Информационная открытость – фактор эффективности организации в условиях кооперационно-сетевой среды

Новикова С.И.1
1 ФГАОУВО Сибирский федеральный университет Торгово-экономический институт, Россия, Красноярск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 2 (Февраль 2021)

Цитировать:
Новикова С.И. Информационная открытость – фактор эффективности организации в условиях кооперационно-сетевой среды // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 2. – С. 497-512. – doi: 10.18334/ce.15.2.111749.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44853978
Цитирований: 4 по состоянию на 07.08.2023

Аннотация:
В статье рассматривается подход к повышению эффективности информационно-коммуникационной системы организации в условиях кооперационно-сетевой среды, посредством повышения информационной открытости (прозрачности) на основе расширения партнерского доверия между субъектами кооперационной сети и развития сетевого аутсорсинга. Приводится классификация информации по функционалу и степени открытости в условиях кооперационной сети. Предлагается методика расчета мультипликатора эффективности информационной открытости (транспарансионности).

Ключевые слова: коммуникация, информация, кооперационно-сетевые взаимодействия, аутсорсинг, информационные технологии, эффективность, информационная открытость (транспарансионность)

JEL-классификация: L86, O33, M21



Введение

Нарастающий поток информации, пронизывающий предпринимательскую среду в условиях кооперационно-сетевых взаимодействий, определяет актуальность влияния информационной открытости сетевых организаций на повышение их эффективности [7, 8, 14] (Konovalenko, Konovalenko, Shved, 2015; Kravets, 2015; Kuimov, Suslova, Shcherbenko, 2019).

Цель данной статьи – отразить современный подход к смысловой направленности информационной открытости (транспарентности) и определить ее влияние на эффективность организационной системы в условиях кооперационно-сетевых взаимодействий; определить роль сетевого аутсорсинга в повышении транспарентной эффективности в качестве координатора информационных и прочих инновационных технологий.

Научная новизна изложенного материала заключается в определении и анализе влияния информационной открытости (транспарентности) на эффективность организационной системы в условиях кооперационно-сетевых взаимодействий путем расчета мультипликатора информационной транспарентности.

Авторская гипотеза состоит в предположении важности фактора информационной открытости и его влияния на эффективность кооперационно-сетевых организаций в условиях информационно-цифровой экономики.

Информационно-коммуникационная система в условиях кооперационно-сетевой среды организаций

Кооперационно-сетевая система представляет собой сложную структуру взаимодействий входящих в нее субъектов. В условиях информационно-цифровой экономики эффективность организационных взаимодействий в условиях кооперационной сети, прежде всего, определяется качеством информационно-коммуникационной системы (ИС). Далее на рисунке 1 представлена модель информационно-коммуникационной системы [6, 11, 16] (Egorichev, Malyarchuk, Semenova, 2016; Merets, 2016; Novikova, 2020).

Рисунок 1. Информационно-коммуникационная система в кооперационно-сетевых взаимодействиях

Источник: составлено автором.

Функционирование информационно-коммуникационной среды осуществляется следующим образом: весь накопленный информационный потенциал микросреды передается в макросреду, обрабатывается ею и в виде новой информации передается обратно элементам микросреды, таким образом, происходит информационный кругооборот, включающий четыре основные стадии: производство, распределение, обмен и потребление информации как экономической категории в двух ее формах – ресурса и товара [14, 17, 22] (Kuimov, Suslova, Shcherbenko, 2019; Novikova, 2020; Jerome Kanter, 1984).

Сетевая коммуникация представляет собой не только прием и передачу информации, но и создание некой информационной общности, определяющей степень взаимопонимания между участниками, предполагающую необходимость обратной связи, взаимного наложения личного опыта, особенностей генерирования смысла в коммуникативном взаимодействии с целью повышения эффективности функционирования как отдельных экономических субъектов, так и общей системы их взаимодействий [14, 19] (Kuimov, Suslova, Shcherbenko, 2019; Suslova et al., 2018).

