства городского и сельского населения, проживающего на территории Российской Федерации и Пермского края, для развития инфраструктуры сельских территорий.

Сейчас, когда в онлайн переходит и работа, и учеба, без полноценного доступа в Сеть прожить еще сложнее, чем раньше. Отсутствие у сельского населения возможностей доступа к современным информационным технологиям приводит к следующим негативным последствиям:

- урбанизация; увеличивается отток населения из сельской местности;

- происходит снижение доли молодежи среди сельского населения, так как именно данная категория жителей является наиболее активными пользователями информационных технологий;

- отсутствие у проживающих в сельской местности школьников и студентов возможностей для дистанционного обучения;

- отсутствие у сельского населения возможностей дистанционной работы, что снижает итак немногочисленные способы трудоустройства сельского населения;

- затрудняет развитие предпринимательства, в том числе малого и среднего, так как отсутствие доступа к интернет-ресурсам не позволяет предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в сельской местности, пользоваться возможностями электронного предоставления отчетности в налоговые органы, электронного банкинга и прочих аналогичных услуг, реализуемых с помощью информационных технологий;

- неразвитая информационно-технологическая структура сельских территорий неприемлема и для развития крупного бизнеса, в котором большинство процессов осуществляются из центрального офиса посредством удаленного доступа;

- отсутствует возможность заказа и доставки товаров по электронной почте;

- страдает и сфера социально-бытовых услуг: у сельского населения отсутствует доступ к возможности электронной записи на прием к врачу, в многофункциональный центр, электронный доступ к порталу госуслуг.

Все вышеизложенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что устранение цифрового неравенства может существенно улучшить инфраструктуру сельских территорий.

Задача по устранению цифрового неравенства между жителями городского и сельского населения была поставлена в Федеральном законе (ФЗ) «О связи». 3 февраля 2014 года Президент РФ Владимир Путин подписал ФЗ №9 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», который предусматривает создание точек доступа в населенных пунктах численностью от 250 до 500 человек и предоставление населению доступа к интернету на скорости не менее 10 Мбит/с [2].

Уровень развития информационных технологий в значительной степени влияет на развитие инфраструктуры сельских территорий.

Всего в России по программе устранения цифрового неравенства точки доступа в интернет со скоростью передачи данных не менее 10 Мбит/с будут введены в эксплуатацию в 13 958 сельских поселениях с населением от 250 до 500 человек. В соответствии с Федеральным законом «О связи» распоряжением Правительства РФ «Ростелеком» назначен оператором универсальных услуг связи на всей территории страны [4].

В Пермском крае в течение 2019 года по программе устранения цифрового неравенства доступ к высокоскоростному интернету получили более 50 населенных пунктов, в частности: Бардымского, Большесосновского, Гайнского, Кудымкарского, Куединского, Краснокамского, Нытвенского и Сивинского районов, Октябрьского, Пермского, Чернушинского, Красновишерского и Косинского районов Пермского края [3].

Появление в сельской местности интернет-технологий открывает людям, живущим вдали от районных центров, возможность получать дистанционное образование, государственные и муниципальные услуги онлайн.

Например, можно удаленно подать заявление через портал Госуслуг, не выезжая в районный центр.

На данный момент в рамках проекта устранения цифрового неравенства в Пермском крае было выстроено более 2,2 тысяч километров оптоволоконных линий, 730 км из которых было выстроено в 2019 году. В 2020 году завершилось строительство самой длинной оптической линии связи в Прикамье протяженностью 105 км. Свое начало она берет из города Красновишерска, а финиширует в самой северной точке Пермского края – поселке Вая [4].

С момента начала реализации проекта из 305 населенных пунктов Пермского края, принявших участие в проекте устранения цифрового неравенства, к высокоскоростному интернету подключено уже 237 поселений, то есть более трети жителей отдаленных и труднодоступных сельских территорий получили доступ к глобальной Сети [5].

В каждом населенном пункте вблизи социально значимого объекта устанавливается точка Wi-Fi-доступа, обеспечивающая круговое покрытие радиусом до 100 метров на открытой местности.

