Управление предпринимательскими проектами с учетом принципов устойчивого развития и ответственного ведения бизнеса

Герцик Ю.Г.1
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 4 (Апрель 2021)

Цитировать:
Герцик Ю.Г. Управление предпринимательскими проектами с учетом принципов устойчивого развития и ответственного ведения бизнеса // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 4. – С. 1205-1216. – doi: 10.18334/ce.15.4.111911.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45838249
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В работе рассматриваются наиболее актуальные на сегодняшний день вопросы управления предпринимательскими проектами с учетом принципов устойчивого развития и ответственного ведения бизнеса. Современные тенденции в экономике, связанные с цифровизацией как производственных, так и управленческих процессов, не только создают дополнительные возможности для малого и среднего предпринимательства, но и несут в себе потенциальные угрозы для бизнеса и окружающей среды. В Российской Федерации в настоящее время реализуется национальный проект развития малых и средних форм предпринимательства, который призван минимизировать риски и содействовать улучшению условий ведения предпринимательской деятельности. Научная новизна исследования заключается в возможности имплементации основополагающих принципов устойчивого развития и ответственного ведения бизнеса при реализации предпринимательских проектов в условиях экономического кризиса, вызванного пандемией

Ключевые слова: предпринимательство, производственно-хозяйственная деятельность, предпринимательские проекты, устойчивое развитие, ответственное ведение бизнеса, антикризисное управление

JEL-классификация: Q01, L26, O22

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Организация Объединенных Наций (ООН) в 2015 году приняла 17 основных целей устойчивого развития в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, в которой сформулирован 15-летний план по их достижению. В список целей устойчивого развития вошли борьба с голодом и нищетой, защита окружающей среды, повышение качества жизни, ответственное потребление и производство, индустриализация, инновации и другие не менее значимые цели в области социального развития, экономики и экологии [1]. Сегодня устойчивое развитие стало одной из самых мощных и значимых идей и концепций, стимулирующих изменения в бизнесе. Эта концепция направлена на повышение осведомленности руководителей предприятий и поощрение их приверженности устойчивому развитию [2] (Drobot, Makarov, Pochepaev, 2020).

Крупный бизнес во всем мире, включая Россию, сдает так называемую нефинансовую отчетность, в которой отражается деятельность корпораций по следованию принципам устойчивого развития и ответственного ведения бизнеса. Стандарты ответственного ведения бизнеса – это набор норм и рекомендаций международных организаций и бизнес-объединений, направленных на соблюдение законодательных норм в таких областях, как справедливая конкуренция, соблюдение условий труда, уплата налогов, борьба с коррупцией̆, защита прав человека и окружающей среды. Эти стандарты описывают ответственное отношение компании ко всем, на кого влияет ее деятельность, – партнерам, поставщикам, клиентам и сотрудникам. Разработкой стандартов ответственного ведения бизнеса занимаются многие международные организации, но наиболее полная и комплексная работа, по мнению автора, была проведена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [3]. В то же время обязанность и целесообразность следования принципам устойчивого развития и стандартам ответственного ведения бизнеса для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) не столь очевидна [4]. В данном исследовании приводится анализ возможностей и подчеркивается актуальность применения соответствующих принципов устойчивого развития и ответственного ведения бизнеса в управлении предпринимательскими проектами в России, а также рассматриваются соответствующие меры государственной поддержки МСП, реализуемые в настоящее время и направленные на достижение этой цели.

Области внедрения предпринимательских проектов постоянно расширяются и включают в себя производство, консалтинг, отраслевые комплексы, науку и т.д. В настоящее время на базе информационных экономических источников формируется новая «четвертая волна» развития теории предпринимательства как одного из видов хозяйственно-экономической деятельности человека, связанного с цифровизацией экономики, а также развитием междисциплинарной оценки уровня предпринимательства [5] (Gertsik, Moskalenko, Zhuravleva, 2020).

Предпринимательство как вид хозяйственно-экономической активности, ориентированный на создание и получение прибыли, основывается на инициативе предпринимателя, ответственности и инновационной составляющей предпринимательских проектов, которые им реализуются. Эта деятельность носит системный характер. Будем считать, что инновационная составляющая включает как производство нового товара, смену миссии или создание нового предприятия, так и новую систему управления производственно-хозяйственными процессами, систему менеджмента качества, разработку, производство и внедрение новых изделий, технологий и услуг [6] (Gertsik, 2020).

