Сотрудничество Российской Федерации и социалистической республики Вьетнама в сфере образовании (2001-2020 гг.)

Данг Кхань Линь, Толмачев О.М.
Educational cooperation between the Russian Federation and the Socialist Republic of Vietnam (2001–2020) - View in English
Об авторах:

Данг Кхань Линь1, Толмачев О.М.1
1 Московский государственный областной университет (МГОУ)

 Скачать PDF

Аннотация:
Целью данной статьи является изучение состояния и обобщение исторического опыта сотрудничества между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнамом в сфере образования в период 2001-2020гг.
Предмет исследования выступают процесс сотрудничества двух стран – Российской Федерации и Вьетнама в период с 2001 по 2020 гг., основанный на подписании множества соглашений в области образования.
Методология научного исследования базируется на использовании теоретических и эмпирических методов анализа, обеспечивающие комплексное изучение вьетнамо-российских отношений в области образования.
Полученные результаты. Помимо достижений в образовательном сотрудничестве, в статье предлагаются эффективные пути расширения и развития образовательного сотрудничества между двумя странами – Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнамом.
Применение. Исследование отношений между Российской Федерацией и Вьетнамом, в контексте глобальных трендов развития высшего гуманитарного образования является актуальным в современных условиях.
С учетом важного обстоятельства, что Вьетнам является важнейшим стратегическим партнером Российской Федерации в одном из ключевых регионов мира – Юго-Восточной Азии, с учетом политики России «поворота на Восток», в условиях непростых отношений ее со странами Запада.
Полученные результаты научного исследования имеют практическую ценность для поддержания традиционных отношений, также развивают сотрудничество в новых областях для расширения сотрудничества в сфере образования, чтобы соответствовать всеобъемлющему стратегическому партнерству между двумя странами.

Ключевые слова:

Россия, Вьетнам, качество образования, сотрудничество, стипендия, глобальные тренды, инновационные методы обучения, стратегическое партнерство

JEL-классификация: H75, N35

Цитировать публикацию:
Данг Кхань Линь, Толмачев О.М. Сотрудничество Российской Федерации и социалистической республики Вьетнама в сфере образовании (2001-2020 гг.) // Экономика и социум: современные модели развития. – 2021. – Том 11. – № 1. – С. 117-127. – doi: 10.18334/ecsoc.11.1.111787

Dang, KkhanLin, & Tolmachev, O.M. (2021) Educational cooperation between the Russian Federation and the Socialist Republic of Vietnam (2001–2020). Ekonomika i sotsium: sovremennye modeli razvitiya, 11(1), 117-127. doi: 10.18334/ecsoc.11.1.111787 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Введение

Образование является традиционной сферой сотрудничества и играет важную роль во взаимоотношениях между Российской Федерацией и Вьетнамом и ориентировано на развитие как лидеров, так и организаций и агентств двух стран. В нынешних условиях глобализации сотрудничество в сфере образования является популярной тенденцией в мире, одним из способов интернационализации системы образования, повышения качества подготовки кадров – структурным фактором. Превращаясь в важнейшую производственную силу общества, определяет сила каждой нации. Российская Федерация – одна из стран с развитым образованием и обучением. Поэтому сотрудничество в сфере образования между Российской Федерацией и Вьетнамом становится все более актуальным. В частности, в первые годы двадцать первого века сотрудничество в области образования между двумя странами становилось все более и более развитым, поскольку Россия постепенно восстанавливала свой статус сверхдержавы на международной арене, многие вьетнамские студенты выбирали Россию в качестве места назначения. чтобы пополнить свои знания. В 2020 году, к 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Вьетнамом, образование выделено как приоритетное направление во всестороннем сотрудничестве двух стран. До сих пор отношения между Российской Федерацией и Вьетнамом в области образования продолжают стремиться к долгосрочному развитию.

1. Фундамент сотрудничества.

Министерство образования и профессиональной подготовки Вьетнама осуществляет всеобъемлющие и далеко идущие реформы в области образования и профессиональной подготовки, развития человеческих ресурсов и экономики знаний. Таким образом, Вьетнам желает получить поддержку со стороны правительства, Министерства образования и науки и учебных заведений Российской Федерации в области подготовки кадров, технической помощи и обмена опытом управления. Сотрудничество в области научных исследований и передачи передовых технологий... Вьетнам реализует план по восстановлению и усилению исследований и преподавания русского языка и русской культуры во вьетнамских учебных заведениях на всех уровнях школьного образования. Сотрудничество в сфере образования между Российской Федерацией и Вьетнамом отвечает потребностям обеих сторон. Специальности, которые Вьетнам запрашивает для поддержки обучения, такие как энергетика, военная инженерия... также являются приоритетными для Российской Федерации, поэтому между двумя образовательными учреждениями будет тесное сотрудничество в области развития человеческих ресурсов.

