Удаленный режим работы компании как один из важнейших триггеров ее успеха в современных условиях

Бикметов Р.Ш.
Remote working regime of the company as one of the most important triggers of its success in modern conditions - View in English
Об авторах:

Бикметов Р.Ш.1
1 Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

 Скачать PDF

Аннотация:
Современный мир претерпевает очень серьезные изменения, связанные с разнообразными вызовами. Одним из таких вызовов стала эпидемия коронавируса, которая привела к использованию удаленного режима работы, во избежание распространения вируса. Удаленная работа имеет массу преимуществ и при грамотном использовании может стать серьезным драйвером творческих идей и проектов в организации. Для этого необходимо дистанционный режим работы сделать удобным и комфортным для всех с помощью специальных рекомендаций со стороны менеджмента компании. Использование оптимизированного, согласно представленным в статье рекомендациям, удаленного режима работы позволяет создать возможности постоянного генерирования творческих идей персоналом компании. При использовании удаленного режима работы важно использовать соответствующее программное обеспечение, которое максимально подходит для работы. Именно от программного обеспечения удаленной работы могут зависеть результаты работы персонала организации. Для улучшения использования удаленного режима работы в статье рекомендуется использовать операционную систему Linux, в частности дистрибутивы Ubuntu, Linux Mint, MX Linux, Manjaro; офисные пакеты LibreOffice и OpenOffice, мессенджеры Whats App, Zoom. Micrtosoft Teams, Signal, Viber. Также компании необходимо располагать своим корпоративным коворкингом, который необходим для тех работников, которые не имеют возможности работать дома в силу разных причин. Коворкинг должен располагать максимально благожелательной атмосферой и уютной обстановкой. Статья будет особенно интересна для менеджеров и предпринимателей, использующих удаленный режим работы и желающих превратить его в фактор ускоренного развития организации

Ключевые слова:

удаленная работа, изменения, творческие идеи, комфорт, программное обеспечение, коворкинг, организация

JEL-классификация: J01, M12, M14, M16, О33

Цитировать публикацию:
Бикметов Р.Ш. Удаленный режим работы компании как один из важнейших триггеров ее успеха в современных условиях // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 2. – С. 513-526. – doi: 10.18334/ce.15.2.111739

Bikmetov, R.Sh. (2021) Remote working regime of the company as one of the most important triggers of its success in modern conditions. Kreativnaya ekonomika, 15(2), 513-526. doi: 10.18334/ce.15.2.111739 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




ТЕЗИСЫ: • Современный менеджмент претерпевает изменения, которые обусловлены происходящей технологической революцией • Современные технические возможности дают возможность управлять персоналом компании в режиме дистанционной работы, который можно превратить в дополнительный фактор успеха компании • Удаленный режим работы может превратиться в важнейший фактор ускоренного развития компании, так как создаются комфортные условия работы для персонала • Для превращения удаленного режима в фактор рывка организации необходимо использовать ряд универсальных мер • В качестве универсальных мер для реализации удаленного режима рекомендуется использовать оптимальное программное обеспечение и корпоративный коворкинг • При правильной реализации удаленный режим работы способен выступить триггером ускоренного развития организации, так как он дает возможности для улучшения качества идей, создания прорывных продуктов

HIGHLIGHTS: • Modern management is undergoing changes due to the ongoing technological revolution • Modern technical capabilities make it possible to manage the company's personnel in remote work mode, which can be turned into an additional factor of the company's success • Remote work mode can turn into the most important factor in the accelerated development of the company, as it creates comfortable working conditions for personnel • To turn telecommuting into an organizational breakthrough factor, a number of universal measures are needed • It is recommended to use optimal software and corporate coworking as a universal measure for implementing remote mode • If implemented correctly, the remote mode of work can act as a trigger for the accelerated development of an organization, since it provides opportunities for improving the quality of ideas, creating breakthrough products

