Цифровое государство как новый этап развития общества

Золаев Э.А.
Digital state as a new stage of society development - View in English
Об авторах:

Золаев Э.А.1
1 Русско-азиатский союз промышленников и предпринимателей

 Скачать PDF

Аннотация:
В статье проводится исследование нового этапа развития общества, а именно процесса становления цифрового государства. Дается авторское определение цифровому государству, а также его отличие от существующих в науке понятий электронного, информационного государства и правительства. Приводится перечень предпосылок, предшествующих построению цифрового государства, указывается значение процесса формирования цифрового государства и его задачи. Подчеркивается необходимость комплексного исследования правовых и экономических основ становления и развития цифрового государства, результаты которого окажут положительное влияние на самые разные сферы жизни нашего общества. Отдельно автором исследования поднимаются вопросы обеспечения цифровой безопасности государства, а также возможные позитивные и негативные последствия, связанные с развитием его цифровизации. При этом заключается, что невзирая на опасности и риски, формирование цифрового государства является неизбежным процессом.

Ключевые слова:

цифровое государство, электронное государство, электронное правительство, информационное общество, информационные технологии, цифровая экономика, цифровая безопасность, цифровизация, государственное управление, общество

JEL-классификация: O31, O33, O35, O38

Цитировать публикацию:
Золаев Э.А. Цифровое государство как новый этап развития общества // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 5. – С. 1583-1594. – doi: 10.18334/ce.15.5.112164

Zolaev, E.A. (2021) Digital state as a new stage of society development. Kreativnaya ekonomika, 15(5), 1583-1594. doi: 10.18334/ce.15.5.112164 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Введение

В современном обществе наблюдается стремительное развитие информационных технологий в связи с тем, что они способствуют упрощению производства, ускорению движения информации, расширяют доступность и ассортимент услуг и товаров, тем самым воздействуя на жизнь многих людей: ее качество и уровень.

Уровень технологического развития государства сегодня как никогда отражает степень развития всего общества в целом, оказывая положительное влияние на улучшение взаимодействия граждан и государства. Таким образом, на сегодняшний день концептуальной и приоритетной задачей большинства государств считаются формирование и развитие информационных и цифровых технологий, способных усовершенствовать государственное управление, улучшить качество жизни граждан, оказав существенное влияние на экономический рост всего государства и укрепление его суверенитета. Более того, формирование цифровой экономики, по мнению Президента России В.В. Путина, «…вопрос национальной безопасности и независимости России, конкурентности отечественных компаний, позиций страны на мировой арене на долгосрочную перспективу, по сути, на десятилетия вперед» [1].

Вышесказанное подчеркивает необходимость комплексного исследования фундаментальных основ становления и развития цифрового государства, результаты которого окажут положительное влияние на самые разные сферы жизни нашего общества.

Цель работы заключается в проведении исследования становления цифрового государства и этапов его формирования, оценке возможных угроз и последствий формирования нового технологического общественного устройства.

Сфера исследуемой области является достаточно новой как для отечественной, так и для международной науки. Однако активное развитие цифровых технологий и их ускоренное внедрение в общественную жизнь способствуют увеличению интереса и потребности в комплексном научном исследовании вопросов, связанных с развитием цифрового государства как новой формы общественного устройства.

Этапы формирования цифрового государства

Сегодня зарождение и формирование цифрового государства можно наблюдать во многих развитых странах. О перспективах и пользе внедрения цифровых технологий в государственное управление говорят на самых высших уровнях. Так, совсем недавно на встрече министров стран «Большой двадцатки» (G20) были сформулированы принципы развития цифрового государства и разработаны соответствующие рекомендации для стран-участниц [2].

Если говорить о Российской Федерации, то основные этапы становления электронного государства были отражены в таких нормативных документах, как постановление Правительства РФ от 28 января 2002 года № 65 «О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002–2010 годы)"» [3], утвердившее программу «Электронная Россия», распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 года № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» [4], а также постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011–2020 годы)"» [5], Указ Президента РФ от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [6], Постановление Правительства РФ от 02 марта 2019 № 234 «О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» [7] и др.