Воспользоваться интернетом сельские жители могут с любых устройств, которые поддерживают подключение Wi-Fi, совершенного бесплатно. Скорость доступа в интернет составляет не менее 10 Мбит/с.

Устранение цифрового неравенства между селом и городом за счет внедрения информационных технологий позволяет получить следующие возможности (рис. 1).

Рисунок 1. Возможности информационных технологий в сельской местности

Источник: составлено автором по «Сальников С.Г., Тухина Н.Ю. Системы информационного обеспечения в АПК: анализ разработок и внедрений // Вестник МГЭИ (on-line). 2018. № 2. С. 30-37.» [6, c. 32–33] (Salnikov, Tukhina, 2018, р. 32–33).

Преимущества, которые позволяет получить внедрение информационных технологий в селе для разных категорий населения, и их группировка представлены в таблице 1.

Таблица 1

Преимущества, которые позволяет получить внедрение информационных технологий в селе для разных категорий населения

Категория населения
Преимущества от внедрения информационных технологий
Экономически активное население
Возможность дистанционного трудоустройства
Школьники и студенты
Возможность получения дистанционного образования, в том числе среднего специального и высшего
Потребители коммунальных услуг
Возможность оплаты коммунальных услуг посредством электронных платежей
Налогоплательщики – физические лица
Возможность оплаты налогов на имущество физических лиц, транспортный налог и прочих налогов, посредством электронных платежей
Сельскохозяйственные товаропроизводители, предприниматели
Упрощению взаимоотношения сельскохозяйственных товаропроизводителей с государством (облегчение документооборота, получения льготного кредитования, получение доступа к цифровым платформам), улучшению ситуации в надзоре и сертификации агропродукции, экологическом контроле, развитию образовательной сферы, предоставление отчетности в электронной форме в налоговые и статистические органы, замена бумажного документооборота электронным
Пенсионеры, люди с ограниченными возможностями здоровья
Получение медицинских консультаций посредством онлайн-конференций, консультаций, осуществление электронных заказов лекарственных препаратов и медицинской техники, электронные платежи
Все категории населения
Возможность в интернет-пространстве заказа товаров и услуг, бронирования билетов, записи в медицинские учреждения, получение госуслуг, осуществление электронных платежей

Источник: составлено автором по «Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года, на период 2020–2025 годов// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.01.2020)» [1].

Цифровая трансформация и внедрение информационных технологий в сельской местности являются ключевыми направлениями развития инфраструктуры села.

Цифровизация сельских территорий может способствовать решению многих социальных проблем различных категорий сельского населения, от обеспечения им возможностей осуществлять электронные платежи до получения медицинской помощи и расширения возможностей трудоустройства.

Устранение цифрового неравенства и развитие информационных технологий в сельской местности могут способствовать решению одной из самых насущных и постоянных проблем сельских территорий, а именно нехватки рабочих мест и их сезонности. Данная проблема оказывает серьезное влияние на отток сельского населения, когда людям негде работать или большая часть рабочих мест имеет сезонный характер, сельские жители вынуждены переезжать в городские населенные пункты.

Возможности удаленной работы в сельской местности могли бы решить проблему как сезонной занятости, так и молодежной безработицы на селе. Удаленная сфера трудовой деятельности привлекает сейчас все больше молодых специалистов. Трудоустройство молодежи на дистанционной основе будет способствовать закреплению данной категории в сельской местности и омоложению сельского населения.

Закреплению молодежи в сельской местности будет способствовать и возможность получения дистанционного образования по месту своего проживания.

Возможности дистанционного образования могут решить еще одну проблему сельских территорий. Во многих сельских населенных пунктах отсутствуют начальные и общеобразовательные школы, как и качественная дорожная инфраструктура между селами, в результате этого даже младшие школьники вынуждены добираться пешком до своих школ, находящихся зачастую довольно далеко от места проживания, в разное время года и различных природно-климатических условиях.

Возможности дистанционного образования могли бы успешно решить данную проблему. Обучение на дистанционной основе актуально как минимум в зимнее время года в регионах с холодным климатом, в частности для сельских территорий Пермского края.

Возможности дистанционной медицины за счет внедрения информационных технологий – также значимое направление развития инфраструктуры сельских территорий.