По данным Росстата, большинство МСП работают в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов (60,4% общего оборота малых предприятий), обрабатывающих производств (10,4%), а также в строительстве (7,5%) [7]. Реализация предпринимательских проектов с инновационной составляющей выгодна не только самим предпринимателям при выполнении конкретных проектов, направленных в том числе на производство продукции или оказание услуг, но и для государства в целом за счет повышения занятости населения, уровня доходов граждан и т.д. При этом необходимо учитывать, что увеличение объема производства в масштабах национальной экономики снижает остроту некоторых социальных проблем, но обостряет проблемы охраны окружающей среды [8] (Sukhanova, 2019). Исходя из теоретических положений экономической теории и проектного менеджмента, можно утверждать, что внедрение предпринимательских проектов в сферу производства и оказания социально значимых услуг также будет способствовать устойчивому развитию и повышению эффективности как соответствующих отраслей народного хозяйства, так и отдельных предприятий путем использования инициативности предпринимателей и управления человеческими ресурсами на основе устойчивого развития [9] (Drobot, Makarov, Pochepaev, 2021). Важную роль в эффективной реализации предпринимательских проектов играет выбор метода управления проектами высокотехнологичного предприятия [10] (Gertsik, Dobryakova, 2020).

Это послужило одной из причин формирования в числе двенадцати направлений стратегического развития страны, определенных Указом Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Этот национальный проект входит в группу проектов, которые должны обеспечить экономический рост и ускоренное технологическое развитие страны (рис. 1) вместе с другими проектами в области национальной безопасности, экологии и здравоохранения с общим планируемым объемом финансирования в 10,1 трлн руб. [11] (Gertsik, 2021).

Рисунок 1. Группа национальных проектов «Экономический рост»

* – без учета альтернативных источников финансирования;

** – без учета бюджета энергетической части плана.

Источник: по материалам официального сайта Правительства РФ: http://government.ru/news/35675/ (дата обращения: 21.03.2021).

Структура финансирования национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» представлена на рисунке 2:

Рисунок 2. Структура финансирования национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» до 2024 года, млрд руб.

Источник: по материалам официального сайта Правительства РФ: http://government.ru/news/35675/ (дата обращения: 21.03.2021).

В рамках национального проекта реализуются пять федеральных проектов (ФП) по направлениям: «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» и «Популяризация предпринимательства». Схематично модель трансформации делового климата для достижения целей устойчивого развития МСП может быть представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Модель трансформации делового климата для достижения целей устойчивого развития МСП

Источник: по материалам официального сайта Министерства экономического развития РФ: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения: 21.03.2021).

В результате реализации мероприятий, предусмотренных ФП, таких как программы льготного кредитования и снижение стоимости лизинга для субъектов МСП, льготный доступ к производственным площадям и помещениям, оказание комплексных услуг для МСП в центрах «Мой бизнес», повышение доступности финансов микро- и малым предприятиям за счет доступа к фондовому рынку и краудфандинга, образовательные программы для предпринимателей, к 2024 году должны быть достигнуты следующие ключевые показатели (табл. 1).

Отдельно необходимо отметить значение развития экспортного потенциала МСП. Для высокотехнологичных отраслей крайне существенной является сертификация продукции для доступа на зарубежные рынки и проведение бизнес-миссий в разных форматах с учетом ограничений, вызванных пандемией. Представляется, что Центры поддержки экспорта могли бы оказать существенную поддержку в этом направлении при наличии соответствующих компетенций, которые, в свою очередь, развиваются в рамках инновационных и промышленных кластеров, как правило, включающих в себя значительное число МСП.

Таблица 1

Ключевые показатели реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в 2024 году


п/п
Ключевой показатель
2019 год
2020 год*
2024 год*
1
Количество субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей (ИП)
5,8 млн
5,6 млн
7,4 млн
2
Продолжительность функционирования МСП
5 лет
5 лет
6 лет
3
Число занятых в сфере МСП
19 млн
15,5 млн
25 млн
4
Вклад МСП в ВВП страны
22,3 %
22,9 %
32,5 %
5
Доля экспорта субъектов МСП
8,6 %
8,9 %
10%
6
Количество субъектов МСП, выведенных на экспорт Центрами поддержки экспорта **
3,5 тыс.
7 тыс.
15,4 тыс.
* – Прогнозные значения (по данным Министерства экономического развития РФ).

** – Нарастающим итогом.

Источник: [по материалам официального сайта Министерства экономического развития РФ: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения: 21.03.2021).

В зарубежной практике кластеры также являются проводниками инициатив, связанных с внедрением принципов устойчивого развития и ответственного ведения бизнеса. В частности, необходимо отметить инициативу «Towards Green Transition» («Вперед к зеленым преобразованиям», пер. с англ. автора) в рамках Европейской платформы кластерного сотрудничества (European Cluster Collaboration Platform – ECCP) [12].