Уровень развития и качества информационно-коммуникационной системы кооперационно-сетевой среды определяет уровень информационно-коммуникационных процессов сетевых организаций. Обмен информацией встроен во все виды взаимодействий рыночных субъектов и определяет их связующие процессы. Таким образом, эффективность кооперационно-сетевых взаимодействий напрямую зависит от качества информационно-коммуникационных процессов и их открытости (прозрачности) [1, 15] (Bodnar, 2015; Novikova, 2019).

В целях определения зависимости эффективности организации от уровня ее информационной открытости в условиях кооперационно-сетевой среды автором были проведены соответствующие исследования, результаты которых представлены далее [1].

На основе проведенных исследований определена классификация информации по функционалу и степени открытости в условиях кооперационной сети, таблица 1.

Таблица 1

Классификация информации по функционалу и степени открытости в условиях кооперационной сети

№ пп
Виды организационной информации
Функционал
Степень важности (3 – высокая, 2 –средняя, 1 – низкая)
Степень открытости, %
1
Стратегическая
Долгосрочное целевое развитие
3
10%
2
Тактическая
Краткосрочное целевое развитие
3
5%
3
Операционная
Текущее целевое развитие
3
1%
4
Коммерческая
Рост сбыта и прибыли
3
5%
5
Кооперационно-сетевая (средовая)
Состояние и развитие кооперационной сети (бизнес-среды)
3
10%
6
Нормативная внутренняя
Внутриорганизационные нормы и правила
2
10%
7
Нормативная внешняя
Нормативно-законодательная
2
100%
8
Маркетинговая
Развитие рынка
2
30%
9
Научно-техническая
Развитие и применение достижений науки и техники
2
20%
10
Социальная
Социальный уровень населения
1
60%
11
Экологическая
Состояние окружающей среды
1
50%
12
Познавательная
Расширяет информационную базу
1
70%
Средневзвешенное значение
23%
Источник: составлено автором.

Проведенное исследование показало, что организационная информация в исследуемой кооперационной сети по средневзвешенному показателю открыта только на 23%, причем особенно низкую степень открытости имеет внутренняя информация – 7% (средневзвешенный показатель по пунктам 1–6), что, по мнению экспертов, снижает эффективность организационного и кооперационно-сетевого развития, соответственно, ограничивает мобильность бизнес-процессов.

Также из проведенного исследования выявлено, что чем меньше организация, тем меньшей степенью открытости обладает ее информационная система (рис. 2).

Рисунок 2. Доля информационной открытости организации в зависимости от объема выручки

Источник: составлено автором.

Основной составляющей коммуникационного процесса является информация, представляющая собой систему знаний, являющуюся приоритетным объектом современных исследований в рамках когнитивной науки (когнитологии) и социальной экономики [10, 21] (Liss, Kovalchuk, 2018; Craig, 1999).

Знание – это высшая форма материи, цель развития которой – истинное познание картины мира. Доминантой Закона является то, что Знание – это живая субстанция, которая должна развиваться. Из этого понятия следует: если знанием не делиться, то оно умирает, так как не находит дальнейшего развития. На основании этой информационной особенности и закономерности можно сделать вывод относительно эффективности и совершенствования информационной системы организации и ее окружающей среды, определяющей влияние уровня информационной открытости/закрытости на успешность стратегического развития организационной и кооперационно-сетевой среды. Таким образом, информационная закрытость ведет к умиранию организации как открытой живой системы, а как известно, современные принципы организационной политики конфиденциальности нацелены на максимизацию информационной закрытости, что неизбежно может привести организации и их кооперационно-сетевые среды к серьезным проблемам стратегического развития, особенно в условиях растущей информационной динамичности [5, 18, 21, 23] (Anopchenko et al., 2018; Novikova, 2020; Craig, 1999).

В подтверждение вышесказанного можно привести цитаты великого А.С. Пушкина: «Никакое богатство не может пере­купить влияние обнародованной мысли. Мысль! Великое слово! Что же и составляет величие человека, как не мысль? Да будет же она свободна, как должен быть свободен человек: в пределах закона, при полном соблюдении условий, налагаемых обществом» [25] (Pushkin, 2017).