Что касается атомной энергетики, это новая область во Вьетнаме, поэтому Российская Федерация будет уделять первоочередное внимание поддержке в обучении экспертов. Российская Федерация всегда надеется, что у двух стран будет более сильное и эффективное сотрудничество в области образования и обучения, и благодаря своему региональному и международному положению Вьетнам станет надежным мостом между Российской Федерацией и странами Юго-Восточной Азии в области образования и обучения.

С другой стороны, у Российской Федерации и Вьетнама есть специфика необходимости усиления сотрудничества в высокотехнологичных отраслях, а также в области подготовки высококвалифицированных кадров. Результаты сотрудничества в области образования и обучения между двумя странами в прошлом веке помогли расширить масштабы и разработать темы для новых проектов сотрудничества во многих приоритетных областях научных исследований двух стран, таких как улучшение подготовки высококвалифицированных специалистов. Четвертая промышленная революция началась с прорыва в новых технологических достижениях, таких как искусственный интеллект, облачные вычисления, 3D-печать, сенсорные технологии, виртуальная реальность ... новые возможности и проблемы для каждой страны мира.

Несомненно, ценный опыт Российской Федерации в области науки, технологий, образования и профессиональной подготовки создаст для Вьетнама благоприятные условия для повышения качества образования и профессиональной подготовки сегодня.

Одним из важных задач сотрудничества в отношениях между Вьетнамом и Россией является образование и обучение. Фактически, бывший Советский Союз и нынешняя Россия оказали Вьетнаму большую и эффективную помощьанич ануи Число вьетнамских ученых, прошедших подготовку в бывшем Советском Союзе, составило более 50 000 человек, многие из которых стали старшими руководителями Вьетнама или занимали ключевые должности в управлении и управлении экономикой, а также во многих других сферах деятельности во Вьетнаме.

С первых дней установления дипломатических отношений Советский Союз активно поддерживал и всесторонне помогал Вьетнаму в сопротивлении агрессии и национальному строительству, считая Вьетнамскую революцию важной частью страны. Общая борьба против империализма, за мир, национальную независимость, демократию в мире. Вьетнам не только получил восторженную поддержку от народа Советского Союза в виде денег, оружия, боеприпасов, продуктов питания, лекарств... но также получил помощь от советских специалистов в развитии экономики, культуры, социальной сферы и подготовки кадров.

Сотрудничество в области образования и обучения между Советским Союзом и Вьетнамом постоянно укреплялось и развивалось. Советский Союз подготовил для Вьетнама десятки тысяч чиновников, студентов, студентов, оборонных и рабочих. Идеологический консенсус делает сотрудничество двух стран особой дружбой. С 1950 по 1980 годы вьетнамские школьники учились в 150 советских школах. Советский Союз помог Вьетнаму подготовить около 150 000 специалистов из различных отраслей народного хозяйства (в том числе 7 000 человек с высшим и средним профессиональным образованием) [1]. Это замечательный результат в образовательном сотрудничестве двух стран.

Сотрудничество в сфере образования и обучения между Российской Федерацией и Вьетнамом в период 2001-2020 годов осуществляется на основе Соглашения о сотрудничестве в области образования между правительствами двух стран. В соответствии с условиями Соглашения о сотрудничестве в области подготовки кадров для Вьетнама, подписанного между двумя странами в 1993 г., в 1995 г. Министерство образования и науки России подписало с Министерством образования и профессиональной подготовки Вьетнамское Соглашение о подготовке кадров для Вьетнама в период 1996-2000 гг. Когда этот срок истек, в августе 2001 г. Министерство образования и обучения Вьетнама и Министерство образования и науки Российской Федерации продолжили. Подписали новое соглашение на период 2001-2007 гг. [1]

24 июня 2005 г. в Москве Чрезвычайный и Полномочный Посол Вьетнама в Российской Федерации Нгуен Ван Нган и Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко подписали Соглашение о сотрудничестве стран на период 2005 – 2008 гг. Соглашение действует в течение 3 лет с даты подписания и автоматически продлевается каждые 3 года, если ни одна из сторон не уведомила другую сторону в письменной форме о намерении маркировать прекращение действия по крайней мере 6 месяцев до истечения срока действия соглашения. [2]