Введение

Менеджмент в современном мире претерпевает очень серьезные и позитивные изменения. Тенденции, которые набирают обороты и оказывают очень серьезное влияние на меняющуюся парадигму управления, – массовый переход компаний на удаленный режим работы, роботизация, стремительное развитие искусственного интеллекта, появление прорывных инноваций, реализация во многих странах концепции базового дохода. Все это заставляет компании в самых разных странах мира меняться, адаптироваться под новые вызовы внешней среды [1] (Adizes, 2014). Конкуренция в этих меняющихся условиях становится очень жесткой и непредсказуемой, шанс получают молодые компании, которые за счет выпуска инновационной продукции могут опередить старожилов отрасли, в качестве примера можно назвать компанию Tesla. В этой ситуации необходимо определить особенности использования удаленного режима работы в компаниях в нашей стране, с тем чтобы добиться реализации всех преимуществ такого режима. Сегодня России важно иметь конкурентоспособные компании, которые смогут продавать конкурентную продукцию в зарубежных странах и способные привлекать инвестиции. Кремниевая долина как средоточие инноваций и венчурных инвестиций стала своеобразным вызовом для всего мира, во многих странах мира появились подобные территории, но подобных прорывных результатов им добиться пока не удается. Можно ли как-то конкурировать с Кремниевой долиной? Возможно ли в России создать подобную территорию и добиться успеха? Наша страна – это страна с холодным климатом, тяжелым советским наследием и довольно слабой инфраструктурой. Поэтому в нашем случае необходим рывок, который позволил бы за короткое время добиться успеха. Эволюционное развитие подобной площадки вряд ли возможно, поскольку слишком велико будет отставание у только что созданной территории инноваций. Какой фактор может выступить ключевым фактором создания новых творческих проектов? Таким фактором может стать удаленный режим работы, на который переходят многие компании мира. Удаленный режим работы может стать также триггером успеха для российских компаний, создать условия для прорывных разработок.

Актуальность статьи обуславливается необходимостью разработать универсальные рекомендации для работы в удаленном режиме, которые позволяют сделать удаленный режим работы триггером креативных идей в компании. Цель статьи – разработать условия успешного функционирования режима удаленной работы и превращение его в фактор ускоренного развития организации. Научная новизна исследования состоит в разработке универсальных условий функционирования удаленного режима работы, которые бы превратили его в дополнительную детерминанту создания творческих идей. Гипотеза исследования – разработка универсальных оптимальных условий функционирования удаленного режима способствует превращению такого режима работы в мощный фактор рывка организации за счет массового генерирования творческих идей.

Удаленный режим работы как фактор рывка в развитии компании

Пандемия коронавируса вынудила многие компании перейти к режиму удаленной работы. На такой режим перешли крупные корпорации, государственные организации, образовательные организации. В процессе использования такого режима оказалось, что он нисколько не плох, как ранее считалось. Переход к удаленной работе таит в себе массу преимуществ. Эти преимущества очень важно уметь использовать в работе организации. Не надо бояться изменений, связанных с введением удаленного режима работы, изменения в любой современной организации будут нарастать в связи с происходящей технологической революцией [7] (Ignateva, 2019). Удаленный режим работы дает человеку чувство свободы в выполнении поставленных целей, а домашний комфорт создает условия для появления творческих идей. Здесь вспомним цитату Сергея Брина: «Счастливый работник работает продуктивнее». Дома человек чувствует себя максимально расслабленно, он вполне может ощутить полет мысли, это абсолютно неуловимое состояние, которое чаще всего появляется в ситуации абсолютного физического и душевного комфорта.