Далее на графике отражены варианты организационной эффективности с учетом уровня информационной открытости и приведена модель эффекта информационной открытости Ɛ, влияющей на критическую эффективность организации. Чем выше уровень информационной открытости, тем выше и устойчивее уровень организационной эффективности (рис. 3).

Подпись: стадии жизненного цикла организации (ЖЦО)

D
N
C
A
B
M
Рисунок 3. Варианты эффективности организации с учетом уровня информационной открытости и жизненного цикла

Примечание:

Стадии жизненного цикла организации (ЖЦО): выход на рынок, активный рост (1–2); замедление роста (2–3); стабилизация (3–4); спад деловой активности (4–5); сокращение деятельности, выход с рынка (5–6).

Источник: составлено автором.

Ɛ= dx - dx

f(x)=m(x); g(x)=n(x),

где:

Ɛ – эффект информационной открытости;

n(x) – функция уровня информационной открытости (вар. 1), %;

g(x) - функция уровня эффективности организации (вар. 1), %;

m(x) - функция уровня информационной открытости (вар. 2), %;

f(x) - функция уровня эффективности организации (вар. 2), %.

Точки A, B, C, D при (x; у) – критические точки эффективности.

Точки M и N – вершины функций, отражающие максимальный уровень эффективности при данном уровне информационной открытости, где:

точки M и N при (x0; у0); ; .

В подтверждение вышесказанного целесообразно проанализировать влияние информационной открытости на уровень организационной эффективности путем определения соответствующего мультипликатора эффективности информационной открытости (Multiplier of efficiency information transparency (МEIT)), представляющего коэффициент изменения выручки (dP) от изменения доли информационной открытости (dkIT). Алгоритм расчета мультипликатора следующий:

1) изменение выручки за определенный период относительно базового периода (dPi):

dPi = Pti/ Pt0, где:

dPi – коэффициент изменения выручки за период i;

Pti – текущая выручка, за период i, у.е.;

Pt0 – выручка, за базовый период, у.е.;

2) доля (коэффициент) информационной открытости определяется отношением открытой (транспарентной) информации к общему объему информации (kIT):

kIT = TI/I, где:

I – объем информации общий, Тб;

TI – объем открытой (транспарентной) информации, Тб.;

3) изменение доли информационной транспарентности определяется разностью коэффициентов информационной открытости за определенный и базовый периоды (dIT):

dITi = kITti – kITt0, где:

kITti – коэффициент информационной открытости за период i;

kITt0 – коэффициент информационной открытости за базовый период;

4) мультипликатор эффективности информационной транспарентности определяется отношением изменений выручки к изменениям доли информационной транспарентности (МEIT):

МEIT i= dPi / dITi

На основании данных, полученных экспертным путем, расчетные показатели изменения доли информационной открытости (транспарентности) (dITi) и мультипликатор эффективности информационной транспарентности (МEITi) отражены далее на графике, который также отражает прямую зависимость организационной эффективности от уровня информационной открытости (рис. 4).

Анализ динамики коэффициентов мультипликатора эффективности информационной транспарентности (МEITi) показывает, что на начальном этапе мультипликатор по информационной открытости отражает низкую эластичность с дальнейшим ее повышением с течением времени и роста объемов деятельности организации. Эластичность мультипликатора означает, что незначительный прирост информационной открытости, заключающийся в партнерских взаимодействиях, основанных на росте доверия, приводит к более значительному повышению эффективности организации, особенно в аспекте генерации новых идей, реализации инновационных проектов, технологий, материалов, методов управления. Описанный процесс информационной транспарентности более успешно будет протекать в рамках не отдельной локальной организационной системы, а в более широких ее границах, определяемых кооперационно-сетевыми взаимодействиями с сетевыми партнерами [2, 8, 9, 16] (Garifullin, Zyabrikov, 2019; Kravets, 2015; Leshchukova, 2016; Novikova, 2020).

Рисунок 4. Зависимость эффективности организации от уровня ее информационной транспарентности

Источник: составлено автором.