Однако можно заметить, что в разные периоды законодателем использовались различные термины, а именно: электронная Россия (или электронное государство), электронное правительство, информационное общество и т. п. Похожая ситуация наблюдается и в науке, причем не только в отечественной, но и в зарубежной. Подобное положение, на наш взгляд, во многом обусловлено стремительным развитием технологий, за которым, в свою очередь, не успевает ни юриспруденция, ни законодатель. В связи с этим, прежде чем продолжить, следует последовать совету Р. Декарта и определиться со значением слов.

Так, существует множество форм государства в самых разных его значениях, начиная от «правового», определение которому формулировалось еще в начале XIX века «…в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля, Р.Г. Гнайста» [12, с. 67] (Tikhonova, 2016, р. 67), до «электронного», попытки формулирования определения которому осуществляются учеными [2, с. 23; 5, с. 134; 8, с. 215; 9, с. 17; 10, с. 51–53] (Vaskova M.G., 2009, р.23; Danilin, 2004, р. 134; Korotkov, Kristalnyy, Kurnosov, 2007, р. 215; Sokolova, 2007, р. 17; Solodov, 2006, р. 51–53) в настоящее время. При этом в отечественной и зарубежной литературе также идет смешение понятий «электронное государство» и «электронное правительство», образованное благодаря использованию английского термина e-Government, дословно переводящегося как электронное правительство. Однако считаем необходимым отметить, что понятие электронного правительства существенно у̛же понятия электронного государства и охватывает деятельность только органов исполнительной власти и зачастую касается предоставления услуг гражданам, тогда как в рамках исследования становления нового этапа общественных, управленческих и производственных отношений нас интересует процесс формирования и информатизации государственных и общественных институтов в более широком смысле.

Тем не менее необходимо констатировать, что со стремительным развитием технологий и общества теряет свою актуальность и понятие электронного государства, основной задачей которого являлась интеграция ЭВМ и электронного документооборота в деятельность государственных органов. В бόльшей степени указанная задача была реализована, и в настоящее время ставятся более сложные задачи по взаимодействию органов власти с обществом через информационные технологии (далее – IT). Однако совершенствование IT-сферы, появление блокчейн-систем [8], смарт-контрактов [9], нейросетей [10] и прочих цифровых технологий, внедряемых в передовых странах не только в коммерческих организациях, но в последнее время не менее активно и в государственных структурах, вызывает объективную необходимость формирования такого понятия, как цифровое государство, определение которому, в свою очередь, можно сформулировать следующим образом. Цифровое государство – информационно-технологическая организация политико-правового взаимодействия граждан и органов публичной власти. Целью такого взаимодействия является обеспечение наиболее полных возможностей участия граждан в осуществлении власти и предоставления им услуг государства, реализуемых с использованием цифровых технологий.

Стоит отметить, что цифровое государство как наиболее развитая в технологическом плане форма организации общественного устройства из возможных на сегодняшний день в случае своего появления ipso facto будет свидетельствовать о в полной мере сформированных электронных правительстве и государстве.

Построению цифрового государства, которое является приоритетной задачей любого развитого общества, предшествует ряд следующих предпосылок:

– общественная потребность в поиске современных новых форм взаимодействия с властными структурами;

– разработка новейшего механизма управления в государственных структурах;

– потребность в более быстрой передаче и обработке информации и предоставлении государственных услуг;

­– развитие различных форм производства, требующих внедрения более современных и новых технологий;

– необходимость поддержки положения государства в этой сфере на международном уровне;

– формирование на внутригосударственном и международном уровнях правовой основы в области современных технологий;

– информатизация общественной и государственной жизни.

Для построения цифрового государства необходимо выработать меры технологического и организационного характера, а также правовое закрепление ряда задач (рис. 1).

Рисунок 1. Задачи построения цифрового государства

Источник: составлено автором исследования.

Благодаря использованию информационных технологий в государственном управлении осуществляется организация свободного доступа граждан к информации правового характера, тем самым помогая развитию правовой гражданской культуры. Так, с помощью использования IT в государственном управлении обеспечивается информационное взаимодействие в органах государственной власти, а также построение электронного взаимодействия общества и государства. Более того, граждане страны получают возможность получения правовой информации, общественной экспертизы [7, с. 36] (Kononenko, 2013, р. 36), а также услуг государства и осуществления власти, реализуемых с помощью идентификации в информационно-коммуникационных системах.