Удаленная работа и стимулирование творческого мышления являются предпосылками для использования креативного стиля управления организацией. Этот стиль открывает возможности для организации прорыва в плане конкурентоспособности, в том числе на серьезных зарубежных рынках. Для крупных российских компаний (в том числе госкомпаний, градообразующих компаний) серьезное расширение возможностей конкурировать крайне необходимо [5, c. 1205–1216] (Bikmetov, 2020, р. 1205–1216). Переход к такому стилю лидерства требуется как можно скорее, особенно в условиях нарастающей конкуренции. Креативный стиль управления создает в организации неповторимую творческую атмосферу. Каждый сотрудник стремится создать собственный новаторский проект. Сотрудники организации постоянно ищут новые прорывные идеи. Креативный стиль управления персоналом – это стиль руководства, создающий комфортные условия для постоянного создания творческих проектов в постоянно меняющейся среде [3, с. 427–438] (Bikmetov, 2020, р. 427–438). Креативный стиль учит сотрудников быть настороже и проявлять творческий подход. Менеджер должен постоянно быть лидером в чем-то новом для своих сотрудников, чтобы каждый сотрудник мог создать конкурентоспособный проект и постоянно искать творческие идеи. Креативный стиль управления предоставляет формат для удаленной работы, который позволяет использовать на работе программы обмена мгновенными сообщениями и видеоконференцсвязь, обеспечивая быстрое принятие решений и комфортные условия работы для сотрудников, чтобы они могли создавать что-то новое. Роль инноваций в развитии бизнеса заключается в том, что это единственный способ повысить конкурентоспособность производимых товаров или услуг, поддерживая текущие темпы развития и прибыльность [18] (Yakokka Li, 2017). Поэтому компании, преодолевшие экономические трудности, начали самостоятельно развиваться в области продуктовых и технологических инноваций. Инновационное предпринимательство связано с готовностью предпринимателя взять на себя весь риск для реализации нового проекта или улучшения существующего [7, c. 42–44] (Ignateva, 2019, р. 42–44). Инновационное предпринимательство создает новые продукты, услуги, технологии и многое другое, а также определяет новые инновационные возможности для собственной компании – меняет структуру организации, структурные изменения, реорганизацию бизнеса.

Linux как способ оптимизации удаленного режима работы

Удаленный режим работы во многом зависит от скорости работы гаджетов и экономии времени, также необходимо учитывать требования к стоимости такого режима работы, а также безопасности [8, c. 11–22] (Korogodin, 2021, р. 11–22). Необходимо учитывать тот факт, что в отечественных организациях большое количество сотрудников, как правило, используют устаревшие компьютеры и ноутбуки. Мало кто из работников может себе позволить в России обновлять «компьютерное железо» раз в 2–3 года, а именно за такой период катастрофически устаревает современная ЭВМ. Это именно тот случай, когда моральный износ оборудования значительно опережает физический, все это издержки происходящей технологической революции. Кроме того, большую роль также играют хронофаги – поглотители времени, к которым можно отнести компьютерные игры, отвлекающие работника. Как видим, многое зависит от используемого в удаленной работе программного обеспечения.

Для ускорения процессов лучше всего использовать операционную систему Linux. Сегодня существует огромное количество дистрибутивов Linux, поэтому надо очень взвешенно подойти к выбору. В чем преимущества Linux? Давайте их перечислим, начнем с того, что большинство дистрибутивов Linux являются абсолютно бесплатными. Вы можете получить легальную (лицензионную) копию системы совершенно бесплатно, скачав ее из Интернета. Да, есть коммерческие дистрибутивы, такие как Elementary OS, но они платят за обновления и техническую поддержку. Сами эти дистрибутивы можно легально загрузить, не заплатив ни копейки. Компания или организация могут значительно сэкономить на лицензиях для ОС или используемых программ, поскольку пиратские копии чрезвычайно опасны и поэтому для них неприемлемы [14, c. 68–71] (Sarychev, 2020, р. 68–71). Обычному домашнему пользователю тоже лучше не использовать пиратские (взломанные) программы. В конце концов, скомпрометированная система или программа могут оказаться под серьезной угрозой. А что мешает зловредным пиратам-взломщикам вставить в свой код «троянского коня» или назойливый рекламный модуль?