Далее автор предлагает концептуальные подходы к стратегическому развитию информационной системы организаций в условиях кооперационно-сетевой среды:

• приоритет человеческого потенциала – как источника и генератора новой информации и идей;

• информационная безопасность, основанная на эффективной системе оценки рисков, обеспечивающая устойчивость и целенаправленное развитие кооперационно-сетевой и организационной систем;

• инновационность – отбор продуктивной релевантной информации как инструментов, направленных на эффективное решение проблем, реализуется путем внедрения умных инноваций;

• информационная прозрачность, релевантность и правдивость;

• информационная эффективность, результативность и гибкость;

• информационное сотрудничество и партнерство на основе координации, интеграции и коллабораций в формате аутсорсинга [3, 4, 7, 12, 13] (Glotina, 2019; Danilova, Fedorova, Zdrestova-Zakharenkova, 2016; Konovalenko, Konovalenko, Shved, 2015; Pavlova, Kashaeva, 2017; Saltanaeva, Eshelioglu, 2018).

В дополнение сказанного также можно отметить, что применительно к кооперационно-сетевым системам можно провести параллель того, что информационные потоки, пронизывающие все сферы организационных сетей, образуют информационные энергетические волны, вызывающие определенные импульсы, влияющие на появление различных событий в кооперационной сети. Эффективность возникающих сетевых явлений будет иметь место тогда, когда причинные информационно-волновые процессы будут происходить по определенному алгоритму, благоприятному для каждого участника сети, позволяющему иметь возможность на основании понимания причинно-следственных связей предсказывать возможные события с максимальной точностью, что позволит значительно снизить будущие организационно-сетевые риски. При этом роль информационного координатора могут взять на себя профессиональные сетевые аутсорсинговые центры, ориентированные на развитие современных информационных технологий, позволяющих без риска решить проблему перехода к информационной транспарентности в условиях кооперационно-сетевой среды [12, 15, 24] (Pavlova, Kashaeva, 2017; Novikova, 2019; Kiseleva, Iskadzhyan, 2017).

Заключение

Качество и эффективность функционирования информационно-коммуникационной сетевой среды, основанные на информационной открытости сетевых организаций, напрямую определяют эффективность среды кооперационно-сетевых взаимодействий в целом.

При этом основным коммуникационным барьером до сих пор является неготовность руководителей организаций обеспечить открытость своей информационно-коммуникационной системы в рамках внутренней и внешней среды и интегрировать ее в общесетевую информационно-коммуникационную систему. Тенденции развития кооперационно-сетевых организационных систем способствуют повышению открытости, релевантности и эффективности деловой информации на основе развития коммуникационной бизнес-культуры и партнерского доверия.

Решение проблем информационной открытости позволит сгладить коммуникационный барьер, вызванный различиями в масштабах и территориях бизнеса. Как показывает практика, малым предприятиям сложно взаимодействовать с крупными предприятиями, а также значительно удаленными друг от друга [16, 18] (Novikova, 2020).

Проведенный анализ влияния информационной транспарентности сетевых организаций позволил определить современные коммуникационные барьеры и пути их снижения путем развития сетевого аутсорсинга информационно-технологических и коммуникационных услуг в условиях среды кооперационно-сетевых взаимодействий, отвечающих современным вызовам развития деловой среды и общества в условиях информационно-технологических инноваций [2, 10] (Garifullin, Zyabrikov, 2019; Liss, Kovalchuk, 2018).

[1] Исследование проводилось методом опроса с помощью анкетирования, экспертами выступили топ-менеджеры и ведущие специалисты 20 организаций сферы услуг, действующих в Красноярском крае, объединенных кооперационно-сетевыми взаимодействиями, в качестве данных использовались гипотетические оценки экспертов на основе личного опыта.


