Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2004

Рецензия и оценка научных трудов доктора экономических наук Бережнова Г.В.

Проценко Олег Дмитриевич, Доктор экономических наук, проректор Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, профессор, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 23

Аннотация:
Есть люди в современной России, которые все свои силы направляют на поиск возможностей использования новых научных достижений в практике. К таким специалистам можно отнести директора Астраханского рыбного порта, доктора экономических наук Бережнова Г.В.
Цитировать публикацию:
Проценко О.Д. Рецензия и оценка научных трудов доктора экономических наук Бережнова Г.В. // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 11. – С. 49-50.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Есть люди в современной России, которые все свои силы направляют на поиск возможностей использования новых научных достижений в практике. К таким специалистам можно отнести директора Астраханского рыбного порта, доктора экономических наук Бережнова Г.В.

Научные интересы Г.В. Бережнова лежат в области стратегического развития предприятий. По этой проблеме им опубликовано более тридцати статей, три  монографии, защищены кандидатская и докторская диссертации, сделаны доклады на общероссийских и международных конференциях, ведется работа по подготовке специалистов в Астраханском Государственном техническом университете.

Монография автора «Развитие и саморазвитие предприятий» рекомендована учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области национальной экономики и экономики труда в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Национальная экономика» и другим экономическим специальностям.

Главную мысль научных трудов автора можно свести к следующим основным положениям:

‑ проведение экономических реформ в России в последние два десятилетия в корне изменило положение предприятий и характер их взаимоотношений с внешней рыночной средой;

‑ углубление процессов становления открытой рыночной экономики и глобализации для конкретного предприятия привело к тому, что конкуренция сегодня приобретает общенациональный и наднациональный характер (как собственно и сам рынок).

Лидирующие позиции в настоящее время занимают предприятия, получившие решающий стратегический перевес в области развития технологий и информационно-коммуникационных систем. В таких условиях предприятия, уступающие в цене и качестве  товара или услуг, утрачивают свои позиции окончательно и необратимо. Становится иным и понятие перспективного предприятия, главным отличием которого является ставка на интеллектуальные и технологические ресурсы.

Современную экономическую ситуацию автор считает противоречивой и часто непредсказуемой, что связано сегодня с совместным сосуществованием укладов традиционной и новой экономики. Основным противоречием современной рыночной ситуации, в которой вынуждены функционировать предприятия, автор считает то, что они должны следовать принципам и той и другой экономики, т.е. действовать в равновесно- неравновесной среде, сочетать разные стратегии и системы управления.

В современной экономике происходит сокращение цикла стратегического планирования ‑ основного инструмента преобразований в бизнесе. Причем горизонт такого планирования в преуспевающих компаниях-лидерах новой экономики сократился с пяти лет сначала до трех, а затем до одного года и даже до одного квартала. Стратегические концепции эволюционируют от долгосрочного планирования к немедленному реагированию на рыночные события.

Концепция автора состоит в том, что необходим синтез стратегий. В условиях скачкообразных и быстрых перемен, противоречивых и непредсказуемых процессов,  глобализации и конкуренции необходимо отказаться от поиска и использования универсального и единственного средства или единой формулы выработки концепции развития предприятия. Следует объединять не только различные, но и крайние, взаимоисключающие позиции, т.е. действовать адекватно действительности.

Автор исходит из принципиального положения о том, что возможность продуктивного совмещения содержится во всех реальных (не мнимых) вариантах развития при условии нахождения продуктивной основы совмещения. В его работах предложен инструмент (парадигма) поиска совместимых характеристик и определение продуктивного принципа совмещения альтернативных подходов и концепций развития.

Предсказуемость потребностей рынка имеет решающее значение для выбора методологии разработки стратегии предприятия. Если имеет место массовое устойчивое потребление товара или услуги, это делает возможным статистическое прогнозирование рыночных ситуаций и вероятности их наступления. В этом случае достаточно прогноза общих тенденций и средних величин и стратегического планирования.

Однако, если рынки дробятся на мелкие ниши, их количество и дифференциация стремительно возрастают, рынок становится непредсказуемым, а прогнозирование ‑ невозможным. В этом случае стратегическое преимущество обеспечивается не долгосрочным планированием, а гибкостью, мобильностью и быстротой реакции, а стратегия прогнозирования заменяется стратегией реагирования.

Стратегия реагирования ‑ это заранее не формулируемая, но непосредственно формируемая стратегия, складывающаяся из отдельных решений. Любая методология, отделяющая идею от действия, план от его реализации, а формализацию от внедрения, в данном случае является неприемлемой, поскольку ограничивает скорость реагирования предприятия на изменения внешней среды. Стратегия целей преобразуется в стратегию действий.

В реальной ситуации эти два подхода к разработке стратегии могут совмещаться в зависимости от сочетания рыночных ниш.

Труды автора содержат теоретические модели, описывающие процессы и механизмы равновесного и неравновесного развития, обоснование применимости стратегического планирования и стратегии реагирования, концепции адаптивного и креативного развития предприятия, стратегии реального и виртуального развития, что может помочь многим российским предприятиям определиться со своими действиями в современных, весьма сложных рыночных условиях хозяйствования.

 

Доктор  экономических  наук,

проректор Академии  народного  хозяйства

при Правительстве  Российской  Федерации,

профессор

О.Д. Проценко

 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241