Операционная система Linux намного «легче» Windows и работает даже на слабых компьютерах. Большинство программ успешно работают в среде Linux. К примеру, дистрибутив Linux Mint прекрасно работает на ЭВМ даже с двумя гигабайтами оперативной памяти. В большинстве российских компаний используются устаревшие компьютеры, и огромное количество времени тратится только на процесс включения и выключения компьютера [11, c. 208–213] (Lobova, 2020, р. 208–213). Подтормаживания, всевозможные лаги – это куча потерянного времени для работников организации. При этом обновление компьютерного парка – это сегодня очень дорогое удовольствие, так как из-за ослабевшего курса рубля и санкционных войн между США и Китаем очень сильно дорожают компьютерные комплектующие [12. c.1135-1148] (Migranova, 2020, р. 1135–1148). Таким образом, компания в случае перехода на Linux избегает серьезных расходов на новое и более мощное оборудование.

Еще один серьезный плюс – это то, что в Linux практически невозможно играть в компьютерные игры. Компьютерные игры – это очень серьезный хронофаг (поглотитель времени) в современных организациях. Да, для Linux существуют «программы-костыли» типа PlayOnLinux или Crossover, с помощью которых можно запускать некоторые игры на этой ОС (операционной системе), но они ведут к нарушению стабильности самой ОС, кроме того, могут быть серьезные сбои в работе приложений и вылеты в самый важный момент.

Перейдем к еще одному важному преимуществу Linux – безопасность. Во всех распространенных дистрибутивах Linux есть практичные магазины приложений, в которых программы можно загружать и устанавливать из репозиториев (сетевых источников). И это очень удобно. Вам нужно установить Firefox, Skype или Telegram? Вам не нужно их гуглить. Проверьте их в магазине или в диспетчере пакетов, нажмите кнопку установки, и через несколько секунд они появятся на вашем компьютере. Еще один плюс репозиториев Linux в том, что обновления для всех программ поступают из одного источника и устанавливаются одновременно. Наряду с системными патчами также будут обновлены браузер, видеоплеер и все остальное.

Из огромного количества дистрибутивов Linux (популярный сайт distrowatch.com насчитывает их примерно 400) можно порекомендовать к использованию такие дистрибутивы, как Ubuntu, Linux Mint, MX Linux, Manjaro. Все они имеют хорошую графическую поддержку, весьма похожи на Windows и имеют предустановленный пакет офисных программ, при этом все бесплатно. Для работников, которые являются начинающими пользователями Linux, такие дистрибутивы были бы достаточно комфортными в использовании. Сегодня большое количество программного обеспечения поддерживает операционную систему Linux и выпускает сразу несколько версий программного обеспечения, в том числе для данной свободной ОС.

Отдельно выделим офисные пакеты. Удобный офисный пакет – это залог успеха в вашей организации, ведь работникам постоянно необходимо печатать тексты, создавать презентации и отчеты в Excel, работать с формулами. LibreOffice и OpenOffice – это отличные офисные пакеты, как правило, они уже предустановлены в том или ином дистрибутиве Linux, в случае их отсутствия их легко установить из имеющегося репозитория, аналога Microsoft Store. Данные офисные пакеты являются прекрасными бесплатными заменителями офисного пакета от Microsoft. Начать стоит с самого популярного офисного пакета Linux. Libre Office – это, по сути, ветка продукта OpenOffice. Этот офисный пакет предустановлен во многих дистрибутивах и включает все необходимые инструменты. Несмотря на внешние недостатки, офисный пакет хорошо справляется со всеми документами Microsoft Office. Даже сложные документы с большим количеством элементов и формул можно открывать почти без ошибок. Есть аналоги Word, Excel, PowerPoint, Visio, Access и редактор формул. Сегодня появляются и другие бесплатные аналоги, например FreeOffice и OnlyOffice.

