Коммерциализация интеллектуального капитала университета: отечественный и зарубежный опыт

Шишалова Ю.С.
Commercialization of university intellectual capital: domestic and foreign experience - View in English
Об авторах:

Шишалова Ю.С.1
1 Институт бизнеса и делового администрирования - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

 Скачать PDF

Аннотация:
Целью данной статьи является изучение отечественного и зарубежного опыта коммерциализации интеллектуального капитала университета.
Предметом исследования являются технологии коммерциализации интеллектуального капитала университета.
Методология данного исследования включает в себя методы анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, полученные результаты представлены в соответствии с научно-методическими требованиями.
Полученные результаты: По результатам научного исследования установлено, что основой формирования интеллектуального капитала университета являются индивидуальные и коллегиальные научно-теоретические и методологические изыскания, приобретение программного обеспечения и НМА (нематериальные активы) для проведения научных исследований и приобретение инфраструктурного обеспечения для проведения исследований. Негативной чертой является тот факт, что интеллектуальный капитал российских университетов активно эмигрирует в поисках коммерциализации из регионов в мегаполисы России – Москву и Санкт-Петербург, а также идет его активный вывоз в страны ЕС (Германия, Франция) и США, значительно меньше – страны Юго-Восточной Азии (Китай, Япония). Основными инструментами коммерциализации интеллектуального капитала университета выступают: создание малых инновационных предприятий (МИП) на базе университетов; продажа или лизинг лицензий на объекты интеллектуальной собственности; участие университетов в работе венчурных фондов и (или) технопарков (технополисов); включение университетов в инновационные программы развития государственных программ и государственных высокотехнологичных корпораций.
Применение. Полученные результаты могут быть использованы для проведения дальнейших исследований в области коммерческого использования интеллектуального капитала университетов Российской Федерации.

Ключевые слова:

университеты, коммерциализация, интеллектуальный капитал, цифровая экономика, вызовы и угрозы, потенциал, адаптивные компетенции

JEL-классификация: L31, O34

Цитировать публикацию:
Шишалова Ю.С. Коммерциализация интеллектуального капитала университета: отечественный и зарубежный опыт // Экономика и социум: современные модели развития. – 2021. – Том 11. – № 2. – С. 141-160. – doi: 10.18334/ecsoc.11.2.111897