В 2010 году в штаб-квартире Минобрнауки РФ вице-премьер, министр образования и профессиональной подготовки Нгуен Тхиен Нхан и министр образования и науки РФ профессор Адрей Пурсенко провели встречу и подписали Соглашение о Признание взаимных степеней после более чем 30-летнего перерыва с 1978 года. Соглашение действует бессрочно [2]. В соответствии с этим соглашением две страны признали все дипломы, сертификаты, степени и степени, выданные образовательными учреждениями двух стран. Это важная веха в завершении создания правовой основы сотрудничества в области образования и обучения между Вьетнамом и Российской Федерацией, открывающая хорошее направление развития в новый период. Во время официального визита в Российскую Федерацию в мае 2013 года премьер-министра Нгуен Тан Зунга две страны опубликовали совместное заявление, в котором упоминался сектор образования. С точки зрения рассмотрения науки и технологий вместе с образованием и обучением как высшей национальной политики, правительство Вьетнама высоко ценит повышение отношений двух стран в этих двух областях до стратегического уровня, согласившись создать условия и механизмы сотрудничества для соответствующих агентствами двух стран для проведения научных исследований и трансфера технологий в рамках совместных программ и проектов [3]. Знание роли и основы образования, наука и техника, является движущей силой экономического, социального развития и повышения конкурентоспособности двух стран [3].

2. Состояние развития образовательных отношений между Российской Федерацией и Вьетнамом (2001 – 2020 гг.).

Взаимоотношения сотрудничества в сфере образования между Российской Федерацией и Вьетнамом позитивно развиваются не только через правительства двух стран, но и через общественные организации, самодостаточные контракты.

Во-первых, в соответствии с соглашением между двумя странами. Реализуя эту программу, Российская Федерация и Вьетнам сотрудничают в области подготовки и повышения профессиональной квалификации кадров в области науки и образования, а также разработки программ и проектов, направленных на развитие общих образование в области социальных наук – гуманитарных и естественных наук для Вьетнама, обмен экспертами, студентами и аспирантами в области изучения естественных наук и образования. Две страны проводят выставки достижений в области образования и обучения и договариваются о прямом сотрудничестве между агентствами секторов образования и обучения двух стран. Все иностранные студенты, подпадающие под договорную квоту, а также проходящие переходную арифметическую или языковую стажировку, вместе называются международными студентами, имеющими договор. Студенты, отправленные в этот программ, имеют много преимуществ. Они предлагаются отправляющей стороной учебной профессии в списке разрешенного обучения для иностранцев, и эти области также подходят для возможностей каждого студента. Кроме того, они также субсидируются правительствами двух сторон, отправляющая сторона иностранных студентов не должна платить плату за обучение, но принимающая сторона оплачивает этот сбор в процессе обучения в этой стране. Каждый год многие вьетнамские студенты продолжают уезжать в Российскую Федерацию, а также российские студенты учатся и учатся во Вьетнаме. В 2019 году в Российской Федерации обучается около 6000 вьетнамских граждан, из которых 3000 студентов обучаются в соответствии с соглашением между правительствами двух стран [4]. Сотрудничество в сфере образования и обучения – яркое пятно в хороших отношениях между Вьетнамом и Россией.

Во-вторых, учиться на госбюджет.

Это студенты, которых государство направляет на учебу для повышения своей профессиональной квалификации в престижных учебных заведениях. В отличие от соглашения, этим студентам оплачиваются только расходы на проживание во время учебы, а плата за общежитие должна быть самодостаточной по гораздо более высокой ставке, чем студентам по соглашению. Кроме того, эти студенты также не имеют права на получение стипендии, вьетнамская сторона имеет право решать, по какой профессии и где проходить обучение.

В-третьих, программа отправляет студентов на обучение в кредитный фонд по схеме погашения долга.

В рамках этой программы плата за обучение студентов финансируется из государственного бюджета за счет средств для погашения долга из Вьетнама. Вьетнамская сторона извлекала средства из кредитов Российской Федерации в соответствии с подписанным между двумя странами в сентябре 2000 года соглашением об отправке студентов в Российскую Федерацию для обучения и стажировки. Это Соглашение часто называют Соглашением о займе. 6 июля 2002 г. правительства Вьетнама и Российской Федерации подписали Соглашение об обучении персонала на основе преобразования долга в бюджет помощи для обучения вьетнамских кадров в Российской Федерации. Эти студенты также пользуются тем же режимом, что и студенты, обучающиеся в рамках государственного бюджета, но вьетнамская сторона имеет право предлагать учебные карьеры для студентов, но где проводить обучение, в Российской Федерации.

В-четвертых, учиться с прямым финансированием корпораций Вьетнама и самодостаточными корпорациями.