Мессенджеры для удобной координации удаленной работы

Очень важно в процессе организации удаленной работы использовать удобные мессенджеры с функцией видеозвонка. Мессенджеры удобны для удаленной коммуникации работников в организации, в том числе для организации собраний или конференций. Мессенджеры помогают экономить время, топливо и усилия, т.е. транзакционные издержки, которые несет работник для того, чтобы добраться до головного офиса организации. Мессенджеры позволяют создать удобный и комфортный режим коммуникации, например командную работу [16, c.23-38]. Работа в команде для современной организации крайне важна, мессенджеры позволяют улучшить связи внутри команды с помощью постоянного общения, даже во внерабочее время. К таким программам можно отнести мессенджер WhatsApp, который был приобретен компанией Sio для коммуникации, в том числе в большом коллективе; мессенджер Microsoft Teams, который очень удобен в использовании и при этом абсолютно бесплатный. Также можно выделить следующие мессенджеры: Signal, Telegram, Skype, Viber. Все эти мессенджеры роднит то, что они позволяют мгновенно делиться самой разнообразной информацией – текстом, видеороликами, аудиосообщениями, документацией, по сути, они являются убийцей социальных сетей. Для достижения успеха работникам организации лучше использовать сразу несколько мессенджеров. Это позволит разделить выполняемые функции, к примеру, работник участвует в видеоконференции по Microsoft Teams и при этом активно обменивается сообщениями с другой группой в WhatsApp. Выбор мессенджеров сегодня чрезвычайно богат, но каждый мессенджер обладает своими особенностями, поэтому руководство компании должно использовать те программы, которые наиболее им подходят.

Коворкинг – заменитель домашнего комфорта

Начнем с определения понятия «коворкинг». Коворкинг (от англ. co-working – совместная работа или совместно работающие) – это относительно новая концепция организации трудового процесса, означающая деятельность большого числа людей над своими самостоятельными и независимыми проектами в одном офисе как для получения экономии на арендных затратах, так и стимулирования нетворкинга, создания атмосферы креативности и получения эффекта синергии [2, с. 42–47] (Babich, Parkhomenko, 2014, р. 42–47).

В удаленном режиме важное значение имеют комфортные условия, в которых проходит рабочий процесс [9, c. 52–60] (Krauze, 2019, р. 52–60). По умолчанию таким рабочим местом для работника должен стать дом, в котором он живет. Это действительно очень важно, так как именно дома человек максимально расслаблен и уверен в себе, именно дома работник может придумать очень интересные проекты, которые в дальнейшем станут прорывными [17, c. 62–65] (Shirinkina, 2019, р. 62–65). Но бывают ситуации, при которых работник дома заниматься не может, в силу разных причин, например, присутствие маленьких детей, шумные соседи, отсутствие интернета. В этом случае необходим корпоративный коворкинг, в котором созданы хорошие условия для творческого труда. Коворкинг здесь выступает заменителем домашнего уюта (максимально доброжелательная атмосфера, удобная мебель, скоростной интернет, возможность перекусить). Такой коворкинг может быть бесплатным, но организация может также сделать его платным, в любом случае плата должна быть небольшая [10, c. 326–330] (Levashova, 2019, р. 326–330).

Создание благоприятного инновационного климата предполагает своеобразную атмосферу доверия, постоянное выявление и преодоление факторов, «блокирующих» творческие усилия и командную работу персонала, расширение полномочий инноваторов на рабочем месте, использование любых удобных инструментов, помогающих «генерировать» новые идеи [15] (Tarasova, 1993).

Разнообразные мотивирующие воздействия будут эффективны в тех случаях, когда они увязаны между собой и целенаправленно используются для поддержки инноваторов и инновационного климата организации в целом. Нет систем поддержки – нет инноваторов, нет инноваторов – нет нововведений.

Экспресс-опросы

Для того чтобы держать руку на пульсе и контролировать ситуацию в режиме удаленной работы, а также для выявления проблем и пожеланий сотрудников менеджер может использовать формат интернет-опросов, например, с помощью бесплатного инструмента Google Формы. Этот инструмент позволяет очень быстро сформировать и разослать анкету, а впоследствии обработать итоги опроса с построением диаграмм и таблиц. Работники получают возможность, не отвлекаясь от удаленного режима работы, ответить на поставленные вопросы в комфортабельных домашних условиях. Дело в том, что удаленный режим работы будет постоянно развиваться, будут появляться все новые возможности, и менеджер должен отслеживать дальнейшие способы оптимизации «удаленки». Результаты опросов будет служить базой для дальнейших управленческих решений по улучшению удаленного режима работы. Менеджеру важно помнить, что удаленный режим работы должен стать максимально комфортным и удобным для сотрудников.