Shishalova, Yu.S. (2021) Commercialization of university intellectual capital: domestic and foreign experience. Ekonomika i sotsium: sovremennye modeli razvitiya, 11(2), 141-160. doi: 10.18334/ecsoc.11.2.111897 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Балмасова Т.А. «Новая регионализация»: модернизация российских вузов и опыт Германии // Высшее образование в России. – 2019. – № 6. – c. 86-96. – doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-6-86-96 .
2. Бенневорт П., Сандерсон А. Участие вузов в региональном развитии: создание потенциала в условиях малоинновационной среды // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2012. – № 1. – c. 172-188.
3. Бондаренко В.А., Максаев А.А. Инновационный подход к управлению деятельностью вуза на основе применения HR-брендинга // Экономика. – 2020. – № 1. – c. 47-54. – doi: 10.18413/2687-0932-2020-47-1-47-54 .
4. Волков Д.Л., Гаранина Т.А. Оценивание интеллектуального капитала российских компаний. / Научные доклады. - СПб: НИИ менеджмента СПбГУ, 2016. – 55-60 c.
5. Вольчик В.В., Маслюкова Е.В. Реформы, неявное знание и институциональные ловушки в сфере образования и науки // Terra Economicus. – 2019. – № 2. – c. 146-162. – doi: 10.23683/2073-6606-2019-17-2-146-162.
6. Воронин В.Б. Интеллектуальный капитал: как фактор повышения конкурентоспособности бизнеса и инвестиции в будущее // Молодой ученый. – 2017. – № 4. – c. 142-145.
7. Гаранина Т.А. Роль нематериальных активов в создании ценности компании: теоретические и практические аспекты // Корпоративные финансы. – 2018. – № 4(12). – c. 79-96.
8. Дресвянников В.А. Концепция развития организации на основе теории интеллектуального капитала // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2015. – № 1(123). – c. 36-41.
9. Жук А.А. Институциональные ловушки в сфере высшего образования // Актуальные проблемы экономики и права. – 2018. – № 4. – c. 789-799. – doi: 10.21202/1993-047X.12.2018.4.789-799.
10. Журавлева И.А. Интеллектуальный капитал университета как ресурс развития // Социология. – 2019. – № 3. – c. 71-75.
11. Исакин М.А., Осколкова М.А., Шакина Е.А. Интегральный показатель экономической добавленной стоимости: проблема учета стоимости интеллектуального капитала компании // Электронный журнал «Корпоративные финансы». – 2017. – № 4(16). – c. 84-99.
12. Ивлиева Н.Н. Оценка стоимости интеллектуального капитала предприятия. - М.: Маркет ДС, 2016. – 144 c.
13. Камко Е.В. Взаимодействие науки, бизнеса и государства в развитии инновационных проектов: сравнительный анализ на примере России, Китая и США // Актуальные проблемы экономики и права. – 2017. – № 3. – c. 5-15. – doi: 10.21202/1993-047X.11.2017.3.5-15.
14. Карнаух И.В. Становление экономики знаний в России: проблемы и пути их решения // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2019. – № 1. – c. 66-74. – doi: 10.15688/jvolsu3.2019.1.6 .
15. Кряклина Т.Ф., Реттих С.В. Теория и практика трансфера знаний «Университета 3.0» // Язык и культура. – 2019. – № 48. – c. 154-165. – doi: 10.17223/19996195/48/10 .
16. Лукичева Л.И. Ключевые факторы успеха деятельности наукоемких предприятий в условиях инновационной экономики // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2019. – № 1(21). – c. 52-60. – doi: 10.24151/2409-1073-2019-1-52-60.
17. Маскаев А.И. Российская «экономика знаний»: анализ опыта «Сколково» // Journal of Economic Regulation. – 2019. – № 1. – c. 64-76. – doi: 10.17835/2078-5429.2019.10.1.064-076 .
18. Пугачевская Е.С., Воробей Ю.Н. Интеллектуализация капитала как фактор усиления конкурентных позиций международных компаний // Бизнес информ. – 2019. – № 12(503). – c. 21-36. – doi: 10.32983/2222-4459-2019-12-21-36 .
19. Руус Й., Пайк С., Фернстрем Л. Интеллектуальный капитал. Практика управления. - СПб.: Высшая школа менеджмента, 2017. – 328 c.
20. Сидорова А.А. Зарубежный опыт стратегического сотрудничества университетов и бизнеса в экономике знаний // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2019. – № 1. – c. 88-99.
21. Сидорова А.А. Тенденции развития университета в экономике знаний // Государственное управление. Электронный вестник. – 2019. – № 72. – c. 275-295.
22. Andriessen D., Tiessen R. Weightless weight – find your real value in the future of intangible assets. Pearson Education, London. 2000. – 79 p
23. Brooking A. Intellectual Capital: Core Assets for the Third Millennium Enterprise. - London, United Kingdom: Thomson Business Press, London, 1996. – 258 p.
24. Edvinsson L., Malone M. Intellectual Capital: realizing your company’s true value by finding its hidden brainpower. - New York: Harper Business, 1997. – 649 p.
25. Kaplan R., Norton D. The balanced scorecard: translating strategy into action. , 1996. – 581 p.
26. Stewart Т.А. Intellectual Capital: The New Wealth of Organizations. - NY: Bantam Doubleday Dell Publishing Group, 1997. – 152 p.
27. Sveiby K. The new organizational wealth: managing and measuring knowledge based assets. - San Francisco: Berrett Koehler,, 1997. – 415 p.