Как отдельный этап формирования цифрового государства можно выделить цифровизацию национальных валют государства, активным изучением и разработкой которых занимаются многие страны. Такие страны, как Китай, Южная Корея, Швеция, уже запустили пилотные проекты своих CBDC (Central bank digital currency), а многие другие еще находятся в стадии исследования данной формы денег [4, с. 52] (Vershinina, Labusheva, Sultaniev, 2021, р. 52), осторожно подходя к подобным нововведениям. При этом, учитывая темпы развития цифровых технологий, а также такие плюсы от внедрения CBDC, как повышение эффективности денежно-кредитной политики, снижение рисков кредитного перегрева экономики, снижение стоимости проведения транзакций, уменьшение наличных денежных средств и мн. др. [1, с. 59] (Andryushin, 2021, р. 59), стоит ожидать дальнейшего распространения внедрения национальных цифровых валют во многих странах.

Вопросы безопасности при формировании цифрового государства

Оптимальным вариантом считается тот, когда формирование цифрового государства будет служить наиболее благоприятной системой взаимодействия общества и органов публичной власти, а также современным способом реализации прав граждан, заложенных в ст. 3 Конституции РФ.

Однако при становлении и развитии цифрового государства не стоит забывать о вероятных рисках и последствиях данного процесса. Так, при формировании цифрового государства допускается вероятность того, что государство может потерять собственную независимость при переходе в часть мирового пространства. Информационная сеть, кроме того, что обеспечивает объединение граждан и равенство участников в информационном пространстве, в будущем может обеспечить потерю суверенитета [11]. Более глубокая интеграция в международные цепочки производства и возрастающая в этой связи зависимость от них могут рассматриваться как угроза экономической безопасности государства.

Любая власть: законодательная, исполнительная или судебная, по мнению В.В. Сорокина, будет обезличена и полностью освобождена от личной ответственности при формировании и развитии электронного государства. Мировое правительство сможет присвоить себе право на управление, навязать идеологию и контролировать граждан [11] (Sorokin, 2009). Следовательно, никто не сможет защищать интересы разных групп населения, так как их будет некому защищать [3, с. 279] (Vaskova, 2010, р. 279). В этом случае значение вопросов обеспечения национальной безопасности значительно возрастет, при этом стоит ожидать, что благодаря правильному использованию современных коммуникативно-информационных средств защиты государство будет обеспечивать безопасность страны от международных угроз.

Достаточно остро по этому поводу стоит вопрос цифровой безопасности государства. Данная проблема обусловлена рисками, связанными с осуществлением кибератак [12] на основные государственные ресурсы и появлением кибертерроризма, являющегося «одной из наиболее опасных форм проявления современного терроризма» [6, с. 29] (Kapitonova, 2015, р. 29). Так, в случае формирования цифрового государства в части перехода многих его функций в IT-плоскость успешно проведенная кибератака может нанести колоссальный вред как в информационной сфере, так и в реальной, затронув важнейшие инфраструктурные объекты. Более того, положение усугубляется в ситуации сохраняющегося санкционного режима и информационных войн. Как отмечает И.С. Ашманов, «обрушить огромное количество сайтов банков, госструктур, предприятий можно просто щелчком пальцев. В этом смысле мы абсолютно не защищены» [13].

Еще одним отрицательным моментом можно считать сокращение рабочих мест, обусловленное автоматизацией различных процессов, заменой человеческого труда электронной и роботизированной техникой и т. п. Хотя данный процесс и будет нести неминуемые негативные последствия для отдельных групп населения, тем не менее в перспективе цифровизация государства является, безусловно, полезной для общества.

Хотелось бы подчеркнуть, что, невзирая на опасности и риски, формирование цифрового государства является неизбежным процессом. Это означает то, что необходимо находить оптимальные варианты построения и развития цифрового государства, которые бы способствовали улучшению и развитию страны. Вопрос актуален настолько, что от образования цифрового государства зависит существование самой страны, так как более развитые страны, в которых оно в полной мере будет сформировано, смогут выиграть в информационной и экономической борьбе на мировой арене.

Заключение

Быстрое развитие технологического прогресса приводит к ускоренным изменениям в обществе, оказывающим влияние на совершенствование взаимодействия граждан и государства. Новые технологии помогают существенно облегчить и ускорить многие процессы государственного управления и формы предоставления услуг населению.

На настоящий момент формирование цифрового государства можно наблюдать во многих развитых странах. В Российской Федерации происходит планомерное формирование цифрового государства, этапы становления которого можно наблюдать в основных документах стратегического планирования, связанных с развитием технологий в стране.