Заключение

Подведем итоги. Удаленный режим работы вошел в реалии современных организаций всерьез и надолго. Современные технологии дают возможность организовать работу персонала удаленно с помощью соответствующего программного обеспечения. Теперь работник необязательно должен сидеть в офисе целый день, это совершенно новое явление в практике управления. Удаленный режим работы может дать очень серьезный рост производительности труда, кроме этого, он дает возможности для улучшения качества идей, создания прорывных продуктов. При удаленном режиме работы уменьшаются возможности для рестрикционизма [4, с. 863–872] (Bikmetov, 2019, р. 863–872), так как дома человек чувствует максимальный приток энергии и комфорт. Использование удаленного режима работы позволяет создать ощутимые факторы внутреннего роста компании за счет постоянного генерирования творческих идей персоналом компании. Использование удаленного режима работы сталкивается с рядом проблем: это устаревшее оборудование, которое используют сотрудники, дорогое программное обеспечение, хронофаги, отсутствие возможности работать дома. Для решения данных проблем предлагается использовать дистрибутивы Linux, бесплатные офисные пакеты, мессенджеры с функцией видеозвонка для организации командной работы, а также корпоративные коворкинги и проведение интернет-опросов. Удаленный режим работы будет развиваться с течением времени, важно проводить дальнейшие исследования по повышению его комфортности и удобства для сотрудников.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Адизес И. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни. / Монография. – М.: Манн, Иванов и Фарбер. – 2014. – 368 с.
2. Бабич С., Пархоменко В. Коворкинг: концепция и перспективы // Наука и инновации. - №6. – 2014. -С.42-47
3. Бикметов Р.Ш. Креативный стиль управления персоналом организации в современных условиях // Лидерство и менеджмент, 2020. - №3 – C. 427-438
4. Бикметов Р.Ш. Рестрикционизм как явление в практике менеджмента и меры по борьбе с ним // Экономика труда. - №2. - 2019. – С.863-872.
5. Бикметов Р.Ш. Факторы появления транснациональных компаний в среде малого и среднего бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 4. – С. 1205-1216.
6. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.Гранд-Фаир, 2003. – 288 с.
7. Игнатьева Ю.А. Создание технологических коворкингов в целях развития инновационной деятельности региона // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2019. - №3. – С.42-44.
8. Корогодин И.Т. Качество труда как система, его проявление в росте производительности под влиянием цифровой технологии // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 1. – С. 11-22.
9. Краузе И. Коворкинг как модель занятости будущего // Форсайт. – 2019. – Том 13. – № S2. – С. 52-60.
10. Левашова Ю.В. Разработка бизнес-плана по открытию коворкинг-центра // Наука XXI века: актуальные направления развития – 2019. - №1-1. – С.326-330.
11. Лобова С.В. Удаленный режим работы преподавателей российских вузов в условиях пандемии COVID-19: основания и восприятие // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров. – 2020. - №7. – С.208-213.
12. Мигранова Л.И. Рынок труда в изменяющихся условиях социальной среды и цифровой трансформации экономики // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 12. – С. 1135-1148.
13. Радаев, В. В. Экономическая социология.– М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. – 603 с.
14. Сарычев М.В. Сложности, с которыми столкнулись банки при переходе на удаленный режим работы, и пути их преодоления // Банковское дело. – 2020. - №7. – С.68-71.
15. Тарасова Н.Н. От приказа к мотивации: новые принципы управления в США // Полис. -№2. - 1993. - С. 179-184.
16. Уфимцева Е.В., Волчкова И.В., Шадейко Н.Р., Геворгян О.И. Удаленная работа: современные реалии трудовой сферы // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 1. – С. 23-38.
17. Ширинкина Е.В. Коворкинг как новая форма организации труда в цифровой экономике // Научные исследования и разработки. Экономика. – 2019. – Том 7. – № 3. – С. 62-65.
18. Якокка Ли. Карьера менеджера. / Монография. – М.: Издательство «Попурри», 2017. - 528 с.