Это новый тип разработки, согласно контрактам, подписанным между крупными компаниями Вьетнама и университетами Российской Федерации, например, между Вьетнамской нефтегазовой корпорацией и Московским нефтяным институтом имени И.М. Гупкина, между Вьетнамскими авиалиниями (Vietnam Airlines) и Авиационная академия в Санкт-Петербурге ... те, кто должен учиться по этой программе, во время учебы покрываются компаниями. Это количество студентов окончили вузы по полной программе Российской Федерации. Таким образом, многие контракты подписываются непосредственно высшими учебными заведениями и профессионально-техническими учебными заведениями двух стран. В нынешних условиях тенденция к образованию на основе самодостаточности усиливается, поскольку условия жизни вьетнамцев в последние годы постоянно улучшаются.

Помимо программ сотрудничества в области образования между Российской Федерацией и Вьетнамом, о которых говорилось выше, две страны также договорились о повышении квалификации российских учителей. В настоящее время Ханойский политехнический университет и Ханойский национальный университет сотрудничают с Санкт-Петербургской школой электротехники и Московским энергетическим университетом для обучения студентов во Вьетнаме по программе Федерации России. Студенты обучаются на русском языке под руководством учителей Вьетнама и Российской Федерации. В последние года студенты могут уехать на учебу в Российскую Федерацию, а выпускной экзамен проводится во Вьетнаме жюри Российской Федерации. Выпускникам выдается диплом вуза Российской Федерации. Вьетнам планирует широко использовать и продвигать русский язык, русскую культуру и литературу, а также способствовать изучению русского языка во Вьетнаме и изучению вьетнамского языка в Российской Федерации. Ежегодно Министерство образования и обучения Вьетнама координирует свои действия с Центром культуры и науки Российской Федерации в Ханое с целью организации Российских олимпийских соревнований для студентов вьетнамских университетов с целью их развития. Педагогическая и исследовательская деятельность русского языка и русского языка культура Вьетнама.

Примечательно, что в последнее время на Дальнем Востоке России увеличилось количество российских студентов, изучающих вьетнамский язык и исследующих Вьетнам. Это связано с необходимостью экономического развития и туризма между Вьетнамом и Дальним Востоком. Пушкинский под-институт при Министерстве образования и обучения Вьетнама тесно сотрудничал с Пушкинским институтом Российской Федерации в исследованиях и обучении русскому языку и подготовке учителей русского языка для Вьетнама.

3. Достижения.

За более чем полувековую историю отношений между двумя странами ведущие университеты бывшего Советского Союза и Российской Федерации подготовили для Вьетнама десятки тысяч сотрудников. Среди бывших выпускников союзных университетов много людей, ставших высокопоставленными кадрами, занимающих важные государственные должности, и множество отличных профессионалов с высокими навыками, работающих во многих секторах национальной экономики Вьетнама. В университетах Российской Федерации обучаются тысячи вьетнамских студентов и аспирантов. Это ценное дополнение для высококвалифицированной команды интеллектуалов и технического персонала во Вьетнаме, а также мост, способствующий укреплению, поддержанию и развитию хороших и традиционных отношений между двумя странами.

Вступая в XXI век, количество государственных стипендий, предоставляемых Вьетнаму Российской Федерацией, продолжало расти. Стипендии на обучение охватывают широкий спектр квалификаций, от бакалавриата до докторской степени, по различным дисциплинам, таким как естественные науки, гуманитарные и социальные науки, здоровье, геология, разведка и добыча нефти и газа., Горное дело, машиностроение, электрика. машиностроение, металлургия, металлообработка, судоходство, транспорт, информационные технологии, электричество – электроника, энергетика и атомная энергия. Помимо предметов, предусмотренных соглашением, ежегодно Российская Федерация назначает квоту и количество стипендий из федерального бюджета вьетнамским студентам и аспирантам для обучения и исследований в российских учебных заведениях (см. табл.1).

Табл.1: Количество стипендий из федерального бюджета вьетнамским студентам и аспирантам для обучения и исследований в российских учебных заведениях. [5]

Учебный год
Количество стипендий
2003-2004
150
2004-2005
190
2005-2006
210
2006-2007
260
2007-2008
285
2008-2009
285
2009-2010
170
2010-2011
345
2011-2012
470
2012-2013
549
2013-2014
661
2014-2015
600
2015-2016
795
2016-2017
855
2017-2018
953
2018-2019
958
2019-2020
965
2020-2021
965
2021-2022
1000

По различным источникам информации, в России сегодня проходят обучение 7 тыс. студентов из Вьетнама. Они учатся в более чем 150 вузах в Росии, главным образом в вузах Министерства образования и науки (более 70 %), а также в вузах субъектов РФ, муниципальных и иной ведомственной подчиненности, в частных вузах. В Москве (не менее 50 %), Санкт Петербурге (более 10 %), Астрахани, Воронеже, Туле, Иркутске, Новосибирске, Ростове на Дону и других городах РФ. [6]

Растущее сотрудничество в области образования между Российской Федерацией и Вьетнамом создаст прочную основу для всестороннего сотрудничества между двумя странами в будущем.