Заключение. В 2019 году в России вступил в силу закон от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие», что свидетельствует о значимости для государства внедрения принципов устойчивого развития и ответственного ведения бизнеса на всех уровнях. Необходимо отметить, что в России соответствующие исследования в области имплементации основных положений устойчивого развития в производственную практику велись достаточно давно и показали перспективность применения логистического подхода с учетом экологии и имеющихся ресурсов [13, 14] (Omelchenko, Gertsik, 2007; Omelchenko, Aleksandrov, Brom, 2013), но с момента начала реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» работа по внедрению принципов устойчивого развития и ответственного ведения бизнеса в МСП вышла на государственный уровень и получила новый импульс развития.

Вместе с тем кризисные явления, вызванные пандемией COVID-19, как в экономике, так и в социальной сфере не только в России, но и по всему миру, вынуждают предпринимателей по-новому оценивать последствия принимаемых ими бизнес-решений как для их компаний, так и для сотрудников, контрагентов, стейкхолдеров. Важную роль при этом играет выбор модели антикризисного управления, которая обеспечила бы компании уверенный рост в перспективе с учетом тенденций цифровизации [15, 16] (Ermashkevich, Chibisova, 2019; Butrova, 2021). Государственная поддержка предпринимательства, безусловно, будет иметь существенное значение, но не менее важным, по мнению автора, является эффективное управление предпринимательскими проектами с учетом изложенных в статье принципов устойчивого развития и ответственного ведения бизнеса.


Источники:

1. Официальный сайт Организации объединенных наций (ООН). Цели в области устойчивого развития. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 11.03.2021).
2. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. Концептуальные основы устойчивого развития в XXI веке: принцип триединства и подходы к оценке воздействия бизнеса // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 4. – c. 643-658. – doi: 10.18334/lim.7.4.110931.
3. Официальный сайт Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). Ответственное ведение бизнеса. [Электронный ресурс]. URL: http://mneguidelines.oecd.org. (дата обращения: 11.03.2021).
4. Зачем малым предприятиям следовать целям устойчивого развития и подтверждать это документально?. [Электронный ресурс]. URL: https://csrjournal.com/34184-zachem-malym-predpriyatiyam-sledovat-celyam-ustojchivogo-razvitiya-i-podtverzhdat-eto-dokumentalno.html. (дата обращения: 11.03.2021).
5. Герцик Ю.Г., Москаленко С.А., Журавлева А.С. Анализ основных положений теории предпринимательства и ее роли в развитии инновационной экономики // В центре экономики. – 2020. – № 2. – c. 23-28.
6. Герцик Ю.Г. Принципы и участие предпринимательства в отраслевой структуре экономики России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 4. – c. 1195-1204. – doi: 10.18334/epp.10.4.100797.
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13223 (дата обращения: 11.03.2021).
8. Суханова Т.В. Экономический рост и охрана окружающей среды – приоритетные цели устойчивого развития общества // Экономические отношения. – 2019. – № 1. – c. 373-382. – doi: 10.18334/eo.9.1.39932.
9. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. Как компании могут использовать человеческие ресурсы для достижения целей устойчивого развития // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 1. – c. 85-108. – doi: 10.18334/lim.8.1.110932.
10. Герцик Ю.Г., Добрякова К.В. Сравнительный анализ методов управления предпринимательскими проектами высокотехнологичных предприятий // Управление научно-техническими проектами. Четвертая Международная научно-техническая конференция: материалы конференции. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, МГТУ имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет). Москва, 2020. – c. 44-49.
11. Герцик Ю.Г. Национальные проекты как инструмент обеспечения экономической и биологической безопасности России // В центре экономики. – 2021. – № 1. – c. 16-25.
12. Официальный сайт Европейской платформы кластерного сотрудничества (European Cluster Collaboration Platform - ECCP). [Электронный ресурс]. URL: https://clustercollaboration.eu (дата обращения: 11.03.2021).
13. Омельченко И.Н., Герцик Ю.Г. Эколого-экономические критерии выбора регионов для строительства федеральных центров высоких медицинских технологий // Вестник машиностроения. – 2007. – № 4. – c. 74-79.
14. Омельченко И.Н., Александров А.А., Бром А.Е. Основные направления логистики XXI века: ресурсосбережение, энергетика и экология // Гуманитарный вестник. – 2013. – № 10(12).
15. Ермашкевич Н.С., Чибисова Е.С. Модели антикризисного управления для обеспечения устойчивого развития организации // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 1. – c. 43-58. – doi: 10.18334/lim.6.1.40767.
16. Бутрова Е.В. Особенности антикризисного управления предприятием в условиях цифровизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 3. – doi: 10.18334/epp.11.3.111775.

Страница обновлена: 31.01.2024 в 22:52:47