Не секрет, что медицинская помощь не всегда доступна для сельских жителей в силу отдаленности сел от центра, недостаточного оснащения сельских медицинских учреждений как высококвалифицированными кадрами, так и высокотехнологичным оборудованием.

Возможности медицинских онлайн-конференций и консультаций для сельского населения могли бы частично снизить остроту данных проблем.

По результатам таких консультаций врач может принять решение о необходимости обследования пациента, срочности его проведения, необходимости госпитализации или вызова скорой медицинской помощи.

Таким образом, можно заметить, что внедрение информационных технологий в сельской местности – это не просто красивый тренд, а основа для формирования качественной инфраструктуры и экономики села.

Целесообразно представить модель трансформации инфраструктуры села под воздействием развития информационных технологий, цифровизации и устранения цифрового неравенства (рис. 2).

Рисунок 2. Модель трансформации инфраструктуры села под воздействием развития информационных технологий

Источник: составлено автором по «Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года, на период 2020–2025 годов// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.01.2020)» [1].

Из представленной модели трансформации инфраструктуры села под воздействием развития информационных технологий видно, что цифровая трансформация предполагает не столько внедрение цифровых технологий в целях устранения цифрового неравенства, сколько качественное изменение многих как социальных, так и бизнес-процессов, которые, перемещаясь в информационное пространство, существенно облегчаются и ускоряются, что обеспечивает развитие инфраструктуры сельских территорий.

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что внедрение информационных технологий и цифровизация сельских территорий выступают необходимым условием развития инфраструктуры сельских территорий. Устранение цифрового неравенства позволяет решить многие насущные проблемы, существующие в селе в настоящее время. Основными направлениями цифровизации села должны стать обеспечение доступа к различным электронным сервисам и услугам, «Интернет вещей», ГИС-технологии, сельская электронная торговля, дистанционное обучение в образовании и профессиональной переподготовке специалистов, развитие всевозможных ИТ-услуг в социальной жизни селян. Цифровая трансформация села – это ключевая составляющая сельской инфраструктуры.


Источники:

1. Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года, на период 2020-2025 годов. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.01.2021).
2. Федеральный закон № 9-ФЗ. О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» от 03 февраля 2014 года, Принят Государственной Думой 24 января 2014 года. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.01.2021).
3. Сайт губернатора Пермского края. [Электронный ресурс]. URL: https://www.permkrai.ru (дата обращения: 30.01.2020).
4. Сайт ПАО «Ростелеком». [Электронный ресурс]. URL: https://www.company.rt.ru/press (дата обращения: 25.01.2021).
5. Сайт губернатора Пермского края. [Электронный ресурс]. URL: https://permkrai.ru/news (дата обращения: 30.01.2021).
6. Сальников С.Г., Тухина Н.Ю. Системы информационного обеспечения в АПК: анализ разработок и внедрений // Вестник МГЭИ (on line). – 2018. – № 2. – c. 30-37.
7. Магомедов А.М. Цифровая трансформация отечественной экономики и региональные проблемы // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2019. – № 12(96). – c. 88-96.
8. Ульянова Н.Д., Чирков Е.П. Цифровизация аграрного производства в Брянской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2020. – № 9. – c. 52-58. – doi: 10.31442/0235-2494-2020-0-9-52-58 .
9. Сердюкова О.А. Цифровая экономика Пермского края: состояние и перспективы развития // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 8. – c. 138-144. – doi: 10.24411/2411-0450-2019-11130 .
10. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Перспективы цифровизации сельского хозяйства как приоритетного направления импортозамещения // Экономические отношения. – 2018. – № 1. – c. 1-18. – doi: 10.18334/eo.8.1.38881 .
11. Леднева О.В. Статистическое изучение уровня цифровизации экономики России: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – doi: 10.18334/vinec.11.2.111963.
12. Moiseev V.V., Komarova O.A., Seliverstov Yu.I., Shepherd T.A. Priority Areas of Education Development in the Conditions of Digital Transformation and the Information Society // Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth: Advances in Economics, Business and Management Research. Proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference. Yekaterinburg, 2020. – p. 127-132.

Страница обновлена: 18.12.2023 в 05:45:29