Цифровое государство является информационно-технологической организацией политико-правового взаимодействия граждан и органов публичной власти. Его становление – неизбежный процесс, новая стадия развития российского общества. Именно поэтому от того, в каком виде и когда оно будет сформировано, зависит будущее государства.

Для формирования действенной системы цифрового государства в Российской Федерации следует обращать внимание на основные проблемы при его создании и существующие угрозы, выявлять причины и факторы, обусловившие положительные тенденции внедрения модели цифрового государства.

Обеспечение информационной безопасности является задачей каждого государства в рамках сохранения собственного суверенитета. Существует необходимость в развитии не только цифровых технологий, но и нормативно-правовой базы, от качества которой будет зависеть скорость и полнота интеграции соответствующих технологий в общественный и государственный сектор. В свою очередь, существенные позитивные изменения в сфере цифровизации государства будут обеспечивать повышение качества жизни граждан и удовлетворение их потребностей, в то же время оказав значительное влияние на экономический рост государства и укрепление его суверенитета.

[1] Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам [Сайт Президента России]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54983 (дата обращения 20.01.2021).

[2] Министры G20 подготовили рекомендации для развития цифровых государств. ТАСС [Новостной ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/5489787 (дата обращения: 15.01.2021).

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года № 65 «О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002–2010 годы)"» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 5. Ст. 531.

[4] Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 года № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 20. Ст. 2372.

[5] Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 313 (ред. от 25 сентября 2018 года) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011–2020 годы)"» // СПС «КонсультантПлюс».

[6] Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // СПС «КонсультантПлюс».

[7] Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 № 234 «О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» // СПС «КонсультантПлюс».

[8] Системы распределенного реестра.

[9]Цифровой алгоритм, предназначенный для заключения и поддержания коммерческих контрактов в технологии Blockchain.

[10] Математические модели, а также их программные или аппаратные реализации, построенные по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей – сетей нервных клеток живого организма.

[11] См.: Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2002. № 17. С. 15–16.

[12] Несанкционированное воздействие на информационную систему, с целью ее взлома, отключения, незаконного получения информации и т.д.

[13] Конференция по вопросам информационной безопасности Общественной Палаты РФ [Сайт общественной палаты РФ] URL: https://www.oprf.ru/ru/press/news/2018/newsitem/45694?PHPSESSID=kgtm7b526i14vjcro0fi5cmg04 (дата обращения 15.12.2020).



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Андрюшин С.А. Цифровая валюта центрального банка как третья форма денег государства // Актуальные проблемы экономики и права. – 2021. – № 1. – c. 54-76. – doi: 10.21202/1993-047X.15.2021.1.54-76 .
2. Васькова М.Г. Электронное государство: проблемы правового регулирования // Юрист. – 2009. – c. 23.
3. Васькова М.Г. Проблемы построения электронного государства: теоретические аспекты // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – № 3(19). – c. 27278-280.
4. Вершинина О.В., Лабушева Я.Г., Султаниев И.С. Анализ возможностей и рисков введения в обращение цифровых валют центральных банков на примере «цифрового рубля» // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. – 2021. – № 1. – c. 51-60. – doi: 10.25586/RNU.V9276.21.01.P.051 .
5. Данилин А.В. Электронные государственные услуги и административные регламенты: от политической задачи к архитектуре электронного правительства. / Монография. - М.: ИНФРА-М, 2004. – 134 c.
6. Капитонова Е.А. Особенности кибертерроризма как новой разновидности террористического акта // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2015. – № 2(34). – c. 29-41.
7. Кононенко Д.В. Модернизация концепций электронного правительства: сравнительно-правовой анализ (РФ и США) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2013. – № 2. – c. 33-38.
8. Коротков А.В., Кристальный Б.В., Курносов И.Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. / Монография. - М.: Трейн, 2007. – 215 c.
9. Соколова О.С. Электронное государственное управление // Правовые вопросы связи. – 2007. – № 2. – c. 17.
10. Солодов В.В. E-government и борьба с коррупцией // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. – 2006. – № 1. – c. 51-53.
11. Сорокин В.В. Юридическая глобалистика. / Учебник. - Барнаул: Азбука, 2009. – 581 c.
12. Тихонова С.В. Эволюция конституционного правового государства в информационном обществе: электронное государство // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2016. – № 2(109). – c. 67-71.