Вывод

Исследование отношений Российской Федерацией и Вьетнама в контексте глобальных трендов развития высшего гуманитарного образования является актуальным также и потому, что они представляют собой убедительный пример сотрудничества России с Вьетнамом, которое нуждается в комплексном анализе с учетом того важного обстоятельства, что Вьетнам является важнейшим стратегическим партнером Российской Федерации в одном из ключевых регионов мира – Юго-Восточной Азии, с учетом политики России «поворота на Восток» в условиях непростых отношений ее со странами Запада.

Ускорение развертывания научных исследований и применения их результатов в национальной экономике большое значение имеют координация научных усилий России и Вьетнама, налаживание специализации и кооперирования в производстве новой техники и использовании новейших методов обучения в высшем образовании. В этой связи социально-политическая ориентация государственной власти играет важную роль для перспектив развития экономики и образовательной сферы как главного фактора развития человеческого капитала.

Успех российско-вьетнамской образовательной деятельности в последние годы позволил Вьетнаму подготовить квалифицированную рабочую силу, обладающую обширными знаниями, опытом и полностью оснащенными навыками. В дополнение к авторскому обучению высококачественных человеческих ресурсов, важна осведомленность об игре в ответных приложениях формула развитой страны, архивирование – это фиксированное программное обеспечение, разработанное для развития взаимопонимания и дружбы между двумя народами. Сотрудничество между РФ и Вьетнамом в области образования становится все более новой движущей силой качественного развития.

[1] Министерство иностранных дел, Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и обучения Вьетнама и Министерством образования и науки России, август 2001 г.

[2] Министерство иностранных дел, Соглашение № 74/2005/LPQT о сотрудничестве в области образования между Министерством образования и обучения Социалистической Республики Вьетнам и Министерством образования и науки Российской Федерации, 24 июня 2005 г. .

[3] Министерство иностранных дел, Соглашение между Правительством Социалистической Республики Вьетнам и Правительством Российской Федерации о стратегических партнерах в области образования, науки и технологий, подписанное в Сочи 25 ноября 2014 г., 86/2014/TB- LPQT.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Bộ Ngoại giao nước CHXHCN Việt Nam – Bộ Ngoại giao LBCHXHCN Xô-viết, Việt Nam – Liên Xô 30 năm quan hệ 1950 – 1980. / văn kiện và tài liệu. - Hà Nội: NXB Ngoại giao, 1983.
2. Chính phủ Cộng hòa xã hội chủ nghĩa Việt Nam, Việt Nam – Liên bang Nga công nhận bằng cấp lẫn nhau. Baodientu.chinhphu.vn. [Электронный ресурс]. URL: http://baodientu.chinhphu.vn/Quocte/Viet-Nga-cong-nhan-bang-cap-lan-nhau/28535.vgp .
3. Дмитрий Медведев и Премьер-министр Правительства Социалистической Республики Вьетнам Нгуен Тан Зунг приняли Совместное Коммюнике. Правительство Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://archive.government.ru/docs/24287 (дата обращения: 26.02.2021).
4. Đại sứ quán nước Cộng hòa xã hội chủ nghĩa Việt Nam tại LB Nga, Hợp tác giáo dục và đào tạo là điểm sáng trong quan hệ tốt đẹp giữa Việt Nam và Liên bang Nga. Посольство Социалистической Республики Вьетнама в России. [Электронный ресурс]. URL: https://vnembassy-moscow.mofa.gov.vn.
5. Báo Đầu tư điện tử, Bộ Kế hoạch và Đầu tư, Tăng cường quan hệ Đối tác Chiến lược Toàn diện Việt Nam – Liên bang Nga. Baodautu.vn. [Электронный ресурс]. URL: https://baodautu.vn/tang-cuong-quan-he-doi-tac-chien-luoc-toan-dien-viet-nga-d24466.html (дата обращения: 26.02.2021).
6. Bộ Giáo dục và Đào tạo Việt Nam, Cục Hợp tác Quốc tế. Icd.edu.vn. [Электронный ресурс]. URL: http://icd.edu.vn (дата обращения: 26.02.2021).
7. Соколов А.А. Российско-вьетнамское сотрудничество в сфере образования // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. – 2017. – c. 229.