Источники:

1. Боднар А.В. Алгоритм функционирования информационно-коммуникационного механизма предприятия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2015. – № 4. – c. 131-139. – doi: 10.14529/em090418.
2. Гарифуллин Б.М., Зябриков В.В. Моделирование процесса цифровой трансформации фирмы // Креативная экономика. – 2019. – № 10. – c. 1957-1972. – doi: 10.18334/ce.13.10.41187.
3. Глотина И.М. Организационно-экономический механизм противодействия информационным угрозам // Креативная экономика. – 2019. – № 11. – c. 2227-2236. – doi: 10.18334/ce.13.11.41292.
4. Данилова А.С., Федорова О.М., Здрестова-Захаренкова С.В. Развитие корпоративной культуры посредством эффективных коммуникаций организации // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2016. – № 2(53). – c. 42-47.
5. Анопченко Т.Ю. и др. Деловые коммуникации. / Учебное пособие. - М.: КноРус, 2018. – 244 c.
6. Егоричев В.А., Малярчук П.И., Семенова Н.К. Системный подход в исследовании организационных коммуникаций // Молодой ученый. – 2016. – № 10(114). – c. 686-688.
7. Коноваленко В.А., Коноваленко М.Ю., Швед Н.Г. Основы интегрированных коммуникаций. - М.: Юрайт, 2015. – 486 c.
8. Кравец М.А. Оценка эффективности развития организационных коммуникаций // Современная экономика: проблемы и решения. – 2015. – № 9. – c. 56-62. – doi: 10.17308/meps.2015.9/1291 .
9. Лещукова И.В. Эффективность коммуникаций в организации // Инновационная наука. – 2016. – № 12-3. – c. 139-141.
10. Лисс Э.М., Ковальчук А.С. Деловые коммуникации. - М.: Дашков и Ко, 2018. – 342 c.
11. Мерец А.Л. Защита информации на предприятии при обмене данными с контрагентами // Теория и практика современной науки. – 2016. – № 6-1(12). – c. 877-882.
12. Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Коммуникативные барьеры в сфере управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2017. – № 2. – c. 175-180. – doi: 10.22394/2079-1690-2017-1-2-175-180 .
13. Салтанаева Е.А., Эшелиоглу Р.И. Методика управления информационными технологиями на предприятиях и в организациях // Аллея науки. – 2018. – № 2(18). – c. 330-333.
14. Куимов В.В., Суслова Ю.Ю., Щербенко Е.В. Кооперационно-сетевые взаимодействия как ресурс самоорганизации и достижения качественных результатов. / Монография. Сер. Научная мысль (СФУ). - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 225 c.
15. Новикова С.И. Построение кооперационно-сетевых взаимодействий в формате цифровых технологий // Теория и практика коммерческой деятельности: Материалы XIX Международной научно-практической конференции, электронное издание. Красноярск, 2019. – c. 482-484.
16. Новикова С.И. Особенности современных коммуникационно-информационных систем, оценка полезности и эффективности информации как ресурса // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 497-510. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100435 .
17. Новикова С.И. Информационно-коммуникационная среда в системе кооперационно-сетевых взаимодействий, современные особенности // Теория и практика коммерческой деятельности: XX Международная научно-практическая конференция. 2020.
18. Новикова С.И. Информация как основной ресурс в современных экономических системах // Информационное общество, цифровая экономика и информационная безопасность: МГУ. II международная научно-практическая конференция для студентов и молодых ученых. 2020.
19. Суслова Ю.Ю. и др. Маркетинг. / Учебное пособие. - Красноярск: СФУ, 2018. – 377 c.
20. Шапиро С.А. Организационные коммуникации в целях эффективной работы компании. - М.: ГроссМедиа, 2017. – 336 c.
21. Craig R.T. Communication Theory as a Field. , 1999. – 34-39 p.
22. Jerome Kanter Management Information Systems. / 3rd ed. - Englewood Cliffs: Prentice-Hall, INC., 1984. – 448 p.
23. Информация. Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Информация.
24. Киселева И.А., Искаджян С.О. Информационные риски: методы оценки и анализа // ИТпортал. – 2017. – № 2(14). – c. 10.
25. Пушкин А.С. Путешествие из Москвы в Петербург. Pushkin.niv.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://pushkin.niv.ru/pushkin/text/articles/article-075.htm.
26. Wood J.T. Interpersonal Communication: Everyday Ezicounters. - Rel. Lib, 2003. – 349 p.

Страница обновлена: 13.11.2023 в 06:21:18